Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. "Семеро храбрецов"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гудничева Лариса Владимировна

Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. "Семеро храбрецов" по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой по учебнику "Литературное чтение 2 класс" Л.А. Ефросининой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Дата урока  23.10.2015 г.    ФИО учителя  Гудничева Лариса Владимировна,   класс 2 «А»

Название урока Литературное чтение

Тема урока. Братья Гримм. «Семеро храбрецов».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для  ознакомления с творчеством братьев Гримм и сказкой «Семеро храбрецов; способствовать расширению читательского кругозора;  формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закрепление литературных терминов жанр и тема произведения; пополнение  словарного запаса; содействовать воспитанию нравственных качеств на примере текста сказки братьев Гримм; прививать интерес к предмету..

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой братьев Гримм «Семеро храбрецов»;

будут учиться находить ответы на вопросы к тексту;  определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;   анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения;    поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют   удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;  приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.  рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

медиапроектор;  экран;  ноутбук; схемы для моделирования, карточки для определения ролей при чтении по ролям; карточки-опоры с лексическим значением слов; листочки для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся  

Универсальные  учебные действия

1.   Организация начала урока  

 Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Пусть ваше хорошее настроение останется с вами на протяжении всего урока. Готовы работать?

  Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»

Л.: жизненное самоопределение

Р.:   привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к учебной деятельности

 Игра «Вспомни и назови»

Наш урок мы начнём с игры «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

  • «Испугались они, вёдра побросали и домой  побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)
  • «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки»)
  • «…Кто-то сорвал стручок и сунул его в карман куртки, уже набитый стручками». (Х.- К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»)

- Что общего между этими тремя произведениями? (Это сказки)

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные)

Заслушивают отрывки из сказок, определяют, из какой они сказки, называют заглавие и автора произведения.

Определяют жанр данных произведений

Отвечают на поставленные вопросы.

П.: выделение существенной информации из текста

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

 Проверка домашнего задания

- Вспомните, с какой авторской сказкой мы познакомились? (Х. К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»)

- Расскажите о понравившейся горошине.

Дополнительные вопросы.

- Чему радовалась больная девочка?

- Что помогло девочке выздороветь?

- Какая из горошин оказалась самой бесполезной?  (4. Она вся распухла, провалявшись в воде, и не принесла никакой пользы)

- Кто автор данного произведения?

- Какова главная мысль этого произведения? (Нужно жить так, чтобы приносить пользу людям)

Работа с выставкой детских книг

Посмотрите на нашу выставку. Назовите произведения. (Указывают автора и название)

- Что объединяет все эти книги? (Это сказки)

- Какая книга, по вашему мнению, лишняя? Почему? («Гуси-лебеди». Это русская народная сказка, а остальные авторские)

- Если вам захочется, то вы сможете познакомиться с ними поближе, взяв их в библиотеке.

Рассказывают о выполненной дома работе

Отвечают на дополнительные вопросы учителя.

Делают вывод о нравственной ценности пользы для других людей

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

1. Определение автора произведения.

Догадайтесь, с произведением какого автора мы познакомимся на уроке?

Бралитья  Гнаримм

Правильно, мы будем читать произведение братьев Гримм.

- Вспомните, как их звали?  (Якоб и Вильгельм)

А что вы о них помните?  (Немецкие писатели. Родились в конце 18 века. Окончили университет. Они были очень серьёзными учёными. Создали «Немецкую грамматику», «Немецкий словарь», «Историю немецкого языка». Но всю жизнь собирали народные сказки. А в 1815 году вышла их книга «Детские сказки», которая принесла им известность. Эту книгу переиздавали, а сказки переводили на разные языки).

2. Определение названия произведения.

- А как называется произведение, с которым мы познакомимся, догадайтесь, используя схему.

с

е

м

е

х

о

р

р

а

б

р

в

о

ц

е

- Итак, какова же тема нашего урока?(Братья Гримм «Семеро храбрецов»)

3. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение)

Определяют фамилию авторов  нового произведения

Рассматривают портрет. Вспоминают и формулируют полученные ранее сведения об авторах

Определяют название произведения

Формулируют тему урока

Ставят цели, используя опору

Р.: определение темы и целей урока

П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

4. Первичное усвоение новых знаний

4. Подбор синонимов.

- Скажите, кого называют храбрецом? Подберите слова, близкие по смыслу.  (Храбрый, бравый, безбоязненный, бесстрашный, доблестный, мужественный, неустрашимый, отважный, решительный, смелый, удалой, победоносный)

- Что можно сказать по заглавию о содержании сказки? (Сказка о семи смелых людях и об их подвигах)

- Можно ли сказать, что это сказка героическая, судя по названию?

