Главные вкладки

    Открытый урок по обучению грамоте «Буква ь для обозначения мягкости согласных»
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Нурмухаметова Зульфия Мухтаровна

    Открытый урок по обучению грамоте

    «Буква ь для обозначения мягкости согласных»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 10._otkrytyy_urok_myagkiy_znak.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Лицей №46 Ленинского района ГО г .Уфа РБ

    Открытый урок по обучению грамоте

    «Буква ь для обозначения мягкости согласных»

                                 Учитель:  Нурмухаметова З.М.

    Уфа 2011

    Тема: Буква «ь» для обозначения мягкости согласных

    Цели урока:

    1) Продолжить формирование умений работать с предложением; формировать навык чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;

    2) Развивать фонематический слух, память, мышление;

    3) Воспитывать интерес к чтению.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    - У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята, к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.

    Ну-ка, проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке:

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    II. Повторение пройденного. (Слайд №1)

    1. Игра «Доскажите словечко»

    а) На деревьях, на дорожках,

        На ребячьих на сапожках.

        Он зимой лежит на всех

        Ну конечно, это … (снег)

    б) Он зимой в берлоге спит,

        Потихонечку храпит,

        А проснется, ну реветь,

        Как зовут его? (Медведь)

    - Что объединяет эти слова-отгадки? (Буква е)

    - Какую роль играет буква е в этих словах? Какой звук обозначает?

    2. Работа  в группах.

        Первая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□□  

        Вторая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).

       Уговор                                                      рукам волю не давай.

       Это ворона                                              старость - не смех.

       Юность - не грех                                     дороже денег.

       Языком болтай,                                       нам не оборона.

       Третья группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).

       Азбука -                                                   что весенний день.

      Есть терпение -                                      к мудрости ступенька.

      Имеем не храним -                                 будет и умение.

      Ласковое слово                                       потеряем — плачем.

      Четвертая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).

      Маленькая ложь                                     все - за одного.

      Новых друзей наживай,                         сыт не будешь.

      Один - за всех,                                        за собою большую ведёт.

      Разговором                                             а старых не теряй.

      Пятая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□

      Шестая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□ 

    - В каких случаях буква е обозначает два звука?

        Е                  Е

        ↓                   ↓

    [ й' ] [ э ]          [э]

    III.  Актуализация знаний. (Слайд №2)

    1. Загадка.

    Отгадайте-ка, ребятки, быстро вы мою загадку:

    Птица-тройка прилетела,

    Скакуны в той тройке белы,

    А в санках сидит царица,

    Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом,

    Всё покрылось серебром.

    - О какой царице говорится в загадке? (О зиме) (Слайд №3)

    - О каких белых скакунах идет речь? (Декабрь, январь, февраль.)

    2. Информация о месяцах.

        Декабрь. В Древней Руси декабрь называли «студень», так как в этом месяце начинались холода, стужа.

        В народе говорят: «Декабрь сердит — на всю зиму землю студит».

        Январь. Январь в старину называли «сечень», так как он рассекает зиму на две половины.

        В народе говорят: «Январь — году начало, зимы середина».

        Февраль. В Древней Руси февраль называли «лютень», что значит лютый, злой, холодный месяц.

        В народе говорят: «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает».

    - Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце)

    - О чем мы сегодня будем говорить?

    IV. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая показывает, что согласный произносится мягко.

    V. Знакомство с новой буквой.

    Учитель демонстрирует карточку с буквой «ь».

    Мягкий голос,

    Мягкий шаг...

    Это буква... (ь) (Слайд №4)

    - На какую букву похожа буква «ь»?

    Буква «Р» перевернулась,

    Мягким знаком обернулась.

    VI. Конструирование буквы «ь».

      Ребята, внимательно рассмотрите образец печатной буквы «ь».

    - Из каких элементов она состоит? (Из прямой линии и полуовала)

    Сконструируйте, пожалуйста, печатную букву «ь»? (5, 6, 7, 8 и 18, 19)

    VII. Динамическая пауза.

       Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями (3), коснуться руками ног (4)...

     VIII. Работа по теме урока. (Слайд №5)

        1. Загадка:

        По округе славится

        Зеленая красавица:

        Сарафан — как колокол,

        По земле да волоком,  

        Шапочка — с опушечкой,

        С острою макушечкой. (Ель)

        Ель — хвойное дерево с конусообразной кроной. (Слайд №6)

        2. Где спряталась ель?»

