Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Позднова Оксана Николаевна

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.rar70.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы

«Рекомендовано»        

Руководитель МО

_____        /______________        /

                  ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

                 

                     «Утверждено»

                     Директор МОУСОШ №8

                    _____        /______________        /

                                      ФИО

                     Приказ №        ______ от

                     «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

1 класс

Учитель: Позднова Оксана Николаевна

2011- 2012 учебный год

Русский язык

Автор: Полякова А.В.

для УМК системы Л.В. Занкова

Пояснительная записка

Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в предыдущей  программе.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку на основе Примерной программы начального образования по русскому языку, с учетом авторской программы А.В.Поляковой.  

Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

Обучение русскому языку является базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально – личностного развития младших школьников, влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.

Кому адресована программа

Учебный курс «Русский язык» адресован обучающимся 1-х классов четырёхлетней начальной школы.

Соответствие государственному образовательному стандарту

Программа   соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Цели программы

Цель курса – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формировании на этой основе знаково - символического и логического мышления учеников, а также формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи программы

Задачи курса:

 - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге составлять несложные монологические высказывания и письменные тесты – описания и повествования небольшого объема;

 - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного письма, как показателя общей культуры человека;

 - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 - воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждения познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика программы

                  Стержневая тема курса русского языка – лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знание законов словообразования, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции. Стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот курс входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.

          Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел – «Развитие речевой деятельности», в которой раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка.

Развитие речевой деятельности:

          Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.

         На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребёнка к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

        Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придаётся сочинениям.

На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребёнка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе развивающегося содержания образования.

         На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Система языка:

         Формирование понятия «безударная гласная» и её правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов. Дети с 1 класса сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Примерно также рассматриваются и другие темы.

            Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.

Программное и учебно – методическое оснащение

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный

компонент

Школьный компонент

1

5

1. Примерная программа начального общего образования по «Русскому языку». Москва: Просвещение, 2010 г.

2. Авторская программа по русскому языку.

А.В.Полякова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011)

1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2011

1.Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса.– М.: Просвещение.

 2.  Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. – М.: ЗАО ЦОР.

 3.  Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1-2 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. – Самара: Издательский дом «Федоров».

4.  Кувашова Н.Г. Русский язык. 1 класс.  Поурочные планы. – Волгоград: Издательство «Учитель»

Требования к уровню подготовки

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия;
  • твёрдые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
  • употребление прописной буквы в именах собственных;
  • алфавит;
  • звонкие и глухие парные и непарные согласные;
  • правописание буквосочетаний жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;

иметь представление:

  • о грамматических группах слов;
  • о различии предложений по цели высказывания;
  • о признаках текста и его оформлении;
  • об основных признаках согласных звуков и букв;

должен уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, е, ю, я, и, ь;
  • различать твёрдые и глухие согласные звуки;
  • находить границы предложения;
  • отличать предложение от слова;
  • делить слова на слоги;
  • определять место ударения в слове; 
  • применять правило правописания слов с сочетаниями жи, ши,ча,ща, чу, щу, чк, чн, щн;
  • находить в предложении главные члены;
  • ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
  • составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме;
  • писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;

приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.

Педагогические условия и средства реализации  стандарта

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок-практикум;
  • -урок-исследование;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

 Учебное оборудование:

Тех. средства (проектор, телевизор, компьютер);

               Учебные (столы, доска).

Собственно учебные средства:                                                                                                                                                                 а) учебные  книги, диски, видеокассеты, словари, специальная литература, энциклопедии;                                                                                         б) наглядные пособия (таблицы, учебные картины, плакаты)

Информационные материалы  (Программное и учебно – методическое оснащение).

 

Дидактические материалы (сборники  тестов, сценарии  дидактических  игр, обучающие программы).

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  обучения:

  1. Технологии развивающего обучения:

-  Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

2. Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- Игровые технологии

Принципы обучения:

1. Принцип научности обучения

2. Связи теории с практикой

3. Системности

4. Принцип сознательности и активности в обучении

5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

6. Принцип наглядности

7. Доступность обучения

8. Принцип прочности усвоения знаний

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (50 часов)

  1. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, темп речи, мимика, жесты, движения (терминологией пользуется учитель).

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику.

Использование в общении жизненного опыта детей, ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов.

Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения.

Письменная речь

Текст. Сопоставление набора предложений и текста. Признаки текста: взаимозависимость составляющих его единиц (целостность) и законченность сообщения. Представление о частях научно-популярного текста, записки, поздравительной открытки. Смысловая связь предложений в тексте. Красная строка. Абзац. Восстановление деформированных текстов (нарушен порядок предложений или микротем, предложения простые, короткие).

Наблюдение соответствия стиля письменной речи цели высказывания. Например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии или словаря и проч.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Восстановление деформированных предложений.

Практическое ознакомление с синонимами, антонимами, многозначностью (без введения понятий). В работу вводятся словари.

Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

  1. Система языка

Предложение. Сравнение набора слов и предложения. Сравнение слова с предложением из одного слова. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные и невосклицательные предложения. Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ?!). Раздельное написание слов. Наблюдение изменения смысла предложения при замене слова, при распространении другими словами. Диктовка предложений, запись их схемами.

Слово. Номинативная (назывная) функция слов. Представление о лексическом и грамматическом значении слов. Грамматические группы слов: знаменательные (самостоятельные) слова - слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации). Имена одушевленные и неодушевленные, имена собственные. Употребление заглавной (большой) буквы в именах собственных.

Корень слова, родственные (однокоренные слова) - на уровне ознакомления.

Звуки-буквы. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Звуки гласные, согласные, слог, согласные звуки мягкие, твердые, звонкие, глухие. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Парные звуки: мягкие-твердые, глухие-звонкие. Обобщение случаев указания на мягкость согласных. Отсутствие звукового обозначения у букв ь и ъ.

Их роль в слове.

Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные гласные.

Функции йотированных гласных. Наблюдение вариантов обозначения звука [й’] буквами.

Непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’]. Написание и после ж и щ; а, у после ч и щ.

Отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л.

Перенос слов.

Определение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов. Понятие орфограммы.

Алфавит. Названия и порядок букв русского алфавита.

1 класс (50 часов)

Слово и предложение 3 ч

Звуки и буквы 6 ч

Перенос слов 2 ч

Ударение 3 ч

Большая буква в именах собственных 3 ч

Русская азбука, или алфавит 2 ч

Твердые и мягкие согласные звуки 3 ч

Шипящие согласные звуки 6 ч

Звонкие и глухие согласные звуки 1ч

Парные согласные звуки в конце слова 2 ч

Части речи 7 ч

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные 2 ч

Текст 3 ч

Родственные слова. Корень слова 2 ч

Повторение, секреты речи 5 ч

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Практические работы

  1. Составление предложений из слов на тему «Мой город».
  2. Деление слов на слоги.
  3. Тренажёр по переносу слов.
  4. Постановка ударения.
  5. Определение частей речи.
  6. Подбор однокоренных слов к слову «Тула».

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический  и практический материал

3 триместр

50 часов

Практических работ – 6

Итого:

50 часов

(5 часов в неделю)

Практических работ – 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки , календарно тематическое планирование.. ит.д....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 2 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова)

Программа разработана в сооответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В программе представлено подробное календарно-тематическое планирование с предметными и метапредметными УУД....

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В.Занкова),3класс

Рабочая программа по русскому языку разработана для учителей, работающих по системе Л.Занкова в 3 классе....

Рабочая программа по русскому языку (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа составлена с учётом требования ФГОС нового поколения....

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 4 класс.

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК Л.В.Занкова, учебник А.В.Поляковой). 4 класс....