Открытый урок по обучению грамоте «Буква ь для обозначения мягкости согласных»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Нурмухаметова Зульфия Мухтаровна

Открытый урок по обучению грамоте

«Буква ь для обозначения мягкости согласных»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10._otkrytyy_urok_myagkiy_znak.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Лицей №46 Ленинского района ГО г .Уфа РБ

Открытый урок по обучению грамоте

«Буква ь для обозначения мягкости согласных»

                             Учитель:  Нурмухаметова З.М.

Уфа 2011

Тема: Буква «ь» для обозначения мягкости согласных

Цели урока:

1) Продолжить формирование умений работать с предложением; формировать навык чтения слов с «ь» - показателем мягкости согласных звуков; добиться осознания детьми того, что мягкий знак не обозначает звука;

2) Развивать фонематический слух, память, мышление;

3) Воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Повернитесь, ребята, к нашим гостям, поприветствуйте их, развернитесь и тихонько садитесь.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

II. Повторение пройденного. (Слайд №1)

1. Игра «Доскажите словечко»

а) На деревьях, на дорожках,

    На ребячьих на сапожках.

    Он зимой лежит на всех

    Ну конечно, это … (снег)

б) Он зимой в берлоге спит,

    Потихонечку храпит,

    А проснется, ну реветь,

    Как зовут его? (Медведь)

- Что объединяет эти слова-отгадки? (Буква е)

- Какую роль играет буква е в этих словах? Какой звук обозначает?

2. Работа  в группах.

    Первая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□□  

    Вторая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).

   Уговор                                                      рукам волю не давай.

   Это ворона                                              старость - не смех.

   Юность - не грех                                     дороже денег.

   Языком болтай,                                       нам не оборона.

   Третья группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).

   Азбука -                                                   что весенний день.

  Есть терпение -                                      к мудрости ступенька.

  Имеем не храним -                                 будет и умение.

  Ласковое слово                                       потеряем — плачем.

  Четвертая группа. Прочитайте пословицы и подберите подходящий конец (указать стрелками).

  Маленькая ложь                                     все - за одного.

  Новых друзей наживай,                         сыт не будешь.

  Один - за всех,                                        за собою большую ведёт.

  Разговором                                             а старых не теряй.

  Пятая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□

  Шестая группа. Составить слова по занимательным моделям □е□□ 

- В каких случаях буква е обозначает два звука?

    Е                  Е

    ↓                   ↓

[ й' ] [ э ]          [э]

III.  Актуализация знаний. (Слайд №2)

1. Загадка.

Отгадайте-ка, ребятки, быстро вы мою загадку:

Птица-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санках сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

- О какой царице говорится в загадке? (О зиме) (Слайд №3)

- О каких белых скакунах идет речь? (Декабрь, январь, февраль.)

2. Информация о месяцах.

    Декабрь. В Древней Руси декабрь называли «студень», так как в этом месяце начинались холода, стужа.

    В народе говорят: «Декабрь сердит — на всю зиму землю студит».

    Январь. Январь в старину называли «сечень», так как он рассекает зиму на две половины.

    В народе говорят: «Январь — году начало, зимы середина».

    Февраль. В Древней Руси февраль называли «лютень», что значит лютый, злой, холодный месяц.

    В народе говорят: «Февраль одной рукой гладит нос, а другой по нему щелкает».

- Что общего в написании этих слов? (мягкий знак в конце)

- О чем мы сегодня будем говорить?

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая показывает, что согласный произносится мягко.

V. Знакомство с новой буквой.

Учитель демонстрирует карточку с буквой «ь».

Мягкий голос,

Мягкий шаг...

Это буква... (ь) (Слайд №4)

- На какую букву похожа буква «ь»?

Буква «Р» перевернулась,

Мягким знаком обернулась.

VI. Конструирование буквы «ь».

  Ребята, внимательно рассмотрите образец печатной буквы «ь».

- Из каких элементов она состоит? (Из прямой линии и полуовала)

Сконструируйте, пожалуйста, печатную букву «ь»? (5, 6, 7, 8 и 18, 19)

VII. Динамическая пауза.

   Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями (3), коснуться руками ног (4)...

