Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Елена Анатольевна Галкина

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального общего образования. Программа разработана в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие обучающихся, развитие « ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных  способностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литературное чтение

 УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Авторы: В. А. Лазарева (Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»)

Класс: 4

Пояснительная записка

 Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Предмет « Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы разработан в контексте системы начального обучения Л.В. Занкова, нацеленной на общее развитие обучающихся, развитие « ума, чувств и воли», т.е. развитие познавательных  способностей, эмоционально – волевых и нравственных качеств личности ученика. В начальном образовании , с одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества, поскольку одна из важнейших функций культуры - сохранение и трансляция эстетических и нравственных образцов, содержащихся в культурных текстах. С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля читателя, иначе говоря, чтение способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Вероятность достижения воспитательных целей при изучении литературы объясняется высочайшим нравственным потенциалом и двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение».

Кому адресована программа

Учебный курс «Литературное чтение» адресован обучающимся 4 классов четырёхлетней начальной школы.

Соответствие государственному образовательному стандарту

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального общего образования.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

Федеральный компонент государственного стандарта образования;

Стандарт начального общего образования;

Закон «Об образовании РФ»

Программа начального общего образования. Система Занкова Л.В.

Учебник «Литературное чтение» в двух частях. В.А.Лазарева. Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература».

Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Составитель В.А.Лазарева. Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература».

Цель программы

Воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачи программы

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Специфика программы

     Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения обучающимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развитие речи.

   Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.

     Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей.

      В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно - на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно - с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека.

    Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учеников-читателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика.

    Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе. Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», вводится работа с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность.     

Объём программы в часах и сроки обучения

Согласно годовому календарному графику работы ОУ на 2013- 2014  учебный год  фактических рабочих дней _____. Следовательно, программа по литературному чтению для 4 класса рассчитана на _____ часов. Программа реализуется за счёт уплотнения уроков на повторение и резервных часов.

Виды и формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная   работа, работа в парах.              

Результативность обучающихся к концу 4 класса

Иметь представление:

  • о главных и второстепенных героях, о героическом характере;
  • об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности;
  • об изобразительно-выразительных средствах ( эпитет, сравнение, олицетворение);
  • о путях  способах редактирования своих сочинений;
  • о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе;

Знать:

  • наизусть 12-18 стихотворений разных авторов;
  • имена 6-7 классиков русской и зарубежной литературы;
  • имена 6-7- современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

Уметь:

  • осознанно и выразительно читать художественные  произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтение про себя с более высоким темпом;
  • пересказывать текст кратко, подробно и выборочно;
  • вычленять основные элементы произведения( завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;
  • самостоятельно составлять характеристику литературного героя;
  • определять  в тексте авторскую позицию, осознавать авторское отношение к ней;
  • передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
  • самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находит интонационные средства ее воплощения;
  • сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
  • писать изложения и сочинения- рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;
  • писать сочинения по картине, анализирую ее содержание, настроение и способы художественного изображения;
  • писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;
  • овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение.

Библиографический список:

-для обучающихся

- для учителя

Для реализации программного материала используются учебники:

В. А. Лазарева. Литературное чтение: учебник для 4 класса, в двух частях.- Самара: Корпорация « Федоров»

Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Составитель В.А.Лазарева. Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература».

Планируемые предметные результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

– устойчивое положительное отношение к литературному чтению, интерес к содержанию литературных произведений и различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка);

– эмоционально-ценностное отношение к содержанию литературных произведений; осознание нравственного содержания отношений между людьми, смысла собственных поступков и поступков других людей;

– этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения;

– осознание себя гражданином России через эмоциональное принятие и осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; чувства сопричастности

и гордости за свою Родину, свой народ;

– основа для развития чувства прекрасного на основе знакомства с доступными литературными произведениями разных стилей, жанров,

форм.

– устойчивого интереса к литературе и другим видам искусства, потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания;

– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;

– внутренней позиции школьника через освоение позиции читателя (слушателя) различных по жанру произведений;

– осознания значимости литературы в жизни

современного человека и понимания роли литературы в собственной жизни;

– нравственно-эстетических переживаний литературного произведения;

– умения объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее достижения;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации (особенностями художественного текста и т.д.);

– произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи, выражать свое отношение к прочитанному;

– выполнять учебные действия в умственной, речевой и письменной форме;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов деятельности;

– оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.

