О некоторых приемах обучения навыкам чтения.
методическая разработка по чтению на тему

Гоголева Мария Гаврильевна

 

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_nekotoryh_priemah_obucheniya_navykam_chteniya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

О некоторых приемах обучения навыкам чтения.

Гоголева Мария Гаврильевна, учитель начальных классов Кэнтикской средней школы Верхневилюйского улуса.

Я работаю учителем начальных классов 19 лет. И всё это время являюсь читателем журнала «Начальная школа». Всегда нахожу на страницах журнала много интересного материала, который применяю и на своих уроках. За эти годы у меня накопилось немало и своего материала. Некоторыми находками хочу поделиться, может быть, кто-то решит использовать их в своей работе.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Я считаю уроки русского языка самыми трудными для наших детей, ведь запомнить огромное количество правил, орфограмм сложно. И поэтому всегда на уроках использую занимательные рисунки, рисунки-ребусы, опорные таблицы, графические схемы изготовленные на отдельных листах.

Вот улыбающийся человек будет помощником при закреплении изученного по теме «Изменение местоимений по числам». И дети, имея перед глазами опору, будут рассказывать уверенно: «местоимения

1 лица Я МЫ

2 лица ТЫ ВЫ

3 лица ОН ОНИ».

Присутствие на уроке человека по имени «ПКЧАГ» напомнит детям 5 правил. Вывешиваю таблицу, дети сообщают 5 «золотых» правил грамматики:

  1. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
  2. Предложение пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то ставлю точку.
  3. Помню о красной строке.
  4. Использую перенос слов с одной строки на другую.
  5. При письме проговариваю слова по слогам.

При повторении падежей использую слова путеводители: существует, нет, дать, вижу, доволен, думаю. При подведении итога урока интересна и эффективна зачётная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать такую таблицу.

                   часть речи…

                   обозначаю…

           Я     отвечаю…

                   имею…

                   изменяюсь…

                   бываю….

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений. К ним относятся:

  1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову;
  3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  4. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

Урок обычно начинаю  с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения. Упражнения для разминки предлагаются следующего вида:

А) вдох носом, выдох через рот;

Б) вдох, задержка дыхания, выдох;

В) вдох, выдох по порциям.

Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок, цок, цок.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з.

Затем следует задание продолжите пословицы:

На смелого собака лает,… .

Волков бояться-…

Семь раз примерь- … .

Глазами плачет, а … .

Далее проводится  работа с таблицей согласных. Учащиеся  делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н

П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З

М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд – с гласным [о], третий ряд – с гласным [у].

Далее отводим время для жужжащего чтения. 3 мин учащиеся читают вслух. После чтения вслух учащиеся 3 мин читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы),  и 3 мин читают только глазами.

 Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение. Чтение по ролям мы с ребятами проводим с инсценировкой.

Весьма полезны и принимаемы детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки», «сочиняй загадку» и «чтение за диктором».

«Игра в прятки»: один ученик (ведущий) начинает читать текст не сначала, а где попало. Остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Чтение за диктором»: диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Диктор читает одну строчку из стихотворения, а остальные повторяют за ним.

«Сочиняй загадку»: дается таблица с буквами:

Т А К У Р Й М П

Ы Л О Б Х ў Д

Ґ Г Э Ј С Ў Л

Ч Н ДЬ И НЬ ¤

 Учитель ведёт указкой слова по буквам. Например, слово «кот». Дети читают это слово молча, думают, а затем своими словами загадывают об этом слове.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Начиная с I  класса мы ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, выписывают понравившиеся отрывки из произведений и делают рисунки к ним. Оценивая эти тетради, стараюсь учитывать содержание вопросов, грамотность написания, аккуратность, систему в работе.

Во II-IV классах провожу зрительные диктанты. В каждом из 12 наборов имеется 5-6 предложений. Время работы со всеми 12 наборами составляет примерно два месяца. За это время при условии ежедневной работы оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко усваивает смысл предложений, читать ему становится интересно.

Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. Составляем план. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли.

Такая работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

О некоторых приемах обучения навыкам чтения

Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и  способствуют формированию навыка беглого чтения....

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...

О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.

Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...

О некоторых приемах обучения чтению

Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь...