Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Ряскова  Светлана  Николаевна

Рабочая  программа + календарно-тематическое  планирование  по  литературному  чтению 3 класса  УМК  "Школа  России"  (учебный  план - триместры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_lit._chteniyu_3_kl.docx76.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МОУ  «СОШ №18»

___________  Н.И. Федосова

Приказ №____ от_________ 20__ г.

Рабочая программа

учебного предмета  «Литературное  чтение»

(УМК «Школа России»)

для  3  класса

Составитель:

Ряскова  С.Н., учитель  начальных классов

г. Воскресенск

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному  чтению» разработана в соответствии с:

Законом РФ «Об образовании №273-ФЗ» от 29.12.2012г.

Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009г. № 373).

Примерной образовательной программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015г. №1/15.)

Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Средняя образовательная школа №18» на 2015-2019 уч. год.

Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 08.06.2015г. №576).

Положение о рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей МОУ «Средняя образовательная школа №18», утвержденным приказом директора от 29.08.2014г.

Учебным планом МОУ «Средняя образовательная школа №18» на 2015-2016 уч. год.

Авторской программой курса Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное  чтение». Сборник рабочих программ «Школа  России» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.

Общая  характеристика учебного предмета

Изучение  предмета «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа направлена на  реализацию основных задач образовательной области «Филология» средствами предмета «Литературное  чтение».

Программа  определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения  предмета:

- освоение общекультурных навыков  чтения  и понимания текста; воспитание интереса  к чтению и книге;

- овладение  речевой, письменной и коммуникативной  культурой;

- воспитание эстетического  отношения   к действительности, отражённой в художественной литературе;

Формирование нравственных ценностей и эстетического  вкуса младшего  школьника; понимание духовной сущности произведений.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот формирует функциональную  грамотность, способствует общему  развитию и воспитанию. Успешное  освоение этого  предмета обеспечивает результативность обучения по  другим предметам начальной  школы.

Рабочая  программа для 3 класса направлена на  формирование и развитие  у учащихся речевых  навыков, главным  из которых  является  навык  чтения, а также  вводит  детей  в мир  художественной  литературы и помогает  в осмыслении образности словесного  искусства, посредством которой  художественное  произведение раскрывается во  всей  полноте и многогранности. У детей  пробуждается  интерес к словесному  творчеству и чтению.

Внеклассное  чтение – неотъемлемая  часть курса литературного чтения, которая  проводится  в форме  самостоятельной  домашнего  чтения и уроков  внеклассного  чтения.  Цель  его – углубленно  знакомить  обучающихся с детской  литературой, обеспечивать полноценное  литературное развитие младших  школьников, вырабатывать художественный  вкус, формировать культуру общения.

Учебная  программа предлагает для  ознакомления весь  курс детского  чтения с учетом тем, жанров, авторов  и книг. Методика обучения  литературному чтению основана на  художественно-эстетическом, литературоведческом  и коммуникативно-речевом  принципах. Все  эти  принципы объединены  внутрипредметной  связью.        

Во 3 классе  основным  видом  упражнений  является  выбор  нужной  книги по  заданным  показателям и соотнесение  ее  с рядом  книг. Первый  вид  упражнений  учащиеся  осуществляют  вне  урока, при  самостоятельном  выполнении  домашних  заданий по  внеклассному  чтению, второй – в классе, при  коллективном  анализе представленной у доски выставки прочитанных книг на  определённую уроком  тему.

Каждый  урок  внеклассного  чтения  обеспечивает  младшим  школьникам знакомство с широким кругом детского чтения – от устного  народного  творчества до  стихотворений, рассказов русских и зарубежных писателей, формирует умение выбирать книги, содействует возникновению  устойчивого интереса  к  книге.

В  процессе  изучения  курса  литературного  чтения  ученик  приобретает  первичные  умения  работы  с текстами разного  вида и содержания, с учебной и научно-популярной  литературой, будет  учиться  находить и использовать информацию для  практической  работы. В результате школьник  получит  возможность  осознать  значимость систематического  чтения  для    своего  дальнейшего  развития  и успешного обучения  по  другим  учебным  предметам.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Форма организации  образовательного  процесса: классно-урочная  система.

Технологии, используемые   в  обучении: здоровьесбережения, развивающего  обучения, обучения  в  сотрудничестве, проблемного  обучения, индивидуальной проектной  деятельности,  критического  мышления, личностно-ориентированного  обучения, информационно-коммуникационные,  проблемно-диалогического  обучения.

Основными  формами  и видами контроля  знаний, умений и навыков  являются: текущий  контроль- в форме  устного, фронтального  опроса, индивидуальных заданий, тестов, проверочных  работ; тематический контроль «Проверим себя  и оценим свои  достижения» по  окончании каждого  раздела;  проектные  работы.