                                                           М    

                                                           Ц

                                                           Щ

                                                           Др

                                                           Тр

         3. Сообщение о ели.

             а) Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель», «елинь», «еловый лес», позже «ельник», причём это слово употреблялось в основном значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлка» - символ Нового года.

            б) Ель - хвойное дерево, достигающее в высоту 30-40м. Вместо листьев у ели иголки, или правильные хвоинки. Они держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Поэтому в хвойном лесу можно встретить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

        Семена ели образуются и зреют внутри твердых шишек, которые служат им защитой.

        4. Звукобуквенный анализ слов. (У доски, на местах).

                    □'○□' (ель)

        - Что получится, если мы уберем мягкий знак?

                    □'○□ (ел)

        - Как произносится последний звук в словах «ель и ел»? (Мягко и твердо)

        IX. Работа по учебнику.

        - Прочитайте название рыбы. (Линь)

        Линь — это пресноводная рыба. Линь, как рыба не стадная, не может попадаться в большом количестве. Зимою лишь недоступен рыболову, так как зарывается в ил.

        - Произнесите последний звук?

        - Почему буква «н» обозначает мягкий [н']?

        - Какую роль выполняет «ь» после согласного?

      Вывод: буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков.

      ○□□'□□'

      - Что обозначает эта схема? («ь» - буква, а не звук).

    X. Динамическая пауза.

        Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

        Есть - елки - елочки, (Руки вверх, в стороны, вниз)

        Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встают на носочки)

        На елках птичьи голоса, (Руки в стороны, взмах руками)

        Внизу на елочках роса. (Руки внизу, присели)

     XI. Чтение слогов и слов по учебнику.

        1. Чтение про себя.

        2. Чтение по цепочке.

        3. Словарная работа.

    Лунь - хищная степная птица.

    Рояль - музыкальный инструмент.  

        4. Чтение предложений.

        5. Запись схем предложений на доске и на местах.

                     У Алины рояль.

                                             

                   

             Составьте предложения по первому рисунку.

             Алина на рояле сыграла красивую мелодию.

                 

               

    XII. Закрепление. (Слайд №7)

    1. Игра «Кто самый внимательный».

    Прочитайте «зимние» слова. Найдите слова, в которых пишется ь:

                       метель              ветер                   снежинки

                       пурга                 иней                    льдины

                       сосульки           буран                   вихрь

      - Какую роль играет в этих словах буква «ь»?

      - В каких словах все согласные твәрдые? (Буран, пурга)

    2. Читаем хором. (Слайд №8)

    Эту букву каждый знает:

    Звука не обозначает,

    Может только показать,

    Как согласные читать.

    3. Угадай словечко. (Слайд №9)

    С «б» мучительной бываю, (боль)

    С «м» одежду пожираю, (моль)

    С «р» актеру я нужна, (роль)

    С «с» для повара важна. (соль)

    (Работа в печатных тетрадях).

    □○□'

    [рол']  РОЛЬ

      - Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

    4. Игра «Много — один» (Слайд №10)

        Голуби - голубь;

        Звери - зверь;

        Олени - олень.

     XIII. Итог урока.

      - Что нового узнали на уроке?

      - Какую роль выполняет буква «ь» после согласного? (Слайд №10)

         а) звука не обозначает.

         б) показывает, что звук произносится мягко.

         в) может обозначать, что предмет один.

         г) может изменять значение слов.

               

         Вот в какой интересной ситуации мы можем оказаться, если забудем про «ь».

         Бабка баньку затопила

         Мягкий знак позвать забыла.

         Тут же банька банкой стала -

         Вот как бабка сплоховала!

         Памятка.

         Мягкий знак — хитрый знак.

         Не сказать его никак.

         Он не произносится,

         Но в слово часто просится.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по обучению грамоте "Буква Ч".

    Урок в интересной  и познавательной форме знакомит с буквой ч....

    Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

    Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

    Открытый урок по обучению грамоте. Буквы Д, д. Звуки [д], [д*].

    Урок знакомства с буквами Д, д, и звуками [д], [д*]....

    Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

    Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

    Конспект урока обучения грамоте на тему "Буква ь для обозначения мягкости согласного" 1 класс "ПНШ"

    Тип урока: открытие нового знанияЦели деятельности учителя: познакомить детей с ь знаком и его особенностями; отрабатывать навык звукового анализа и чтения слов.Планируемые результаты:·...

    Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

    Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...