Литературное краеведение
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Проблемы патриотического воспитания и  духовно - нравственного становления ребёнка  наиболее успешно решаются на  уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья70 КБ
Office presentation icon презентация к статье2.92 МБ

Предварительный просмотр:

                       ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В 4 КЛАССЕ.

                                                                      НЕДОСПАСОВА Л.М.

                                            ( МБОУ СОШ № 6  им. М.В. Ломоносова

                                           с углубленным изучением отдельных предметов)

                                                              www.nedospasova69@mail.ru

       Воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы образования, не теряющая значимости на протяжении всей истории человечества. Требования ФГОС НОО ставят задачу  обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, становление их гражданской идентичности.

     Проблемы патриотического воспитания и  духовно - нравственного становления ребёнка  наиболее успешно решаются на  уроках литературного чтения. При этом следует и учителю, и ученикам помнить  совет, который оставил нам академик Д.С. Лихачёв: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»   Воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине помогает кружок литературного краеведения для учеников четвёртых классов.

         Ценность литературного краеведения для личностного развития выпускников начальной школы  трудно переоценить, поскольку эти занятия расширяют и обогащают знания школьников о родных местах, прививают им любовь и уважение к истории  родного края, повышая тем самым   качество начального образования.

      Культурные страницы Самары и  Самарского края  богаты плеядой блестящих литературных имён. Об этом свидетельствуют названия улиц, расположенных в непосредственной близости к нашей школе. Улицы Аксакова и Алексея Толстого,  Льва Толстого и В. Маяковского,  А.С. Неверова и Н.А. Некрасова, улицы А. Пушкина и В. Высоцкого подсказывают нам темы уроков внеклассного чтения, но и темы для занятий кружка литературного краеведения.  Изучая на уроках классного чтения произведения этих писателей, мы советуем школьникам находить дополнительные сведения о жизни и творчестве каждого автора.

        Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития их памяти, формирования читательских интересов.    Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в начальных классах имеет личность педагога. Он  выступает  в качестве пропагандиста знаний о родном крае. В этом плане важна  предварительная самоподготовка учителя:

-  его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами Самары,

-  знакомство  с литературными традициями самарского края,

-  активный интерес к современной культурной жизни Самары.

      Начинать работу по литературному краеведению в начальной школе можно  со сбора сведений о том, кто из отечественных и зарубежных писателей  является  уроженцем Самарской губернии, кто из них  бывал или работал  в наших краях? В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края? Какую роль сыграли эти писатели в создании региональной и общенациональной культуры?

      Источниками таких сведений могут быть,  как сами художественные произведения (например, повесть А. Толстого «Детство Никиты»), так и материалы предисловий к  книгам и сборникам, адресованных и доступных младшим школьникам. Большую помощь руководителю кружка краеведения могут оказать материалы Историко-краеведческого музея имени П. Алабина.

      В ходе совместной исследовательской работы  мы с ребятами установили, что осенью 1833 года А.С. Пушкин,  совершая поездку по местам пугачёвского восстания,  проехал через самарский край.  Сегодня в Похвистневском районе один из  колхозов  носит имя великого поэта.

    Самарские наблюдения Пушкина  отразились в повести «Капитанская дочка»: « Я ехал по степям Заволжским. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Я видел одни бедные мордовские и чувашские деревушки. Я приближался к месту моего назначения».  

     Память о великом поэте  в Самаре была не раз увековечена. В этом важном деле принимали участие и ученики нашей Шестой Ломоносовской:  учащиеся и учителя помогали в создании  Пушкинского сквера (за драматическим театром). В 1903 году в Самаре был открыт Пушкинский народный дом. Ныне это дом культуры железнодорожников. На балконе этого здания установлен бюст Пушкина работы скульптора В.Н.Рейтлингера.  

     Лев Николаевич Толстой (1828-1910) впервые  посетил Самарский край в мае 1851 г. по дороге на Кавказ. Потом, в 1872 г. по настоянию врачей приехал на полтора месяца в самарские степи для лечения кумысом.  В 6 км к востоку от села Гавриловка Алексеевского района находился его хутор.  Жил Л.Н.Толстой в этом районе и на Сухом Тананыке.  В течение десяти лет  Лев Николаевич почти ежегодно приезжал с семьей в свое самарское имение, занимался земледелием и коневодством.

