Уроки литературного краеведения по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с применением элементов здоровьесберегающих технологий.
методическая разработка (4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

   Если  на уроках литературного краеведения  учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться  экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологическую культуру и мышление, воспитывать потребность  принимать личное участие в сохранности окружающей среды.

      Данная методическая разработка уроков литературного краеведения в 4 классе по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» обеспечит высокую эффективность проведения уроков по указанному разделу, расширит познавательный интерес учащихся, приобщит  детей к истокам литературы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_literaturnogo_kraevedeniya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Уроки литературного краеведения в 4 классе

 по разделу

«Храните Землю со всем на ней живущим!»

 с применением элементов здоровьесберегающих технологий.

Область применения:

 уроки литературного краеведения в начальной школе.

Цель работы: 

  • оказать методическую помощь учителям начальных классов  в проведении уроков

      литературного краеведения;

  •  поднять на уроках литературного краеведения проблему экологического воспитания, формировать бережное отношение  у учащихся к природе родного края;
  • прививать у детей  интерес к литературе родного края;
  • содействовать укреплению и сохранению здоровья  учащихся путем включения  в содержание уроков зрительных тренажеров В.Ф. Базарного  и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

 Проблемы:

  • с каждым годом  ухудшается  экологическая обстановка нашего округа;

  • школьники  мало приближены к  жизненным истокам  литературы родного края, к

       его  культуре;

  • не хватает методической  литературы при подготовке к урокам  литературного краеведения учителям начальных классов;

  • прослеживается низкая познавательная активность детей на уроках литературного краеведения

Основные задачи:

  • исследовать литературу о природе родного края, проанализировать учебник и программно-методическое пособие Л.В.Федоровой с целью  выявления произведений затрагивающих проблему экологического воспитания;

  • разработать систему уроков в 4 классе по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!»;

  • развивать интерес у учащихся  к литературе родного края, содействовать развитию их духовных, творческих начал;

  • формировать у уч-ся чувство любви к родному краю, к природе, к животным, обитающим на Севере;

  • применять  элементы здоровьесберегающих технологий, физкультурно-оздоровительные мероприятия на уроках литературного краеведения.

Гипотеза исследования:  

   Если  на уроках литературного краеведения  учителями начальных классов будут подниматься и затрагиваться  экологические проблемы, это будет формировать у учащихся экологическую культуру и мышление, воспитывать потребность  принимать личное участие в сохранности окружающей среды.

      Данная методическая разработка уроков литературного краеведения в 4 классе по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» обеспечит высокую эффективность проведения уроков по указанному разделу, расширит познавательный интерес учащихся, приобщит  детей к истокам литературы родного края.

Используемые материалы:

  • Федорова Л.В. Программа учебного курса для начальной школы по литературному краеведению;
  • Федорова Л.В. Родная литература, Программно-методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением;
  • Федорова Л.В. Северные родники;
  • Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй. Страницы жизни и творчества.
  • Рябцев В.К. Птицы тундры.
  • Мягков Н.А. Атлас – определитель рыб
  • Красная книга  Ямало- Ненецкого автономного округа
  • Фото-альбом о Ямало-Ненецком автономном округе. Знакомьтесь,Ямал. Пашук А.А. В глухарном краю
  • Будьков С.Т. География Тюменской облсти.

Наглядность:

Портреты писателей: Р.Ругина, Л.Лапцуя

Иллюстрации растений и животных, используемые на уроках

Табло  с буквами для проведения «Поля чудес»

Ребус.

Учебники.

Новизна: 

Учителем на уроках литературного краеведения более глубоко и полно  затрагивается проблема экологического воспитания. Разработана  система  уроков в 4 классе по разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» с использованием  элементов здоровье сберегающих технологий

Прогнозируемый результат:

  • повышение экологической культуры учащихся;

  •  укрепление и сохранение здоровья путем использования элементов здоровье сберегающиих технологий  и физкультурно-оздоровительных мероприятий на уроках литературного краеведения;

  •  оказание методической помощи учителям при подготовке к проведению уроков литературного краеведения.

