Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Скидан Оксана Владимировна

 2 класс

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1

 «Образовательный центр»

муниципального района Сергиевский Самарской области

 Методическая разработка открытого

урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года

во 2 «В» классе по теме

 М. Пришвин «Ребята и утята»

Учитель: Скидан Оксана Владимировна

2013 год

  Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

        

Дата проведения: 23.04.2013г.

Класс: 2-в.

Количество учащихся на уроке: 18 человек.

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки

Ход урока

І. Организационный момент.

Ручки? (На месте!)

Ножки? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

II. Проверка домашнего задания.     СЛ. 1

Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).

Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки)  о воробье  из устного народного творчества.

III. Изучение нового материала.

- О ком вы читали  сейчас?

- К какой группе животных они относятся?

 - Какая это птица: оседлая или перелётная?

- Сегодня вы познакомитесь с одной  перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин. (Рассказ подготовленного ребёнка)

О писателе.  СЛ. 2-3

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться  наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.  Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это  «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Ребус  СЛ. 4

- Отгадайте ребус.

Сумка минус С, М=Т    получается  УТКА

- Как можно ласково назвать утку?

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

- Но перед чтением  мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ   подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) СЛ.5

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она  весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

  1.  Знакомство с текстом.  СЛ.6

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте  этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом  отмечайте  непонятные слова. (Читает рассказчик).

 – Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

  -  О ком этот рассказ?

 - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа.  СЛ. 7-12

- Как вы понимаете значение этого  слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

  - Какие ещё вы отметили  слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ  -  обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

Физкультминутка  СЛ. 13

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки  шеи выгибают.  (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Работа над рассказом.  СЛ. 14

1 часть

- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения
. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?  
(3 версты.)
– Сколько это километров?  
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения.
(Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?  (
Мать.)
А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.  
(Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам?
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)


3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик?
(Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому?
(Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? (
Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
 (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом?
(Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения.
(Радостно снял я шляпу и помахав…)

– Как мальчишки на это прореагировали?  (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор?  
(Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)

 Составление плана в тетради.

- Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно  озаглавить 1 часть (2, 3).

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?  СЛ.15

Путь к озеру

Плен

На свободу

IV. Закрепление.

Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради.  СЛ.16

- Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова.  СЛ.17

V. Итог. Д.з.

 - Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков.  Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

 - Как вы  понимаете слова:  БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!  СЛ.18

-Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части.  СЛ.19


VI. Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы) СЛ.20

На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.

Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.

Красный – работал активно, все получалось.

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.

Синий – было трудно, не все получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Презентация к уроку М Пришвин "Ребята и утята"

Презентация составлена к уроку литературног чтения М.Пришвин "Ребята и утята"...

Конспект урока М.Пришвин "Ребята и утята"

Урок литературного чтения проводится во 2 классе УМК Школа России...

Технологическая карта урока М.Пришвин "Ребята и утята"

Технологическая карта урока по литературному чтению...

Конспект урока М. Пришвин «Ребята и утята».

Конспект урока литературного чтения  во 2 классеТема: М. Пришвин «Ребята и утята». УМК «Школа России»...

Презентация к уроку. М.Пришвин "Ребята и утята"

В презентации предоставлены произведения М.Пришвина. Перед  чтением рассказа проходит словарная работа, затем составляется картинный план,  работа с пословицами и дается характеристика героя...