      А когда после сильнейшей засухи в наших краях начался голод,  Л.Н. Толстой организовал сбор средств в помощь голодающим. В 1873-1874 гг. поступило 1,867 млн. рублей частных пожертвований и 21 тыс. пудов хлеба.

       После смерти Л.Н. Толстого в 14 верстах от Самары образовалась колония его последователей. Она получила название Зубчаниновка по имени своего основателя – Евгения Зубчанинова, главного инженера Самарско-Златоустовской железной дороги. Этот район Самары  известен  сегодня каждому жителю нашего города.

     Все, кто сегодня приезжает в наш город по Волге, попадает на улицу М. Горького.  Свою литературную деятельность М. Горький начинал в Самаре. В 1895-1896 гг. он работал в "Самарской газете", где печатал свои первые очерки и рассказы.  Сохранились в нынешней Самаре два дома, где жил А.М. Горький, - ул. Степана Разина, 126 и дом на улице Куйбышева, 91. На фасаде второго дома установлен бюст писателя.

    Дважды  посещал Самару и  Владимир Владимирович Маяковский. Первый раз  в 1914 году. Второй, уже будучи маститым поэтом,  – в 1927году, когда  по путевке народного комиссара просвещения Луначарского отправился в турне по городам Поволжья с поэтическими выступлениями и лекциями. В здании нынешней филармонии В. Маяковский  выступал со своим докладом. По воспоминаниям современников, самарцы ждали поэта с нетерпением и встретили его с распростертыми объятьями. Как говорят в таких случаях, в зале, где проходила встреча,  яблоку было негде упасть.

     На самарской земле родился  автор любимой многими из нас сказки про Буратино - Алексей Толстой.  Детство Алексея Николаевича   прошло на хуторе в имении отчима А.А.Бострома (ныне с. Павловка Красноармейского района). Этому периоду жизни писателя посвящена автобиографическая повесть "Детство Никиты" (1920).

     В 1897-1898 гг. А.Н.Толстой учился в Сызранском, а в 1898-1902 гг. – в Самарском реальных училищах. А когда продолжил образование в Санкт-Петербургском технологическом институте (1901-1905) и в Королевской саксонской высшей технической школе в Дрездене (1906), каждый год приезжал на  каникулы   в Самару. По самарским впечатлениям были им написаны рассказы и повести заволжского цикла, которые сразу принесли писателю известность.

     В 1882 году в Самарскую губернию приезжает со своей семьёй ещё один известный русский писатель – Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.. Он поселился вместе с женой и двумя детьми в Бугурусланском уезде, купил усадьбу близ небольшой деревеньки Гундоровка (ныне Сергиевского района).Здесь, в Гундаровке,  он начал писать автобиографическую повесть «Детство Тёмы», которая  была подписана псевдонимом Н.Гарин.  Многократно он бывал в селе Богдановка Кинельского района, принадлежавшем его тестю, самарскому помещику В.И.Чарыкову. На свои собственные деньги писатель построил узкоколейную железную дорогу, по которой можно было вывозить хлеб, выросший на богатой самарской земле. В 1890-е гг. Н.Г. Гарин-Михайловский финансировал издание газеты "Самарский вестник".

     На уроках внеклассного чтения четвероклассники обсуждают повесть А.С.Неверова «Ташкент – город хлебный» Судьба Мишки Додонова волнует четвероклассников, поскольку не только жизнь героя, но и жизнь автора   связана с нашим краем. Так дети узнают о непростой судьбе земляков-самарцев в голодные 20-е годы прошлого столетия.

    Ежегодно накануне Дня Победы в школьном музее проходит конкурс чтецов. Участники  кружка литературного краеведения готовят на конкурс стихи поэта Ивана Булкина, нашего земляка, рабочего одного из самарских заводов. Строки его стихов, опалённые войной, никого не оставляют равнодушным, а судьба поэта, отдавшего свою жизнь, защищая Отечество является примером мужества и героизма.

      Работу по сбору информации о жизни и творчестве того или иного писателя  организуем по плану А.И.Савенкова, который назван  «Памяткой юного исследователя» .

  1. Выбор темы ( работа в группах).
  2. Постановка цели.
  3. Определение задач исследования.
  4. Сбор информации: необходимого литературного материала, подбор фотографий, выбор самых интересных, ярких фактов.
  5. Подготовка сообщения по теме исследования и  выполнение презентации на компьютере (или в виде плаката, альбома, сценария).
  6. Публичное выступление с докладом перед участниками кружка, а также перед учениками других классов школы.

