Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"
методическая разработка (3 класс) по теме

Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legendarnye_lyudi_yamala.rar477.46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного краеведения , 3класс

Тема урока: « Легендарный разведчик»    «Не знавший покоя..»

  (Материалы из книги Р. Ругина  «Их приворожил Север»)

Цели:

Продолжить знакомство с материалами из книги Р. Ругина о  легендарных людях  нашего края.

Развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь, психологические процессы ребёнка (внимание, мышление, память).

Воспитывать любовь к родному краю,  культуру общения, чувства коллективизма, товарищества, патриотизма.

Задачи:

 1. Отрабатывать и совершенствовать навык чтения произведений прозаического

характера, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.

2. Развивать  умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения

товарищей; умение слушать ,доказывать, обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитывать в детях взаимоуважение, сопереживание за себя, работу  

товарища и класса в целом; на примерах героев произведений прививать

добрые и светлые чувства.

Тип урока: урок изучения новых знаний

       Оборудование:

 1. Компьютер, экран, презентация.

2. Толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас! Улыбнитесь мне, друг другу . Садитесь.

2.Проверка домашнего  задания:

- Изучение какого раздела мы начали на предыдущем уроке?

(«Вы- наша гордость, Северяне»)

- С каким произведением познакомились?

(с очерком  «И в памяти народа останется тропа»)

- Как зовут героя этого очерка?

 ( Ю.В.Неёлов)

- Что вы узнали о нём из автобиографии?

- Какие слова родителей стали смыслом его жизни?

 (цитаты из текста)

- Какие вопросы волнуют губернатора?

- Почему его называют патриотом своего края?

3. Работа над новым материалом.

-Ребята, мне хочется  прочитать строки из стихотворения  Е.П.Матюшенко «Ямальцы»

Здесь край мерзлоты и болот комариных,

Зима здесь почти круглый год.

О крае ямальском слагают былины,

Живёт здесь особый народ……

... Живут как живётся, работают споро,

Порою встречают немало преград.

Но сколько в глазах их огня и задора,

Они побеждают не ради наград.

-Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?

(о людях, которые отдали  свою  жизнь  суровому северу, не ради славы и наград)

-Посмотрите на экран (слайд 2). Очерк  о  Василии Тихоновиче Подшибякине   назван «Легендарный разведчик»

Словарная работа

-Что такое очерк?( слайд 3)

-Кого называют разведчиком?Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.  (слайд 4)

- А знакомо ли вам слово «легендарный»?

-Сейчас мы познакомимся с очерком, затем вы должны сделать вывод: что обозначает это слово и почему так назван очерк..

Работа с текстом.

Текст читают ученики .

После прочтения работа по тексту:

-Почему очерк назван  «Легендарный разведчик»? (ответы детей)

-Какие слова о В.Т. Подшибякине» вам особенно запомнились? Почему?

- Правильно, ребята, В.Т. Подшибякин- стал легендой не только для ямальцев, его знает вся Россия, а может и весь мир.

Физминутка

- Я хочу познакомить вас  с ещё одной легендарной личностью, прославившей север, это Владимир Деомидович Артеев. (слайд2). Очерк о нём назван» Не знавший покоя».

-Как вы понимаете эти слова? О каком человеке так говорят?

Текст читают ученики по абзацам.

После прочтения очерка  работа по тексту:

-Почему же очерк назван «Не знавший покоя»?

-Какими чертами должен обладать человек, чтобы люди ему поверили и доверяли?

-Как люди увековечили память о своём  герое?(слайд7)

Итог урока:

-Что из жизни героев очерка вам больше всего  запомнилось?

-Как вы думаете для кого и для чего написаны эти очерки?

-Ребята, мне ещё раз хочется вернуться к стихотворению Е.П.Матюшенко «Ямальцы».

-Какие строки здесь самые важные, они так относятся к нашим  легендарным героям?(слайд8)

-Спасибо, ребята за работу.

Рефлексия.

 Учащиеся показывают смайлики-                       (Мне было интересно-зелёный)

                                                                                       (Хочу узнать больше –жёлтый)

                                                                                      (Мне было неинтересно- красный)

Домашнее задание : Подготовить сообщение о легендарном герое, прославившем наш город (по желанию), всем- прочитать очерки  и уметь рассказать о героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"

В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена  пошагавая инструкция  изготовления куклы-оберега, что  позволяет использовать этот материал ...

Урок литературного краеведения. М.Анисимова. Про рябчика(мансийский сказ).

На уроке создаются условия для знакомства с новым произведением, развиваются умения анализировать текст, раскрывается понятие сказа как эстетического жанра литературы....

Урок литературного краеведения по теме "Мы - хозяева нашей природы. Ю.Вэлла. "Боль вторая"

Урок литературного краеведения в 4 классе. Раздел "Мы - хозяева нашей природы". На уроке ребята познакомятся с творчеством ненецкого поэта Юрия Вэллы, узнают о проблеме, поднимаемой в произведени...

Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"

Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...

Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»

Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»...

Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

 Если  на уроках литературного краеведения  учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться  экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологиче...

Мини-презентация к уроку литературного краеведения "Державин в Пензе"

Презентация посвящена Г.Р. Державину. На одном из слайдов дана подробная словарно-лексическая работа по стихотворению "Осень во время осады Очакова", посвященное другу, князю Голицыну, прожи...