Урок литературного краеведения по теме "Мы - хозяева нашей природы. Ю.Вэлла. "Боль вторая"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Яковлева Ирина Валентиновна

Урок литературного краеведения в 4 классе. Раздел "Мы - хозяева нашей природы". На уроке ребята познакомятся с творчеством ненецкого поэта Юрия Вэллы, узнают о проблеме, поднимаемой в произведении. Для проведения урока используется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bol_vtoraya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Конспект урока литературного краеведения

Тема: Юрий Вэлла «Боль вторая» (Мы – хозяева нашей природы)

Цели урока: 

  • Проверить усвоение материала на основе творческого домашнего задания;
  • Познакомить учащихся с фактами биографии поэта Ю.Вэлла, с его стихотворением «Боль вторая»;
  • Подготовить детей к выразительному чтению через раскрытие проблемы стихотворения;
  • Формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помочь ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели;
  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем.

Оборудование урока: презентация по теме урока; музыкальное сопровождение – голоса птиц; рисунки солнца, природы; плакат дерева «счастья», карточки трёх цветов у каждого ученика.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия.

Сообщение темы урока.

Постановка проблемного вопроса.

Подготовка к уроку.

Определение целей урока. Ответы учеников

2. Проверка домашнего задания

Вопросы.

Организовать выставку работ.

Ответы на вопросы.

Выборочное чтение.

Творческое домашнее задание. Ответ у доски. Сдать работы.

3.Сообщение об авторе стихотворения

Показ слайдов.

Активное слушание. Ответ на проблемный вопрос.

4. Подготовка учащихся к восприятию стихотворения. Минутка релаксации

Путешествие.

Минутка релаксации, слушание.

5. Первичное чтение стихотворения

Читает подготовленный ученик.

6. Проверка первичного восприятия

Фронтальная беседа

Ответы на вопросы.

7. Физкультминутка

Проводит ученик. Выполнение упражнений

8. Выразительное чтение. Анализ произведения

Фронтальная беседа

Проблемная ситуация

Чтение стихотворения по цепочке. Ответы на вопросы цитатами из текста. Разрешение проблемной ситуации. Письмо первоклассникам – работа в группах.

9. Домашнее задание

Чтение стихотворения ученика школы

Активное слушание. Запись задания в дневник.

10.Итог урока. Дерево «счастья»

Беседа

Ответы на вопросы. Украшение дерева

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

                   Долгожданный дан звонок.

                   Начинается урок.

 - Здравствуйте дети и гости нашего урока.

 - Ребята! Готовы вы к уроку? (сигнальные карточки)

                   На вас надеюсь я, друзья.

                   Мы хороший дружный класс.

                   Всё получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.

 - Продолжаем тему «Мы – хозяева нашей природы» (слайд 2), познакомимся со стихотворением Юрия Вэллы «Боль вторая»    (слайд 3).

 - Что можем узнать на уроке?     (слайд 4)

  • Узнаем о творчестве поэта Юрия Вэлла, о его стихотворении «Боль вторая».
  •  Узнаем о проблеме, поставленной в стихотворении.
  • Узнаем, как мы сможем помочь в решении этой проблемы.

II. Проверка домашнего задания. (слайд 5)

Д/з: придумать продолжение к стихотворению Р.Ругина «Материнская любовь», оформить работу.

Заслушать ответы учеников. Организовать выставку работ.

 - Стихотворение какого автора читали на предыдущем уроке?

 - Что запомнили об авторе стихотворения? (ответы детей)

 - Как называется стихотворение?

 - Найдите и прочитайте ответы на вопросы:

  1. Сколько утят было у мамы – утки?
  2. Что делала семья?
  3. Что случилось?
  4. Что же  двоих в ту минуту спасло?
  5. Какая проблема поднята в стихотворении? (материнской любви)
  6. Чему учит стихотворение? Чем мы можем помочь природе?

Проверка творческих работ. Выставка работ.

 - Понравились детские работы? (сигнальные карточки)

III. Сообщение об авторе стихотворения.

  - Что знаем об авторе – Ю. Вэлла?   Показ слайдов (слайд  6 - 7)

 Юрий Вэлла:

  • Не профессиональный писатель и в то же время яркий поэт.
  • По национальности  - ненец.
  • Стихи пишет на русском языке.
  • Живёт в посёлке Варьеган Нижневартовского района Ханты -  Мансийского округа (показать на карте).
  • Большую часть времени проводит в тайге: он промысловый охотник.
  • Основатель и директор этнографического музея в п.Варьеган.
  • Редактор и издатель газеты «Наша жизнь».
  • Хранитель ненецкой и хантыйской национальных культур.

 - О чём может писать Юрий Вэлла?

Ему, как никому другому, близка и дорога родная природа. (слайд  8)

 - Послушайте строки из стихотворения…   Оленёнок, оленёнок

                                                                           Мой пушистый колобок

                                                                           Хорошо играть с тобою

                                                                           И поглаживать твой бок.

 - Такие строки может написать человек наблюдательный, любящий природу. Олень…жизнь людей в тундре тесно связана с оленем. Почему?

 - С тех пор в любом стаде хоть одного, да можно увидеть белого оленя. Это хорошо – от доброго сердца белый олень дан…

 - Кто автор этих строк? (Ю.Афанасьев. Сказки дедушки Ай  - по. «Молчун и болтун»)

IV. Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.

 - Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в тундру, о которой пишет Ю.Вэлла. Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т.к. это поможет вам понять точку зрения автора.

Итак, начинаем … (звучит музыка)  В небе светит весеннее солнышко. Снег потихоньку тает и можно услышать журчание ручейка. По тундре идут олени. Они ищут еду – ягель. Вот остановились мама и сын. Давайте послушаем их разговор…

V. Первичное чтение стихотворения.

Подготовленный ученик читает стихотворение   (слайды  9-12)

VI. Проверка первичного восприятия.

 - Понравилось ли вам стихотворение?

 - Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы его слушали?

 - О чём ещё писал Ю.Вэлла?  (слайд  13)

VII. Физкультминутка.    Проводит ученик.

Руки дружно мы подняли,

Правой кистью помахали.

Ну, а левая рука опускается пока

На колено. Не своё, а соседа своего.

Правой ручкой горячо

Мы соседское плечо

Обнимаем неприлично.

Вам понравилась? Отлично!

Покачались влево, вправо.

Качаетесь отлично! Браво!

Подтянули все живот,

Руки тянем мы вперёд.

Низко – низко все нагнулись,

Разогнулись, потянулись.

Все погладили живот,

Улыбнулись во весь рот.

Мы соседа подтолкнём

И легонько ущипнём.

Настроение подняли?

Мы отлично поиграли!

А теперь, народ хороший,

Дружно хлопайте в ладоши!

VIII. Выразительное чтение. Анализ произведения.

 - Чтение стихотворения учениками по цепочке.

 - Почему мама не разрешила оленёнку напиться? Прочитай.

 - Какой знает тундру мама? Прочитай.

 - Что мешает оленям напиться? Прочитай.

 - Какую проблему поднимает автор в стихотворении? (проблема загрязнения окружающей среды, экологическая катастрофа)   (слайд   14-15)

 - Когда так может случиться?

 - Что надо делать, чтобы избежать экологической катастрофы?

 - Чему может научить произведение?

 - Что мы и наши родители можем сделать для своего посёлка? (Вспомнить итоги фотоэкспедиции – газета «За чистоту в родном посёлке!»)

 Работа в группах.

 - Напишем письмо - совет будущим первоклассникам: какие правила надо соблюдать в природе.

Дорогие ребята!

    Природа – наш зелёный дом. Этот дом встречает нас пением птиц, шелестом листвы, свежим воздухом, прохладной водой. Чтобы сохранить эту красоту, необходимо соблюдать правила: «Как вести себя в природе?»

(Примерные ответы: Нельзя разорять птичьи гнёзда. Нельзя ломать ветки у деревьев. Нельзя  ловить насекомых, они придают природе красоту…)

Дети выходят к доске и зачитывают по одному совету и прикрепляют к доске.

Я слушал голоса бессчётных птиц

Всё щебетало, тинькало, свистело.

И сердце, как под парусом, летело.

И не было для радости границ!

IX. Домашнее задание.

 - Какую проблему поднимает автор в стихотворении?

 - Д/з: придумать произведение на экологическую тему. (слайд 16  )

Прослушайте стихотворение ученика школы Михаила Рачёва

Плачет маленький бельчонок:

Сносят его дом.

Он в дупле сосны кручёной

Жил в краю родном.

Внешне дом был неказистый –

Это не беда,

Но на сосенке ветвистой

Припасена еда.

Это мама постаралась

Для него добыть.

Грибы, шишки запасла,

Чтобы зиму жить.

Но весной пригнали краны,

Бульдозеры пришли,

Чтобы газ в другие страны

Люди провели.

Люди! А бельчонок как же?

Где же ему жить?

Вы подумайте, как важно

Природу сохранить!

 - Вспомним строки  Ульяны Шульгиной   (слайды  17-19      )

Не дарите внукам печали,

Подарите потомкам землю,

Непорочную, как вначале.

 - Выставить отметки за работу на уроке, записать в дневниках домашнее задание.

X. Итог урока. Дерево «счастья». (рефлексия)

 - Сегодня вы хорошо поработали, молодцы.

 - С каким настроением уходим с урока?

 - Украсим дерево (сигнальные карточки) (Дети выходят к доске и украшают карточками дерево: красное – отличное настроение, синее – мне было хорошо, зелёное – удалось не всё)

 - Дерево не простое. Это дерево счастья!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного краеведения "Мой край -Ямал"

В презентации представлены фототест, кроссворд, загадки о родном крае. Также приведена  пошагавая инструкция  изготовления куклы-оберега, что  позволяет использовать этот материал ...

Урок литературного краеведения. М.Анисимова. Про рябчика(мансийский сказ).

На уроке создаются условия для знакомства с новым произведением, развиваются умения анализировать текст, раскрывается понятие сказа как эстетического жанра литературы....

Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"

Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....

Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"

Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...

Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»

Урок литературного краеведения в 4 классе Тема: Слово о матери. Слово о женщине. Нина Ядне. «Хранительница домашнего очага»...

Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

 Если  на уроках литературного краеведения  учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться  экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологиче...

Мини-презентация к уроку литературного краеведения "Державин в Пензе"

Презентация посвящена Г.Р. Державину. На одном из слайдов дана подробная словарно-лексическая работа по стихотворению "Осень во время осады Очакова", посвященное другу, князю Голицыну, прожи...