Конспект урока литературного чтения "Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина "Берёза".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Представлен конспект урока по литературному чтению, на котором дети выясняют, как рождается красота в стихотворении Есенина "Берёза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Рождение красоты в стихотворении С. А. Есенина «Береза».

Цель урока. Развивать умение самостоятельно анализировать лирическое произведение.

Задачи урока.

1. Познакомить со стихотворением С. А. Есенина «Береза».

2. Развивать умения исследовать поэтический текст, понимать его смысл, находить в нем выразительные средства; помочь увидеть в произведении не только явления природы, но и красоту слова.

3. Развивать творческое воображение, развивать словарный запас.

4. Совершенствовать навыки выразительного чтения.

5. Воспитывать познавательную активность учащихся, любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, дополнительные карточки, портрет С. А. Есенина, презентационное сопровождение урока, компьютер и проектор.

 

Слайд_1

 

 

Слайд_2

Слайд_3

 

Слайд_4

I. Эмоциональный настрой.

У:  Прочитайте.

Д:   Красота пробуждает в человеке все самое лучшее (запись на доске).

У:   Гласит народная мудрость. Красота заставляет творить, создавать прекрасное, совершать добрые поступки.

У:    Кто считает себя добрым?

У:    Давайте подарим тепло и добро друг другу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь».)

        Повернитесь друг к другу.

        Когда ладошки наши касаются,

        Душа с душою встречается.

        И сердце теплом наполняется.

        Так красота на земле рождается.

        (музыка продолжается)

II. Введение в тему урока.

У:    Так красота на земле рождается.

        Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к ней.

        Какое настроение возникло у вас, когда вы слушали музыку?

Д:    Радостное. Грустное. Печальное. Весёлое.

У:    Что вам захотелось сделать?

Д:    Послушать дальше. Нарисовать картину. Потанцевать.

У:    Когда у человека появляется желание писать стихи?

Д:    Когда его переполняют эмоции.

У:    Вот Сергей Александрович Есенин любил писать стихи, и когда ему было радостно или грустно, и когда он влюблялся или скучал.

        Посмотрите на портрет этого поэта (портрет на доске).

        Что притягивает ваше внимание?

Д:    Добрый взгляд. Красивое молодое лицо.

У:    Сведениями из жизни Сергея Есенина поделятся Валерия и Виктория.

        (Опережающее домашнее задание).

  • Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Рос очень непоседливым ребенком. Рано научился плавать, лазать по деревьям, ему не было и 4 лет, когда научился скакать на лошади. А писать стихи он начал рано в 9 лет.
  • Сергей Александрович Есенин жил в семье деда. Целые дни проводил на природе: встречал и провожал солнце, ходил в ночное, косил. Он с раннего детства полюбил родную русскую природу. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.

У:    На уроке мы попытаемся исследовать, как рождается красота в стихотворении              Сергея Есенина. (открывается тема на доске)

III. Анализ стихотворения.

У:    1. Свое стихотворение автор назвал «Береза»

            А как вы думаете, какую березу описал С. Есенин? Почему? (на слайде три вида березы)

Д:     Я думаю, он описал осеннюю берёзу, т.к. в это время года она очень красива.  Я считаю, он рассказал о зелёной берёзе. Она ему очень понравилась. Мне кажется, он описал зимнюю берёзу.

У:    Вы хотите узнать, какой увидел березу С. Есенин?

Д:    Да, очень интересно.

У:    2. Откройте учебники по закладке, прочитайте стихотворение жужжащим чтением.

        Кто из нас был прав?

Д:    Тот, кто говорил про описание зимней берёзы.

У:    Когда мы с вами будем анализировать стихотворение, Оля и Дима постараются                создать образ Есенинской березы на бумаге. А Аман и Лера выполнят задание, работая с толковым словарём (1. Найди значение слова «бахрома». 2. Найди значение слова «кайма»).

        Какие чувства испытали, читая стихотворение?

Д:    Чувство радости, удивления, нежности.

У:    Какие слова и выражения вам понравились более всего?

        Прочитайте (дети читают понравившиеся отрывки).

        3.  Прочитайте стихотворение, подчеркните непонятные слова (на доске кайма, кисти, бахрома, заря).

             Кто из вас может объяснить одно из этих слов?

Д:    Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

У:    Кисти – многозначное слово. Прочитайте его значение (на слайде четыре значения этого слова).

        Как вы считает в контексте стихотворения, какое значение слова подходит?

Д:    Кисть – это украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

У:    Значения слов кайма и бахрома нам подскажут ребята, которые работали со словарем С. Ожегова.    

       Перечитайте стихотворение вслух. (по четверостишьям)

IV. Работа над средствами выразительности.

У:    1. Что является главным предметом описания?

Д:     Береза

У:     В какое время года поэт изобразил березу? Почему?

Д:     Зимой, так она осыпана снегом.

У:     Какова же тема этого стихотворения?

Д:     Берёза зимой. Описание зимней берёзы (на доске: Тема. «Зимняя берёза»).

У:    Какими же выразительными средствами пользуется автор, представляя свою березу?

       Выясним. Помогают нам карандаши.

       Какие краски использовал автор, чтобы описать березу?

Д:    Белая, серебряная, золотая.

У:    Белая береза. Какое средство выразительности использует автор?

Д:    Это эпитет, т. к. образно описывает предмет (на доске карточка «эпитет»).

У:    2.  Как нарядилась берёза? Прочитайте.

Д:    Принакрылась снегом, точно серебром.

У:    Какой прием?

Д:    Сравнение. Снег сравнивается с серебром (на доске карточка «сравнение»).

       На пушистых ветках снежною каймой

       Распустились кисти белой бахромой.

У:   Какие средства выразительности применяет автор?

Д:    И снова сравнение и эпитет.

У:    3.  Кого она ему напомнила?

Д:    Девушку.

У:    Какой художественный прием использовал автор, чтобы создать образ девушки березки?

Д:   Олицетворение, т.к. образ берёзы наделён человеческими качествами. (на доске карточка «олицетворение»)

У:   Какие слова на это указывают?

Д:   Принакрылась снегом.

У:   Что это значит? Покажите это действие. (Ученица показывает, используя платок).

Д:    Распустились кисти белой бахромой.

У:   Это скрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.

У:   4.  В какое время суток рисует березу автор?

Д:    Ранее утро.

У:    Какие слова и выражение указывают на это. Прочитайте.

Д:    А заря, лениво обходя кругом

       Обсыпает ветки новым серебром.

У:    Какой новый образ появляется?

Д:    Заря.

У:    Рисуя образ зари, какой прием использует автор?

Д:    Олицетворение.

У:    Какие слова указывают на это?

Д:    Обходя кругом, обсыпает ветки.

У:    Как занимается заря?

Д:    Лениво.

У:    Почему автор так говорит?

Д:    Утро наступает медленно, неторопливо.

Физминутка («ленивая»)

У:    5. В это время мы видим березу, но она одна сейчас, когда все спит. В ней таится та   природная сила, что способна превратить обычный пейзаж в сказочно-прекрасный.       Береза светится.

     Прочитайте слова, указывающие на это.

Д:    И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.

У:    6. Где находится береза, которую описал поэт. Прочитайте.

Д:    Под моим окном.

У:    Оказывается все это близко, дорого и хорошо знакомо поэту.

        Почему же он посвятил ей целое стихотворение, если видел ее постоянно?

Д:    Восхищается, удивляется её красоте.

У:    С каким же чувством поэт пишет о березе?

Д:    Удивляется, любуется, радуется, восхищается, поражается красотой.

У:    Свои чувства поэт передал через слово в стихотворении. В этом и заключается идея стихотворения. Какова она? (На доске: Идея. Как красива береза зимой.)

        Какие выразительные средства помогли это выразить?

Д:    Эпитет, сравнение, олицетворение.

V.  Работа над выразительностью чтения.

У:    1.  Прочитайте стихотворение жужжащим чтением, расставляя паузы.

        2. Работа в парах.

        Прочитайте стихотворение друг другу по четверостишьям, используя паузы и    логические ударения.

У:    Кто старался читать выразительно?

       Кому понравилось чтение своего товарища?

У:   3. Какую мелодию вы слышите в стихотворении?

Д:    Медленную, плавную.

У:    Подумайте, какой будет темп чтения?

Д:    Неторопливый.

У:    Какая интонация будет звучать в голосе?

Д:    Интонация радости, восхищения.

У:    4. Прочитаем стихотворение, соблюдая логические ударения, выбрав верный тон и темп чтения. (Читает один ученик)

       Вам понравилось чтение? (Оценка детей и учителя).

У:    5.  Какие чувства и размышления возникли у вас после работы над стихотворением?

Д:    Чувство радости.

У:    Кому захотелось выучить наизусть?

VI. Работа над запоминанием стихотворения.

У:    1.  Чтобы запомнить стихотворение нам помогут подсказки.

        Рисунок на доске. (Дети представляют свой проект).

        Работа на карточках (Два варианта карточек. Первый вид: дополнить слово в конце строки. Второй вид: Дополнить слова, на которые упали логические ударения. Дети выбирают карточку по своему желанию).

У:    Проверяем работу, читаем по четверостишьям.

У:    А может кто-то из вас уже запомнил отрывки из стихотворения? Прочитайте.

У:    2. Ребята, мне это стихотворение тоже очень нравится. (Чтение учителем. На слайде – зимняя берёза).

VII. Итог.

У:    1. Говорят, что красота пробуждает в человеке все самое лучшее. Именно она      вдохновила Сергея Есенина на создание прекрасного стихотворения, в котором он стремится передать тихое любование красотой зимней природы. Нам тоже надо учиться чувствовать, замечать все прекрасное. А для этого давайте чаще обращаться к поэзии.

       2. Те из вас, кому понравилось работать на уроке - украшают березку.

       Кто хотел бы выучить наизусть стихотворение - украшают белой снежинкой.

       Кого из вас вдохновило стихотворение Есенина на создание своего стихотворения о природе - украшают  голубой снежинкой. (На доске рисунок зимней берёзы. Дети украшают берёзу снежинками).

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Рос очень непоседливым ребенком. Рано научился плавать, лазать по деревьям, ему не было и 4 лет, когда научился скакать на лошади. А писать стихи он начал рано в 9 лет.

 

Сергей Александрович Есенин жил в семье деда. Целые дни проводил на природе: встречал и провожал солнце, ходил в ночное, косил. Он с раннего детства полюбил родную русскую природу. Свое восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах.

Найди в словаре значение слова «кайма».

 Найди в словаре значение слова  «бахрома».

 

С. Есенин. Береза.

Белая ___________

Под моим ________

Принакрылась ________,

Точно _____________.

На пушистых __________

Снежною _____________

Распустились ____________

Белой _____________.

И стоит _____________

В сонной ____________,

И горят _____________

В золотом ____________.

А заря, ______________

Обходя ___________,

Обсыпает _________

Новым ____________.

С. Есенин. Береза.

_______________ береза

___  ______________ окном

_________________снегом,

Точно _______________.

На ______________ ветках

_____________ каймой

________________  кисти

___________ бахромой.

И ___________ береза

В _____________ тишине,

И ____________ снежинки

В ___________ огне.

А заря, _________________

_______________ кругом,

_________________ ветки

_________________ серебром.

С. Есенин. Береза.

Белая ___________

Под моим ________

Принакрылась ________,

Точно _____________.

На пушистых __________

Снежною _____________

Распустились ____________

Белой _____________.

И стоит _____________

В сонной ____________,

И горят _____________

В золотом ____________.

А заря, ______________

Обходя ___________,

Обсыпает _________

Новым ____________.

С. Есенин. Береза.

_______________ береза

___  ______________ окном

_________________снегом,

Точно _______________.

На ______________ ветках

_____________ каймой

________________  кисти

___________ бахромой.

И ___________ береза

В _____________ тишине,

И ____________ снежинки

В ___________ огне.

А заря, _________________

_______________ кругом,

_________________ ветки

_________________ серебром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...

Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»

Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....

Конспект урока литературного чтения+ презентация "Шуточные стихотворения. М.Ю.Есеновский "У мальчика Юры ужаснейший насморк" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю.Есеновского, со стихотворением «У мальчика Юры ужаснейший насморк»; формирование умения анализировать поступк...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА

Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Конспект урока литературного чтения "Герой авторского стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"

Конспект урока + презентация по литературному чтению "Герой авторского стихотворения. В.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»"...