Описание места учебного  предмета  в учебном плане

По программе обучения и учебному плану МОУ «СОШ №18» на изучение предмета «Литературное  чтение»  во 3  классе отводится 136  часов (по 4 часа  в неделю)  из расчёта 34  учебных  недель.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного  предмета

Личностные  результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношения  к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять  рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение  к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношения к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви  к малой  родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий  по  любимым  местам своей Родины, местам, воспетым  в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до  слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.»;
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного  сочинения;
  • принимать участие в проекте на  тему  «Моя  Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Учащиеся  научатся:

  • формировать учебную  задачу урока  в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на  протяжении всего  урока, периодически  сверяя  свои учебные действия с заданной  задачей;
  • читать  в  соответствии  с целью  чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно  наизусть);
  • составлять  план работы  по  решению учебной  задачи  урока  в мини-группе  или  паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы  урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии  оценивания  результатов;
  • оценивать  свои  достижения и результаты  сверстников  в группе  (паре) по  выработанным критериям и выработанным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов);
  • определять границы коллективного знания и незнания по  теме  самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что  мы  уже  умеем?), связывать с целевой  установкой  урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце  урока  удовлетворённость-неудовлетворённость своей работой на  уроке  (с помощью шкал, значков «+», «-«, «?»);
  • анализировать  причины  успеха-неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой  системы («+», «-«, «?»);
  • фиксировать причины неудач  в устной  форме  в группе или  паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на  уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на  успешную работу, пользоваться  ими  в случае неудачи  на  уроке, проговаривая  во внешней  речи.

           Учащиеся  получат  возможность  научиться:

  •  формировать  учебную  задачу урока  коллективно, в мини-группе  или  паре;
  • формировать  свои  задачи урока в  соответствии  с темой урока  и  индивидуальными  учебными  потребностями  и интересами;
  • читать в соответствии  с целью чтения (в темпе разговорной  речи, без  искажений, выразительно, выборочно );
  • осмысливать коллективно  составленный план  работы на  уроке  и план, выработанный группой  сверстников (парой), предлагать свой  индивидуальный план  работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы  в пользу своего  плана  работы;
  • принимать  замечания, конструктивно  обсуждать  недостатки  предложенного  плана;
  • выбирать  наиболее  эффективный  вариант плана  для  достижения  результатов изучения  темы  урока. Если  план ободрен, следовать  его  пунктам, проверять и  контролировать их  выполнение;
  • оценивать свою  работу  в  соответствии  с заранее выработанными критериями и выработанными  формами  оценивания;
  • определять  границы  собственного  задания  и незнания по  теме  самостоятельно (Что   я уже  знаю  по  данной  теме?  Что  я  уже  умею?), связывать  с  индивидуальной   учебной  задачей;
  • фиксировать по  ходу урока  и в конце  урока  удовлетворённость/неудовлетворённость  своей  работой на  уроке  (с помощью шкал, значков «+», «-«, «?», накопительной  системой  баллов);
  • анализировать  причины  успеха-неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «-«, «?», накопительной  системы  баллов);
  • фиксировать индивидуальные  причины  неудач в письменной  форме  в рабочей  тетради  или   в пособии  «Портфель  достижений»;
  • записывать варианты устранения  причин неудач, намечать краткий план  действий  по их  устранению;
  • предлагать свои  варианты позитивных  установок  или  способов  успешного  достижения  цели  из  собственного  опыта, делиться  со  сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся  научатся:

  • определять информацию на  основе различных художественных объектов, например литературного  произведения, иллюстрации, репродукции  картины,  музыкального  текста,  таблицы, схемы;
  • анализировать литературный текст с опорой на  систему вопросов учителя (учебника), выявлять  основную мысль  произведения;
  • сравнивать мотивы  поступков героев  из  одного  литературного произведения,  выявлять  особенности  их   поведения  в зависимости  от  мотива;
  • находить  в литературных  текстах сравнения и эпитеты, использовать  их  в своих  творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого  произведения;
  • понимать  смысл русских  народных  и литературных  сказок, рассказов и стихов  великих  классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова ), понимать  значение этих  произведений для русской  и мировой  литературы;
  • проявлять  индивидуальные  творческие  способности  при  составлении  рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе  чтения  по  ролям, при  инсценировании  и выполнении   проектных  заданий;
  • предлагать вариант  решения  нравственной  проблемы, исходя из  своих  нравственных  установок  и ценностей;
  • определять основную  идею произведения (эпического  и лирического),  объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение  автора  к описываемым  событиям и героям  произведения;
  • создавать высказывание (или  доказательство своей  точки  зрения) по  теме урока из 7-8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую  и волшебную,  сказку  бытовую и басню, басню и рассказ; находить  сходства и различия;
  • соотносить  литературное  произведение или  эпизод  из него  с фрагментом музыкального  произведения, репродукцией картины  художника; самостоятельно подбирать  к тексту  произведения  репродукции  картин художника или  фрагменты  музыкальных  произведений.

