Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой Басня «Старый дед и внучек» Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx33.51 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Арыг-Узю

Открытый урок по предмету:

 « литературному чтение»

во 2 классе

по теме:

 «Лев Николаевич Толстой.

Басня «Старый дед и внучек»

                                           

                                                                         Провела учитель начальных классов

                                                                                 второй кв.категории: Семис-оол  А.С.

6 декабря 2013 год.

Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой

Басня «Старый дед и внучек»

Учебный предмет: литературное чтение.

Авторы учебника: О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол

Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Цель:  

-познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты:

-учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

-соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

-пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

Оборудование: мультимедийный проект, карточки с пословицами, учебник по литературному чтению (автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий )

Тип урока: комбинированный

Сценарий урока:

  1. Организационный момент.

1.Приветствие

-Повернулись на право, ещё на право. Поздоровались с гостями. Вы заметили, что сегодня у нас много гостей.

-Все набегались отдохнули на перемене? (Да)

2.Психологический настрой в начале урока. (Слайд1)

Посмотрите на изображения человечков и выберите того  человека, который вам  нравится больше всех.

-Почему  выбрали именно этого человека?

Сегодня   мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у одного из человечков

II.Актуализация  знаний и проверка домашнего задания.

1)Обсуждение сюжетных рисунков которые учащиеся дома нарисовали к стихотворению «Бодум-оол».

2)Кто автор стихотворения «Бодум-оол»? (Ч.Кара-Куске)

3)Сколько сюжетных рисунков можно подобрать к стихотоврению?

4)Понравился ли вам Бодум-оол?

5)Хотели бы вы иметь такого друга как Бодум-оол?

6)Бинарное чтение отдельных строк стихотворения.

7)Чтение голосом змеи, лисы,медведя.

III.Сообщение темы урока (Слайд 3)

-Поиграем немножко в сыщики. Вы уже по прошлым урокам, фильмам знаете, кто такие сыщики. Я в классе спрятала картинки, вы встаньте и быстро найдите эти картинки и узнаете о чём или о ком мы будем говорить на этом уроке.

(Ученики встают и ищут картинки. Они находят картинки (дедушки, внука и портрет Л.Н.Толстого)

-Молодцы, вы как сыщики или полицейские хорошо поработали и нашли спрятанные мною картинки.

Кто на картинках изображены?(Дедушка, внук )

А это кто? Кто его видел или знает?

(Наверное это писатель или тоже чей то дедушка)

Вот сегодня узнаем кто он такой. Это великий писатель Лев Николаевич Толстой.

И как же сформулируем тему нашего урока? (Лев Николаевич Толстой) (Слайд4)

Какие вопросы вынесем для обсуждения? (Слайд5)

1.Познакомиться с биографией писателя. (Вспомним что такое биография ?(допчу намдары)

2.Узнать какие произведения он написал?

3.Чему они нас учат?

IV. Изучение нового материала

1.Знакомства с биографией писателя.

 (Опережающее задание. Сообщение Суван-оол Снежаны)

-Снежана познакомит нас с биографией писателя, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопросы.

Сколько лет прожил Л.Н.Толстой? (82г)

2. Смотр презентаций о жизни писателя. (Слайд 6-23)

-Я немножко добавлю к сообщению Снежаны несколько событий из жизни Л.Н.Толстого.

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. (слайд)

Был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария . Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет(слайд)

Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Но вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу графини А.М. Остен-Сакен.

слайд)

Первоначальное образование он получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях. Затем Лев Николаевич переехал в Казань вместе с братьями и сестрой.  Живя в Казани Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда(слайд)

Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию, но, несмотря на это, в 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну - имение, доставшееся ему по наследству. (Слайд)

Здесь в Ясной Поляне Толстой пытается найти применение своим силам, берется за изучение многих наук, серьезно занимается музыкой(слайд)

В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награждается орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» нарисует беспощадно достоверную картину войны, что произведет огромное впечатление на русское общество. (Слайд)

В это же время всерьез начинает заниматься литературным творчеством, пишет повесть «Детство», которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будут напечатаны повести «Отрочество» и «Юность (Слайд)

-Так же в классе сегодня есть выставка книг Толстого. Посмотреть сможете послу уроков.