Результат применения:

  Предлагаемые уроки были даны  мною в 4а классе МОУ СОШ №3, после чего было проведено тестирование по изученному разделу «Храните Землю со всем на ней живущим!» среди учащихся. ( В тест были включены задания на знание животных и растений нашего края, вопросы по произведениям и творчеству писателей Ю. Вэллы,  Р. Ругина, Л. Лапцуя). Результаты тестирование показали  высокий уровень подготовки  учащихся:

  • качественная успеваемость – 98%
  • абсолютная успеваемость – 100%
  • уровень обученности – 4,6

При проведении внеклассных мероприятий учащиеся проявили активность и представили  творческие работы на экологическую тематику.

 При  медицинском осмотре, зрения у учащихся  осталось стабильным, что подтверждает необходимость применения зрительных тренажеров В.Ф. Базарного.

 

                                                                                                                                         Предисловие

   Дать целостное представление о литературе народов Севера;  ее истоках, особенностях, основных жанрах, авторах – является главной задачей курса литературного краеведения в начальной школе, а также пробудить у учащихся интерес к родной литературе.

 По данному курсу нет готовых  методических разработок, учебников, которые соответствовали  бы программе. Поэтому учителю приходится искать дополнительный материал, наглядность в книжном мире.

 Примерные конспекты уроков, предоставленные мной, должны помочь учителю в проведении уроков литературного краеведения в 4 классе, когда изучается раздел «Храните землю со всем на ней живущим!»

 Основное внимание уделено разработке уроков, где ярко представлена экологическая тема, т.к. основы экологической культуры следует закладывать  у детей с раннего детства о том крае, где они живут.

 Эти уроки направлены на развитие у ребят прежде всего интереса к изучаемой неживой и живой природе, экологического мышления, воспитания потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.

 Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов нашего края, со средой их обитания, их ранимости при чрезмерном вмешательстве человека и необходимости  охраны к живому, учатся воспринимать гармонию и красоту родной природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять ее.

   В разработке уроков большое внимание уделяется вопросу охраны природы. Постоянно формируются представления о правилах поведения человека в окружающей среде, даются рекомендации по уходу за братьями нашими меньшими. Использованы различные формы урока, разнообразные методы и приемы, насыщены занимательным материалом, что вызывает у детей внимание, любознательность и позволяет глубже изучить природу родного края.  

  Уроки разработаны с учетом применения   элементов  здоровьесберегающих  технологий. Применяются упражнения с использованием тренажеров В.Ф. Базарного:

  • «кресты»»;
  • «держалка»;
  • «восьмерка»;
  • конторки;
  • экологическое панно
  • физкультурно-оздоровительные упражнения

Методические   разработки уроков литературного краеведения в 4 классе

по разделу «Храните землю со всем  на ней живущим!»

Урок 1

Тип: изучение нового материала

Тема: Ю.Вэлла «Боль вторая»

Цели:

 1.Познакомить учащихся с  творчеством поэта родного края Ю. Велла, с его произведением «Боль вторая».

 2.Развивать культуру чтения: правильность, выразительность.

 3.Воспитывать экологическую культуру учащихся и любовь к родному краю.

Оборудование:

Красная книга Ямала, воздушный шар, раскрашенный как Земля, записка, графопроектор,

экологическое панно, тренажер «кресты».

Ход урока.

На доске запись:

«Чтобы роса на листе не напоминала слезу – береги Землю.

Земля облагораживает нас, берегите ее. Следы человека не должны превращаться  шрамами на лике Земли».

I.Организационный  момент

II. Вступительная беседа учителя.

  Многие тысячелетия живет на земле человек, и все время пользуется благами природы.

 - Ребята, а что нам дает природа нашего края? (ягоды, грибы, пушнину, полезные ископаемые).

- Но все это постепенно исчерпывается. И что же может произойти?

А как можно природе помочь? Какие мероприятия уже созданы?

- Да есть «Красная книга Ямала» (показ книги), в которую вписываются исчезающие виды животных и растений. Постоянно издаются законы об охране природы. Охрана природы одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Надо помнить, что в природе  все взаимосвязано.

Все-все, все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мед, и кто делает яд.

Все-все, все на свете нужны!

И это все дети запомнить  должны!

(Появляется воздушный шар, раскрашенный как земля, к нему прикреплена записка).

III  Чтение записки «Юным защитникам природы».

«Дорогие ребята! Все чаще и чаще я стала слышать стоны, крики, мольбы о помощи от тундры!

Пришлось мне завести книгу жалоб.  Мои юные друзья! Я вручаю вам эту книгу. Надеюсь, вы на всю жизнь запомните, что в ней написано, и другим передадите. Помните, что вы и природа – одно целое. Поднимать руку против природы – это все равно, что поднимать руку против самого себя.

Ваша планета Земля»

  • Ребята, а теперь отгадайте кто написал нам  эти жалобы.

Чтение жалоб. Читают ученики.  (использование графопроекта)

  1. Спасите меня, помогите! Не разводите костры, особенно летом, в жаркую погоду. А если разводите, то соблюдайте правила! (Тундра)

  1. Я – маленькая птичка. Я гибну. Дети спасите!  Зимой мне совсем нечего есть, все кругом замерзло, застыло, покрылось снегом. Негде мне найти корм! Помогите! (Воробей)

  1. Ох, тяжело мне.  Когда-то я считалась самым чистым, прозрачным, светлым веществом в мире. А сейчас по мне ходят катера, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда совсем ее не отчищают, а многие люди берут и кидают в меня все, что захотят. Моя поверхность покрылась грязной пленкой, а моим обитателям нечем уже дышать. Помогите мне! (Обь).

  1. Что хотите с нами   делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте! Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку. А не послушаетесь совсем перестанем расти. (грибы).

  • Ребята, какую помощь вы можете оказать ?
  • А сейчас взгляните на экологическое панно.Что вы нового заметили? (рисунки: олененок и вода с пятнами).
  • Почему олененок такой грустный?
  • Что случилось с ним? (предположение детей)

            -  А правильный ответ, мы с вами узнаем, когда прочитаем стихотворение «Боль вторая», который написал Юрий Вэлла.

(Откройте «Северные родники»  с.403)

Показ портрета поэта.

Сообщение учителя о поэте.

Юрий Вэлла – поэт, ненец, пишет стихи на русском языке. Живет в поселке Варьеган Тюменской области, работает охотником – промысловиком. Большую часть времени проводит в тайге. Ему, как никому другому, близка и дорога родная природа – он видит, как бесчеловечно вырубают леса, как страдают звери и птицы от перемен, происходящих сегодня во время освоения нефтяной и газовой сибирской целины. Его стихи – призыв беречь природу.

IV Чтение стихотворения (учеником).

  • Какую картину вы себе представили?
  • Какие чувства у вас возникли после чтения стихотворения?
  • Почему так названо стихотворение?
  • Можно ли  его озаглавить по- другому?

  V  Вопросы по содержанию текста:

  • Чем был загрязнен ручеек?
  • Совпали ли наши предположения?
  • Как утешает мама олененка?
  • На что она надеется?
  • Зачитайте строчки, где говорится о том какая была тундра?
  • Оправдаются ли надежды оленихи?
  • Что они встречают когда ищут чистую воду?
  • Кто виноват в этом стихотворении?
  • Что хотел сказать автор этим стихотворением?

(Чтобы мы берегли тундру, не причиняли  зла живому)

VI Физминутка. Упражнение «Кручение»

(Стоя, слегка согнув руки в локтях, ноги в бедрах и коленях, спина и шея прямые, как можно дольше, затем только плечами, наконец, двигается только голова. Усиливается мозговое кровообращение, тренируются подвижностью суставов).

VII  Работа с текстом

  • Какой прием использовал автор? (олицетворение)

Найдите и зачитайте.

  • Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении.

Ребята, а сейчас поменялись местами. (конторками)

       VIII  Упражнение с тренажером «Кресты».

  • Взглянем на кресты, какие слова вы увидели? (ягель, ягоды, маслята).
  • Найти в тексте эти слова и зачитайте.
  • Какими ягодами и грибами богат наш край?

IX  Работа над выразительностью чтения стихотворения.

  • Что мы сможем сделать для охраны природы?

           -   Давайте расскажем это нашей Земле.

  1. Соблюдать правила поведения на природе самому и препятствовать нарушению этих правил другими людьми.
  2. Выпустить для школы листовку об охране природы.
  3. Провести неделю защиты природы, во время которой сделать выставку.

X   Итог урока.