Учащиеся получат  возможность  научиться:

  •   находить необходимую  информацию  в тексте литературного  произведения, фиксировать полученную  информацию  с помощью  рисунков, схем, таблиц;
  • Анализировать литературный текст с опорой на   систему вопросов учителя (учебника),  выявлять основную мысль  произведения, обсуждать  её  в парной и групповой работе;
  • Находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • Сравнивать  летопись и былину, волшебную сказку и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и  фантастическое произведение; находить  в них  сходство и различия;
  • Сравнивать  литературное  произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмов, диафильмом или  мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки  с целью озаглавливания темы   раздела, темы  урока или  давать  название  выставке  книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности  их  поведения в зависимости  от  мотива;
  • создавать  высказывание (или  доказательство своей  точки  зрения)  по  теме  урока из 9-10 предложений;
  • понимать смысл и значение  создания  летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков  литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького) для  русской  и мировой  литературы;
  • проявлять индивидуальные  творческие способности при  сочинении эпизодов, небольших стихотворений,  в процессе чтения  по  ролям  и инсценировании, при  выполнении   проектных  заданий;
  •  определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического  стихотворения),  осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять  отношение автора  к  описываемым  событиям  и  героям  произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся  научатся:

  • высказывать  свою  точку зрения (7-8 предложений) на  прочитанное или прослушанное  произведение, проявлять активность  и стремление  высказываться, задавать  вопросы;
  • понимать  цель  своего  высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами  убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге  в паре или  группе, задавать вопросы на  осмысление  нравственной   проблемы;
  • создавать 3-4 слайда  к проекту, письменно  фиксируя  основные положения  устного  высказывания;
  • проявлять  терпимость  к другому  мнению, не  допускать  агрессивного  поведения, предлагать  компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точки зрения другого;
  • объяснять  сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать  аргументы и факты для  доказательства  своей  точки  зрения;
  • опираться  на  собственный нравственный опыт  в ходе  доказательства  и оценивать  события;
  • формулировать цель работы группы, принимать  и сохранять её на  протяжении  всей работы  в группе, соотносить  с планом работы, выбирать для себя  подходящие роли  и функции;
  • определять  в группе или  паре критерии  оценивания  выполнения того  или  иного  задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или  рапной работы по  выработанным  критериям;
  • определять  критерии  оценивания поведения людей  в различных  жизненных  ситуациях на  основе  нравственных норм;
  • находить нужную  информацию через беседу со взрослыми, через  учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для  детей, через Интернет, периодику (детские  журналы и газеты).

Учащиеся  получат  возможность  научиться:

  • высказывать  свою  точку  зрения (9-10 предложений) на  прочитанное  произведение, проявлять  активность  и стремление  высказываться, задавать  вопросы;
  • формулировать цель своего  высказывания вслух, используя  речевые  клише: «Мне  хотелось  бы  сказать…», «Мне  хотелось  бы  объяснить, привести  пример…» и пр.;
  • пользоваться  элементарными  приёмами  убеждения, приёмами  воздействия на  эмоциональную  сферу слушателей;
  • создавать 5-10 слайдов  к проекту, письменно фиксируя основные  положения устного  высказывания;
  • демонстрировать образец правильного  ведения диалога;
  • предлагать способы  саморегуляции  в сложившейся  конфликтной  ситуации;
  • определять  цитаты из  текста литературного произведения, выдержки из диалога  героев, фразы и  целые абзацы рассуждений автора, доказывающие  его  отношение  к описываемым  событиям;
  • использовать найденный  текстовый  материал  в своих  устных и письменных  высказываниях  и рассуждениях;
  • отвечать письменно на  вопросы, в том  числе и проблемного  характера, по  прочитанному  произведению;
  • оценивать своё поведение по  критериям, выработанным на  основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины  конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные  ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на  художественном  материале способы разрешения  конфликтных  ситуаций;
  • знать, где  можно найти все  источники  информации, отбирать  из них нужный  материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать  в логике, соответствующей  цели.

