Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)
материал по русскому языку (1 класс)

Павленко Анна Яковлевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о букве «ь», как показатель мягкости.

1. Учить выделять букву «ь»;

2. Учить обозначать буквой «ь» мягкость согласных;

3. Учить читать слоги и слова с изученной буквой;

3. Выполнять звуко-буквенный анализ.

Предметные:

1. Усвоить образ буквы «ь».

2. Учиться выполнять слого-звуковой анализ.

3. Учиться выполнять гигиенические правила.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование          заинтересованности       при          выполнении заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам.

УМК: «Школа России», Учебник Азбука 1 класс 2 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта98.83 КБ
PDF icon Презентация 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 01.12.2023 г.

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 1 «Г»

Урок: 1

Время: 08:00-08:40

Кабинет: 113

Студент: Павленко Анна Яковлевна

Группа: 45

Учитель: Гужова Юлия Эдуардовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать понятие о букве «ь», как показатель мягкости.

1. Учить выделять букву «ь»;

2. Учить обозначать буквой «ь» мягкость согласных;

3. Учить читать слоги и слова с изученной буквой;

3. Выполнять звуко-буквенный анализ.

Предметные:

1. Усвоить образ буквы «ь».

2. Учиться выполнять слого-звуковой анализ.

3. Учиться выполнять гигиенические правила.

Развивающие:

1. Развивать устную связную речь в процессе полных ответов на вопросы учителя.

2. Развивать умение работать в парах.

Личностные:

1. Формирование уважительного отношения к ответам своих товарищей.

2. Формирование        заинтересованности        при        выполнении заданий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к чтению.

2. Воспитывать уважительное отношение к товарищам.

УМК: «Школа России», Учебник Азбука 1 класс 2 часть. Авторы: В. Г. Горецкий; В. П. Канакина.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Словесный: беседа

Форма работы : фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

- Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Яковлевна и этот урок обучения грамоте у вас проведу я.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

 1. Показывают готовность к уроку.

Л: осознание и принятие на себя роли обучающегося; мотивация; самоопределение к деятельности.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический : анализ и систематизация

Словесный : подводящий диалог

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.

 Повторение о гласных буквах.

- Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?

- Прочитайте пары слов:

 б…л – б…л (бал, бил)  

 р…д – р…д (рад, ряд)

- Какие буквы потерялись? А какие это буквы?

- Сравните, чем слова отличаются?

- Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

- Какие буквы обозначают 2 звука, какие 1 звук?

1. Отвечают на вопросы

2. Выполняют указания учителя.

- гласные

- е, ё, ю, я -  обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в начале слова, после других гласных звуков

- Ё – [й’о] , [о]

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания.

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный : формулировка темы и целей урока

Форма работы :  фронтальная

Подведение к теме урока

- А все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новой буквой?

- Ребята, посмотрите на доску. Пишет на доске слово КОН(без Ь), прочитайте слово, правильно ли написано слово?

-  Верно, нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова?

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится?

- Подходит? Почему?

- Может букву е?

- Может букву Я?

-Ребята, может кто-то догадался, что нового мы узнаем?

-Ребята, сегодня с вами на уроке мы познакомимся с буквой ь.

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1)познакомиться

2)узнать

3) научиться

Отвечают на вопросы

- нет

- НЬ

- кони

- нет, потому что много коней

- нет

- нет

- предполагают тему урока

- с новой буквой.

- какие звуки обозначает эта буква.

- читать слоги и слова с новой буквой.

К: высказывание

Предположений

К: планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! 

 - Буква ь никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она ни встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

- Давайте в Азбуке найдём правило, для чего же нужен мягкий знак с. 11.

- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Вот она буква ь (мягкий знак)

На доску вывешивается буква ь.

Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

Давайте составим слого-звуковую схему к словам с мягким знаком.

- Сколько букв? Сколько звуков в словах?

Почему?

-Назовите слова которые обозначают один предмет, много предметов.

Придумайте свою пару слов, запишите их в тетрадь.

- Отдохнем. (физминутка)

На зарядке 1 класс.

Мы присядем 10 раз

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

- Отлично, назовите месяцы года, в названиях которых есть буква мягкий знак.

- вставить ь в слово КОНЬ на доске

звуковая схема слова-голубь - Школьные Знания.com

        

- В слове голуби 6б., 6зв., в слове голубь 6б., 5 зв. потому что буква ь не обозначает звук.

- Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.        

П: структурирование полученных знаний; логический анализ.

К: выражение своих

мыслей с

достаточной

полнотой и

точностью

П: построение

речевого

высказывания по

образцу; выполнение

действий по

алгоритму; структурирование знания, логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Закрепление с детьми полученных знаний. Работа со страницами Азбуки.

Чтение текста на странице 11. Начинаем читать по цепочке.

- О ком вы прочитали текст?

-Чем питается лось?

-Что он любит?

-Где мальчики оставили угощение для лося?

- Откройте страницу 12, сравните слова и скажите, какие из них обозначают один предмет, какие – множество?

Начинаем по цепочке.

- Молодцы. Так какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко?

- На что похожа буква мягкий знак?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Нарисуем мягкий знак -

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

- Я произношу чистоговорку, а вы хором повторяете за мной:

Ась-ась-ась – в речке плавает карась

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

Ель-ель-ель – мы купили карамель

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

Выполняют задание.

- О лосе.

-Зелёным листом.

-Соль.

-На пне.

- мягкий знак

- Предположения детей.

- повторяют за учителем.

- потому что мягкий знак звука не обозначает.

П: построение

речевого

высказывания.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: включение в активную деятельность.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Практический: работа в парах

Работа в парах

Сейчас ваша задача в парах составить звуковую схему слов лось  и соль
Но сначала повторим правила работы в паре. Кто может назвать?

Хорошо, можете приступать к выполнению задания

Внимательно посмотрите на образец. У кого всё правильно? Расскажите по схеме о слове.

Хорошо 

Работают в парах.

-Внимательно слушать друг друга, не перебивать, не разговаривать громко.



Два слога, ударение падает на первый слог. Новая буква стоит в конце  слова.

П: структурирование знания, логический анализ объектов

Р: контроль выполнения заданий с заданным эталоном

Раздаточный материал

 Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

-Сейчас, вам представится уникальная возможность побыть редакторами.

-Ваша задача вставить букву ь в слова.

- Ден..., радост..., мал…чик, учител…,

школ…ник, ал…бом, плат…е

-Итак, где в слове может стоять буква «ь»?

Отлично, молодцы.

День, радость, мальчик, учитель, школьник, альбом, платье

- В середине и в конце слова

П: усвоение пройденного материала и применение полученных знаний.

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

- С какой новой буквой познакомились?

- Обозначает ли она какие-то звуки?

- Где будет жить новая буква в нашем домике?

- у кого на уроке все получалось, кто понял тему урока, поднимите зеленый карандаш, у кого не все получилось, но он старался, поднимите желтый карандаш, а кто вообще ничего не понял, у него ничего не получилось, поднимите красный карандаш.

- Отлично!

Закончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

- Спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке

 Р: анализ собственной работы.

Л: самооценка

деятельности

Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...

Технологическая карта урока обучению грамоте "Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г  и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...