– осуществлять планирование коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;

– осознавать этапы организации учебной работы;

– самостоятельно планировать решение учебной задачи, ее реализацию и способы выполнения;

– строить устное и письменное высказывание

с учетом учебной задачи;

– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;

– намечать новые цели собственной и групповой

работы;

– осуществлять самооценку своих действий

на основе рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, в контролируемом пространстве Интернета;

– обобщать сведения, проводить сравнения на различном текстовом материале, делать выводы;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;

– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств;

– соотносить учебную информацию с собственным опытом.

– осознанно и произвольно строить сообщения

в устной и письменной форме;

– строить логическое рассуждение, включающее

установление причинно-следственных связей;

– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. при подготовке сообщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

– принимать участие в коллективных делах

и инсценировках;

– контролировать свои действия и действия

партнеров в коллективной работе;

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге.

– проявлять инициативу, самостоятельность

в групповой работе;

– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

– сотрудничать с учителем и сверстниками,

принимать участие в коллективных проектах;

– следить за действиями других участников

в процессе коллективной творческой деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– осознавать значимость чтения для саморазвития; понимать цель чтения;

– читать доступные по объему и содержанию произведения, осознавать прочитанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;

– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, выявлять их особенности, главную мысль;

– читать художественные, научно-популярные, учебные и справочные тексты, различая на практическом уровне их особенности;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное, поисковое;

– передавать содержание прочитанного текста в виде полного или выборочного пересказа;

– отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом;

– определять тему и главную мысль произведения, находить различные средства художественной изобразительности и выразительности;

– выражать свою мысль в небольшом монологическом высказывании, вести диалог о прочитанном и/или услышанном произведении.

– воспринимать художественную литературу как вид искусства,  необходимый для образованного и воспитанного человека;

– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках в монологической и диалогической речи;

– вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции, определять тему и идею произведения;

– работать с доступными возрасту видами

справочной литературы;

– высказывать суждение о прочитанном

и подтверждать его примерами из текста;

– делать выписки из прочитанных текстов.

Круг детского чтения

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– использовать на практике представления

об элементах книги: характеризовать ее по титульным листам, оглавлению и др.;

– отличать сборник произведений от авторской книги;

– самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике и по собственному желанию;

– составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу;

– отличать сборник произведений от авторской книги;

– составлять сборники своих творческих работ, в т.ч. коллективные сборники;

– пользоваться самостоятельно алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

– выбирать книги для самостоятельного внеклассного чтения, определяя предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и

познавательных потребностей;

– писать отзыв и аннотации о прочитанной

книге; вести читательский дневник;

– работать с тематическим каталогом;

– работать с детской периодикой, в том числе на сайтах детских журналов.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

– определять особенности фольклорных форм

и авторских произведений;

– различать особенности построения народной

сказки, пословицы, загадки и других фольклорных форм;

– самостоятельно составлять сюжетный план,

характеристику героя;

– видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

– пользоваться литературоведческими понятиями при сравнении и сопоставлении различных видов текстов;

– различать изобразительно-выразительные

средства в различных произведениях литературы (эпитет, сравнение, олицетворение и др.);

– делать элементарный анализ различных текстов, составлять систему образов произведения, выводить из нее идею произведения;

– создавать собственные небольшие тексты

с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями.

Творческая деятельность

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

– осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;

– читать по ролям, участвовать в инсценировках

литературных произведений;

– определять основное настроение литературного произведения, передавать его в выразитель_

ном чтении;

– создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин и на основе личного опыта.

– пересказывать текст, передавая при этом

чувства героя и главную мысль автора произведения;

– пересказывать текст от лица героя, автора,

дополнять текст;

– самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;

– участвовать в инсценировках по произведениям, в создании собственных проектов;

– писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;

– писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;

– передавать свое впечатление о прочитанном или услышанном в рисуночной и иной творческой деятельности.

Контроль достижений обучающихся по программе «Литературное чтение».

                Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.

                Основной формой текущей проверки является индивидуальный и фронтальный устный опрос учащихся. Текущий контроль может проводиться и в групповой форме, а также с использованием дидактических тестов.

                Текущей проверке подлежат результаты освоения программы , а именно:

Первоначальное литературное образование.

 Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально- оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу- сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг. 

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование) Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно- популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценировки, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

 Чтение наизусть – репродуктивный вид учебной деятельности, связанный с точным воспроизведением услышанного или прочитанного текста (или его части). Для комплексной оценки предлагаются такие показатели как точность воспроизведения, выразительность чтения, соблюдения орфоэпических норм. Выразительность чтения предусматривает соблюдение логического ударения, соответствие тона и темпа эмоциональному настроению произведения, соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания, интонирование предложений. Как правило, нарушение одного из этих параметров не позволяет последовательно выполнять другие, поэтому целесообразно объединить их в один показатель. Соблюдение орфоэпических норм включает в себя не только демонстрацию произносительных особенностей второго языка, но и выразительную дикцию. У детей с нарушениями произношения этот критерий не учитывается.

