"Фантазёры и затейники" (внеклассное мероприятие по страницам произведений Н. Носова с мультимедийным приложением)
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) по теме

Пархоменко Татьяна Викторовна

Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Фантазёры и затейники" по произведениям Н. Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazery_i_zateyniki.docx51.47 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по страницам произведений Н.Носова

с мультимедийным приложением

«Фантазеры и затейники»


У этого талантливого человека –

 вечно юная, детски чистая, чудесная душа.

Он всегда пишет для детей и о детях.

Но читают его люди всех возрастов.

Валентин Катаев

Оборудование: презентация, выставка книг, карточки с названиями рассказов Н.Н.Носова.

Цель мероприятия: ознакомить с краткой биографией Н.Н. Носова, закрепить интерес к творчеству писателя, мастера юмористического жанра в детской литературе; развивать мышление, выразительность речи, память, наблюдательность; воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения.

Ход  мероприятия

Учитель. (слайд 1) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном из детских писателей, любимом детьми и многими взрослыми. Его рассказы воспитывают, заставляют нас задуматься над своими поступками, высмеивают недостатки, но делают это очень по-доброму. Много юмора и веселья в его произведениях. (слайд 2)

(слайд 3) Родился этот человек 23 ноября 1908 года в Киеве, но детство своё провел в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и называется - Ирпень.

(слайд 4) Отец писателя был актером эстрады и кинематографа, мать - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитывала четырех детей: (слайд 5) старших - Петра, Николая, и младших - Ларису и Бориса.

Когда подошло время учиться старшим детям, семья переехала в Киев. Будущий писатель окончил киевскую гимназию Стельмашенко. (слайд 6) «В школьные годы, - рассказывал он о себе, - мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный. Закончил же институт кинематографии».

(слайд 7) Почти 20 лет он работал в кино - был режиссером «Мосфильма». Писать начал по той же причине, что и многие другие писатели: рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете. А потом один из рассказов отнес в журнал «Мурзилка», где его напечатали в 1938 году.

(слайд 8) Потом появились новые рассказы, повести. Многие из них печатались в журналах «Мурзилка», «Костер» и в газете «Пионерская правда». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное, например, как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток. (слайд 9)

В предисловии к одному из сборников рассказов писатель дает следующие советы: «О том, как не надо ходить к своим друзьям в гости, как не надо собирать металлический лом или утильсырье, как не надо смешить своих школьных товарищей, как не надо делать дома уроки, как не надо играть в прятки, как не надо смотреть кино, читатель может узнать, прочитав эту книгу. О том, как надо ходить к своим друзьям в гости, как надо собирать металлический лом, как надо смешить своих школьных товарищей, как надо делать уроки, как надо играть в прятки и как надо смотреть кино, читатель легко догадается сам, если немного подумает над прочитанным».

(слайд 10) А потом появился новый герой, ставший, вероятно, самым любимым среди персонажей писателя и самым узнаваемым, - коротышка Незнайка. Теперь вы догадались, о каком писателе я вам сейчас рассказывала? (Ответы обучающихся.) 

(слайд 11) Сегодня мы с вами встретимся с героями произведений Николая Николаевича Носова. А теперь, ребята, давайте поиграем в литературное лото. Для этого мы разделимся на две команды. За правильные ответы вы будете получать баллы, в конце игры жюри подведет итоги.

Для начала проведем небольшую разминку - «Назовите профессии коротышек».  (Тюбик, Стекляшкин, винтик, Пулька, Гусля, Цветик, Пилюлькин, Знайка.)

- А вы знаете, что в этом году исполняется 50 лет роману Н.Н.Носова «Незнайка на Луне»?

Итак, я объявляю первый тур.

I тур. Расшифровать ребусы    (слайд 14-17)

Расшифруйте название рассказов Н.Н.Носова (1 балл за каждый правильный ответ).

(Огородники, милиционер, замазка, телефон.)

II тур. «Загадочный» (слайд 18-24)

Отгадав загадки, вспомните, в каком рассказе Носова встречается отгадка (2 балла за отгадку и название рассказа).

  1. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой, рассказ «Заплатка».)

  1.  Посмотрите: дом стоит.

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы -

Все умелые пловцы. (Аквариум, рассказ «Карасик».)

  1.  Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Ёлка, рассказ «Бенгальские огни».)

  1.  Льется речка - Мы лежим,

Лед на речке -

Мы бежим. (Коньки, рассказ «На горке».)

  1.  Длинный парень у стены,

Кости с рёбрами видны,

Руки тонкие, как палки,

Смотрится смешно и жалко,

Все его одеть хотят,

И пальто, плащи и куртки

Попадают ему в руки. (Вешалка, рассказ «Прятки».)

