Рабочая программа по курсу литературного чтения «Зеленая лампа»
рабочая программа по чтению на тему

Леонова Ольга Юрьевна

Рабочая программа по курсу литературного чтения «Зеленая лампа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zelenaya_lampa_1-4_klass.docx57.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа литературного кружка «Зеленая лампа» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

1 - 4 классы

Содержание

I. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………

3

II. Общая характеристика……………………………………………………………………………………………………

III. Описание места учебного курса в учебном плане…………………………………………………………....................

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса……………………………….

V. Содержание учебного курса……………………………………………………………………………………………….

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………….

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………….

VIII. Планируемые результаты  изучения учебного курса…………………………………………………………………..

Пояснительная записка

     Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.

     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

    Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

    Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

    Для  решения данной проблемы  создана программа литературного кружка  для учащихся 1-4 классов «Как хорошо уметь читать…»  в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.      

Общая характеристика

Задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

    Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.

      На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.

    Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации  занятий: 

  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  •  интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  •  литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  •  литературный ринг и т. д.

     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

   

III. Описание места учебного курса в учебном плане

Курс «Зеленая лампа» рассчитан на 34 ч. – 1 учебное занятие в неделю.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

 * Личностные  УУД

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

* Познавательные УУД

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

* Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

V. Содержание учебного курса

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД).

       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

VI. Тематическое планирование занятий по программе литературного кружка «Зеленая лампа»

п/п

Тема внеклассного чтения

Предлагаемая к использованию литература

Основное содержание работы

Индивидуальная работа с детской книгой

Групповая работа с детской книгой

Дата

1

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист»

Отбор и чтение материалов из периодики.

Организация в уголке чтения раздела периодической печати.

Составление устного журнала.

1 неделя сентября

2

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.

Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток»

2 неделя сентября

3

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях.

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники.

Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня».

Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».

3 неделя сентября

4

Мифы и легенды древней Греции

Рождение героя, Геракл в Фивах,

Немейский лев.

Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение  жанра «Мифы» со сказкой.

Пересказ выбранного мифа или легенды.

Мифы и легенды древней Греции

4 неделя сентября

5

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования.

Оформление аннотаций на прочитанные книги.

Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

1 неделя октября

6

«Из истории нашей Родины»

Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя.

Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или   альбом-самоделка «Из истории нашей Родины»

2 неделя октября

7

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.

Составление заданий для литературного марафона.

Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг.

3 неделя октября

8

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина.

Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию.

Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».

Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда»

4 неделя октября

9

«Родные поэты»

Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:

В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,  М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть.

Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть.

Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

2 неделя ноября

10

Зарубежные писатели детям

А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок»

Э.Браун «Сипсик»

Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»

Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку  произведения.

Выразительное чтение  отрывка с коротким комментированием общего сюжета.

3 неделя ноября

11

«Творцы книг»

Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.

Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.

Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.

Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах.

Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.

4 неделя ноября

12

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон

«Остров сокровищ»

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.

Оформление читательского дневника.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

1 неделя декабря

Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»

13

«Ступеньки мудрости»

Сказки Леонардо да Винчи

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов.

Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации

Оформление презентации «Ступеньки мудрости».

2 неделя декабря

14

«От благодарных читателей»

М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение  к старшим.

Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.

Составление диафильма по одному из произведений.

3 неделя декабря

15

«Современные писатели-детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул»

В. Медведев «Баранкин будь человеком»

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений.

Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям.

Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»

4 неделя декабря

16

«Мечты в рассказе М. Москвиной»

М. Москвина «Моя собака любит джаз»

Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения.

Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш»

17

«С моей книжной полки»

В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.

Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.)

Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

18

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

Контрольно-установочное занятие.

Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе.

Составление читательских планов на будущее.

Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником.

19

Учусь сочинять

Бальмонт, М.Цветаева

Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие

Сочинение 11 – словия.

Учусь сочинять

20

Экскурсия в школьную библиотеку

Выставка

« Книги для летнего чтения»

Знакомство с хранилищем книг

Работа с выставкой книг.

Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов».

21

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»

Выделение особенностей уральских сказаний.

Мини-рассказ «Я умею, я могу»

Оформление плаката «Умельцы нашего класса»

22

Произведения о тех, кто трудится

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,

В. Осеева «Простое дело"

Рассуждать с опорой на прочитанное произведение.

Находить ответы на вопросы в произведении.

Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели)

23

Книги о природе и человеке

М.Пришвин «Гаечки»

Р.Киплинг «Маугли»

Б.Житков «Мангуста»

Деление произведения на смысловые части.

Находить в произведении понравившиеся отрывки

Озаглавливание частей.

24

Сказки народов моего города

Татарские, чувашские, русские  народные сказки

Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.

Пересказ сказки от имени героя.

Составление «сказочного словаря»

25

Книги, которые надо читать долго

Дж.Р.Р. Толкин

«Хоббит или путешествие туда и обратно»

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.

Подготовка к конференции: рисунки, подготовка вопросов, инсценирование эпизода и т.д.

Книги, которые надо читать долго

26

Книги, которые надо читать долго (продолжение)

Дж.Р.Р. Толкин

«Хоббит или путешествие туда и обратно»

Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения.

Подготовка к конференции: рисунки, подготовка вопросов, инсценирование эпизода и т.д.

Книги, которые надо читать долго

27

«Таёжные края» в рассказах В.П. Астафьева

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Деление произведения на смысловые части.

Находить в произведении понравившиеся отрывки

Озаглавливание частей.

28

Театр и литература

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка (ознакомление)

Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия.

Выбор и разучивание роли

Изучение литературного текста

29

Театр и литература

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка (репетиция)

Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия.

Выбор и разучивание роли

Инсценировка, репетиция

30

Театр и литература

Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка (спектакль)

Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия.

Выбор и разучивание роли

Спектакль

31

Басни дедушки Крылова

Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.

Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни.

Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни.

Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано)

32

Рассказы и стихи о подвигах

М.Зощенко «Самое главное»

Емельянов «Храбрая девочка»

Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям, используя внешние приметы или прежний опыт.

Характеристика поступка, героев.

Беседа-диспут.

33

Наши любимые писатели

Сообщение о любимом писателе

Знакомство с биографией писателей

Презентация

Выступление

34

Итоговое диагностирование

Тестирование по выявлению читательского кругозора

Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.

Оформление уголка летнего чтения.

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2012.

2. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2011.

1.  Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2013.

2. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2012.

VIII. Планируемые результаты  изучения учебного курса

1)      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)      понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)      сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)      овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)      овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) эстетические потребности, ценности и чувства.

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

 

Метапредметные результаты:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) способы решения проблем творческого и поискового характера.

3—4) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

Предметными результатами изучения курса «Зеленая лампа» является сформированность следующих умений:

  1. w воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  2. w осмысленно, правильно читать целыми словами;
  3. w отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  4. w подробно пересказывать текст;
  5. w составлять устный рассказ по картинке;
  6. w заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  7. w соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  8. w различать рассказ и стихотворение.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных результатов:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

В результате изучения курса выпускник начальной школы:

  1. осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам;
  2. получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства;
  3. полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширяет кругозор;
  4. приобретет первичные умения работать с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы;
  5. овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  6. научится самостоятельно выбиратьинтересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками;   
  7. осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
  8. научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения;