С. А. Есенин «Черёмуха». Тема Родины в творчестве С.Есенина
план-конспект урока по чтению на тему

Овчинникова О.В.

Тема Родины в творчестве С.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_s.esenin_cheryomuha.doc549.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  С. А. Есенин «Черёмуха».

Я буду воспевать

Всем существом в поэте  

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

/ С.А.Есенин /

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина; показать учащимся яркий, неповторимый талант русского  поэта, его большую любовь к родине; раскрыть особенности его лирики; воспитывать трепетное, нежное чувство к родной земле, к своему Отечеству, к окружающей природе.

Оборудование: портрет С.Есенина, фонограмма стихотворения «Черёмуха», изображение черёмухи, фонограмма песни « С чего начинается Родина», фонограмма стихотворения «Родина» З. Александровой.

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений А.Блока «Сны», «Ворона».(5мин)

III. Сообщение темы урока.

—Послушайте стихотворение и вспомните, кто автор этих строк.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром…

—Конечно же, это С.А.Есенин. Кто не знает эти строки. Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925гг.) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери, в этой семье и прошло почти всё детство поэта. Ещё в раннем возрасте С.Есенин полюбил родную русскую природу — он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому, наверное, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Они полны звуков, запахов, красок. С.Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует также как и мы. С.Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблён в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных, в цветы. Ещё в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.

—Взгляните на лицо этого человека. ( Обращается внимание на портрет поэта. В это время звучат стихи)

Есенин – нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня,

Весеннее лицо,

Овеял ветер нивный

Цветочною пыльцой.

Образ чист и ясен,

Весь в кликах журавлей.

Ты – осиянный ясень

Над синевой полей.

— В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет. С.Есенин — поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес; мягкие кудри— у крон родных берёз, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. «Душа моя — поле безбрежное…». С.Есенин очень любил свой родной край, его природу.  Для него природа — это вечная красота и вечная гармония мира. 3 мин

— Сегодня мы окунемся в чудесный, неповторимый мир, в мир поэзии С. Есенина и познакомимся с одним из его стихотворений, которое называется «Черёмуха».

— Кто знает, что такое черёмуха?

— Это дерево или кустарник от 2 до 15 м высотой.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора  настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

— Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Сейчас ребята расскажут нам об этом  загадочном дереве.

1. Черёмуха открывает дивное весеннее цветение деревьев весной, известное в народе как «зелёный шум».

2. Черёмуха распространена по всей Европе, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири.

3. В плодах черёмухи содержится много полезных веществ: дубильные вещества, сахар, кислота (в основном яблочная и лимонная), минеральные вещества, а ядра косточек богаты жирным маслом.

4. Свежие плоды, цветки, листья, кора и почки  черёмухи содержат фитонциды, которые не только убивают микробов, но и вредных насекомых.

5. В домашней кулинарии из свежих плодов готовят сок, варенье, желе.

6. Плоды и другие части растений используют в народной медицине как вяжущее и потогонное средство при многих заболеваниях.

7. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением черёмухи. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называют  «черемуховые».2 мин

— За красоту и поэтический облик о черёмухе сложено немало стихотворений. К ней относятся с нежностью и любовью, ее воспевают в стихах и в песнях. Например, И.С.Никитин в стихотворении «Черемуха» писал:

Много листьев красовалося

На черемухе весной

И гостей перебывалося

Вплоть до осени сырой

— А.Л. Барто так описывает черёмуху в произведении «Весенняя гроза»:

Черёмуха, черёмуха

В овраге расцвела.

Черёмуха, черёмуха

Стоит белым-бела…

 Образ черёмухи неразрывно связан со снегом у С.А.Есенина в стихотворении «Сыплет черёмуха снегом»:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

              …..

Сыпь, ты черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу

— А как красиво описывает черёмуху С.А Есенин в своём произведении «Черёмуха».1мин

IV. Ознакомление со стихотворением С.Есенина «Черёмуха».Анализ.

Прослушивание фонограммы.1мин

Анализ стихотворения.

1. Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?

2. Какой вы представляете себе черёмуху? (Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью) 

3. Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина. Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли вам сравнения?

— О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?

— А может ли черемуха завить кудри?

— Почему так говорится в стихотворении?  ( Черёмуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и её красота покоряет.)

4. Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей?

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

5. Как вы думаете, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?

6. Мысленно остановитесь у ручья, где цветёт черёмуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?

 —В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черёмуха» два героя — черёмуха и ручей. Черёмуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей волной гремучею ей ветки обдает.

7.  Нравится ли ручью черемуха? (Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдаёт её ветки и ей песенки поет.)

8. Хочется ли ручейку понравиться черемухе? (Да, поэтому он поёт песенки вкрадчиво.)

—Что значит вкрадчиво (вкрадчивый—старающийся вызвать доверие, расположение к себе).

9. Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье,
чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его
волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки...»

(Р— П Р —ТР — СТР — БР —Р.)

Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

10. А теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие
звуки в этих строках передают журчание ручья?
( Р— ГР — КР —КР.) Прочитайте строки, подчеркивая эти звуки.

11. Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы понравиться ей. Какой прием использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стал
в чем-то походить на человека?
(Олицетворение.)

12. Похожа ли на человека черемуха? (Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.)

В этой строке есть и олицетворение, и сравнение.

13. Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом? (Ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая»)

14. Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки 3— С.

—Воспользовался ли таким приемом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черемухе, подчеркивая эти звуки.

—А теперь прочитаем строки о черемухе со слов Черемуха душистая, развесившись, стоит, и тоже подчеркнем звуки 3—С.

15. Видите, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полней, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.

—Какими словами поэт говорит о запахах? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)

— Что значит  роса медвяная? (Медвяный—имеющий вкус или запах мёда).

— Что значит пряная зелень? (острая и ароматная по вкусу)

16. Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручейке. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

17. Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? (Неторопливо,  с любованием.)

18. Какие строки, по-вашему, можно читать чуть быстрее?

 А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Перед этими словами и после них можно сделать паузу побольше.

Выразительное чтение стихотворения.16 мин.

Физкультминутка

V. Образ Родины в творчестве С.Есенина.

— Так же, как и природу, поэт любил свою отчизну. Его произведения проникнуты горячей любовью к Родине, к русской природе. Когда-то Есенин признался: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Эта любовь к России  чувствуется в каждом его слове. Она придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. В его стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине. Каждая есенинская строка согрета этим чувством. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер —  вся красота родного края  отразилась в его стихах, полные любви к русской земле:

О Русь —  малиновое поле

И синь, упавшая в  реку, —  

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

(«Запели тесаные дроги»)

Гой ты, Русь, моя родная. 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех.

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

—  Самое  прекрасное, что есть  на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет. Любит свой родной язык, песни, сказки своего народа. Это всё Родина…

                        Слышишь  песенку  ручья?

                        Это – Родина  твоя.

                        Слышишь  голос  соловья?

                        Это  - Родина  твоя.

                                     Руки  матери  твоей,

                                     Звон  дождей,  и  шум  ветвей,

                                     И  в  лесу  смородина -

                                     Это  тоже  Родина.

—  О  чём  же  говорят  строки   стихотворения  М. Пляцковского?  Как  вы  понимаете,  что  такое  Родина?

— С чего же начинается Родина? ( с мамы, семьи, дома, природы,…)

Звучит песня « С чего начинается Родина?» (фонограмма) 2 мин21сек

—  Для каждого из нас Родина начинается с чего-то своего, личного. Один представит себе безмятежное лазоревое небо юга, другой вспомнит бескрайнюю степь, яркую по весне от бесчисленных цветов. Третий назовет Архангельский край. Четвертый - таежный лес Сибири...

— Вот, что об этом говорит  З. Александрова в стихотворении  «Родина» (фонограмма)

Если  скажут  слово  «Родина»,

Сразу  в  памяти  встает,

Старый  дом,  в  саду  смородина,

Толстый  тополь  у  ворот.

У   реки  березка – скромница

И  ромашковый  бугор…

А  другим,  наверно,  вспомнится

Свой  родной  московский  двор.

В  лужах  первые  кораблики,

Над  скакалкой  топот  ног

И  большой  соседней  фабрики

Громкий  радостный  гудок.

Или  степь от  маков  красная,

Золотая  целина…

Родина  бывает  разная,

Но  у  всех  она  одна.1 мин

—  Действительно, много  есть    на  свете  всяких  государств  и  земель,  но  одна у  человека  родная  мать,  одна  у  него  и  Родина, любимая и самая лучшая.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем. Марк Лисянский

Пускай совсем я маленький,

Но Родину люблю,

Свой дом на тихой улице

И всю страну мою!

Люблю я речку быструю

И дальний лес за ней.

Пусть будет небо чистое

Над Родиной моей!

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей зовем.

— Все русские поэты горячо любили и любят свою Родину. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов  и многие другие писали о родине с грустью и нежностью, с восхищением и любовью. Сегодня мы увидели, что и С.Есенин принадлежит к их числу. Огромная любовь к Родине дала С.Есенину право сказать:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте  

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

—  Все стихи С.Есенина согреты чувством безграничной любви к Родине. Они поражают своей яркостью и задушевностью. От них на душе становится просто и тепло.  С.Есенин  учит нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо и душевно. А его стихотворения не оставляют читателя равнодушным, наверное, потому что  в них любовь к родине соединяется с любовью к родной природе. Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение своей жизни откроете книгу со стихотворениями С.Есенина.

VI. Итог. 

— Урок наш подошёл к концу. Что интересного вы сегодня узнали?

 

VII. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения (стр.55).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема природы в творчестве С, Есенина

Презентация на тему "Тема природы в творчестве С. Есенина"...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха».

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»....

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) УМК Школа России на тему "С.А.Есенин "Черёмуха""

Данный конспект урока разработала студкетка Новосибирского Педагогического Колледжа №1 имени А.С.Макаренко...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Урок чтения в 3 классе по теме С.Есенин "Черёмуха"

Данный урок  из  раздела "Поэтическая тетрадь №3". Способствует развитию речи учащихся, вниманию к поэтическому слову, обдумывающему восприятию стихотворений С.Есенина через звук, ...

Тема занятия: Словесное рисование , сравнение и олицетворение на основе стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха»

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.Дети научились находить в тексте об...

Презентация урока литературного чтения в 3 классе по теме С.А.Есенин "Черёмуха".

Презентация урока литературного чтения в 3 классе по теме: С.А. Есенин "Черёмуха"...