На уроках литературного чтения возможен тематический контроль после изучения тем учебника. Проверяется понимание всей темы, а не отдельных произведений.

  • Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования, защиты проектной деятельности учащихся.
  • Итоговое оценивание  знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового комплексного теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курсов русского языка, математики, литературы, окружающего мира.

Основные разделы учебной программы и характеристика основных содержательных линий

Содержание блока

Количество часов по программе

Фактическое количество часов

Содержательные линии

В школе жизни

14 ч.

14 ч.

В программе представлено

пять основных содержательных линий. 

  1. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.
  2. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).
  3. Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.
  4. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
  5. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

«Мы в ответе…»

16 ч.

16 ч.

Сто фантазий

 11ч.

11 ч.

«Каждый выбирает для себя»

19 ч

19 ч

Россия, Родина моя.

10 ч

10 ч

ВСЕГО

70 ч.

70 ч.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

  -  Учебник «Литературное чтение» в двух частях. В.А.Лазарева. Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература».

  -   Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. Составитель В.А.Лазарева. Издательский дом Фёдоров. Издательство «Учебная литература».

  -  Методические рекомендации к учебнику В.А.Лазаревой «Литературное чтение» для 4 класса. Электронный вариант. Оникс

  -  Примерная программа по литературному чтению. Москва «Просвещение» 2011 год.

 -   Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. Издательский дом Фёдоров. 2011г.

        Печатные пособия

  • Репродукции картин и художественные фотографии.
  • Портреты поэтов и писателей.

        Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

        Технические средства обучения

  • Образовательные ресурсы (диски).
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления.

Resource id #4362


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе.

п/п

Дата

Тема

Произведения

Элементы содержания

Монито

ринг

Характеристика  деятельности обучающихся

план

факт

Виды читательской деятельности

Виды речевой и творческой деятельности

1 четверть (18 часов)

В школе жизни .

1

02.09

Знакомство с новым учебником

В.Берестов «Речка детства».

введение учеников в главную проблему главы; расширение представлений современных обучающихся о жизни детей в ХIХ веке;  

Проверка техники тения

-чтение художественного произведения, с максимальной скоростью, необходимой для его понимания;

- представление картин, нарисованных автором;

- составление сюжетного плана;

- выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц.

- рисование картин (в том числе и устное словесное рисование) на основе художественного текста;

- адекватная передача настроения в выразительном чтении

-работа над образом героя, составление его характеристики, явление роли портрета в создании образа персонажа;

- пересказ сюжета (выборочный)

2

04.09

Знакомство с рассказом А.И. Куприна «Бедный принц»

А.И. Куприн «Бедный принц».

Чтение рассказа.

3

09.09

Жизнь мальчика из дворянской семьи 19 века

4

11.09

Знакомство с особенностями портретной живописи в сопоставлении с литературным портретом.

В.А.Серов

Мика Морозов.

5

16.09

Изображение жизни и внутреннего мира героя рассказа А.П.Чехова «Ванька»

А.П.Чехов «Ванька»

Знакомство с творчеством писателя

Сопоставление авторской речи и речи героя

Осмысливание способов изображения внутреннего мира героя

6

18.09

Изображение жизни и внутреннего мира героя рассказа А.П.Чехова «Ванька»

7

23.09

Читательский дневник

В.Д.Берестов

«Дневник»

8

25.09

Осмысление нравственных ценностей русского народа.

Н.А.Некрасов «Школьник»

продолжение знакомства с творчеством великого русского поэта, его представлениями о национальных нравственных ценностях;  работа над понятиями «автор» и «рассказчик».

Выразительное чтение

- осмысление особой организации поэтического художественного текста;

- выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста

- анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста;

- нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача её средствами выразительного чтения.

9

30.09

Уроки деятельной доброты

В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»

продолжение работы над образами художественного произведения, включая второстепенные образы.