    Собранные материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты Самарского края.  Литературная или литературно-художественная карта родного края может выглядеть примерно так:

      - на схематическую карту данной местности наносятся, помимо районных центров и других самых крупных населенных пунктов, и такие, которые связаны с жизнью и деятельностью писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры,

      - около названий населенных пунктов можно поместить их портреты (лучше в овале размером 2×2,5 см или 3×4 см, в зависимости от размера карты),

      - рядом с названиями проставляются номера,

       - на полях карты или на специальной витрине по этим номерам, расположенным по порядку, даются пояснения, с каким деятелем культуры связан данный объект.

      Разноцветными пунктирными линиями можно нанести на карту литературные маршруты по родным местам.

      Подобная исследовательская работа расширяет кругозор младших школьников, обогащает и систематизирует  знания по истории культуры родного края, формирует навыки учебного исследования, поисковой и оформительской деятельности.

      Говоря словами В.В. Бианки, литературный  краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

Являясь составной частью общей системы учебно-воспитательной работы, литературное краеведение начальной школы, значительно  повышает качество начального общего образования, обеспечивает рост творческого потенциала не только обучающихся, но и их педагогов.
                         

                                      Список используемой литературы

  1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9. - с. 22 - 29.
  2. Храпова О. П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О. П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — № 6. Т.2. — С. 169-171.
  3. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара. Издательство «Учебная литература»,2011.
  4. https://sites.google.com/site/setevojproektsinickinkalendar/cover-page/new/5-etap
  5. http://www.smibs.ru/kraevedenie/literaturnaya-karta-samary/tolstoj-n/
  6. http://staraysamara.ru/vse-materialy/istoriya-samarskoj-gubernii/140-lev-nikolaevich-tolstoj-v-samarskoj-gubernii
  7. http://museum.samgd.ru/mo/alexeevsky/history/79824/
  8. http://museum-samara.ru/index.php?categoryid=14
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасовская_улица_(Самара)
  10. http://news.samaratoday.ru/news/220780/
  11. http://museum.samgd.ru/region/pamjatnye_daty/dlja_perenosa/101846/
  12. http://valisa.ru/literaturnyy_muzey
  13. http://samaralit.ru/?p=10247
  14. http://www.people.su/26217_2
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Улица_Маяковского_(Самара)
  16. http://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/majakovskii-v-samare-ko-dnyu-rozhdenija-.html
  17. http://samaralife.com/progulki-po-samare-mayakovskogo/
  18. http://www.niasam.ru/Blagoustrojstvo/Pamyatnik-Mayakovskomu-v-Samare-vernuli-na-zakonnoe-mesto--FOTO42198.html
  19. http://www.slideshare.net/ddeva/ss-3468463
  20. http://staraysamara.ru/164-a-s-pushkin-v-samarskoj-gubernii
  21. http://gubernya63.ru/Lichnost-v-istorii/famous/gorkiy.html
  22. http://www.museum.ru/m1944
  23. http://www.kraeved-samara.ru/archives/1819
  24. http://sgpress.ru/CHital_nyj_zal/art33728.html
  25. http://sodb.ru/node/866

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное краеведение - средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников Выступление на педагогическом форуме 2015г Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. Д.С. Лихачев

Слайд 2

Что такое литературное краеведение Литературное краеведение - «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Это направление открывает учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе родного края, пробуждает у них чувство любви к "малой родине". Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе, способствует развитию мыслительной активности, вызывает устойчивый интерес к художественному слову.

Слайд 3

Цель и основная задача литературного краеведения в начальной школе Цель Расширение читательского кругозора младших школьников, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Основная задача Обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, вооружать умением учиться.

Слайд 4

Принципы работы по литературному краеведению 1. Возможность самостоятельного движения в изучаемой области. 2. Существенное повышение мотивации и интереса к учению. 3. Возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, 4. Прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Слайд 5

Планируемые результаты 1. Интерес к истории отечественной детской литературы через призму жизни и творчества писателей, чьи имена носят улицы Самары. 2. Умение запрашивать, собирать и представлять информацию о жизни писателя, читать и анализировать его произведения, написанные специально для детей или вошедшие в круг детского чтения. 3. Творчески осваивать индивидуальные, групповые и коллективные способы читательской деятельности на уроках, во внеурочное время, опираясь на фонды школьной, районной и областной детских библиотек. 4. Устанавливать и прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.