  • Прочитайте цитаты на доске
  • Как вы их понимаете.

XI  Домашнее задание. Составить листовку об охране природы.

Урок №2

Тема урока:  Юрий Вэлла «Мутация»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

1.Развивать у детей способность полноценно  воспринимать произведения Ю. Вэлла          « Мутация».

2.Обогащатить учащихся новыми сведения ми о родном крае, расширить их кругозор.

 3. Воспитывать бережное отношение  к природе родного края.

Оборудование:

Экологическое панно, удочка  с магнитом, макет рыбок, фонозапись песни И.Иорданского «На рыбалке», тренажеры «кресты», держалка, диопроектор.

I Организационный момент. Психологический тренинг.

II Игра « На рыбалка»

  • Посмотрите на экологическое панно. Что вы заметили? (рыбок)
  • Неправда ли, что это прекрасное творение природы?
  • Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
  • Да, познакомимся с рыбами, населяющими  наши реки. А для этого у нас имеется удочка и конечно же, приманка для рыб – вот этот замечательный червячок, (удочка, а на конце лески магнит).

Забрасываем удочку. Звучит песня И. Иорданского «На рыбалке». Вытаскиваем рыбку, на которой задания, выполняем эти задания.

       1.   По первой и последним буквам названия вашей самой крупной реки вы узнаете   как меня зовут. (Обь – окунь), (окунь – хищная  рыба)

  1. Эта рыба сильно реагирует на нечистоты в воде, сразу подымается вверх и стоит головой к берегу, отличается большими размерами. (налим)
  2. Колюч, да не еж. Кто же это? (ерш)
  3. Замените первую букву в слове чудак и узнаете название рыбы.(судак)
  4. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. ( щука)
  5. Отгадайте ребусы.

к

а б

ч    е

ееееч

        

(язь)

8.Эти рыбы запрещены к отлову. (стерлядь, муксун, нельма).

9.Найдите  в буквах  название рыбы.

          АВДОМСЫРОКВЛМАИЕ

III. Подготовленные сведения учеников о рыбах, которые запрещены к отлову.

 (смотреть приложение к уроку)

IV Беседа учителя.

  • Какие рыбы обитают в бассейнах наших рек?

-  Почему нельзя  ловить рыбу сетями?

    Все реже появляется в наших водах «показатели» чистой воды: ерши, окуни, судаки, щуки. Это прежде всего, объясняется тем, что река Обь и Обское водохранилище испытывают на себе неблагоприятное влияние сбросов неочищенных вод. Общий запас рыбы очень сильно сократился. Исследования показали, что в организме рыб, особенно в жабрах, сосредотачиваются нефтепродукты.

Все чаще стали попадаться рыбы с сильными внешними изменениями,  выпаданиями чешуи, плавников, налетами на поверхности глаз, кожи и т.д.

V.Словарная работа. (мутация – отклонение от нормы)

Упражнения с тренажерами «кресты».

  • Посмотрите на «кресты».
  • Прочитайте слова.
  •  Какое слово, вам не понятно?
  • Может кто-то догадался, что это такое?

  ( уточняют значение данного слова)

VI.Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Вэлла «Мутация». (применяется  графопроектор)

   

В соседнем стойбище отловили неводом странную щуку: у нее над глазами, говорят, торчали два маленьких твердых отростка. И на носу четыре отверстия вместо двух. Дехей! Хов! – Эта примета к большому несчастью. (Из разговора Ю. Вэллы с дедом)

  • Что произошло с рыбой? Как это можно назвать?
  • Какая существует примета у коренных жителей?

VII Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы будем читать стихотворение Ю. Вэллы с таким же названием. (мутация)

VIII Изучение нового материала.

1.Чтение стихотворения учителем. (учебник «Северные родники» с. 399)

 2.Анализ стихотворения.

  • Какие чувства вызвало это стихотворение?
  • О каких мутациях говорит автор?
  • В результате чего произошла мутация?
  • Кто виновник всего?
  • К кому обращен вопрос?
  • В стихотворение есть слово «аркан», что это слово обозначает?

( аркан – длинная веревка с петлей на конце для ловли животных)

 3.Самостоятельное чтение стихотворения.

  1. Чтение стихотворения учащимися.