-осмысление изображённого в художественном тексте;

- выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей

-формирование читательского кругозора

и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

-воспитание потребности общения с миром художественной литературы

-обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле

-формирование эстетического отношения к искусству слова

пересказ сюжета или эпизода от лица какого-нибудь героя;

- рассуждение о личности героя с аргументацией своей точки зрения;

- составление сюжетного плана

- работа над понятиями «автор», «рассказчик»

10

02.10

Уроки деятельной доброты

11

07.10

«Учителя» и «ученики» в школе жизни

Ю.М. Нагибин «Зимний дуб»

развитие темы «школа жизни»;  формирование понятия «олицетворе

ние».

-развитие темы «школа жизни», сопоставление авторской речи и речи героя

-выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

- участие в дискуссиях по нравственным проблемам.

12

09.10

Работа над  рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»

13

14.10

Работа над  рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»

14

16.10

Контрольная работа №1

Нравственное и литературное развитие учащихся

Контрольная работа

«Мы в ответе …»

15

21.10

Что значит быть человеком?

В.А.Сухомлинский. Обыкновенный человек.

О.Е. Григорьев. Витамин роста.

Работа над особенностями стихотворной формы

Осмысление основного человеческого качества – доброты, способности и необходимости думать о других.

16

23.10

Легко ли быть человеком, отвечать за других?

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

углубление представлений обучающихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование; выявление авторской позиции в эпическом тексте;  сопоставление изображения черт характера человека в разных видах искусства.

Проверка техники чтения.

-осмысление изображённого в художественном тексте;

- выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями -развитие художественно-творческих и познавательных способностей

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта читательской деятельности

- пересказ сюжета или эпизода от лица какого-нибудь героя;

- рассуждение о личности героя с аргументацией своей точки зрения;

- составление сюжетного плана.

17

28.10

Анализ рассказа  

Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

18

30.10

Урок-диспут: Что есть доброта? Это проявление  силы или слабости?

И.Н.Крамской «Мина Моисеев».

Эскиз для портрета крестьянина

углубление нравственных представлений отработка навыков дискуссии; формирование способов проявления личностной позиции в«речевом поступке».

-соотнесение изображённого в художественном тексте с действительностью;

- анализ системы образов произведения и «выведение» главной мысли произведения

- рисование картин на основе художественного текста;

- участие в дискуссиях на нравственные темы.

2 четверть (15 часов)

19

11.11

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К.Г. Паустовского.

К.Г.Паустовс

кий «Заячьи лапы»

 осмысление проблемы благодарности и вины;  работа над композицией произведения; формирование представлений обучающихся о речи героя как средстве создания его образа

- выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями;

- оценивание поступков героев с нравственных позиций.

- состав сюжетного плана

- выборочный пересказ рассказа

- рассуждение о личности героя с аргументацией своей точки зрения

-инсценирование отрывков произведения

20

13.11

Работа над образами героев произведения.

К.Г.Паустовс

кий «Заячьи лапы»

21

18.11

Обобщение нравственной проблематики и художественного своеобразия произведений К. Г. Паустовского

К.Г.Паустовс

кий «Заячьи лапы».

22

20.11

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Д.М.Шагиахметов «В синем лесу».

23

25.11

Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; осмысление проблемы вины и прощения;  

- осмысление особой организации поэтического художественного текста;

- анализ отличительных  особенностей поэтического текста (ритмическая основа, наличие рифмы)

24

27.11

Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане…»

А. С. Пушкина

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

- выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста

- нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача её средствами выразительного чтения

-анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста

25

02.12

Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане…»

А. С. Пушкина

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

работа над художественными особенностями сказки А. С. Пушкина, выявление её связи с фольклором.

- выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста

- наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике

-анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста

- нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача её средствами выразительного чтения

26

04.12

Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане…»

А. С. Пушкина

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения.

27

09.12

Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане…»

А. С. Пушкина

28

11.12

Изображение природы в сказке А. С. Пушкина

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Чтение  наизусть

29

16.12

Воплощение темы сказки в музыке и рисунках художников.

Иллюстрации

И.Я.Билибина, картина М.А.Врубеля.

30

18.12

Контрольная работа №2

Проверка нравственных представлений учащихся о человеческих качествах.

Сто фантазий

31

23.12

Зачем человек  фантазирует?

Ю. Мориц «Сто фантазий»

обобщение целей и способов создания фантастического образа в искусстве;  осмысление серьёзных проблем весёлых стихов;  углубление представлений обучающихся о роли ритма в стихотворении.

заучивание  прозаических и поэтических текстов и их выразительной декламации

32

25.12

Зачем человек  фантазирует?

Ю. П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

33

30.12

Серьёзные проблемы весёлых стихов.

Проверка техники чтения.

3 четверть (19часов)

34

13.01

Зачем человек фантазирует?