3.Проверка восприятия материала.

-Где жил Толстой?

-Каким он был человеком?

Как  Толстой помогал бедным детям?

V. Физминутка (Слайд24)

Три медведя шли домой

Папа был большой, большой

Мама чуть по ниже ростом,

А сынок малютка просто

С погремушкой он ходил

Динь-динь-динь, динь-динь-динь

VI. Продолжение работы по теме.

1.Работа в тетрадях

Напишите сегодняшнее число и тему урока (Слайд)

Шестое декабря.

Лев Николаевич Толстой.

Басня «Старый дед и внучек»

Басня это – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы, люди.Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или совет.(записать это определение)

2.Работа с книгой.

-Откройте страницу 52 и прочитайте название басни, с которой мы познакомимся сегодня. (Слайд)

-Как вы думаете о чём это произведение? (Предположение детей)

Басня «Старый дед и внучек рассказывает об истории, которая произошла очень давно в одной семье. Посмотрите и прочитайте внимательно  слова, которые встречаются в тексте и некоторые из них уже не употребляются в нашей жизни.

3.Словарная работа (Слайд)

Лоханка-  круглая или продолговатая деревянная  посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. (ыяштан кылган суук чуул кудар сава)

Слаживать-делать, мастерить (эптеп кылыр)

Раз-однажды (бир катап)

Невестка-келин

Течь изо рта-аксындан токтур

Дощечки-дилиндек ыяштар, манзалар

Ухаживать-ажаап карактаар

Бранить-хорадап хыйланып, кончуттунар

4.Работа над произношением 

с.52(не ходили, уши, у него, невестка, раз, в чашке, ухаживать, муж, с женой)

5.Озвучивание чтение басни

(ученики следят в книге,за чтением голоса из записи)

6. Бинарное чтение

7.Первичное восприятие.

-Назовите героев басни (Дед,сын,невестка, внучек Миша)

-Какая тема объединяет героев басни?(друзья, семья,гости)

-Что такое семья?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним стихотворение, которое мы учили в начале, когда приступали к изучению большой общей темы «В семейном кругу мы с вами растём»

   У меня есть мама,

   У меня есть папа,

   У меня есть дедушка,

   У меня есть бабушка,

   А у них есть я.

   Что это?   (Семья)  

-Молодцы, вы все очень хорошо помните стихотоворение, которое мы учили на прошлых уроках.

А ещё каждый год 15 мая мы стали отмечать день семьи.Это официальный праздник в России. Символами считаюся ромашки.

-Какую семью называю дружной?

 - На сколько частей можно поделить текст? (на 2 части)

- О чём говорится в первой части, во  второй части? (В первой говорится о том, как обижали деда, во второй – о том, как сын проучил  родителей)

А как вашей семье относятся к пожилым людям?

8.Интересное в мире по теме урока (из интернета) (Слайд)

-Я сейчас расскажу вам про одного интересного человека.

Джованни Лигато вырастил семерых детей и около 60 внуков и правнуков. Никогда не курил и ел много овощей.

Джованни Лигато дожил до 111 лет и тихо скончался в своем доме в городке Вентимилья на Лигурийском побережье Италии. Это был самый старый житель страны.
В пятницу вечером Джованни Лигато после ужина выпил немного граппы с печеньем — такая у него была традиция — и расположился в своем кресле, где заснул и больше не проснулся.
Лигато родился в 1901 году на юге. За свою жизнь он вырастил семерых детей и около 60 внуков и правнуков. Джованни никогда не курил, ел много овощей, спагетти и рыбы, не очень много мяса и всегда выпивал по бокалу хорошего красного вина.
Под конец жизни журналисты прозвали его «самый старый дедушка» Италии, передает РИА Новости.

9)Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.

-Посмотрите на следующие картинки и ответьте на вопросы.

-Каким стал дед? Почему деда перестали сажать за стол? Найдите и прочитайте описание деде.

-Что сделала невестка, когда дед разбил  чашку с едой? Найдите в басне ответ  и прочитайте.

-Что сынишка слаживал на полу? Прочитайте разговор отца с Мишей.(диалог)

-Почему родители Миши заплакали? Найдите ответ в тексте и прочитайте. Как стали относиться муж с женой к старику.

-Чему учит это басня?  (Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя).

10.Актуальность произведения.

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше времени?

-Как нужно относиться к пожилым людям?

11.Работа с пословицами. Игра «Собери пословицы» .             Слайд

- Мы на прошлых уроках изучали пословицы про семейную тему. Поэтому. Я надеюсь вы справитесь с этой игрой.

Собери пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

При солнышке тепло…                                            и душа на месте.

Вся семья вместе…                                                   тот вовек не погибает.            

Кто родителей почитает…                                           при матери добро.

Нет лучше дружка…                                                  детки же и горе

Детки-радость…                                                         чем родная матушка

VII. Рефлексия. Слайд

-Выберите и продолжите любое предложение.

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за…

*После урока мне захотелось…

*Сегодня я сумел…

12.Психологический настрой в конце урока Слайд

Посмотрите на изображения человечков и  ещё раз выберите того  человека, который теперь, вам  нравится больше всех.

-Почему  выбрали именно этого человека?

VIII. Итог урока. Отметки.

а) - С каким писателем мы сегодня познакомились?

-Какой рассказ мы прочитали?

-Какая главная мысль рассказа?

                              -Чему научил вас этот рассказ?

-А возникли ли у вас вопросы к писателю?

У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

б) Домашнее задание. 

С.52-53 прочитать дома целыми словами.

 Составить проект о своей семье. Вам помогут в этом вопросы .

Слайд

Проект моя  семья.

(приложите фотографии)

1. С кем ты живешь?

2. Как зовут маму, папу, братьев, сестер…?

 Есть ли у тебя бабушки и дедушки?

3. Где работает мама? Папа?

4. Чем занимаешься ты?        

5. Какая ваша семья? Почему ты так решил?

-Всем спасибо, за урок!

Молодцы. Хорошо сегодня поработали.



Предварительный просмотр:

Самонанализ урока литературного чтения во 2 классе на тему:

«Л.Н.Толстой. Басня «Старый дед и внучек»

учителя начальных классов: Семис-оол Аяны Сергеевны

Данный урок является седьмым уроком литературного чтения раздела «В семейном кругу мы с вами растём». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют разный уровень техники чтения , на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

         Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

Цель урока:

-познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты:

-учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

-соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

-пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация  к уроку, видеоролик, выставка книг Л.Н.Толстого, картинки (дедушки, внука, семьи)учебник по литературному чтению, тетради.

Тип урока: комбинированный

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, задавала вопросы связанные с их жизнью в семье, чтобы любому ученику посильно было  отвечать на поставленные вопросы. Создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник и ТСО

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Они и в дальнейшем будут с интересом читать произведения Толстого, так, как узнали что он очень любил детей.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи. И в соответствии с интересами сегодняшних учеников брала новости из интернета про самого старого дедушки. Чтобы они сравнили его со своими дедушками.

Физминутку тоже делала по теме урока и с учётом возрастных особенностей детей. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. В конце урока я дала посмотреть видеоролик с актуальной темой, которые проводили группа исследователей  детям от 4 до 8 лет задавая один и тот же вопрос: «Что такое любовь?», чтобы дети понимали как их сверстники в разных странах понимают это чувство по отношению к своим близким по разному.  Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

6 декабря 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

урок литературного чтения  2 класс  Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»   УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Л.Ф.Климановой

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Л.Ф.Климановой...

Технологическая карта по литературному чтению 2 класс Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

Урок изучения нового материала по литературному чтению ( знакомство с произведением Л.Н. Толстого " Старый дед и внучек"...

Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"

Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение". 1 класс. УМК "Планета Знаний" (букварь Т.М.Андриановой; учебник Э.Э.Кац)

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение".  1 класс. УМК "Планета Знаний" (букварь Т.М.Андриановой; учебник Э.Э.Кац)...