  1. Работа над содержанием  стихотворения.

  • С каким призывом обращается автор к людям?
  • Если мутация произошла с животными. То это может перейти и на человека. Что же будет творится в мире?
  • Как представляет Ю.Вэлла своего деда?
  • Какие слова он употребляет от которых становится страшно?
  • Как вы понимаете выражения: « мутация отношений», «мутация наших чувств».

IX Выполнение упражнений с тренажером «восьмерка»

X Закрепление изученного.

  • Прочитайте стихотворение еще раз и подумайте чтобы вам хотелось сделать, помочь природе?
  • Давайте дадим обещание природе.  ( дети высказывают свои предположения)
  • Послушайте обещание , которое  дали ребята одной из школ нашего города.

Обещание

Обещаю охранять природу, быть ее другом и защитником. Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру, буду стремиться познать законы Природы, ее тайны и особенности. Буду отстаивать и пропагандировать идею охраны Природы. В Природе буду вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения, стану другом всех животных. Буду охранять родники, ручьи, реки. Буду заботиться о чистоте окружающей среды.

  • Готовы ли вы дать такое обещание?
  • Давайте все вместе пообещаем Природе выполнять то, что сможем.

XI Итог урока.

  • Вспомните, ребята, что такое мутация?
  • Как человек должен относится к окружающей среде, животным, природе?
  • Чтобы сохранить природу, нужно о ней заботиться. Так давайте будем это выполнять, ведь …..

Нам жить одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,
Летать в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

XII Домашнее задание.

 Нарисовать природоохранный знак.

Приложение к уроку №2.

Стерлядь – Эта рыба может достичь веса более 15 кг при длине более одного метра. Живет она преимущественно в самых глубоких местах, постоянно держится на дне и ведет очень скрытый образ жизни. Только по ночам, вечерам, стерлядь выходит на мелкие места – к берегам, в траву, при этом переворачиваясь в верх брюхом ловит ртом падающих в воду насекомых: комары и мошки являются главной ее пищей. Эта рыба любит песчаное дно, чистую прохладную и быстротечную воду. С весны до осени она кочует. Весной отправляется метать икру в верховьях рек. Зимой стерляди стоят рядом на одном месте, в глубоких местах, при этом ничего не едят.

Осетр. Для этой рыбы характерны довольно большие размеры. Длина их тела может достичь более трех метров, а вес более 100 кг. Любит занимать глубокие места в водоемах и чистую быстротечную воду. Днем самые крупные осетры стоят в ямах, а к вечеру всплывают или расползаются по дну в поисках пищи, которая, в основном, состоит из личинок насекомых и других мелких рыб.  Во время весеннего половодья они идут в притоки Оби на нерест. Зиму проводят как и стерляди в оцепенении и глубоководных ямах.

Щука – является самой крупной хищной рыбой в нашей области. Ее длина достигает до полутора метров, а весить она может более 35 кг. Любимое место обитание щуки – это реки и проточные озера. Выбирает щука месте не очень глубокие. Прожорливость этих хищников восхищает. Они даже истребляют свою молодь.  Кроме рыбы щука с удовольствием ест гусят, утят, водяных крыс, мышей и т.д. Кормятся по утрам и вечерам, а в полдень и ночь спят. Ест до тех пор пока желудок не будет полон. А потом может в течение  скольких дней, недель вообще не есть.

Урок № 3  

Урок- путешествие.

Тема: Р. Ругин «…Это место сердцу свято…».

Цели:

1.Познакомить с произведением Р. Ругина «Это место сердцу свято».

2.Дать первоначальное представление о лекарственных растениях своего края.

3.Развивать навык выразительного чтения.

4.Воспитывать бережное отношение к природе Севера.

Оборудование:

Тренажеры «кресты», держалка, название передач «Здоровье», «Человек и закон», «Эти забавные животные», «Поле чудес», «Домашняя библиотека», иллюстрации: песца, морошки, красной смородины, черники, клюквы, брусники.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сегодня мы с вами будем путешествовать по любимым передачам.

Надеемся, что сегодняшний день будет для вас действительно добрым, потому, что все передачи будут посвящены нашему краю. Мы вместе с вами заглянем на минутку в любимые передачи, и не только заглянем, но сможем поучаствовать в конкурсах. А для этого нужно много знать о природе нашего края.

(название передачи на крестах)

1 передача. Прочитаем название: «Здоровье»

Мы рады приветствовать вас на передаче «Здоровье». Итак, традиционная рубрика «Народные рецепты». Мы поговорим о растениях тундры, которые содержат очень много витаминов.

Как вы знаете, растительный мир – неисчерпаемая кладовая природных лекарств. На протяжении тысячелетий растения помогали людям.

2 передача.  «Эти забавные животные»

В эфире программа «Эти забавные животные».

Животное, которое станет героем нашей игры – песец.

Песцов вы могли видеть в нашем краю. Полярная лисица с ценным мехом. Цвет меха зимой – белый, летом – спина буро-серой окраски, брюхо – желтоватое. Корм лемминги и полевки. Летом разоряет гнезда птиц и лакомится их птенцами. Зимой – куропатками.

Итак, мы начинаем. Внимание вопрос: Сколько щенят бывает у песца?

а) 10-12 щенят        б) 40 щенят                в) 1-2 щенка

3 передача.   «Человек и закон».

Охрана лесов, редких исчезающих растений и животных невозможна без соблюдения законов.

Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на животных и растениях, которых становится все меньше в нашем краю.

«Знакомство с Красной книгой Ямала»

(показать красную книгу Ямала и рассмотреть животных и растений в этой книге).

4 передача. «Поле чудес»

Мы рады приветствовать вас на нашем «поле чудес». Тема сегодня замечательная: речь пойдет о деревьях. У каждого народа свои любимые деревья.

Внимание! На табло – очень известное дерево, гордость и краса Ямальского края.

Растет она столетиями. Прочнее этого дерева нет. Об этом давно знают наши оленеводы. Во время езды на оленьих нартах в летний период основной полоз нарты быстро изнашиваются. Для его сохранения снизу подшивается второй полоз, он из этого дерева. Могу добавить, что в Салехарде  строения из этого дерева стоят, уже столетия, а наши предки называли это дерево «деревом вечности».

5 передача. «Домашняя библиотека».

Многие пополняют ее романами, повестями, рассказами. А я предлагаю  вашему вниманию следующие строки:

На диапроэкторе:

«Это место сердцу свято,

Сколько раз я здесь бродил!

Десять елочек когда-то

Здесь отец мой посадил»

Эти строчки написал Р.Ругин.

Именно здесь среди Ямала в полную силу заговорил его талант.

О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, если прочтете все стихотворение

  1. Чтение стихотворения учителем. «Это место сердцу  свято»
  2. Анализ стихотворения.
  • Какие чувства хотел передать автор читателям?
  • Какое место так свято для автора?
  • Для чего он посадил елочки?
  • Как понимаете слова:

«Мать – земля вольет в них силы!»

  • Какие обычаи у жителей тундры?
  • Почему так больно стало сыну, когда он приехал домой?

Это интересно.

А вы знаете, что растения не только в атмосферу отдают чистую воду, но и очищают воздух от пыли, вредных газов. Очистительной способностью поверхности нашей Земли 60-80% зависят от растений, где особая роль принадлежит хвойным лесам. Один гектар елового леса за год усваивает 32 тонны частиц пыли.

Человек забыл совсем, что в тундре живут его братья меньшие: зайцы, птицы, лися и др. Он грабит и разоряет их дом.

  • Какую истину не усвоил виновник?

«Дикой природы», независимой от его жизни, уже нет!

«Если очистить»  землю от своих братьев меньших: растений и животных, то погибнет и сам человек.

V.  Физминутка «Слон» (голова приклеена к плечу, рукой как хоботом пишем восьмерки в воздухе, глазами водим в ближайшем пространстве за рукой).

  • Какой прием использует автор (повтор). Подумай, зачем автор повторяет эти слова.
  • Найди строки, которые вы считаете самыми важными в этом стих-и.
  • Меняется ли настроение в стих-и.
  • Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому стих-ю.

VI.   Словарная работа. Объясните значение этих выражений.

Пролагал путь.

Сжалось безотчетно.

  1. Работа над выразительностью чтения.
  2. Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Вам пришлось немало потрудиться, да еще в стольких передачах  сразу. Но вы держались стойко, узнали много нового и интересного, вспомнили старое. Назовем ключевое слова урока.