 VIII. Работа по теме урока. (Слайд №5)

    1. Загадка:

    По округе славится

    Зеленая красавица:

    Сарафан — как колокол,

    По земле да волоком,  

    Шапочка — с опушечкой,

    С острою макушечкой. (Ель)

    Ель — хвойное дерево с конусообразной кроной. (Слайд №6)

    2. Где спряталась ель?»

                                                       М    

                                                       Ц

                                                       Щ

                                                       Др

                                                       Тр

     3. Сообщение о ели.

         а) Дерево названо так по колючей хвое. В древнерусском языке сначала появились слова «ель», «елинь», «еловый лес», позже «ельник», причём это слово употреблялось в основном значении «рождественская ёлка», «новогодняя ёлка» - символ Нового года.

        б) Ель - хвойное дерево, достигающее в высоту 30-40м. Вместо листьев у ели иголки, или правильные хвоинки. Они держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Поэтому в хвойном лесу можно встретить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

    Семена ели образуются и зреют внутри твердых шишек, которые служат им защитой.

    4. Звукобуквенный анализ слов. (У доски, на местах).

                □'○□' (ель)

    - Что получится, если мы уберем мягкий знак?

                □'○□ (ел)

    - Как произносится последний звук в словах «ель и ел»? (Мягко и твердо)

    IX. Работа по учебнику.

    - Прочитайте название рыбы. (Линь)

    Линь — это пресноводная рыба. Линь, как рыба не стадная, не может попадаться в большом количестве. Зимою лишь недоступен рыболову, так как зарывается в ил.

    - Произнесите последний звук?

    - Почему буква «н» обозначает мягкий [н']?

    - Какую роль выполняет «ь» после согласного?

  Вывод: буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков.

  ○□□'□□'

  - Что обозначает эта схема? («ь» - буква, а не звук).

X. Динамическая пауза.

    Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

    Есть - елки - елочки, (Руки вверх, в стороны, вниз)

    Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встают на носочки)

    На елках птичьи голоса, (Руки в стороны, взмах руками)

    Внизу на елочках роса. (Руки внизу, присели)

 XI. Чтение слогов и слов по учебнику.

    1. Чтение про себя.

    2. Чтение по цепочке.

    3. Словарная работа.

Лунь - хищная степная птица.

Рояль - музыкальный инструмент.  

    4. Чтение предложений.

    5. Запись схем предложений на доске и на местах.

                 У Алины рояль.

                                         

               

         Составьте предложения по первому рисунку.

         Алина на рояле сыграла красивую мелодию.

             

           

XII. Закрепление. (Слайд №7)

1. Игра «Кто самый внимательный».

Прочитайте «зимние» слова. Найдите слова, в которых пишется ь:

                   метель              ветер                   снежинки

                   пурга                 иней                    льдины

                   сосульки           буран                   вихрь

  - Какую роль играет в этих словах буква «ь»?

  - В каких словах все согласные твәрдые? (Буран, пурга)

2. Читаем хором. (Слайд №8)

Эту букву каждый знает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласные читать.

3. Угадай словечко. (Слайд №9)

С «б» мучительной бываю, (боль)

С «м» одежду пожираю, (моль)

С «р» актеру я нужна, (роль)

С «с» для повара важна. (соль)

(Работа в печатных тетрадях).

□○□'

[рол']  РОЛЬ

  - Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

4. Игра «Много — один» (Слайд №10)

    Голуби - голубь;

    Звери - зверь;

    Олени - олень.

 XIII. Итог урока.

  - Что нового узнали на уроке?

  - Какую роль выполняет буква «ь» после согласного? (Слайд №10)

     а) звука не обозначает.

     б) показывает, что звук произносится мягко.

     в) может обозначать, что предмет один.

     г) может изменять значение слов.

           

     Вот в какой интересной ситуации мы можем оказаться, если забудем про «ь».

     Бабка баньку затопила

     Мягкий знак позвать забыла.

     Тут же банька банкой стала -

     Вот как бабка сплоховала!

     Памятка.

     Мягкий знак — хитрый знак.

     Не сказать его никак.

     Он не произносится,

     Но в слово часто просится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по обучению грамоте "Буква Ч".

Урок в интересной  и познавательной форме знакомит с буквой ч....

Открытый урок по обучению грамоте. Буквы Д, д. Звуки [д], [д*].

Урок знакомства с буквами Д, д, и звуками [д], [д*]....

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...