О некоторых приемах обучения навыкам чтения
статья по чтению на тему
Эта статья интересна для учителей начальных классов.Здесь описываются навыки и приёмы, которые помогают разнообразить урок чтения и способствуют формированию навыка беглого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения
Как показывает опыт, быстро читают обычно те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении « про себя» скорость чтения намного возрастает. Большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.
Тогда возникает вопрос: как же выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень прочитанного?
Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении,
научить вычленять главное в научно- познавательной статье, учебном тексте? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по- своему решить проблему совершенствования навыков чтения.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению.
В процессе работы мы стараемся формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения:
1 осмысление
2 техника
3 выразительность
Мы ,учителя, в своей работе по совершенствованию навыков чтения часто используем следующие упражнения:
1 упражнения, направленные на развитие чёткости произношения;
2 упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям ;
3 упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4 упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;
Свой урок я всегда начинаю с игровой разминки, т. е. работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
Примерные упражнения для разминки:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Самолёты взлетают: уу-уууу-у---у-у-у-у-у-
Машины едут: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-
Лошадки поскакали : цок-цок-цок-цок-
Рядом ползает змея: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-
Муха бьётся в стекло : з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-
Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Летела оса около носа:с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-
Летел комар и звенел: з-зз-з-з-з-з-з-з-зз
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали!
Очень часто использую скороговорки, чистоговорки . Мои ребята знают их много , они находят их в книгах, детских журналах.
Очень эффективна работа с таблицей согласных. Дети делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т Р М Г Н Ж З
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф ГМ Н Б С К Т Ф Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б СТ Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Т Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Т Х Р
Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж
Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ш П
Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С
К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т
Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В
Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К
Затем читаем эти согласные с какой – нибуд ь гласной буквой.
Следующий вид работы - чтение по таблице – треугольнику всех слогов.
Далее отводим время для жужжащего чтения.
После чтения вслух учащиеся 3 мин. читают, не проговаривая вслух слова (работают только губы).
Затем три минуты читают только глазами.
Очень часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой.
Иногда использую синхронное чтение «буксиром» ( если один читает хорошо, а другой похуже, второй слышит как бы образец чтения и старается успевать за хорошо читающим).
Очень любят дети и такие виды чтения, как «игра в прятки» и « мнимое слово» .
«Игра в прятки»
Ведущий начинает читать где попало , а другие дети ищут. Радуются те, кто быстро находит.
«Мнимое слово»
Учитель в ходе чтения произноси т неправильное слово, а дети находят и исправляют.
Слабо читающим ученикам помогает такой вид чтения как «чтение за диктором».
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. План пересказа чаще всего предлагают дети.
Такая комплексная работа помогает улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма
Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-327681-1384689223.jpg)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701477-1446551700.jpg)
О некоторых приемах обучения навыкам чтения.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увелич...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-856706-1547803339.jpg)
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе
О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655440-1439973204.jpg)
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.
Чтобы помочь детям стать читателями, в процессе обучения чтению заложена реализация следующих задач: Формирование устойчивого желания читать литературу ( мотивационная сторона читательской деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896534-1487514610.jpg)
О некоторых приемах обучения чтению
Хорошо поставленное чтение в начальных классах создает основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображените, речь...
некоторые приемы обучения навыкам чтения
Обучем чтению детей...