  1. Домашнее задание. Нарисовать рисунок к стихотворению.

Приложение к уроку №3.

Морошка – кроме этого, имеет названия малинник желтый, медвежатник;

Многолетнее растение с длинным ползучим корневищем. В народе называют северным ананасом. Ягоды похожи на малину. Ягода очень полезна и вкусна. В ней содержится глюкоза, фруктоза, каротин, лимонная, яблочная и аскорбиновая кислота, витамин С.

Морошка – очень ценное лекарственное растение, с лечебной целью используются при лечении авитаминозов. Листья оказывают вяжущее, ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее действие.

Смородина красная.

Ягоды содержат сахар, минеральные соли, большое количество органических веществ. Сок ягод удаляет жажду, снижает температуру, благотворно действует при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, улучшает аппетит, активизирует пищеварение. Применяются ягоды при ОРЗ, гриппе, бронхите.

Черника – это вечнозеленый, низкий кустарник. С  лечебной целью употребляют ягоды и листья с молодыми веточками, которые богаты вяжущими веществами. Ягоды богаты витаминами С, В1, В2, РР, Р.  В виде компотов лечат острые, хронические расстройства пищеварения. Черника укрепляет здоровье; тонизирует нервную систему, способствует улучшению остроты зрения и уменьшает утомляемость глаз. Применяют при малокровии, ревматизме, авитаминозах, желчекаменной и мочекаменной болезнях.

Клюква – стелющийся вечнозеленый кустарничек с мелкими кожистыми листочками. Ягоды – красные, кислые, сочные. Созревают к осени. Собирают ближе к зиме. Напитки из ягод – лучшее из жаждоутоляющее средство. Ягоды улучшают аппетит, и усвояемость утомление, головные боли восстанавливают сон, повышают сопротивляемость организма к вирусным инфекциям, укрепляют стенки сосудов. Клюква полезна при гипертонии, атеросклероза, ожирении.

Брусника – небольшой кустарничек. Листочки кожистые, загнутые по краям, блестящие. Ягоды созревают к концу августа. Ягоды служат как вяжущее, дезинфицирующее и  желчное лекарство. Применяют при гастритах, диабете, ревматизме.

Урок № 4.

Тема: Л.Лапцуй «Смерть совы»

Тип: изучение нового материала.

Цели:

1.Познакомить со стихотворением Л.Лапцуя «Смерть совы».

 2.Закрепить знания о растениях и животных Ямала.

 3.Развивать навыки правильного чтения.

 4.Воспитывать осторожное  обращение с природой и интерес к родной литературе.

Оборудование:

Карточки с числами от 1км до 5км, макет кочек для игры, тренажер держалка, иллюстрации  съедобных и несъедобных грибов, ребус, тренажер «кресты»

Ход урока.

   I  Организационный момент.

   II Сообщение темы.

   - Ребята! Лето- это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю?

-Чтобы всем нам стать туристами, знающими и любящими природу, нужно ходить в походы. Но для начала давайте поиграем, устроим веселые соревнования, чтобы проверить, готовы ли вы к походу.

Итак, в путь отправляется 2 команды. (класс делится на две команды).

Справа – первая команда, а слева – вторая.

 - Труден путь по тундре, много опасности поджидает вас, и победит та команда, которая первой пройдет этот путь.

За правильный ответ  команда будет получать карточки с соответствующим числом «км.» (1 км., 2 км.). Команда, которая «пройдет» больше километров, будет победительницей.

 III Соревнования.

1.

       - Вот первая неожиданность.

Представьте, что перед вами болото, преодолеть которое можно, только прыжками с кочки на кочку.

/На доске расставлены «кочки» - круги из картона. На каждой кочке задание. Чтобы преодолеть путь, нужно дать ответ. За правильный ответ 1 км.

  1. Назовите птицу нашего края?
  2. Какова роль птиц в природе? (истребляют насекомых, грызунов, сохраняют ценные лесные породы).
  3. Назовите деревья нашего края?
  4. Назовите животных нашего края?
  5. Какие рыбы обитают в наших реках?
  6. Назовите ягоды, которые растут в нашем краю?

2.

 - В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Для приготовления пищи можно использовать грибы.