Сто фантазий.

К.Россетти «Есть у булавки головка»

- выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста

- наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения

35

15.01

Фантазия, фантастика, фантастичес-

кий образ в литературе.

Д.Самойлов «Сказка», «Белые стихи».

анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста

- нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача её средствами выразительного чтения

36

20.01

Сто фантазий.

Репродукция картины К.Брюллова «Всадница».

Т.М.Белозёров «Кладовая ветра».

сопоставление  изображения действительности  в литературе и живописи

37

22.01

Разные способы изображения действительности в литературе

В.Д. Берестов «Честное гусеничное»

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев.

- анализ сюжета произведения с целью определения его темы и проблематики;

38

27.01

Разные способы изображения действительности в литературе.

Ф.Д.Кривин «Зелёные цистерны», «Солнце». «Жизнь на Земле».

- научное описание интересного животного или растения - рассказать о нём художественно.

39

29.01

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (отрывок).

формирование представлений о фантастической литературе;

-знакомство с творчеством современного фантаста, Кира Булычёва;

- осмысление проблемы доброты и человечности в фантастическом произведении.

- наблюдение за способами изображения картин и передачи спрятанного смысла;

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев произведений.

- рассуждение о личности героев с аргументацией своей точки зрения

- участие в дискуссиях

40

03.02

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (отрывок).

41

05.02

Контрольная работа №3

Каждый выбирает для себя.

42

10.02

Нравственный выбор - нравственный поступок.

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»

-осмысление проблемы нравственного выбора и деятельной доброты, способности на поступок;

-углубление представле

ний обучающихся об изображении характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении; знакомство с произведениями прекрасного детского современного писателя В. П. Крапивина.

- выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями;

- оценивание поступков героев с нравственных позиций.

- анализ сюжета произведения с целью определения его темы и проблематики;

- попытка предвидения содержания произведения по названию.

личностное осмысление трудности выбора и истоков правильного, поистине человечного и человеческого решения  проблем;.

-«оценивание» высказываний дяди Вити;

- состав сюжетного плана

- выборочный пересказ рассказа

- рассуждение о личности героя с аргументацией своей точки зрения

-инсценирование отрывков произведения

- составление характеристики героев;

- составление сюжетного плана рассказа;

- выборочный пересказ рассказа

- рассуждение о личности героя с аргументацией своей точки зрения

-инсценирование отрывков произведения.

43

12.02

Нравственный выбор - нравственный поступок.

- анализ сюжета произведения с целью определения его темы и проблематики.

44

17.02

Работа над образами героев произведения.

45

19.02

Л. Н. Толстой о человечности и русском человеке

в рассказе «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой  «Кавказский пленник». Знакомство с героями.

знакомство с произведением велико

го русского писателя Л. Н. Толстого;

-формирова

ние представле

ний обучающихся о своеобразии и особенностях прозы Л. Н. Толстого, о его мастерстве в изображении русского человека и национальных черт русского народа.

- представление картин, нарисованных автором;

- сопереживание изображённому в художественном тексте;

- анализ сюжета произведения  с целью определения его темы и проблематики.

-рисунок сюжетной цепочки к первой части и иллюстрации к любому эпизоду.

 -рассказ о своих первых впечатлениях о героях.

46

24.02

Жизнь аула в были «Кавказский пленник»

рисунок сюжетной цепочки ко второй части.

-рассказ: «Жилин и Дина» (от имени Дины или Жилина, по желанию).

47

26.02

Поступки героев в были «Кавказский пленник».

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».  Жилин и Костылин в плену

Составление характеристики героев: Жилин, Костылин;

- устное словесное сочинение на основе художественного текста

48

03.03

Смысл заглавия были «Кавказский пленник».

Роль заглавия в раскрытии главной мысли произведения.

49

05.03

Образы героев произведения.

- Составление характеристики героев: Дина Татары.

- рассказ от имени героя произведения

50

10.03

Описание природы в произведении.

Природа Кавказа.

51

12.03

Обобщающий урок по были  Л.Н.Толстого  «Кавказский пленник».

обобщение по ведущей проблеме; осмысление нравственных уроков рассказа Л. Н. Толстого.

- выделение эпизода, как единицы сюжета (пейзажа, авторских рассуждений);

- выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц;

- установление иерархии героев произведения.

52

17.03

Уроки истории.

Знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

-осмысление нравственного выбора человека на историческом материале;

- знакомство с известнейшим стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино»;

- введение понятия «идея».