- Мы познакомимся с этой сказкой и определим, так ли это.

5. Чтецкая разминка.

А)  Работа над интонацией.

Вы сказали, что хотите научиться читать выразительно эту сказку. А что это значит – читать выразительно?  (Передавать чувства героев с помощью интонации, т.е. голосом)

- Давайте немного потренируемся.

У вас на глазах разбилась любимая игрушка. С какой интонацией вы произнесёте «Разбилась!» (Грустно, досадно)

- Вы давно не видели маму, и вот она пришла. С какой интонацией вы произнесёте «Мама!» (Радостно)

- Вам страшно. Как вы это передадите? (Интонация испуга, страха)

- Молодцы!

Б) Работа с лексическим значением слов

В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и  выражений.

СТРАНСТВОВАТЬ – путешествовать, переходить с одного места на другое.

КОПЬЁ – метательное колющее холодное оружие.

ПАШНЯ – вспаханное поле

МАХУ  ДАЛИ -  поступили неправильно, ошиблись

БРОД – неглубокое место в реке, по которому можно перейти реку.

6. Слушание нового произведения  

Кто хочет, может следить, а кто-то может  просто послушать. Сегодня моими помощниками будут…

Подбирают синонимы

Пополняют словарный запас

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста

Отвечают на поставленные вопросы

Пытаются передать голосом разную интонацию (грусти, радости, испуга)

Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают на карточке значение незнакомых слов

Слушают чтение учителя и хорошо читающих детей

 

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы

П.: анализируют и делают выводы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

П. : дополняют и уточняют высказанные мнения

П.: выделение существенной информации из текста

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичная проверка понимания  

  1.  Выявление первичного восприятия

- Понравилось ли вам это произведение?  

- Чем?

- Какими же были храбрецы из сказки? (Трусливыми, так как всего боялись)

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

 

6. Первичное

закрепление

  1. Работа над текстом произведения

1) - Из чего понятно, что это не русская сказка? (Имена)

- Сейчас мы с вами прочитаем первый абзац сказки, правильно произнося имена героев.

(Чтение за лидером 1 абзаца)

- Выполните задание 1 в тетради на стр 41 и запишите первые три имени.

- Какое правило надо помнить? (Имена людей пишутся с заглавной буквы). А остальное задание вы доделаете дома.

2) Чтение текста сказки

Мы прочитаем сказку и ответим на вопрос «Можно ли сказать, что эта сказка героическая?»

Физминутка  

  1.  Анализ произведения и ответы на вопросы

- Что задумали герои сказки? (Путешествовать)

- Куда они отправились? (Странствовать)

- Что они взяли с собой? (Копьё)

- Копье было у каждого? (Одно на всех)

- Какими были герои, если они взяли одно копье на всех? (Дружными)

- Вспомните, какие беды случились с друзьями во время странствования? Перечислите. (Встреча со шмелём, встреча с зайцем, случай на реке)

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 103 учебника.  Какой эпизод на ней изображён? (Встреча со шмелём)

- Как повели себя друзья, услышав жужжание шмеля? (Испугались)

- Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок, передавая голосом испуг. (с. 101)

- Почему товарищи решили никому ничего не говорить? (Чтобы над ними не смеялись)

- Какая новая беда приключилась с ними через несколько дней? (Встреча с зайцем)

- Прочтите описание зайца. (с. 102)

- Что решили делать братья? (Вступить в бой)

- Зачитайте слова, с которыми они бросились в бой. (с. 103)

- Как вы их понимаете? (Хотели напугать зайца)

- Почему братья их выкрикивали? (Хотели себя подбодрить)

- С какой интонацией их надо читать? (Решительности, уверенности)

- Как повели себя храбрецы, увидев рыбака на берегу реки? (Спросили, как перейти, не поняли ответ,  полезли в воду)

- Чем закончилось их путешествие?

- Как авторы относятся к своим героям? (Скорее авторы смеются над трусостью героев)

- Найдите последнее предложение.  Как его нужно читать: грустно, насмешливо, шутливо, весело? (Насмешливо и чуть-чуть грустно)

- Как вы думаете, что хотели сказать авторы, написав эту сказку? (Всем бывает страшно, но нужно стремиться преодолевать свой страх) 

- Можно ли сказать, что это сказка героическая? (Нет)

  1. Работа в группах

- Сейчас вы поработаете в группах.