  1.  Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы, рассказ «Бобик в гостях у Барбоса».)

  1.  Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. (Автомобиль, рассказ «Автомобиль».)

  1.  Через поле и лесок подаётся голосок.

Он бежит по проводам - Скажешь здесь,

А слышно там. (Телефон, рассказ «Телефон».)

  1.  Я в любое время года

             И в любую непогоду          

             Очень быстро в час любой

                    Провезу вас под землёй. (Метро, рассказ «Метро».)

  1.  Кругла, а не месяц,

        Желта, а не масло,

              Сладка, а не сахар,

       С хвостом, а не мышь. (Репка, рассказ «Про репку».)

  1.  Угадайте, что за птица

              Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится –

 Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей, рассказ «Когда мы смеёмся».)

   12.  Тело мое деревянное,

     Одежда рваная,

Не ем, не пью,

Огород стерегу.

В огороде стою,

      Ничего не говорю.

Сам не беру

И воронам не даю. (Огородное пугало, рассказ «Огородники».)

III тур. Откуда эти строки?   (слайд 25-33)

Угадать, из какого рассказа Носова приведенный отрывок текста (за каждый правильный ответ - 1 балл).

1.«Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня! Что-то как затрещит! «Ну, - думаю, - это кости мои трещат». А оказывается, это снег подо мной провалился. Я как полечу вниз - и очутился в берлоге». («Три охотника».)

2.«Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх. «Вот теперь, - говорит, - скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова бух носом! Коньки-то по песку не едут!» («На горке».)

3.«На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами. Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук пятьдесят или сто. Стреляй хоть целый день - не перестреляешь». («Саша».)

4.«Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз... Ходить совсем не надо, лестница сама возит». («Метро».)

5.«Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол». («Леденец».)

6.«Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! Валя говорит: «Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придет, мы его прогоним». («Затейники».)

7.«Я схватил удочку, а он тоже вцепился в неё и давай отнимать. Я рассердился - как дёрну! Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит: «Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша». «Вот и целуйся со своей калошей, - говорю я, - а удочку нечего рвать из рук». («Шурик у дедушки».)

8.«Целый вечер мы звонили и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали - все было слышно». («Телефон».)

IV тур. Четвертый лишний...  (слайд 34-38)

Исключить предмет, который не упоминался в произведении (за каждый правильный ответ — 1 балл).

  1. Рассказ «Мишкина каша». Ребята воду из колодца не поднимали:
  •  чайником
  •  ведром
  •  самоваром
  •  кружкой
  1.  Рассказ «Прятки». Где не прятался Витя?
  •  в посудном шкафчике
  •  под столом
  •  за вешалкой
  •  под кроватью
  1.  Рассказ «Живая шляпа». Каким предметом ребята не пугали шляпу?
  •  кочергой
  •  картошкой
  •  клюшкой
  •  лыжной палкой
  1.  Рассказ «Шурик у дедушки». Какой рыбки не было в банке

после рыбалки?

  •  окунька
  •  пескаря
  •  ёршика
  •  карася

V тур   (слайд 39-43)

Выберите правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ — 1 балл).

  1.  Рассказ «Фантазеры». Чем Игорь намазал губы своей

младшей сестре Ире?

  •  шоколадом
  •  вареньем
  •  медом
  •  мороженым
  1.  Рассказ «Тук-тук-тук». Какие ягоды на крыше клевали вороны?
  •  калины
  •  облепихи
  •  рябины
  •  черёмухи
  1.  Рассказ «Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные, а какие именно?
  •  школьные
  •  спортивные
  •  солдатские
  •  джинсовые
  1.  Рассказ «Карасик». На что променял Виталик карасика?
  •  фонарик
  •  конфету
  •  монету
  •  свисток

VI тур. Конкурс капитанов «Пойми меня»  (слайд 44-45)

Капитан каждой команды вытягивает карточку с названием одного из произведений Носова. На листе бумаге он пишет 4 слова, которые ассоциируются у него с этим названием. Остальные участники команды по очереди за определенный промежуток времени должны назвать слова, которые ассоциируются у них с этим названием. Жюри считает количество совпадений (сколько совпадений, столько и баллов).

VII тур. Конкурс кроссвордистов (5 баллов)  (слайд 46-47)

         1.Как звали нахального воробья, который таскал чужие куски?

2. Кто стучал ночью по крыше и пугал ребят в пионерском лагере?

3.Как звали котов в рассказах «Живая шляпа» и «Бобик в гостях у Барбоса»?

4.Полное имя мальчика, который никак не мог решить задачу.

5.Какие овощи в колхозном огороде нарвали Павлик и Котька?