Предметные результаты:

Виды  речевой и читательской  деятельности

              Учащиеся  научатся:              

  • читать вслух бегло, осознанно, без  искажений, выражительно, передавая своё  отношение   к прочитанному, выделяя  при  чтении  важные  по  смыслу  слова, соблюдая  паузы  между  предложениями  и частями  речи;
  • осознанно  выбирать  виды  чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое)  в зависимости  от  цели  чтения;
  • осознавать  смысл  традиций и праздников  русского  народа, сохранять  традиции  семьи  и школы, осмысленно  готовиться  к национальным  праздникам;  составлять высказывания о самых  ярких и впечатляющих событиях,  происходящих в дни  семейных   праздников, делиться   впечатлениями  о  праздниках  с друзьями  и товарищами  по  классу;
  • употреблять  пословицы и поговорки  в диалогах и высказываниях  на  заданную  тему;
  • наблюдать, как  поэт  воспевает  родную  природу, какие  чувства  при  этом  испытывает;
  • рассуждать  о   категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять  данные  понятия и их  смысловые  оттенки в своих   оценочных  высказываниях;   предлагать  свои  варианты  разрешения  конфликтных  ситуациях;
  • пользоваться  элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема  книги, рекомендации к чтению) на  художественное произведение  по  образцу;
  • осуществлять переход  от  восприятия произведения  к пониманию главной  мысли;  соотносить  главную  мысль  произведения с пословицей  или поговоркой; понимать,  позицию какого  героя  произведения поддерживает  автор, находить  этому  доказательства  в тексте;
  • задавать вопросы по  прочитанному  произведению, находить на  них  ответы  в тексте; находить  эпизод из прочитанного  произведения  для  ответа  на  вопрос  или   подтверждения  собственного  мнения;
  • делить  текст  на  части;  озаглавливать  части, подробно   пересказывать, опираясь на  составленный  под  руководством  учителя  план;
  • находить книги  для  самостоятельного  чтения   в  библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при  выборе  книг и поиске  информации  опираться  на  аппарат  книги, её  элементы; делиться своими  впечатлениями  о прочитанных книгах, участвовать  в диалогах  и дискуссиях о них;
  • пользоваться  тематическим  каталогом  в школьной  библиотеке.

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • понимать  значимость великих русских  писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова  и др.) для  русской  культуры;
  • выбирать при  выразительном  чтении  интонацию, темп, логическое  ударение, паузы, особенности  жанра (сказка  сказывается, стихотворение читается с чувством, басня  читается  с сатирическими  нотками);
  • читать  вслух  бегло, осознанно, без  искажений, интонационно объединять  слова  в  предложении  и  предложения  в  тексте, выражая  своё  отношение  к  содержанию  и героям  произведения;
  • пользоваться  элементарными приёмами анализа  текста с целью  его  изучения и осмысления;  осознавать через  произведения  великих  мастеров  слова  их  нравственные  и эстетические  ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать  образные  выражения  в поэтическом  тексте, понимать, что точно  подобранное  автором  слово  способно  создавать  яркий  образ;
  • участвовать  в дискуссиях  на  нравственные  темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • делить  текст  на части, подбирать  заголовки к ним, составлять самостоятельно план  пересказа, продумывать  связки  для  соединения частей;
  • находить  в произведениях  средства художественной  выразительности;
  • пересказывать содержание  произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на  самостоятельно составленный  план;  соблюдать при  пересказе логическую  последовательность  и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы  описания (природы, внешнего  вида  героя,  обстановки)  или рассуждения.

Творческая  деятельность

Учащиеся  научатся:

  • сочинять самостоятельно  произведения малых  жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по  объёму  сочинения и изложения о значимости чтения  в жизни человека  по пословице, по  аналогии  с прочитанным  текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица  героя;
  • сказывать русские  народные  сказки, находить  в них непреходящие  нравственные ценности, знать  русские  национальные  традиции и праздники, описываемые  в народных  сказках.

Учащиеся  получат  возможность  научиться:

  • составлять рассказы об  особенностях национальных праздников и традиций на  основе  прочитанных  произведений (фольклора, летописей, былин, житийных  рассказов);
  • подбирать материалы для  проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые  мысли  известных  писателей,  учёных  по данной  теме, делать  подборку  наиболее   понравившихся, осмысливать  их,  возводить  в принципы жизни; готовить  проекты на  тему  праздника («Русские национальные  праздники», «Русские  традиции и обряды», «Православные  праздники  на  Руси»);  участвовать в литературных  викторинах, конкурсах  чтецов, литературных  праздниках, посвящённых великим русским поэтам;  участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв  на  прочитанную  книгу.

Литературная  пропедевтика

          Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять  героев  басни, характеризовать их,  понимать мораль и разъяснять  её  своими  словами; соотносить   с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого  героя  произведения  поддерживает  автор, находить доказательства этому  в тексте;
  • осмысливать  специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического  стихотворения; различать  народную и литературную сказки, находить  в тексте доказательства сходства  и различия;
  • находить  в произведении  средства  художественной  выразительности.

Учащиеся  получат  возможность  научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ  различных  текстов, используя  ряд  литературоведческих понятий (фольклорная и авторская  литература, структура  текста, герой, автор) и средств  художественной  выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять  позиции  героев и позицию автора  художественного текста;
  • создавать  прозаический или  поэтический текст  по  аналогии  на  основе  авторского  текста, используя  средства  художественной  выразительности.