- Вспомним правила работы в группе. (Уметь слушать! Уметь договариваться! Не ссориться!)

- Большая группа подготовит чтение по ролям отрывка со слов «Вошли они все в воду…». Помните, что вы должны передать голосом чувства героев.

- Вторая группа соберёт пословицу, и докажет, что она подходит к сказке.

Проверка.

  1. Моделирование обложки

- Докажите, что это сказка. Какие признаки сказки вы заметили? (Сочетание реального и фантастического, действия повторяются 3 раза, счастливый конец, авторская ирония)

  1. На дом:

- Читать сказку по ролям:

Вторая группа – эпизод ВСТРЕЧА со шмелём стр 101

Первая группа – эпизод ВСТРЕЧА с зайцем стр 102 - 104

- Выполнить задания в тетради.

Читают за лидером, проговаривая правильно встречающиеся имена в тексте

Вспоминают правило написания имен собственных

Чтение текста с игрой «Стоп. Читает дальше…»

Выполняют физические упражнения под музыку

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы.

Рассматривают иллюстрацию, определяют эпизод, зачитывают подходящий отрывок текста

 

Отвечают на поставленные вопросы

Проводят выборочное чтение

Определяют нравственную ценность борьбы со страхом

Вспоминают правила работы в группах

 

Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям

Собирают и наклеивают пословицу. Объясняют, почему она подходит к тексту

Развивают внимание и мышление

Доказывают, что правильно определили жанр данного произведения, называя признаки сказки.

Моделируют обложку

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,  

П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;

формулируют ответы на вопросы;

полно и точно выражают свои мысли;

находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);  

понимают на слух ответы обучающихся;

дополняют, уточняют высказанные мнения

Р.:  контроль, оценка,  

 К.: сотрудничество в сборе информации

П.: выбор способов решения задачи;  

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);

П.: выбор способов решения задачи

Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);

П.: знаково-символические – моделирование обложки;

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи

7. Рефлексия.

  1. Итог урока.

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы их?

- С какой сказкой познакомились?

- Кто её автор?

- Что же высмеивают авторы? (Трусость)

   - А хорошо ли быть трусливым? Надо ли преодолевать в себе это качество?

- Какие еще сказки братьев Гримм вы знаете? (Бременские музыканты, Горшочек каши, Золушка, Рапунцель, Госпожа Метелица, Золотой гусь, Красная шапочка, Стоптанные туфельки, Храбрый портняжка и др)

 

  1.  Рефлексия

А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке.  Разместите листок на той строчке, которая вам подходит:

- Мне очень понравилось

- Мне было интересно

- Я узнала новое

- Мне не понравилось

- Мне было скучно

Спасибо вам всем за урок!

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

П.: осуществляют логические действия

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Учитель: Гудничева Л.В .

Слайд 2

Сказки Авторские Народные

Слайд 3

Бра ли тья Г на римм

Слайд 4

Братья Гримм Вильгельм Якоб

Слайд 5

с е м е х о р р а б Р в о ц е

Слайд 6

Братья Гримм «Семеро храбрецов»

Слайд 7

Цели: Познакомиться с произведением «…» Отвечать на вопросы к тексту Учиться правильно и выразительно читать произведение «…»

Слайд 8

/ странствовать

Слайд 9

копьё

Слайд 10

/ пашня

Слайд 11

/ / маху дали

Слайд 12

брод

Слайд 19

Шульц / Якли / Марли / Ергли / Михель Ганс / Вейтли

Слайд 21

Правила работы в группе Уметь слушать! Уметь договариваться! Быть терпимыми! Не ссориться!

Слайд 22

У страха глаза велики.

Слайд 24

С Семеро храбрецов Братья Гримм

Слайд 25

Цели: Познакомиться с произведением «…» Отвечать на вопросы к тексту Учиться правильно и выразительно читать произведение «…»

Слайд 26

Домашнее задание Читать сказку по ролям: эпизод «Встреча со шмелём» стр 101 эпизод «Встреча с зайцем» стр. 102 – 104 Выполнить задания в тетради

Слайд 27

Молодцы! Творческих успехов! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Презентация к уроку литературного чтения «Английские народные песенки. «Перчатки». «Храбрецы»

Презентация к уроку литературного чтения «Английские народные песенки. «Перчатки». «Храбрецы»2 класс. УМК "Школа России"Тип урока: «открытие» нового...

Технологическая карта урока литературного чтения «Английская народная песня «Храбрецы»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская народная песня «Храбрецы»».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над литер...