Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Ильина Татьяна Владимировна

Тип урока: интегрированный

Форма проведения урока: коллективная и индивидуальная

Участники: 3 класс

Цель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. Есенина «Берёза»; разбором и усвоением прочитанного по средством разнообразных форм, методов и видов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина Татьяна Владимировна

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №4»

г. Ялуторовск, Тюменская обл

Тема: Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза».

Тип урока: интегрированный

Форма проведения урока: коллективная и индивидуальная

Участники: 3 класс

Цель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. Есенина «Берёза»; разбором и усвоением прочитанного по средством разнообразных форм, методов и видов работы.

Планируемые результаты обучения

Личностные УУД: учащиеся научатся выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения; находить рифмы, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Регулятивные УУД: учащиеся научатся планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные УУД: учащиеся научатся выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного, музыкального, художественного произведений и на основании собственного жизненного опыта;

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

Ресурсы: портрет С. Есенина, иллюстрация берёзы, альбомные листы с образом березы (карандашный рисунок), свеча, акварель, губка, музыкальное сопровождение урока «Белая береза», П.И. Чайковский «Симфония №4, финал», картина И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, снежинки разных размеров для рефлексивной деятельности, презентация к уроку.

Ход урока

     Актуализация знаний и постановка учебной задачи.  

 (Образ Сказительницы):

- Здоровья всем, добры молодцы и красны девицы, и вам гости дорогие и званые, долгожданные. Прошла я дорогу не короткую и не длинную, а такую, в самый раз. Принесла вам загадку старинную, разгадаете, честь и хвала вам. Готовы? Тогда слушайте

- Отгадайте, что это за дерево?

С одного дерева
Да четыре дела:

Первое - от тёмной ночи свет,

Второе – некопаный колодец,

Третье – старому здоровье,

Четвёртое – разбитому связь. (Берёза)

1 дело

В старину, когда не было электрических лампочек, долгое время изба освещалась лучиной (показ предмета). При её свете женщины и девушки в долгие зимние вечера пели песни. Теперь такое освещение ушло в прошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, куда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в доме.

2 дело

Сок (показ предмета) из «некопаного колодца». Сок у берёзы собирают так, чтобы не нанести вред дереву. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть.

3 дело

Русская баня всегда была полезна и молодым и старым. А какая баня без березового веника? Все болезни вылечит, душу радует, тело молодит (показ предмета).

4 дело

Разбитому связь. С помощью бересты можно отремонтировать или сделать новую ёмкость для ягод и грибов (показ предмета).

Кто догадался о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему урока.

     Тема и цель урока

Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёза воспета в прозе и поэзии, в музыке и живописи. - Береза – одно из любимых деревьев Сергея Есенина. И это не удивительно: ведь в селе Константиново очень много берёз. Почти в каждом палисаднике растёт это дерево. Удивительно красивое место. О своей родине Сергей Есенин сказал:

«Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать».

     Сегодня мы убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным, обладать «открытым» сердцем и широкой русской душой для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.

     Связь поэзии С. Есенина с музыкой П.И. Чайковского.

Есть много русских народных песен о берёзе, композитор П.И. Чайковский в финале «Симфонии №4» одну из таких песен о березе превратил в симфоническую музыку, звучащую то мягко и нежно, то печально и тревожно в сопровождении тяжелых ударов барабана. Постарайтесь услышать и узнать эту русскую народную песню.

Проверим, кто был самым внимательным слушателем. Какую русскую народную песню использовал Чайковский в симфонии?

     Первичное восприятие текста (визуализация)

Берёзу считают символом русской земли. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Береза»

Послушайте его. (Чтение стихотворения учителем)

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какую картину вы представили себе, когда слушали стихотворение «Береза»? (Зимнее утро, из-за горизонта медленно поднимается солнце, иней покрыл ветви березы, снег искрится и переливается разноцветными огоньками.  Тишина. Маленький мальчик сидит в теплой комнате и любуется красотой зимнего утра и березы.)

- Какие свои чувства выразил поэт в этом стихотворении? (Любовь к природе, к своей деревне)

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

     Совместное «открытие»  знаний (работа в группах).

А сейчас прочитайте стихотворение про себя и заполните таблицу (в группах). О чем вам надо договориться? (Кто будет писать, а кто диктовать)

понятие

Есенинское определение

1.

берёза

2.

ветки

3.

кайма

4.

бахрома

5.

тишина

6.

огонь

7.

серебро

Посмотрите, сколько красивых слов и художественных приемов нашел Есенин для описания красавицы березки. Давайте подумаем, почему именно эти слова выбраны. Эта таблица поможет нам в дальнейшей работе.

- Какие вы знаете эпические приёмы? (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение).

Чтение первого четверостишия.

- С чем сравнивает снег автор? (С серебром) Почему? (Снег искрится, переливается и напоминает блеск серебра.) 

- Какой глагол встречается в этом четверостишии? (Принакрылась) Как вы понимаете значение слова принакрылась? (Накрылась слегка.) 

– Как вы думаете, почему Есенин выбрал именно это слово? (Береза накрылась не полностью, слегка, она как бы стесняется своей красоты в это зимнее утро.)

Чтение второго четверостишия.

