Главные вкладки

    Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой Басня «Старый дед и внучек» Учебный предмет: литературное чтение. Авторы учебника: О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Аяна Сергеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka.docx33.51 КБ
    Файл samoanaliz_uroka.docx21.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ с.Арыг-Узю

    Открытый урок по предмету:

     « литературному чтение»

    во 2 классе

    по теме:

     «Лев Николаевич Толстой.

    Басня «Старый дед и внучек»

                                               

                                                                             Провела учитель начальных классов

                                                                                     второй кв.категории: Семис-оол  А.С.

    6 декабря 2013 год.

    Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой

    Басня «Старый дед и внучек»

    Учебный предмет: литературное чтение.

    Авторы учебника: О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол

    Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.

    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

    Цель:  

    -познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

    -учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

    -воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

    Планируемые результаты:

    -учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

    -соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

    -пересказывать текст подробно, выборочно;

    -характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

    Оборудование: мультимедийный проект, карточки с пословицами, учебник по литературному чтению (автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий )

    Тип урока: комбинированный

    Сценарий урока:

    1. Организационный момент.

    1.Приветствие

    -Повернулись на право, ещё на право. Поздоровались с гостями. Вы заметили, что сегодня у нас много гостей.

    -Все набегались отдохнули на перемене? (Да)

    2.Психологический настрой в начале урока. (Слайд1)

    Посмотрите на изображения человечков и выберите того  человека, который вам  нравится больше всех.

    -Почему  выбрали именно этого человека?

    Сегодня   мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение, как у одного из человечков

    II.Актуализация  знаний и проверка домашнего задания.

    1)Обсуждение сюжетных рисунков которые учащиеся дома нарисовали к стихотворению «Бодум-оол».

    2)Кто автор стихотворения «Бодум-оол»? (Ч.Кара-Куске)

    3)Сколько сюжетных рисунков можно подобрать к стихотоврению?

    4)Понравился ли вам Бодум-оол?

    5)Хотели бы вы иметь такого друга как Бодум-оол?

    6)Бинарное чтение отдельных строк стихотворения.

    7)Чтение голосом змеи, лисы,медведя.

    III.Сообщение темы урока (Слайд 3)

    -Поиграем немножко в сыщики. Вы уже по прошлым урокам, фильмам знаете, кто такие сыщики. Я в классе спрятала картинки, вы встаньте и быстро найдите эти картинки и узнаете о чём или о ком мы будем говорить на этом уроке.

    (Ученики встают и ищут картинки. Они находят картинки (дедушки, внука и портрет Л.Н.Толстого)

    -Молодцы, вы как сыщики или полицейские хорошо поработали и нашли спрятанные мною картинки.

    Кто на картинках изображены?(Дедушка, внук )

    А это кто? Кто его видел или знает?

    (Наверное это писатель или тоже чей то дедушка)

    Вот сегодня узнаем кто он такой. Это великий писатель Лев Николаевич Толстой.

    И как же сформулируем тему нашего урока? (Лев Николаевич Толстой) (Слайд4)

    Какие вопросы вынесем для обсуждения? (Слайд5)

    1.Познакомиться с биографией писателя. (Вспомним что такое биография ?(допчу намдары)

    2.Узнать какие произведения он написал?

    3.Чему они нас учат?

    IV. Изучение нового материала

    1.Знакомства с биографией писателя.

     (Опережающее задание. Сообщение Суван-оол Снежаны)

    -Снежана познакомит нас с биографией писателя, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопросы.

    Сколько лет прожил Л.Н.Толстой? (82г)

    2. Смотр презентаций о жизни писателя. (Слайд 6-23)

    -Я немножко добавлю к сообщению Снежаны несколько событий из жизни Л.Н.Толстого.

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. (слайд)

    Был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария . Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет(слайд)

    Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет. Но вскоре внезапно умер отец, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу графини А.М. Остен-Сакен.

    слайд)

    Первоначальное образование он получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях. Затем Лев Николаевич переехал в Казань вместе с братьями и сестрой.  Живя в Казани Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда(слайд)

    Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию, но, несмотря на это, в 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну - имение, доставшееся ему по наследству. (Слайд)

    Здесь в Ясной Поляне Толстой пытается найти применение своим силам, берется за изучение многих наук, серьезно занимается музыкой(слайд)

    В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. В 1854 году Толстой участвовал в обороне Севастополя. Награждается орденом св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя». В «Севастопольских рассказах» нарисует беспощадно достоверную картину войны, что произведет огромное впечатление на русское общество. (Слайд)

    В это же время всерьез начинает заниматься литературным творчеством, пишет повесть «Детство», которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале «Современник». Позже там будут напечатаны повести «Отрочество» и «Юность (Слайд)

    -Так же в классе сегодня есть выставка книг Толстого. Посмотреть сможете послу уроков.

    3.Проверка восприятия материала.

    -Где жил Толстой?

    -Каким он был человеком?

    Как  Толстой помогал бедным детям?

    V. Физминутка (Слайд24)

    Три медведя шли домой

    Папа был большой, большой

    Мама чуть по ниже ростом,

    А сынок малютка просто

    С погремушкой он ходил

    Динь-динь-динь, динь-динь-динь

    VI. Продолжение работы по теме.

    1.Работа в тетрадях

    Напишите сегодняшнее число и тему урока (Слайд)

    Шестое декабря.

    Лев Николаевич Толстой.

    Басня «Старый дед и внучек»

    Басня это – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы, люди.Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или совет.(записать это определение)

    2.Работа с книгой.

    -Откройте страницу 52 и прочитайте название басни, с которой мы познакомимся сегодня. (Слайд)

    -Как вы думаете о чём это произведение? (Предположение детей)

    Басня «Старый дед и внучек рассказывает об истории, которая произошла очень давно в одной семье. Посмотрите и прочитайте внимательно  слова, которые встречаются в тексте и некоторые из них уже не употребляются в нашей жизни.

    3.Словарная работа (Слайд)

    Лоханка-  круглая или продолговатая деревянная  посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. (ыяштан кылган суук чуул кудар сава)

    Слаживать-делать, мастерить (эптеп кылыр)

    Раз-однажды (бир катап)

    Невестка-келин

    Течь изо рта-аксындан токтур

    Дощечки-дилиндек ыяштар, манзалар

    Ухаживать-ажаап карактаар

    Бранить-хорадап хыйланып, кончуттунар

    4.Работа над произношением 

    с.52(не ходили, уши, у него, невестка, раз, в чашке, ухаживать, муж, с женой)

    5.Озвучивание чтение басни

    (ученики следят в книге,за чтением голоса из записи)

    6. Бинарное чтение

    7.Первичное восприятие.

    -Назовите героев басни (Дед,сын,невестка, внучек Миша)

    -Какая тема объединяет героев басни?(друзья, семья,гости)

    -Что такое семья?

    Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним стихотворение, которое мы учили в начале, когда приступали к изучению большой общей темы «В семейном кругу мы с вами растём»

       У меня есть мама,

       У меня есть папа,

       У меня есть дедушка,

       У меня есть бабушка,

       А у них есть я.

       Что это?   (Семья)  

    -Молодцы, вы все очень хорошо помните стихотоворение, которое мы учили на прошлых уроках.

    А ещё каждый год 15 мая мы стали отмечать день семьи.Это официальный праздник в России. Символами считаюся ромашки.

    -Какую семью называю дружной?

     - На сколько частей можно поделить текст? (на 2 части)

    - О чём говорится в первой части, во  второй части? (В первой говорится о том, как обижали деда, во второй – о том, как сын проучил  родителей)

    А как вашей семье относятся к пожилым людям?

    8.Интересное в мире по теме урока (из интернета) (Слайд)

    -Я сейчас расскажу вам про одного интересного человека.

    Джованни Лигато вырастил семерых детей и около 60 внуков и правнуков. Никогда не курил и ел много овощей.

    Джованни Лигато дожил до 111 лет и тихо скончался в своем доме в городке Вентимилья на Лигурийском побережье Италии. Это был самый старый житель страны.
    В пятницу вечером Джованни Лигато после ужина выпил немного граппы с печеньем — такая у него была традиция — и расположился в своем кресле, где заснул и больше не проснулся.
    Лигато родился в 1901 году на юге. За свою жизнь он вырастил семерых детей и около 60 внуков и правнуков. Джованни никогда не курил, ел много овощей, спагетти и рыбы, не очень много мяса и всегда выпивал по бокалу хорошего красного вина.
    Под конец жизни журналисты прозвали его «самый старый дедушка» Италии, передает РИА Новости.

    9)Анализ произведения в сопровождении выборочным чтением.

    -Посмотрите на следующие картинки и ответьте на вопросы.

    -Каким стал дед? Почему деда перестали сажать за стол? Найдите и прочитайте описание деде.

    -Что сделала невестка, когда дед разбил  чашку с едой? Найдите в басне ответ  и прочитайте.

    -Что сынишка слаживал на полу? Прочитайте разговор отца с Мишей.(диалог)

    -Почему родители Миши заплакали? Найдите ответ в тексте и прочитайте. Как стали относиться муж с женой к старику.

    -Чему учит это басня?  (Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя).

    10.Актуальность произведения.

    -Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше времени?

    -Как нужно относиться к пожилым людям?

    11.Работа с пословицами. Игра «Собери пословицы» .             Слайд

    - Мы на прошлых уроках изучали пословицы про семейную тему. Поэтому. Я надеюсь вы справитесь с этой игрой.

    Собери пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

    При солнышке тепло…                                            и душа на месте.

    Вся семья вместе…                                                   тот вовек не погибает.            

    Кто родителей почитает…                                           при матери добро.

    Нет лучше дружка…                                                  детки же и горе

    Детки-радость…                                                         чем родная матушка

    VII. Рефлексия. Слайд

    -Выберите и продолжите любое предложение.

    *На сегодняшнем уроке я узнал…

    *На этом уроке я похвалил бы себя за…

    *После урока мне захотелось…

    *Сегодня я сумел…

    12.Психологический настрой в конце урока Слайд

    Посмотрите на изображения человечков и  ещё раз выберите того  человека, который теперь, вам  нравится больше всех.

    -Почему  выбрали именно этого человека?

    VIII. Итог урока. Отметки.

    а) - С каким писателем мы сегодня познакомились?

    -Какой рассказ мы прочитали?

    -Какая главная мысль рассказа?

                                  -Чему научил вас этот рассказ?

    -А возникли ли у вас вопросы к писателю?

    У меня возник такой: для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей? Если для родителей, тогда зачем вы, дети, должны его читать? Чтобы проверить правильность вашего ответа, попробуйте спросить совета у родителей.

    б) Домашнее задание. 

    С.52-53 прочитать дома целыми словами.

     Составить проект о своей семье. Вам помогут в этом вопросы .

    Слайд

    Проект моя  семья.

    (приложите фотографии)

    1. С кем ты живешь?

    2. Как зовут маму, папу, братьев, сестер…?

     Есть ли у тебя бабушки и дедушки?

    3. Где работает мама? Папа?

    4. Чем занимаешься ты?        

    5. Какая ваша семья? Почему ты так решил?

    -Всем спасибо, за урок!

    Молодцы. Хорошо сегодня поработали.



    Предварительный просмотр:

    Самонанализ урока литературного чтения во 2 классе на тему:

    «Л.Н.Толстой. Басня «Старый дед и внучек»

    учителя начальных классов: Семис-оол Аяны Сергеевны

    Данный урок является седьмым уроком литературного чтения раздела «В семейном кругу мы с вами растём». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. В своей деятельности  я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют разный уровень техники чтения , на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

             Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

    Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

    Цель урока:

    -познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

    -учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

    -воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

    Планируемые результаты:

    -учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

    -соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

    -пересказывать текст подробно, выборочно;

    -характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

    Оборудование: проектор, компьютер, презентация  к уроку, видеоролик, выставка книг Л.Н.Толстого, картинки (дедушки, внука, семьи)учебник по литературному чтению, тетради.

    Тип урока: комбинированный

    Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

    Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

    А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

    Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, задавала вопросы связанные с их жизнью в семье, чтобы любому ученику посильно было  отвечать на поставленные вопросы. Создавала проблемные ситуации, домашнее задание ученики выполняли по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник и ТСО

    Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

    Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

    Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников. Они и в дальнейшем будут с интересом читать произведения Толстого, так, как узнали что он очень любил детей.

    Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

    Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, детские книжки, демонстрационный материал, аудиозаписи. И в соответствии с интересами сегодняшних учеников брала новости из интернета про самого старого дедушки. Чтобы они сравнили его со своими дедушками.

    Физминутку тоже делала по теме урока и с учётом возрастных особенностей детей. Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. В конце урока я дала посмотреть видеоролик с актуальной темой, которые проводили группа исследователей  детям от 4 до 8 лет задавая один и тот же вопрос: «Что такое любовь?», чтобы дети понимали как их сверстники в разных странах понимают это чувство по отношению к своим близким по разному.  Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

    6 декабря 2013 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

    урок литературного чтения  2 класс  Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»   УМК: «Школа России».   Учебный предмет: литературное чтение.   Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, ...

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

    Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

    Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Л.Ф.Климановой

    Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", 1 класс, УМК "Перспектива", учебник Л.Ф.Климановой...

    Конспект урока литературного чтения 2 класс Л. Н. Толстой. Рассказ «Котёнок».

    Конспект урока чтения для 2 класса по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок"....

    Технологическая карта по литературному чтению 2 класс Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек"

    Урок изучения нового материала по литературному чтению ( знакомство с произведением Л.Н. Толстого " Старый дед и внучек"...

    Урок литературного чтения,3 класс "Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени"

    Урок литературного чтения УМК ПНШ 3 класс.Закрепление пройденного материала.На уроке проводится краткий обзор появления басни как жанра.Дается анализ басен И.А.Крылова,  Практические упражнения в...