Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»
материал

Бахтина Светлана Ивановна

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирическим стихотворением

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zatyat_s_analizom.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»

3. Мотивация: для чего? Цель занятия.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение.)

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим.)

Цель занятия (на доске):

* учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

* учить выразительно, читать стихотворение;

* учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

* определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

* учить детей умению рассказать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с товарищами;

* открытие.

4. Погружение в тему.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно - голубое-голубое, воздух - прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

5. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха».

- Я прочитаю стихотворение «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

6. Обмен впечатлениями.

- Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. (Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение.)

Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а «зелень золотистая на солнышке горит».

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в этом стихотворении. Чувство изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение.)

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

Большая черемуха стоит вся в цвету в солнечный весенний день. Белые цветы черемухи, как кудри у девочки. А рядом журчит ручеек.)

Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черемухи. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.

Словарная работа.

На доске (обратная сторона):

роса медвяная - ароматная, с запахом меда;

зелень пряная - с острым, ароматным запахом;

проталинка - место, где частично растаял снег, и оголилась земля;

волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

обдаёт - окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно;

под кручею - под обрывом; круча - обрыв, крутой спуск.

9. Анализ лирического стихотворения «Черёмуха».

(Призван способствовать более глубокому пониманию текста.)

- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске ответы детей:

* чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха;

* чтобы передать свою радость;

* чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;

* чтобы вызвать взаимное сопереживание. (Ненужное стереть.)

10. Работа с эпитетами.

- При помощи, каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая.)

Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая? (Эпитеты.)

Что такое эпитет? (Образное художественное определение свойств предмета.)

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? (Пушистая, белоснежная, весёлая, весенняя.)

Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела.)

Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права.

11. Весна пришла!

На доске.

Черемуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Попробуем доказать, что «черемуха» -центральный образ в стихотворении. (Название, иллюстрация.)

Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»? (Душистая; веточки у черемухи золотистые, они как кудри; на коре черемухи выступили капельки росы; под черемухой пробивается молодая зелень; около корней черемухи журчит серебряный ручей.)

Яркая красочная иллюстрации с изображением черемухи:

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (О девушке.)

Какой образ олицетворяет черемуха?

Вывод: в этом стихотворении Есенина черемуха - это красивая кудрявая девушка!

- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей.)

12. Открытие.

- Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

13. Коллективное чтение стихотворения «Черёмуха».

- Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

14. Дифференцированное задание.

Для закрепления новых знаний по стихотворению С. А. Есенина «Черёмуха» детям предлагаются дифференцированные задания первого, второго, третьего уровней сложности. У каждого ученика карточка с вопросами. Дается время на подготовку. Дети выбирают понравившиеся вопросы и готовят на них ответы.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Второй уровень. (Природа.)

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Третий уровень. (Лирическая песня.)

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки. Первый уровень.

Вопрос 4. Что удивляет автора? Второй уровень. (Красота природы.)

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Второй уровень. (С чувством радости, восторга.)

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? Третий уровень сложности. (Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.)

15. Запиши мини сочинение описание о красоте черемухи, используя сравнения и олицетворения из теста.

16. Чтение получившихся сочинений

17. Рефлексия.

Вопрос 1. Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черемухи - ручья, девушки - юноши.)

Вопрос 2. Что вы не знали, а сейчас знаете - это новое для вас?

Вопрос 3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Вопрос 4. Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Вопрос 5. Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно, читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой.)

Самоанализ занятия

Цель занятия : развитие речи, которая является  актуальной задачей обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).

Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании: есть учебники, методические пособия, программы обучения. Но на практике упражнения в устной связной речи зачастую не решают задач развития речи детей. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю.

Учитель начальной школы нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Это вызвано тем, что издается очень мало методических пособий по системе упражнений и заданий, формирующих умения словесного рисования. Кроме того, проанализировав учебник «Родная речь», 1-й класс (1-3), I и II части, мы выявили, что из двенадцати тем пять - это «Поэтическая тетрадь» 1, 2, 3, 4, 5», где изучается 62 стихотворения, т.е. лирика занимает почти половину содержания предмета. Заданий же по словесному рисованию имеется только пять. Очень мало упражнений, которые развивали бы у детей эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи, творческое воображение.

Все это и обусловило актуальность выбранной темы.

В программе  для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. Выбраны те умения, которые связаны с темой:

1) умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;

2) умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;

3) умение устного словесного описания предмета.

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.

     Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

   Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.

Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:

 

    Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирическим стихотворением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова )

Пояснительная записка к урокуУрок математики в 1 классе по теме «Задачи на разностное сравнение » (Урок составлен на основе государственной программы по УМК «Перспектива» автор...

Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственные представления.

Конспект группового занятия по математике для детей первого класса, имеющих  диагноз ЗПР. Тема занятия: Счет предметов. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же). Пространственн...

Урок " - Поэтический образ березы в стихотворении Сергея Есенина «Берёза»

Тип урока: интегрированныйФорма проведения урока: коллективная и индивидуальнаяУчастники: 3 классЦель: создание благоприятных условий для работы над содержанием стихотворения С.А. ...