"Фантазёры и затейники" (внеклассное мероприятие по страницам произведений Н. Носова с мультимедийным приложением)
план-конспект урока по чтению (3, 4 класс) по теме
Конспект внеклассного мероприятия по литературному чтению "Фантазёры и затейники" по произведениям Н. Носова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по страницам произведений Н.Носова
с мультимедийным приложением
«Фантазеры и затейники»
У этого талантливого человека –
вечно юная, детски чистая, чудесная душа.
Он всегда пишет для детей и о детях.
Но читают его люди всех возрастов.
Валентин Катаев
Оборудование: презентация, выставка книг, карточки с названиями рассказов Н.Н.Носова.
Цель мероприятия: ознакомить с краткой биографией Н.Н. Носова, закрепить интерес к творчеству писателя, мастера юмористического жанра в детской литературе; развивать мышление, выразительность речи, память, наблюдательность; воспитывать умение дружить, честность, ответственность, умение принимать решения.
Учитель. (слайд 1) Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном из детских писателей, любимом детьми и многими взрослыми. Его рассказы воспитывают, заставляют нас задуматься над своими поступками, высмеивают недостатки, но делают это очень по-доброму. Много юмора и веселья в его произведениях. (слайд 2)
(слайд 3) Родился этот человек 23 ноября 1908 года в Киеве, но детство своё провел в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и называется - Ирпень.
(слайд 4) Отец писателя был актером эстрады и кинематографа, мать - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитывала четырех детей: (слайд 5) старших - Петра, Николая, и младших - Ларису и Бориса.
Когда подошло время учиться старшим детям, семья переехала в Киев. Будущий писатель окончил киевскую гимназию Стельмашенко. (слайд 6) «В школьные годы, - рассказывал он о себе, - мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный. Закончил же институт кинематографии».
(слайд 7) Почти 20 лет он работал в кино - был режиссером «Мосфильма». Писать начал по той же причине, что и многие другие писатели: рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете. А потом один из рассказов отнес в журнал «Мурзилка», где его напечатали в 1938 году.
(слайд 8) Потом появились новые рассказы, повести. Многие из них печатались в журналах «Мурзилка», «Костер» и в газете «Пионерская правда». Они сразу полюбились детям. Юмористический дар писателя соединился в них с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только развлечься, посмеяться, но и узнать что-нибудь интересное, полезное, например, как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток. (слайд 9)
В предисловии к одному из сборников рассказов писатель дает следующие советы: «О том, как не надо ходить к своим друзьям в гости, как не надо собирать металлический лом или утильсырье, как не надо смешить своих школьных товарищей, как не надо делать дома уроки, как не надо играть в прятки, как не надо смотреть кино, читатель может узнать, прочитав эту книгу. О том, как надо ходить к своим друзьям в гости, как надо собирать металлический лом, как надо смешить своих школьных товарищей, как надо делать уроки, как надо играть в прятки и как надо смотреть кино, читатель легко догадается сам, если немного подумает над прочитанным».
(слайд 10) А потом появился новый герой, ставший, вероятно, самым любимым среди персонажей писателя и самым узнаваемым, - коротышка Незнайка. Теперь вы догадались, о каком писателе я вам сейчас рассказывала? (Ответы обучающихся.)
(слайд 11) Сегодня мы с вами встретимся с героями произведений Николая Николаевича Носова. А теперь, ребята, давайте поиграем в литературное лото. Для этого мы разделимся на две команды. За правильные ответы вы будете получать баллы, в конце игры жюри подведет итоги.
Для начала проведем небольшую разминку - «Назовите профессии коротышек». (Тюбик, Стекляшкин, винтик, Пулька, Гусля, Цветик, Пилюлькин, Знайка.)
- А вы знаете, что в этом году исполняется 50 лет роману Н.Н.Носова «Незнайка на Луне»?
Итак, я объявляю первый тур.
I тур. Расшифровать ребусы (слайд 14-17)
Расшифруйте название рассказов Н.Н.Носова (1 балл за каждый правильный ответ).
(Огородники, милиционер, замазка, телефон.)
II тур. «Загадочный» (слайд 18-24)
Отгадав загадки, вспомните, в каком рассказе Носова встречается отгадка (2 балла за отгадку и название рассказа).
- Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой, рассказ «Заплатка».)
- Посмотрите: дом стоит.
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы. (Аквариум, рассказ «Карасик».)
- Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Ёлка, рассказ «Бенгальские огни».)
- Льется речка - Мы лежим,
Лед на речке -
Мы бежим. (Коньки, рассказ «На горке».)
- Длинный парень у стены,
Кости с рёбрами видны,
Руки тонкие, как палки,
Смотрится смешно и жалко,
Все его одеть хотят,
И пальто, плащи и куртки
Попадают ему в руки. (Вешалка, рассказ «Прятки».)
- Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы, рассказ «Бобик в гостях у Барбоса».)
- Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (Автомобиль, рассказ «Автомобиль».)
- Через поле и лесок подаётся голосок.
Он бежит по проводам - Скажешь здесь,
А слышно там. (Телефон, рассказ «Телефон».)
- Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро, рассказ «Метро».)
- Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка, рассказ «Про репку».)
- Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей, рассказ «Когда мы смеёмся».)
12. Тело мое деревянное,
Одежда рваная,
Не ем, не пью,
Огород стерегу.
В огороде стою,
Ничего не говорю.
Сам не беру
И воронам не даю. (Огородное пугало, рассказ «Огородники».)
III тур. Откуда эти строки? (слайд 25-33)
Угадать, из какого рассказа Носова приведенный отрывок текста (за каждый правильный ответ - 1 балл).
1.«Под утро мороз ударил. Градусов сорок. Руки-ноги у меня закоченели. Я не удержался на ветке. Бух вниз! Вся волчья стая как набросится на меня! Что-то как затрещит! «Ну, - думаю, - это кости мои трещат». А оказывается, это снег подо мной провалился. Я как полечу вниз - и очутился в берлоге». («Три охотника».)
2.«Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх. «Вот теперь, - говорит, - скачусь!» Оттолкнулся ногой и снова бух носом! Коньки-то по песку не едут!» («На горке».)
3.«На другой день сестры подарили ему пистолет и коробку с пистонами. Пистолет был новенький и блестящий, а пистонов было много: штук пятьдесят или сто. Стреляй хоть целый день - не перестреляешь». («Саша».)
4.«Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз... Ходить совсем не надо, лестница сама возит». («Метро».)
5.«Мама ушла. Миша сначала вел себя хорошо: не шалил и ничего не трогал. Потом он только подставил к буфету стул, залез на него и открыл у буфета дверцы. Стоит и смотрит в буфет, а сам думает: «Я ведь ничего не трогаю, только смотрю». А в буфете стояла сахарница. Он взял её и поставил на стол». («Леденец».)
6.«Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! Валя говорит: «Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придет, мы его прогоним». («Затейники».)
7.«Я схватил удочку, а он тоже вцепился в неё и давай отнимать. Я рассердился - как дёрну! Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит: «Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша». «Вот и целуйся со своей калошей, - говорю я, - а удочку нечего рвать из рук». («Шурик у дедушки».)
8.«Целый вечер мы звонили и выдумывали разные фокусы: пели, кричали, рычали, мычали, даже шепотом разговаривали - все было слышно». («Телефон».)
IV тур. Четвертый лишний... (слайд 34-38)
Исключить предмет, который не упоминался в произведении (за каждый правильный ответ — 1 балл).
- Рассказ «Мишкина каша». Ребята воду из колодца не поднимали:
- Рассказ «Прятки». Где не прятался Витя?
- Рассказ «Живая шляпа». Каким предметом ребята не пугали шляпу?
- Рассказ «Шурик у дедушки». Какой рыбки не было в банке
после рыбалки?
- окунька
- пескаря
- ёршика
- карася
Выберите правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ — 1 балл).
- Рассказ «Фантазеры». Чем Игорь намазал губы своей
младшей сестре Ире?
- Рассказ «Тук-тук-тук». Какие ягоды на крыше клевали вороны?
- калины
- облепихи
- рябины
- черёмухи
- Рассказ «Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные, а какие именно?
- школьные
- спортивные
- солдатские
- джинсовые
- Рассказ «Карасик». На что променял Виталик карасика?
- фонарик
- конфету
- монету
- свисток
VI тур. Конкурс капитанов «Пойми меня» (слайд 44-45)
Капитан каждой команды вытягивает карточку с названием одного из произведений Носова. На листе бумаге он пишет 4 слова, которые ассоциируются у него с этим названием. Остальные участники команды по очереди за определенный промежуток времени должны назвать слова, которые ассоциируются у них с этим названием. Жюри считает количество совпадений (сколько совпадений, столько и баллов).
VII тур. Конкурс кроссвордистов (5 баллов) (слайд 46-47)
1.Как звали нахального воробья, который таскал чужие куски?
2. Кто стучал ночью по крыше и пугал ребят в пионерском лагере?
3.Как звали котов в рассказах «Живая шляпа» и «Бобик в гостях у Барбоса»?
4.Полное имя мальчика, который никак не мог решить задачу.
5.Какие овощи в колхозном огороде нарвали Павлик и Котька?
Кроссворд 2
- Как звали одного из трех охотников.