Содержание учебного  предмета         

Самое великое чудо на свете (3 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Устное народное творчество (14 ч)

Произведения устного народного творчества: народные песни, докучные сказки.  Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый  волк»,  «Сивка-бурка».

Внеклассное  чтение: «Русские  народные  сказки».

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Устное  народное  творчество»

Проект  Сочиняем  волшебную  сказку

Поэтическая  тетрадь 1  (9 ч)

Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья», А. Фет. «Мама! Глянька из окошка…», «Зреет  рожь над жаркой нивой»,  И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча  зимы»,  И.З. Сурков «Детство».

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1».

Великие русские писатели (24ч)

А.С. Пушкин. Отрывки  из  романов «Цыганы», «Евгений  Онегин», «Зимнее  утро», «Зимний  вечер», «Сказка о царе  Салтане…», И.А. Крылов «Мартышка  и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица», М.Ю. Лермонтов «Горные  вершины», «На  севере диком…», «Утёс», «Осень»,  Л.Н. Толстой «Детство», «Филипок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая  бывает  роса  на трава», «Куда  девается  вода  из  моря».

Внеклассное  чтение: «Рассказы  великих  русских  писателей».

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Великие русские  писатели»

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Н.А. Некрасов «Славная  осень! Здоровый, ядрёный…», «Не  ветер бушует над  бортом…», Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай  и зайцы»,     К.Д. Бальмонт «Золотое слово», И А. Бунин «Детство»., «Полевые  цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»

Проверим  себя и оценим свои  достижения по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2»

Литературные  сказки (12 ч)

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины  сказки», «Сказка  про храброго  Зайца – длинные  Уши, Косые  глаза, Короткий  Хвост», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Ф.  Одоевский «Мороз Иванович».

Внеклассное  чтение: «Литературные  сказки»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Литературные  сказки».

Были-небылицы  (11 ч)

М. Горький «Случай  с Евсеевкой», К.Г. Паустовский «Растрёпанный  воробей», А.И. Куприн «Слон».

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Были-небылицы».

Поэтическая  тетрадь 1 (6 ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон», А.А. Блок «Ветхая  изба», «Сны», «Ворона», С.А. Есенин «Черёмуха».  

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1».

Люби живое (15 ч)

М.М. Пришвин «Моя  Родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про  мальку», В.В. Бианки  «Мышонок Пик», Б.С. Житков «Про обезьянку», В.П. Астафьев «Капалуха»,  В.Ю. Драгунский «Он  живой и светится…».  

Внеклассное  чтение: «Рассказы  про  животных»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люби  живое».

Поэтическая  тетрадь 2 (9 ч)

С.Я. Маршак «Гроза  днём», «В  лесу  над  росистой  поляной…», А.Л. Барто  «Разлука», «В  театре», С.В.  Михалков «Если», Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».    

Проект Праздник  поэзии

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2».

Собирай  по  ягодке – наберёшь  кузовок (14 ч)

Б.В. Шергин «Собирай  по  ягодке – наберёшь  кузовок», А.П.  Платонов «Цветок на  земле», «Ещё  мама», М.М. Зощенко «Золотые  слова», М.М. Зощенко «Великие  путешественники», Н.Н. Носов «Федина  задача», Н.Н. «Телефон».  

Внеклассное  чтение: «Юмористические  рассказы»

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Собирай  по  ягодке – наберёшь  кузовок»  

По  страницам  детских  журналов (4 ч)

Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатель», Г.Б. Остер «Вредные  советы», «Как  получаются  легенды», Р.С. Сеф «Весёлые  стихи».

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «По  страницам  детских  журналов».

Зарубежная  литература (7 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый  Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий  утёнок».  

Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Литература зарубежных стран".

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).

Литературоведческая пропедевтика.

                

Проверочные  работы

  1. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Устное  народное  творчество».
  2. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1».
  3. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Великие русские  писатели».
  4. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2».
  5. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Литературные  сказки».
  6. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Были-небылицы».
  7. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1».
  8. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Люби  живое».
  9. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2».
  10. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «По  страницам  детских журналов».
  11. Проверим  себя и оценим  свои  достижения  по  разделу «Зарубежная литература».

Проекты:

1. «Сочиняем  волшебную  сказку».

2. «Праздник  поэзии».

Внеклассное  чтение  в следующих  разделах:

  1. «Устное  народное  творчество».
  2. «Великие  русские  писатели».
  3.  «Литературные  сказки».
  4. «Люби  живое».
  5. «Собирай  по  ягодке  - наберёшь  кузовок».


Календарно-тематический план

                                                                                               по  литературному  чтению

за 2015-2016  учебный  год

Номера  уроков  по  порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Основные  виды  учебной деятельности

обучающихся

Плановые  сроки изучения учебного  материала

Фактические  сроки изучения учебного  материала

1 триместр (42 ч.)

Самое  великое  чудо  на  свете (3 ч)

1.

1

Книга  как источник необходимых знаний.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.  Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

01.09 - 04.09

2.

2

Рукописные книги Древней  Руси.

3.

3

Начало книгопечатания (общее  представление). Первопечатник Иван Фёдоров

Устное  народное  творчество (14 ч)

4.

1

Русские  народные  песни.

Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

5.

2

Русские  народные  песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов.

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.  Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

07.09 - 11.09

6.

3

Докучные  сказки. Развитие  речи: сочинение докучных сказок

7.

4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

8.

5

Русская народная  сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Запуск  проекта «Сочиняем  волшебную  сказку»

9.

6

Русская народная  сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

14.09 – 18.09

10.

7

Русская  народная  сказка «Иван царевич и серый волк»

11.

8

Русская  народная  сказка «Иван царевич и серый волк»

12.

9

Русская  народная  сказка «Иван царевич и серый волк»

13.

10

Русская  народная  сказка «Сивка-бурка»

21.09 – 25.09

14.

11

Русская  народная  сказка «Сивка-бурка»

15.

12

Русская  народная  сказка «Сивка-бурка»

16.

13

Внеклассное  чтение

17.

14

Обобщение знаний по разделу «Устное  народное  творчество». Оценка  достижений.

Подведение  итогов выполненного  проекта

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

28.09 – 02.10

Поэтическая тетрадь 1 (9 ч)

18.

1

Как  научиться  читать  стихотворение

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Придумывать собственные сравнения.

Читать выразительно  стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением  ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующие слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

19.

2

Ф.И. Тютчев  «Весенняя гроза»

20.

3

Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут  осенние  листья»

21.

4

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

       05.10

22.

5

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

12.10 – 16.10

23.

6

И.С.  Никитин «Встреча  зимы»

24.

7

И.З. Суриков «Детство»

25.

8

И.З. Суриков  «Зима»

26.

9

Обобщение  знаний по   разделу «Поэтическая  тетрадь 1». Оценка  достижений

Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать  свои достижения.

19.10 – 23.10

Великие русские  писатели  (16 ч)

27.

1

Знакомство с названием  раздела.

А.С. Пушкин – великий русский писатель.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирические и прозаические произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведения литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять особенности басни,

выделять мораль басни в тексте.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирические и прозаические произведения.

28.

2

А.С. Пушкин.  Отрывки из  романов «Евгений  Онегин», «Цыганы»

29.

3

А.С. Пушкин  «Зимнее утро»

30.

4

А.С. Пушкин  «Зимний вечер»

26.10 – 30.10

31.

5

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане …»

32.

6

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане …»

33.

7

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане …»

34.

8

А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане …»

02.11 – 06.11

35.

9

И.А. Крылов  - великий баснописец. Басня как жанр литературы

36.

10

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»

37.

11

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

38.

12

И.А. Крылов «Ворона и лисица»

09.11 – 13.11

39.

13

Развитие  речи: театрализация  басни

40.

14

М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский  поэт.

41.

15

М.Ю. Лермонтов «Горные  вершины», «На  севере диком…»

42.

16

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

16.11

2 триместр  (49 ч)

Великие русские  писатели  (продолжение) (8 ч)

43.

1

Л.Н. Толстой – великий русский  писатель. «Детство» Л.Н. Толстого

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью,

отвечать на вопросы по содержанию.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирические и прозаические произведения.

Проверять себя и самостоятельно

оценивать свои достижения.

23.11 – 27.11

44.

2

Л.Н. Толстой «Акула»

45.

3

Л.Н. Толстой «Акула»

46.

4

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

47.

5

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на  траве», «Куда  девается вода  из моря?». Сравнение  текстов

30.11 – 04.12

48.

6

Обобщение  знаний по   разделу «Великие  русские  писатели»

49.

7

Проверим  себя  и оценим  свои  достижения

50.

8

Внеклассное  чтение

Поэтическая  тетрадь 2 (8 ч)

51.

1

Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная  осень! Здоровый, ядрёный…»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.  Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.  Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-

повествования.

Читать стихи выразительно,  оценивать свои достижения

07.12 – 11.12

52.

2

Н.А. Некрасов «Не  ветер  бушует  над  бором…»

53.

3

Н.А.  Некрасов «Дедушка  Мазай  и зайцы»

54.

4

К.Д. Бальмонт «Золотое  слово»

55.

5

И.А. Бунин «Детство»

14.12 – 18.12

56.

6

И.А. Бунин «Полевые  цветы», «Густой зелёный  ельник  у дороги…»

57.

7

Обобщение  знаний по   разделу «Поэтическая  тетрадь 2»

58.

8

Проверим  себя  и оценим  свои  достижения

Литературные  сказки (12 ч)

59.

1

Знакомство  с названием  раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины  сказки» (присказка)

Прогнозировать содержание раздела. Прогнозировать содержание раздела. 

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

21.12 – 25.12

60.

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка  про  храброго Зайца – Длинные  Уши, Косые  глаза, Короткий  Хвост»

61.

3

В.М. Гаршин «Лягушки-путешественница»

62.

4

В.М. Гаршин «Лягушки-путешественница»

63.

5

В.М. Гаршин «Лягушки-путешественница»

28.12 – 30.12

64.

6

В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович»

65.

7

В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович»

66.

8

В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович»

04.01 – 08.01

67.

9

В.Ф. Одоевский «Мороз  Иванович»

68.

10

Внеклассное  чтение

11.01 – 15.01

69.

11

Обобщение  знаний по   разделу «Литературные  сказки»

70.

12

Проверим  себя  и оценим  свои  достижения

Были – небылицы (11 ч)

71.

1

Знакомство с названием раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Прогнозировать содержание раздела.

72.

2

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

18.01 – 22.01

73.

3

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

74.

4

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

75.

5

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

76.

6

А. Куприн «Слон»

25.01 – 29.01

77.

7

А. Куприн «Слон»

78.

8

А. Куприн «Слон»

79.

9

Развитие  речи: обучение  краткому  пересказу

80.

10

Обобщение  знаний по   разделу «Были-небылицы»

01.02 – 05.02

81.

11

Проверим  себя  и оценим  свои  достижения

Поэтическая  тетрадь 1  (6 ч)

82.

1

Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

83.

2

С. Чёрный «Воробей», «Слон»

84.

3

А.А. Блок «Ветхая  избушка»

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно 

оценивать свои достижения

08.02 – 12.02

85

4

А.А. Блок «Сны», «Ворона»

86.

5

С.А. Есенин «Черёмуха»

87.

6

Обобщение  знаний по   разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка  достижений

Люби  живое  (4 ч)

88.

1

Знакомство с названием раздела.

М.М. Пришвин «Моя  Родина»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и принимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Принимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Пересказывать произведения на основе плана.

15.02 – 19.02

89.

2

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

90.

3

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

91.

4

В.И. Белов «Малька  провинилась»

               3 триместр (45 ч)

            Люби  живое (продолжение) (11 ч)

92.

1

В.И. Белов «Ещё про Мальку»

Придумывать свои рассказы о животных.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и принимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Принимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Пересказывать произведения на основе плана.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно,  оценивать свои достижения

29.02 - 04.03

93.

2

В. В. Бианки «Мышонок  Пик»

94.

3

В.В. Бианки  «Мышонок  Пик»

95.

4

Б.С. Житков «Про  обезьянку»

96.

5

Б.С. Житков «Про  обезьянку»

07.03 – 11.03

97.

6

Б.С. Житков «Про  обезьянку»

98.

7

В.П. Астафьев «Капалуха»

99.

8

В.Ю. Драгунский «Он  живой  и светится…»

14.03. – 18.03

100.

9

Внеклассное  чтение

101.

10

Обобщение  знаний по   разделу «Люби живое»

102.

11

Проверим  себя  и оценим  свои  достижения

Поэтическая  тетрадь 2  (9 ч)

103.

1

Знакомство с названием раздела.

Запуск  проекта «Праздник  поэзии»

Прогнозировать содержание раздела. 

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, 

высказывать

своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности:

олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно 

оценивать свои достижения

21.03 – 25.03

104.

2

С.Я. Маршак «Гроза  днём», «В  лесу над  росистой поляной…»

105.

3

А.Л. Барто «Разлука»

106.

4

А.Л. Барто «В театре»

107.

5

С.В. Михалков «Если»

28.03 – 01.04

108.

6

Е.А. Благинина  «Кукушка», «Котёнок»

109.

7

Обобщение  знаний по   разделу «Люби живое»

110.

8

Подведение  итогов  выполненного  проекта

111.

9

Проверим  себя  и оценим  свои  достижения

04.04.-08.04

Собирай  по  ягодке – наберёшь  кузовок  (14 ч)

112.

1

Знакомство  с названием  раздела.

Б.В. Шергин «Собирай по  ягодке – наберёшь  кузовок»

 Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение;

читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия стихотворения.

Соотносить пословицу  с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений;

выделять эпизоды, которые вызывают смех;

определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

113.

2

Б.В. Шергин «Собирай по  ягодке – наберёшь  кузовок»

114.

3

А.П. Платонов «Цветок  на  земле»

115.

4

А.П. Платонов «Цветок  на  земле»

11.04

116.

5

А.П. Платонов «Ещё  мама»

18.04 – 22.04

117.

6

А.П. Платонов «Ещё  мама» Развитие  речи:  выборочный  пересказ эпизодов, замена  диалога косвенной  речью

118.

