Поэтический образ берёзы и сакуры
методическая разработка по чтению (3, 4 класс) по теме

 Поэтический образ берёзы и сакура в произведениях русских и зарубежных писателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

Поэтический образ берёзы и   сакуры в произведениях  русских и зарубежных писателей.

                                                               Т.В. Стрюкова,   учитель начальных классов

                                                               МБОУ СОШ № 12 г. Донецка

         

         С  детьми я работаю более 30 лет. Опыт работы в начальной школе приводит к выводу, что детей нужно постоянно заинтересовывать, удивлять и даже поражать, чтобы добиться заметных успехов в их развитии. Чем же удивить и поразить нашего современного ребёнка? Красотой! Учить детей наслаждаться красотой,  которую создали другие,  видеть красоту в простом,  создавать эту красоту вокруг себя. Красота в простом, это одна из самых сложных  нравственно-эстетических проблем курса литературного чтения и русского языка в начальной школе. Если каждый день тренировать свой глаз, а он напрямую связан с сердцем и душой, мир постепенно откроется как очень разнообразный и прекрасный.  

              Я не жалею времени на «исследование» всего, что нас окружает;  это даёт душе ребёнка чрезвычайно много. У японских школьников есть уроки любования. Они носят традиционный характер: весной любуются цветением дикой вишни-сакуры, осенью - клёнами, летом – хризантемами. Русский народ с давних времён поклоняется берёзе. Никогда не перестаёт русское сердце удивляться красоте этого дерева.

«Без берёзы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена.»

                                    Олег Шестинский

               В русском языке ни одно дерево не заслужило такого большого количества песен и стихов, в них берёза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.  Поэтические образы русской берёзы и японской сакуры я использую в своей работе. Мною создан проект совместной деятельности учителя, учеников и родителей «В мире слов». Один из разделов этого проекта звучит так: «Страна белоствольных берёз» и «Страна восходящего солнца». Я хочу познакомить своих коллег с наиболее интересными творческими заданиями, исследованиями, игровыми приёмами этого проекта.

1.Берёза моя, берёзонька,

    Берёза моя белая,

    Берёза моя кудрявая!

    Стоишь ты, берёзонька,

    Посередь долинушки.

    На тебе, берёзонька,

    Листья зелёные;

    Под тобой, берёзонька,

    Трава шелковая…

                                        Русская народная

                                                                  песня

2.И весел звучный лес, и ветер меж берёз

    Уж веет ласково, а белые берёзы

    Роняют тихий дождь

    Своих алмазных слёз

    И улыбаются сквозь слёзы,

                                                                    И. Бунин

3. Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти белой бахромой.

4.  Люблю берёзку русскую

      То светлую, то грустную.

      В белом сарафанчике,

      С платочками в карманчиках,

      С красивыми застёжками,

      С зелёными серёжками.

      Люблю её нарядную,

      Родную, ненаглядную,

      То ясную, кипучую,

      То грустную, плакучую.

                                                А. Прокофьев

.

5.   Чуть солнце пригрело откосы,

       И стало в лесу потеплей.

       Берёза зелёные косы

       Развесила с тонких ветвей.

       Вся в белое платье одета,

       В серёжках, в листве кружевной,

       Встречает горячее лето

       Она на опушке лесной.

                                    Вс. Рождественский

6.   Там яблони и вишенки,

       Берёзки в кофтах вышитых

       Стоят в зелёных платьицах,

       И так стоят на пальчиках

        На зависть клёнам – мальчикам.

Как пригожа берёзок гряда!

Бьёт зелёный прибой у дороги,

Им без устали моет вода

Без того побелённые ноги.        А. Прокофьев

7.   Как светло-то на просторе.

     Дивный свет струит;

    На высоком косогоре.

      Милая, стоит...

    Подойду я и, любуясь,

    Косоньки ветвей

    Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

                                               Т. Герасимова

8.   А весною… Боже правый!

      Красивее нет!

      Молодых листочков нежен,

     Изумруден цвет!

     Ты в любое время года

     Чудно хороша

    И для русского народа

    Ты его душа!

                                             Т. Герасимова

9.   Подруженьки, берёзоньки,

      Росиночки, как слёзоньки,

      Берёзоньки, ранимые,

      Россиею хранимые,

      Храните Русь заветную,

      А Русь вас сохранит.          Т. Герасимова

1.Тревога берёт!

    Где, на какой вершине

    Окрестных гор

    Цветы долгожданных вишен,

    Первыми зацветут…

                                                              Сайгё

В апреле Япония просто утопает в бело - розовой пене цветков сакуры. Это невероятно красивая пора!

 

2.Я видел, они расцвели,

    Ветки вишнёвых деревьев,

    Но в сумраке еле сквозит,-

    Благоухающая дымка

    На вечереющем небе.