-осмысление особой организации поэтического художественного текста;

-анализ отличительных особенностей поэтического текста (ритмическая основа);

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев произведения.

-нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача её средствами выразительного чтения;

-картинный план;

- заучивание поэтических текстов и их декламация.

4 четверть (18 часов).

53.

31.03

Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино».

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Чтение наизусть

54

02.04

«Война – страшнее нету слова ….»

Ю.Д. Левитанский «Мальчики»,  

Б.Ш.Окуджава «До свидания, мальчики».

В.Д.Берестов «Мужчина».

-введение детей средствами искусства в события Великой Отечествен

ной войны 1941–45 гг.;

-формирование представлений обучающихся о роли русского народа в победе фашизмом и истоках его подвига;

-знакомство обучающихся с произведениями замечательных

поэтов ХХ века: А.Д. Дементьева, Ю.П. Левитанского, Б.Ш. Окуджавы.

- наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев произведения.

- собирание поэтических строк  мастеров с правом использования их в своей творческих работах;

- участие в дискуссиях по нравственным проблемам

55

07.04

«Война – страшнее нету слова ….»

А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»,

 А.К. Передреев «Зачем шумит трава густая…».

- выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами и поступками;

- наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике.

56

09.04

«Война – страшнее нету слова…»

В.Ф.Боков «На Мамаевом кургане»

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев произведения.

57

14.04

Великий труд человека по самотворению и самосозиданию

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

-продолжение знакомства обучающихся с прозой А. П. Платонова;

-формирование представлений обучающихся об особенностях языка и стиля писателя;

-осмысление самосозидания, самотворения человека как главного  дела его жизни.

- определение отношения автора к героям его произведения;

- рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и соотнесение с собственными представлениями;

- представление картин, нарисованных автором.

-рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста;

- рассуждение о личности героя  с аргументацией своей точки зрения.

58

16.04

Образ главной героини в сказке-были  А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

59

21.04

Великий труд человека по самотворению и самосозиданию

Н.Н.Матвеева «Кораблик»

60

23.04

Контрольная работа № 4

Проверить сформированность представлений о понятии «Идея» произведения

Россия, Родина моя.

61

28.04

С чего начинается Родина?

М.Л. Матусовский  «С чего начинается Родина?», К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

-осмысление понятия Родина и причин любви человека к ней;

-отработка умений анализа лирического текста.

- выявление простейших способов художественного изображения;

- наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике;

- подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев произведения

-рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе текста;

- сопоставление изображения действительности в литературе и живописи;

- адекватная передача настроения в выразительном чтении.

62

30.04

Россия,  Родина моя.

С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?»

63

05.05

Образ русской земли и русского народа в русской литературе.19 и 20 вв.

Ю.И.Коваль «Чистый Дор»

-отработка навыков самостоятельного анализа эпического текста;

-выявление способов создания художественного образа в эпосе;

-работа над образом Родины в прозе Ю. И. Коваля.

-представление картин, нарисованных автором;

- сопереживание изображённому в тексте;

- осмысление названия произведения, его связь с содержанием и идеей произведения;

- выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц;

- составление характеристики героя;

- оценивание поступков героев с нравственных позиций.

- рассуждение о личности героя  с аргументацией своей точки зрения;

- инсценирование произведения;

- выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте;

- устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста;

- составление сюжетного плана.

64

07.05

Изображение русской природы в рассказе  Ю.И.Коваля «Чистый Дор»

65

12.05

«Все мы люди разные, а Родина – одна».

В.А.Жуковский

«Отчизне кубок сей, друзья!..», Е.А.Баратынский «Родина»

сопоставле

ние образа Родины у поэтов ХIХ и ХХ веков;

- формирова

ние представле

ний обучающихся о вечных ценностях человечества и искусстве как способе их передачи поколениям.

66

14.05

«Все мы люди разные, а Родина – одна».

Н.А.Некрасов «Саша»,

Д. Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..», Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой»

Проверка техники чтения

67

19.05

Контрольная работа №5

Обобщение за курс.

68

21.05

Работа над ошибками

Доп.материал

69

26.05

Читательский дневник

Детские читательские дневники

Подведение итогов самостоятельной творческой деятельности учащихся.

70

28.05

Итоговый урок «Страна Литературия

Доп.материал

Resource id #5402

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 3 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 2 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 1 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 2 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по русскому языку 3 класс система Занкова, учебник Поляковой по ФГОС

рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена с требования ФГОС...

рабочая программа по технологии для 3 класса система Занкова учебник Цирулик

рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...