- Что Саша просил маму подарить ему, а подарили две старшие сестры?
- Птица - главный герой рассказа «Когда мы смеемся».
- Каким блюдом угощал Барбос Бобика?
- Как звали мальчика, который больше всего на свете боялся милиционеров?
VIII тур. Блицтурнир (1 балл) (слайд 48-57 )
- Кличка собаки, которая принадлежала тете Наташе в рассказе «Дружок»? (Дианка.)
- С каким овощем в рассказе «Заплатка» сравнивается величина заплаты, которую Бобка пришил к своим штанам на месте дырки? (С огурцом.)
- Куда, купив мятные пряники, отправились Шурик и Костя, мальчики из рассказа «Замазка»? (В кинотеатр.)
- На чем катались мальчики в рассказе «Метро»? (На эскалаторе.)
- То, что первым показалось из-под таинственной шляпы, после того как Вадик попал в неё картофелиной. (Хвост.)
- Какого зверя встретил в лесу каждый из трех охотников? (Медведя.)
- Что пытались приготовить себе на ужин ребята, когда у них не вышло сварить кашу в рассказе «Мишкина каша»? (Пожарить пескарей.)
- Что было в посылке, которую доставил почтальон в детский, сад в рассказе «Про репку», и от кого она была? (Репка от детей из другого детского сада.)
- Кого напугал мальчик в рассказе «Саша» и как милиционер узнал его имя? (Напугал бабушку, а милиционер узнал его имя по надписи на пистолете.)
IX. Подведение итогов
1. Подсчет баллов и награждение победителей
2. Беседа
Учитель. Понравилось ли вам мероприятие? Что вы узнали о Н.Н. Носове?
(Он не только писатель, но и сценарист, режиссер, увлекался техникой, рисованием, игрой на скрипке, химией.)
Что можно узнать, читая произведения писателя, и чему научиться? (Как сварить кашу, как пришить заплатку, как вести себя, если потерялся. Научиться умению дружить, находить выход из непростых ситуаций, быть честными, трудолюбивыми и т.д.)
3. Домашнее задание
Сочинить небольшой веселый рассказ по мотивам рассказов Н. Носова. Объём рассказа – не более 1 – 1,5 листа. Можно его проиллюстрировать.
Из лучших работ детей создаётся рукописная книга.
Использованные источники
1.Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова: литературная игра // Читаем, учимся, играем, 2006. - № 9. - С.55.
2. Николай Николаевич Носов: К 100-летию со дня рождения (Изоматериалы; текст) / Авт.-сост.: М.С.Андреева М.П.Короткова. -М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 8 л. цв.ил. + 16 с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып.7). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека»).
3. Носов Н.Н. Живая шляпа: Рассказы / Н.Н.Носов. - М.. Махаон, 2008.
4. Носов Н.Н. Затейники: Рассказ / Н.Н.Носов. - М.: Детская литература, 1996.
5. Носов Н.Н. Клякса: Рассказы / Н.Н.Носов. - М.: Махаон, 7008.
6.Носов Н.Н. Фантазеры: Рассказы / Н.Н.Носов. - М.: Маха-
7. Сушинкскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы / Л.Л. Сушинскас, Н.А.Шевердина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
8.Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс / Яценко И.Ф. - М.: ВАКО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Конспект литературной игры в начальной школе «По страницам произведений Н.Н.Носова».
Тема «По страницам произведений Н.Н.Носова».Оформление: портрет Н.Н.Носова, рисунки детей к произведениям автора, выставка книг. Цель: 1. Пробудить интерес к каждодневном...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-262155-1371654685.jpg)
Литературный праздник "По страницам произведений Николая Носова"
Методическая разработка литеатурного праздника....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/21/picture-777587-1584783159.jpg)
Конспект занятия по внеурочной деятельности: «Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. По страницам произведений «Огурцы», «Фантазеры».
Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваив...
Викторина по произведению Н.Носова "Фантазёры" для 2 класса
Викторина по произведению Николая Николаевича Носова «Фантазёры» знакомит учащихся с биографией писателя, помогает обобщить знания по прочитанному рассказу «Фантазёры», привива...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574599-1422368085.jpg)
Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»
Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574599-1422368085.jpg)
Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»
Проверочная работа по произведению Н.Носова «Фантазёры»...
Фантазёры и затейники - герои произведения Н.Носова "Затейники"
Урок, посвящённый теме фантазёры, на основе произведения Николая Носова "Затейники". Проводился с обучающимися 2 класса. Цель урока: познакомить детей с автором и его произведением....
Комментарии
"Фантазёры и затейники" (внеклассное мероприятие)
Материал взят из книги "Мастер-класс учителя начальной школы". Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением. Издательство "Планета". Автор разработки Багаева М.А.