7

М.М. Зощенко «Золотые  слова»

119.

8

М.М. Зощенко  «Золотые  слова»

120.

9

М.М. Зощенко «Великие  путешественники»

25.04. –29.04

121.

10

М.М. Зощенко «Великие  путешественники»

122.

11

Н.Н. Носов «Федина  задача»

123.

12

Н.Н. Носов  «Телефон»

124.

13

Внеклассное  чтение

02.05.-06.05

125.

14

Обобщение  знаний по   разделу «Собирай  по  ягодке – наберёшь  кузовок». Оценка  достижений

По  страницам  детских  журналов (4 ч)

126.

1

Знакомство  с названием  раздела.

Л.А. Кассиль «Отметки  Риммы  Лебедёвой»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке(начало, конец, виды деятельности).

127.

2

Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно 

оценивать свои достижения

09.05. -13.05

128.

3

Г.Б. Остер «Вредные  советы», «Как  получаются  легенды». Р.С. Сеф «Весёлые  стихи».  

129.

4

Обобщение  знаний по   разделу «По  страницам детских  журналов». Оценка  достижений

Зарубежная  литература (7 ч)

130.

1

Знакомство  с названием  раздела. Древнегреческий миф «Храбрый  персей»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору;  записывать названия и авторов произведений прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

16.05.-20.05

131.

2

Древнегреческий миф «Храбрый  персей»

132.

3

Древнегреческий миф «Храбрый  персей»

133.

4

Г.-Х. Андерсен «Гадкий  утёнок»

134

5

Г.-Х. Андерсен «Гадкий  утёнок»

23.05. –25.05

135.

6

Г.-Х. Андерсен «Гадкий  утёнок»

136.

7

Обобщение  знаний по   разделу «Зарубежная  литература».  Оценка  достижений

Итого  часов

В том  числе:

по  прог-

рамме

136

внеклассное  чтение

5

проверочные   работы

11

выпол-

нено

        


Учебно-методическое и  материально-техническое  обеспечение образовательного  процесса

Учебно-методическое  обеспечение для  учителя

  1. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские  писатели (справочник для  учителя и родителей). Приложение  к книгам для  чтения серии «Свободный  ум» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой – м.: «Баллас», «С-Инфо», 1995 – 176 с.
  2. Кутявина С.В. Поурочные  разработки  по  литературному  чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.-384с. – (В  помощь  школьному  учителю).
  3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для  учителей общеобразовательных  учреждений/ Н.А. Стефаненко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96с. – (Школа  России).
  4. Рабочая  программа по  курсу «Литературное  чтение». 3 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с. – (Рабочие  программы).
  5. Рабочие  программы. Начальная  школа. 3 класс. УМК «Школа  России». Методическое  пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Т.А. Жукова; под  редакцией Е.С. Галанжиной. – М.: Планета, 2013. – 168 с. – (Образовательный  стандарт).
  6. Школа  России. Концепции  и программы для нач. кл. Ш67В 2 ч. Ч.1/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-158 с.
  7. Школа  России. Концепции  и программы для нач. кл. Ш67В 2 ч. Ч.2/(М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.-207 с.

Учебно-методическое  обеспечение для  учащихся

1. Контрольно- измерительные  материалы. Литературное  чтение: 3 класс/Сост. С.В. Кутявина.-4-еизд., перераб.-М.: ВАКО, 2012.-80с. - (Контрольно-измерительные  материалы).

2. Литературное  чтение. 3 класс. Учеб.  для общеобразовательных  учреждений с аудиоприл. на  электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / (Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 2-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. ил. – (Школа  России).

3. Литературное  чтение. 3 класс. Учеб. Общеобразовательных  учреждений с аудиоприл. на  электрон. Носителе. В 2 ч. Ч.2 / (Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 2-изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. ил. – (Школа  России).

4. Литературное  чтение. Рабочая  тетрадь. 3 класс.  Пособие для  учащихся общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- с. 95.

Согласовано:        

Зам  директора по  УВР        

_____________ Кошелева  Е.И.        

«____»  _____________ 20___ г.        

        

Согласовано:

На  заседании ШМО (РМО)

Протокол №___ от «___» ____________ 20___ г.

Руководитель   ШМО (РМО)

______________  Терёхина Т.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы поУМК Гармония 1 класс

Рабочие   программа по всем предметам разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, 2011 год, с ...

О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, рабочая программа поУМК "Rainbow English" 2-4 классы по ФГОС

данная программа содержит  много материала, поурочное планирование и многое другое. Удачи всем в работе....

Рабочие программы для 3 класса поУМК "Начальная школа XXI века" ( ФГОС)

Данные рабочие программы разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК " Начальная школаXXIвека"....

Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"

Контрольная работа представлена в 2 вариантах .  Составлена  на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова  с добавлением задания геометрического м...

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"

Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России"  для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...