Слайд 6

Средства диагностики

Слайд 7

Ведущий метод обучения Ведущим является метод обучения, при котором школьники не получают знания в готовом виде, а добывают их в процессе совместной учебно-познавательной деятельности со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями, библиотекарями).

Слайд 8

Раздел 1. «Самарских улиц имена» Раздел 2. « За страницами наших учебников» Раздел 3. « Литературная гостиная» Раздел 4. «Наше творчество» Структура программы внеурочной деятельности «Литературное краеведение, 1-4 классы»

Слайд 9

Самарских улиц имена 1класс - ул. Пушкина, ул. Маяковского, ул. Льва Толстого. 2 класс – ул. Некрасовская, ул. Самарская, ул. Садовая, ул. Полевая. 3 класс – ул. Аксаковская, ул. А. Толстого, ул. М. Горького. 4 класс – ул. Неверова, ул. Ивана Булкина, ул. Ленинградская, ул. Зои Космодемьянской .

Слайд 10

За страницами наших учебников 1 класс – Стихи и сказки А. С. Пушкина. «Азбука» Л. Н. Толстого. В. В. Маяковский – детям. 2 класс – Стихи Н. А. Некрасова для детей. Книги-альбомы о крае Самарском. Н. Надеждина «Путешествие в страну Легумию». К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла». 3 класс – С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». М. Горький «Сказки для детей». А. Н. Толстой «Сорочьи сказки», «Детство Никиты». 4 класс – А. С. Неверов «Ташкент – город хлебный», «Строки, опалённые войной» , Стихи Ивана Булкина, Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре».

Слайд 11

Литературная гостиная 1 – 2 классы – Что такое детская книга. Художники-иллюстраторы наших любимых книг. Поэт и художник В. В. Маяковский . 3 – 4 классы – Поэты Самарского края, их произведения и книги для детей. Встречи с писателями – земляками.

Слайд 12

Наше творчество 1 класс – Мы – художники-иллюстраторы. 2 класс – Литературный праздник «Книжкины именины» 3 класс – Наш литературный альманах 4 класс – Литературные и читательские конференции

Слайд 13

Формы и методы работы в рамках литературного краеведения в начальной школе. 1. Работа с картой города. 2. Прогулка по улице. 3. Выставка книг автора. 4. Конкурс выразительного чтения. 5. Конкурс иллюстраций. 6. Работа с толковыми словарями. 7. Работа с предисловиями и послесловиями. 8. Составление рассказа об авторе. 9. Сочинение, отзыв о прочитанном произведении. 10. Литературные встречи и литературные конференции.

Слайд 14

Книжное лето Наша школа летнего чтения

Слайд 15

Выводы Данная программа обеспечивает: - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); рост творческого потенциала, познавательных мотивов младших школьников обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Слайд 16

1. Липатова А.М. Самарских улиц имена.- Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2008. 2. О Волге наше слово. Куйбышев. Книжное издательство, 1987. 3. Подвиг во имя Родины . Составил Гулин Г.А . Куйбышев, Книжное издательство. 5 выпусков, книга 11, 1968г., книга 111.1975. Интернет – источники 1. http://www.smibs.ru/kraevedenie/literaturnaya-karta-samary 2. http://eco-det.ucoz.ru/socped/literaturnoe_kraevedenie.rtf Литература

Слайд 17

Благодарю за внимание! Недоспасова Лариса Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. о. Самара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному краеведению "Мой край Ямал"

Конспект обобщающего урока по литературному краеведению  для учащихся 2-3 класса. Загадки,  фототесты, кроссворды помогают  разнообразить виды деятельности на уроке. Кроме того, в ...

Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"

В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена  пошагавая инструкция  изготовления куклы-оберега, что  позволяет использовать этот материал ...

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

системно деятельный подход к обучению литературного краеведения в начальных классах на основе авторского пособия

Демократические процессы, происходящие в российском обществе, вдохнули новую жизнь в краеведение, повысили его значимость, способствовали оживлению краеведческой деятельности. У государственных ...

конспект урока по русскому языку с элементами литературного краеведения

Тема урока: Общее понятие об имени прилагательном.Цели урока:Образовательные:1)    познакомить с именем прилагательным;2)    познакомить с ролью прилагательных в речи.Раз...

Урок литературного краеведения. М.Анисимова. Про рябчика(мансийский сказ).

На уроке создаются условия для знакомства с новым произведением, развиваются умения анализировать текст, раскрывается понятие сказа как эстетического жанра литературы....

Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"

Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....