план-конспект урока по литературному чтению Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» 3 класс УМК ПНШ
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кроме плана-конспекта урока также прилагается технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_2.docx22.5 КБ
Файл teh_2.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Федорова Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов, МБОУ «Кезская СОШ №1», пос. Кез, Кезский район, Удмуртская Республика

Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Конспект урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационно – целевой этап

2 мин

Улыбнёмся друг другу,  мы начинаем.

Новую тему мы начинаем,

Что в ней таится, пока мы не знаем.

Но чтобы название темы узнать, Надо вам запись расшифровать.

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Актуализация знаний

10 мин

-  Отгадайте слова:

- Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем.

- Второе слово: синоним слова «тайны».

- Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». 

Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя.

 

Что же мы будем изучать?

  • Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. 

  •  Что предлагает нам Михаил Потапович? 

  •  Прочитайте название первой сказки. 

  •  Какой народ придумал эту сказку? 
  • Знаете ли вы, кто такие индейцы? 

  • Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
  • По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.

Постигаем.

Секреты.

Сравнение.

Дети читают: «Постигаем секреты сравнения».

В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.

Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.

Дети читают: «Откуда пошли болезни и лекарства».

Индейцы Северной Америки.

Индейцы — коренные жители Северной Америки.

Дети работают с картой мира.

Ориентировочный этап

Физкультминутка

10 мин

3 мин

  • Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
  • Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре.

(Учитель читает сказку на с. 64—67.)

  • Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
  • В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
  • Когда же дружбе пришел конец?

  •  Какой же выход придумали звери?

  • Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.

  • Кто вступился за человека? 

  •  Какова его судьба? 

  •  Посмотрите на изображение бурундука.

(Учитель выставляет рисунок.)

  • Кто решил помочь человеку? 

  • Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.

  • Какие лекарственные травы вы знаете?

Дети работают с толковым словарём.

Дети работают с учебником.

Дети рассуждают.

Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.

Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.

Медведи предложили объявить войну.

Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.

Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.

Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.

Бурундук.

Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.

Дети рассматривают рисунки животных.

Растения.

Дети работают с текстом, затем пересказывают.

Дети перечисляют лекарственные травы.

Поисково – исследовательский этап

10 мин

  • Чему же учит эта сказочная история? 

  •  Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.

  • Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? 
  • Прочитайте, как они это объясняют.

           (Чтение текста на с. 67.)

  • Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? 

  •  А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории?

  • Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.

Бережно относиться к миру природы.

Лягушки, бурундука.

Дети в тексте ищут информацию.

Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.

Происхождение болезней.

Рефлексивно – оценочный этап

Домашнее задание

8 мин

2 мин

  • Давайте определим, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке. Отразим в цветовой гамме свое состояние. Поднимите нужный флажок:  желтый — радость,  зеленый — спокойствие,  синий — грусть,  белый — затрудняюсь ответить.

  • Какую тему мы начали изучать?

  • С каким произведением познакомились?

  • Почему эту сказочную историю можно считать самой древней?

  • Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?

Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).

СПАСИБО ЗА УРОК!

Дети отвечают на вопросы. Оценивают и комментируют работу друг друга.

«Постигаем секреты сравнения».

«Откуда пошли болезни и лекарства».

В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.

        



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе:  Федорова Наталья Евгеньевна,

                                    квалификационная категория – первая,

запрашиваемая – первая квалификационная категория,

МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №1»,

п.Кез, Кезского района, Удмуртской Республики.

Предмет: литературное чтение, класс 3в, учебник «Литературное чтение» часть 1, 3 класс. Н.А.Чуракова.

Тема: Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оснащение урока: учебник «Литературное чтение» часть 1, 3 класс. Н.А.Чуракова.

               Литературное чтение . 3 класс. Тетрадь № 1, О.В.Малаховская, карта мира, толковый словарь, рисунки животных.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся класса, для которого проектируется урок:

                 Обучающиеся владеют:

                 Регулятивные УУД

- оценивать, контролировать результат своей деятельности;

- формулировать вопросы по теме, цель урока на основе опорных слов;

- сформировать задачи для достижения поставленной цели.

                 Познавательные УУД

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- собирать и выделять информацию;

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

                  Коммуникативные УУД

- высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других;

- слушать и слышать друг друга.

                  Личностные УУД

- умение проявлять уважение к одноклассникам в ходе выполнения работы;

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы;

- относиться осознанно и ответственно к собственным поступкам.

    Этапы урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного воздействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД и предметные действия

Мотивационно – целевой этап

Актуализация знаний

Ориентировочный этап

Поисково – исследовательский этап

Рефлексивно – оценочный этап

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. Организовать самостоятельную форму мировой проблемы и поставленной цели.

Создать доброжелательную обстановку.

Анализируя информацию, сделать выводы.

Организовать работу для достижения цели

Организовать осмысленное восприятие новой информации, анализ.

Осмысление процесса и результата деятельности

Формирование информационного запроса создание проблемной ситуации.

Беседа, отработка умений, анализ, рассуждение.

Беседа, отработка умений.

Работа с текстом сказки,

 беседа

Беседа, анализ,

Фронтальная, индивидуальная.

Индивидуальная, фронтальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах по ролям.

Читает стихотворение, предлагает проверку готовности класса, нацеливает учащихся на работу.

Создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, предлагает задания, задаёт вопросы, загадывает слова, нацеливает на работу, подводит к анализу, формирует представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки.

Задаёт вопросы, вызывает на беседу и сотрудничество, предлагает работу с различным раздаточным материалом.

Задаёт вопросы, предлагает, нацеливает, наталкивает на выводы, учит отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.

Вызывает на размышление, подводит к итогу урока.

Готовят учебники, рабочие тетради, обдумывают информацию.

Работа с картой мира, отгадывают слова, отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, анализируют.

Анализируют, работают с толковым  словарём, учебником, изображениями животных, рассуждают, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, размышляют.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем и предложенные в учебнике, делают выводы, анализируют.

Делают выводы, подводят итог урока, находят особенности самых древних сказочных сюжетов (историй).

Регулятивные УУД:

- определять цели учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- формировать информационный запрос, воспроизводить знания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- учиться налаживать контакт, умение слушать друг друга и учителя.

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и слышать.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Регулятивные УУД:

- планировать, составлять план действий с учётом конечного результата;

- соотносить результат действия с поставленной целью.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли;

- умение сотрудничать со сверстниками.

Личностные УУД:

- соотносить результат действия с поставленной целью.

Регулятивные УУД:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- вступать в диалог.

Личностные УУД:

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и слышать;

- умение оформлять свои мысли.

Личностные УУД:

- способствовать формированию самооценки на основе критерий успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению по теме: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей", 2 класс УМК "Школа России",с применением ЭОР.

Урок разработан с применением ЭОР. Приложение включает в себя: план-конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня "Стрекоза и Муравей", 2 класс по УМК "Школа России", перечень используемых ЭОР, гиперссылки...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...