                                                    Фудзивара

В выходные дни вся страна отправляется на коллективные любования цветением сакуры. Все стараются запечатлеть пышное великолепие цветущих деревьев.

 3.  Слишком долго глядел

 К вишнёвым цветам незаметно

 Я прилепился душой.

Сакура, ещё вчера ты пленила красотой!

А сегодня грустно наблюдать, как опадают твои лепестки.

4.  Бутоны вишнёвых цветов,

     Скорей улыбнитесь все сразу

      Прихотям ветерка.

                                                            Басё

Во время цветения сакуры сады и парки стоят невероятно нарядные и торжественные. Деревья окутаны нежнейшей пеной лепестков, в воздухе витает тонкий аромат. Цвета и оттенки лепестков сакуры самые разные: розовые, сиреневатые, красные, фиолетовые. С наступлением темноты цветущие сакуры подсвечиваются прожекторами-зрелище просто волшебное!

5.  Вишен цветы

      Будто с небес упали-

      Так хороши!

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнею в цвету.          

                                                           Исса

   

6.  В саду моём, зелёная,

Как на гулянье вышла,

В свою весну влюблённая

Расцветала вишня.

Все веточки, отросточки,

В цветении чудесном.

И вишня из подросточка

Вдруг сделалась невестой.

    А. Прокофьев

7.  Весенний ветер

     Развеял вишнёвый цвет

     Лишь в сновиденье

    Очнулся, но сердце моё

    Тревога ещё волнует…

Сакура цветёт недолго. Скоро её нежные лепестки покроют землю вокруг словно снег, и каждый порыв ветерка будет поднимать белую метель…

                                                        Сайгё

6.  В саду моём, зелёная,

Как на гулянье вышла,

В свою весну влюблённая

Расцветала вишня.

Все веточки, отросточки,

В цветении чудесном.

И вишня из подросточка

Вдруг сделалась невестой.

    А. Прокофьев

9.  Тревога берёт!

Где, на какой вершине

Окрестных гор

Цветы долгожданных вишен

Первыми зацветут?

Бутоны вишнёвых цветов,

Скорей улыбнитесь все сразу

Прихотям ветерка!

Басё

        Этот поэтический материал был собран мною после выполнения детьми семейного проекта «Энциклопедия одного слова». Дети работали со словом «берёза», а родители со словом «сакура». По желанию они могли пользоваться планом:

а) берёза, сакура в толковом словаре, в этимологическом словаре, в словаре синонимов и антонимов, во фразеологическом словаре;

б) берёза, сакура и их слова-родственники, слова-рифмы;

в) берёза, сакура в пословицах и поговорках, в загадках, сказках, в русских народных песнях;

г) берёза, сакура в русской и зарубежной поэзии и прозе;

д) берёза, сакура в названиях картин художников;

е) берёза, сакура в детском творчестве (стихи, рассказы, сказки, рисунки, серии картинок-слайдов).

                Очень любят мои дети сочинения - миниатюры. В 4 классе провожу их 1 раз в 2 недели (5 -20 минут). Дети создают яркие словесные зарисовки явлений природы с цитатами, иллюстрациями, рисунками, фотографиями. Такие работы могут выполняться как в классе, так и дома, в них может быть и 5, и 10 предложений. Цель такой работы – научить ребёнка видеть красоту в простом.  Ведь как прекрасна веточка рябины, берёзки, цветущей вишенки! А в чём красота голой, поникшей веточки осинки? Такие сочинения воспитывают в детях чувство прекрасного, помогают им осознать нравственные требования современности. Темы могут быть самые разные: «Какого цвета Родина моя?»,  «Утро в моём городке», «Клёны! Клёны! Клёны!», «Берёзка под нашими окнами», «Бегут ручьи», «Весна, весна на улице», «Соловушка на берёзке», «Алая вишенка».

                    Материал для таких сочинений (слова, предложения, словосочетания, стихи) дети записывают на больших листах ватмана. Этими словесными зарисовками могут пользоваться все желающие. Записи делают не только ребята, но и все гости класса: учителя, родители, старшеклассники. Я тоже пишу сочинения и читаю их детям. Самые лучшие мы печатаем, иллюстрируем и дарим родителям. Это хороший материал для пополнения портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры»

Представлен интегрированный урок изобразительного искусства и окружающего мира в 4 классе...

Музыкально-поэтическая композиция "Край родной-берёз любимых"

Музыкально-поэтическая композиция "Край родной - берёз любимых". Подходит для внеклассных мероприятий....

Поэтический образ и средства его создания ( на примере произведения К. Бальмонта " Бусинки", Тиё)

Разработка урока по литературному чтению (4 класс, Перспективная начальная школа )...

Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»

Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...

Конспект урока по теме «Точность поэтических образов в произведениях А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...», система Л.В. Занкова, 3 класс

Цель: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя …» и Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою …»....