- Используя словарь и иллюстрации, давайте уточним значение слов: кайма, бахрома.

Кайма – полоса, обшивка по краю чего-нибудь.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих шнурков или кистей. - Что сравнивает автор в стихотворении с каймой, бахромой? (Иней.)

– Для чего Сергей Есенин использует приём сравнения.

(Чтобы читатель лучше представил берёзу в зимнем наряде)

-Найдите в этом четверостишии имена прилагательные. (Пушистый, снежный, белый.)   - Какие еще определения можно подобрать к слову иней? (Серебристый, голубой, искрящийся и т.д.)

Чтение третьего четверостишия.

- Найдите в этом четверостишии слова, которые употреблены автором в переносном значении? (Золотой огонь, сонная тишина.) - Объясните, почему автор называет тишину сонной? (Потому что вся природа ещё не проснулась, она только начинает пробуждаться, находится в сонном состоянии.)

 - В начале стихотворения снег прикрывал березу, словно серебром, в конце стихотворения Есенин говорит, что «снежинки горят в золотом огне». Как вы думаете, что произошло в природе за это время? (Солнце поднялось выше, его лучи больше освещают березу, и снежинки блестят уже как золото.)

Чтение четвертого четверостишия.

- Что изображает Сергей Есенин в этом четверостишии как живое существо. (Зарю)

- Почему заря обходит березку «лениво»? (Зимнее утро наступает очень медленно, как бы нехотя; зимой очень не хочется просыпаться, хочется больше поспать)

- Как видим, поэт очень любит это дерево и в описании использует различные художественные приемы: и эпитеты, и сравнения, и метафоры, и олицетворения.

     Связь поэзии С. Есенина с музыкой

1. Связь поэзии С. Есенина с творчеством русских художников

- Если бы вы были художниками, то какие краски взяли, чтобы нарисовать березу из стихотворения С.А. Есенина? (Белую, голубую, светло – сиреневую, серебристую, золотую, разовую). 

     А сейчас я вам предлагаю внимательно рассмотреть репродукцию картины, её написал русский художник Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на неё и подумайте, как можно назвать эту картину? (Берёзы. Берёзы зимой.)

Опишите изображение берёз на картине, что в них необычного? (На переднем плане берёза чуть изогнутая, высокая, у неё один ствол. А подальше тоже берёзы, но они все разные: у одних два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев. На всех берёзах красноватые листья, хотя лежит снег.)

Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину “Февральская лазурь”. Слово “лазурь” означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Именно такими красками изобразил художник небо и снег. Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает что–то особенное, это особенное он и открыл нам в своей картине.

Похожа ли картина художника на картину, описанную поэтом? Чем?

Какие отличия? (Есенин пишет про одну берёзу, а на картине художника их много, хотя в центре одна, самая красивая!)

Ребята, мыс вами уже нарисовали березу карандашом, а какой фон для своей картину вы бы нарисовали? Расскажите.

-Сейчас мы с вами будем не просто художниками, а волшебниками.

 Рисование берёзы в разных техниках.

 1. Продолжаем работу свечкой – обводим карандашный рисунок свечкой, дорисовываем темные участки на коре ствола березы, снежинки, сугробы.

2. Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева краской, обильно разбавленной водой (используем губку для мытья посуды).

В конце урока сделаем выставку работ.

2. Связь поэзии С. Есенина с музыкой

Пока вы рисуете, я приготовила сегодня для вас еще один сюрприз.

Больше всего любил Сергей Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи Сергея Есенина. И сейчас вы прослушаете песню “Берёза” в исполнении Академического хора Русской песни Всесоюзного радио. Слова С. Есенина, музыка Н. Кутузова и ответьте, пожалуйста, на мой вопрос после прослушивания. (Звучит песня, смотри ссылку в Интернете на сайте www.domosed.net/fullnews.php?id=9290)

Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню?

Какую картину представили?

Похоже ли музыкальное произведение по настроению на стихотворение С. Есенина? Чем?

    Выставка работ

     Итог.   

 С. Есенин – исконно русский поэт. Его поэзия мелодична, музыкальна. Он воспевал в своих стихах природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но и за это время он достиг многого и мы, русские люди, горды тем, что российская деревня дала миру гениального художника слова.

     Рефлексия деятельности

- Подумайте, понравилось ли вам быть читателем, слушателем и художником. Отметьте это. Оцените свою работу. (Дети выбирают снежинку определенного узора и украшают березу).

Можно сделать вывод, что среди вас есть внимательные читатели, слушатели, талантливые художники.

     Домашнее задание

Выучить стихотворение С.А. Есенина наизусть

Составить синквейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.

На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

Урок литературного чтения "Образы березы в стихотворениях Есенина, в живописи и музыке"

Интегрированный урок литературного чтения, музыки, ИЗО в 3 классе ( программа "Школа XXI века"). Урок универсален, может быть адаптирован для любого УМК....

Конспект урока литературного чтения "Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина "Берёза".

Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина "Берёза"....

Урок литературного чтения Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

конспект урока литературного чтения. С. Есенин "Черёмуха"...

Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.Дети научились находить в тексте об...

Презентация к стихотворению С.Есенина "Берёза".

Материал предназначен для учителей начальной школы....