C:\DOCUME~1\3EAF~1\LOCALS~1\Temp\FineReader11.00\media\image2.png


Кроссворд 2

  1.  Как звали одного из трех охотников.
  2.            Что Саша просил маму подарить ему, а подарили две старшие сестры?
  3.  Птица - главный герой рассказа «Когда мы смеемся».
  4.  Каким блюдом угощал Барбос Бобика?
  5.  Как звали мальчика, который больше всего на свете боялся милиционеров?

VIII тур. Блицтурнир (1 балл)  (слайд 48-57 )

  1. Кличка собаки, которая принадлежала тете Наташе в рассказе «Дружок»? (Дианка.)
  2.  С каким овощем в рассказе «Заплатка» сравнивается величина заплаты, которую Бобка пришил к своим штанам на месте дырки? (С огурцом.)
  3.  Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? (В кинотеатр.)
  4.  На чем катались мальчики в рассказе «Метро»? (На эскалаторе.)
  5.  То, что первым показалось из-под таинственной шляпы, после того как Вадик попал в неё картофелиной. (Хвост.)
  6.  Какого зверя встретил в лесу каждый из трех охотников? (Медведя.)
  7.  Что пытались приготовить себе на ужин ребята, когда у них не вышло сварить кашу в рассказе «Мишкина каша»? (Пожарить пескарей.)
  8.  Что было в посылке, которую доставил почтальон в детский, сад в рассказе «Про репку», и от кого она была? (Репка от детей из другого детского сада.)
  9.  Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как милиционер узнал его имя? (Напугал бабушку, а милиционер узнал его имя по надписи на пистолете.)

IX. Подведение итогов

1.  Подсчет баллов и награждение победителей


2. Беседа

Учитель. Понравилось ли вам мероприятие? Что вы узнали о Н.Н. Носове?

 (Он не только писатель, но и сценарист, режиссер, увлекался техникой, рисованием, игрой на скрипке, химией.)

Что можно узнать, читая произведения писателя, и чему научиться? (Как сварить кашу, как пришить заплатку, как вести себя, если потерялся. Научиться умению дружить, находить выход из непростых ситуаций, быть честными, трудолюбивыми и т.д.)

3. Домашнее задание

Сочинить небольшой веселый рассказ по мотивам рассказов Н. Носова. Объём рассказа – не более 1 – 1,5 листа. Можно его проиллюстрировать.

Из лучших работ детей создаётся рукописная книга.


Использованные источники

1.Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова: литературная игра // Читаем, учимся, играем, 2006. - № 9. - С.55.

2. Николай Николаевич Носов: К 100-летию со дня рождения (Изоматериалы; текст) / Авт.-сост.: М.С.Андреева М.П.Короткова. -М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 8 л. цв.ил. + 16 с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2.  Выставка в школьной библиотеке; Вып.7). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека»).

3. Носов Н.Н. Живая шляпа: Рассказы / Н.Н.Носов. - М.. Махаон, 2008.

4. Носов Н.Н. Затейники: Рассказ / Н.Н.Носов. - М.: Детская литература, 1996.

5. Носов Н.Н. Клякса: Рассказы / Н.Н.Носов. - М.: Махаон, 7008.

6.Носов Н.Н. Фантазеры: Рассказы / Н.Н.Носов. - М.: Маха-

        7. Сушинкскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы / Л.Л. Сушинскас, Н.А.Шевердина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

8.Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс / Яценко И.Ф. - М.: ВАКО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной игры в начальной школе «По страницам произведений Н.Н.Носова».

Тема «По страницам произведений Н.Н.Носова».Оформление:   портрет  Н.Н.Носова,  рисунки детей к произведениям автора, выставка книг. Цель: 1. Пробудить интерес к каждодневном...

Литературный праздник "По страницам произведений Николая Носова"

Методическая разработка литеатурного праздника....

Конспект занятия по внеурочной деятельности: «Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. По страницам произведений «Огурцы», «Фантазеры».

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваив...

Викторина по произведению Н.Носова "Фантазёры" для 2 класса

Викторина по произведению Николая Николаевича Носова «Фантазёры» знакомит учащихся с биографией писателя, помогает обобщить знания по прочитанному рассказу «Фантазёры», привива...

Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»

Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»...

Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»

Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»...

Фантазёры и затейники - герои произведения Н.Носова "Затейники"

Урок, посвящённый теме фантазёры, на основе произведения Николая Носова "Затейники". Проводился с обучающимися 2 класса. Цель урока: познакомить детей с автором и его произведением....


 

Комментарии

Пархоменко Татьяна Викторовна

Материал взят из книги "Мастер-класс учителя начальной школы". Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением. Издательство "Планета". Автор разработки Багаева М.А.