- И сейчас мы проверим, как вы знаете грибы.

(Используется тренажер «Держалка»)

Учитель показывает съедобные и несъедобные грибы, а дети из каждой команды называют их и говорят съедобный он или нет, растет в нашем краю или нет.

Грибы: подберезовики, поганка,  масленок, сыроежка, мухомор, желчный гриб, волнушка, лисички, груздь, подосиновик.

(За каждый правильный ответ – 1 км.)

3.

Следующее задание «Экологические задачи» (задачи на раздаточном материале)

  1.Нашел грибник один гриб, а разрыл вокруг весь мох и  подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (погубил грибницу).

  2.Костя и Миша пошли за грибами. Костя набрал съедобные грибы. А Миша набрал целую корзину  мухоморов.

  • Ты зачем набрал мухоморов? – спросил Костя.
  • Я их набрал, чтобы другие не отравились,- ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша? (Нет, лишил пищи животных и сам есть не будет). За правильный ответ 2 км.

 - А сейчас проверим, как вы знаете растения нашего края.

(У каждой команды плоды различных растений . Учитель показывает веточку растений со словами «У кого детки с этой ветки». Те ребята, у которых есть плоды этого растения, поднимают руки). Используется тренажер «Держалки».

4.

 - Вот мы подошли к избушке лесника. Зайдем?

Лесник очень тронут одним стихотворением, предлагает прочитать его нам. О какой птице будет речь, угадайте. Издает звук похожий на  смех человека.

  • Как оно называется, вы должны отгадать, расшифровав задание.

Здесь спрятаны и названия стихов и автор:

ЛсЕмОеНрИтДьЛсАоПвЦыУЙ

(большие буквы – автор, маленькие – название стиха).

IV Чтение стихотворения.

  Учитель читает стихотворение Л.Лапцуя «Смерть совы»

(учебник «Северные родники» с. 397).

V Словарная работа. Используется тренажер «кресты».

Слова: Подпасок – мальчик, помогающий пастуху.  

            Сопка -  небольшая гора, холм, небольшой вулкан.

            Пожухлая трава – уже пожелтевшая.

VI Анализ стихотворения:

  • Какая вырисовывается картина после чтения стихотворения?
  • Какое настроение у вас после чтения стихотворения?.
  • Какие сравнения используют автор, оправданы они?
  • Как вы думаете, в какое время года это  происходило? Докажите, зачитав строчки.
  • Как автор называют сову в стихотворении сову?
  • Сразу ли погибла птица?
  • Какой был сосед по характеру?

Как пишет о нем автор?

  • Как герой отреагировал на поступок соседа?
  • Какому завету он хочет быть верным?
  • Что вдохновило поэта на создание этого стихотворения?
  • Какие чувства, охватывают героя, когда он слышит недопетую песнь?

 VII Физминутка «Сцепление Кука»

Ноги скрестить, руки прямые скрестить перед собой, вывернуть и держать их у груди 30 секунд, стоять спокойно, удерживая равновесие, язык касается неба. Вдох  носом, выдох через нос, губы трубочкой.

Показ иллюстрации – совы.

Эта птица – истинное украшение тундры. Занесена в красную книгу.

VIII Выразительное чтение стихотворения.

- Да, много птиц гибнет от рук человека, а так же от резкого похолодания, бурь, для водоплавающих птиц немалое значение имеет нефтяное загрязнение.

Давайте поможем птицам, ведь без их песен, природа станет увядать! Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

«Правила поведения на природе».

Командам придумать по 3 фразы, что «можно», и что «нельзя» делать на природе.

X Подведение итогов

- Молодцы! Испытания вы выдержали. Проверим сколько километров преодолела каждая команда. Вручаются медали.

- Вы, настоящие туристы!

  • Счастливых вам дорог!

XI Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в 1 классе

С ноября 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по изучению условий и методов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного в условиях образовательног...

ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в работе учителя начальных классов

Здоровье человека, как известно, закладывается еще  в детстве, поэтому очень важно формировать потребность в  здоровом образе жизни с самого юного возраста. Организм  ребенка ...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе....

Применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (презентация)

Выступление из опыта работы об эффективности применения элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного в учебно-воспитательном процессе в начальной школе...