Уроки литературного чтения как средство духовно - нравственного воспитания.
методическая разработка по чтению по теме

Уроки литературного чтения как средство духовно - нравственного воспитания.

Внеклассное чтение – это особый раздел обучения детей чтению, цель которого – вырабатывать у детей привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать книги.

Задачи уроков внеклассного чтения:

•         расширять читательский кругозор учащихся;

•         формировать способность к целенаправленному самостоятельному выбору  книг;

•         способствовать самостоятельной деятельности учащихся с книгой и среди книг не только на уроках, но и во внеурочное время;

•         развивать познавательный интерес учащихся.

Урок внеклассного чтения – это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой урок, в течение которого надо и побеседовать с детьми о прочитанных ими книгах, и заинтересовать учащихся чтением новых книг, и дать им запас специальных знаний и установку на использование всех читательских умений, позволяющих действовать среди книг осмысленно и умело.[30]

Как правило, работа на уроке внеклассного чтения строится так.

Самостоятельно прочитанные за неделю и принесённые детьми книги выставляются у доски и коллективно рассматриваются. Среди них выделяются те, которые представляют наибольший интерес со всех точек зрения.

С подробного и всестороннего анализа выделенных книг и начинается разговор о прочитанном, который при правильной организации и подборе учителем вопросов помогает учащимся глубже проникнуть в мир книг, пережить радость открытия нового, радость сопереживания, позволяет лучше понять окружающий мир, людей, самого себя.

По ходу коллективного анализа прочитанного или в завершение работы учащиеся знакомятся с новыми произведениями, жанрами, темами чтения, писателями и закономерностями, которые помогают им действовать при выборе книг более квалифицированно.

Урок заканчивается сообщением рекомендательного списка книг к следующему уроку, разъяснением цели, содержания и приёмов выполнения самостоятельной работы, которая выполняется в течение недели.

Таким образом, можно выделить четыре структурных элемента урока внеклассного чтения:

•         работа с выставкой прочитанных книг;

•         беседа об авторах и героях прочитанных книг;

•         дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей;

•         задание к следующему уроку.

Со второго класса можно проводить уроки внеклассного чтения в виде уроков - отчётов, как форму организации учебно-воспитательного процесса. Такие уроки-отчёты проводятся в среднем два раза в четверть. На них используются такие методы и приёмы работы:

•         групповая работа;

•         инсценировка;

•         викторина;

•         «живые картинки»;

•         выставка рисунков;

•         конкурс сочинений;

•         конкурс на лучшего экскурсовода по выставке книг;

•         конкурс чтецов и т.д.

Для урока-отчёта типична следующая структура:

•         групповая работа или выступления учащихся по заранее заданному учителем плану(проект);

•         рассказ учителя о новых книгах или авторах книг;

•         коллективная литературная игра или конкурс.

Материал к урокам внеклассного чтения подбирается по двум принципам:  тематически или монографически.

Примеры тематических уроков внеклассного чтения:

«Детские писатели в природе», «Сказка ложь, да в ней намёк», «Истории смешные и не очень», «Книги, прочитанные летом» и т.п.

Примеры монографических уроков внеклассного чтения:

«А.Барто о детях», «Рассказы Н.Носова», «Весёлые стихи Б.Заходера», «Книги о людях и их делах», «Рассказы и сказки Е.Пермяка» и т.п.

Уроки внеклассного чтения обладают большим потенциалом для формирования духовно-нравственных качеств младших школьников, так как на уроках внеклассного чтения учителю предоставлена возможность подбирать произведения в зависимости от необходимости формировать те или иные духовно - нравственные понятия у учащихся данного класса, а также на уроках внеклассного чтения учитель более свободен в выборе методов и приёмов работы, направленных на формирование у учащихся духовно- нравственных качеств.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств духовно-нравственного развития. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов. Как форма познания действительности такое произведение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими духовно-нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и духовно-нравственных представлений.

Искусство, любое, каждый его вид создает особыми средствами художественную картину мира, которую человек воспринимает как особую реальность. Читатель, особенно маленький, представляет себе героев, сочувствует, или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ним.

Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом. Именно с семи лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. После чтения и анализа рассказа А. Гайдара «Совесть» в ходе беседы и рассмотрения различных жизненных ситуаций ученики нашли ответ на вопрос «Откуда берется совесть?»: из нашего знания правил поведения, нравственных законов - ведь если человек не знает их, то он и не понимает, что нарушает какие-то духовно-нравственные принципы, значит, и не переживает об этом, т.е. его не мучает совесть. В заключении этого занятия дети пишут мини-сочинение «Если бы не было совести».

Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач духовно-нравственного развития учащихся на уроках внеклассного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Духовно-нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на свой язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках внеклассного чтения может организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. А самое главное - необходимо, чтобы работа учителя была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное развитие - это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого - организация полноценного восприятия учениками художественного текста - это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс, чтобы дети думали над серьезными духовно-нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по их духовно-нравственным правилам.

На уроке внеклассного чтения дети под руководством учителя читают книги с огромным духовно-нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и духовно-нравственные ценности, нужно, чтобы дети на уроке:

•         думали над прочитанным;

•         сопереживали героям;

•         оценивали их поступки;

•         осмысливали их проблемы;

•         соотносили их жизнь со своей жизнью;

•         старались поступать в соответствии с воспринятыми духовно-нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.

Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова Во вступительной беседе учитель рассказывает о том, какого рода произведения можно отнести к этому жанру, дает краткие сведения о И. Крылове как о великом баснописце, истинном патриоте своей Родины, которым высмеивал в своих баснях людские пороки, учил уважать в человеке лучшие его качества. После чтения басни важно выяснить характерные особенности и поступки героев, ведя учащихся от сюжетной основы басни к мотивам поступков героев.

Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких духовно-нравственных качеств.

Во 2 классе, изучая рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», учитель выясняет позицию автора на то, какие черты характера он ценит в людях, рассказывая о мальчике и о военном. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе ни было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Данное произведение позволяет воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, что немаловажно является при развитии духовно-нравственных качеств. Домашним заданием является написание сочинения на тему «Что я ценю в людях». В них должны быть отражены духовно- нравственные начала, которыми были проникнуты дети на уроке.

Кроме сопереживания, основой формирования духовно-нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с духовно-нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его духовно-нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

•         умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

•         умение сопереживать героям и автору;

•         умение понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.

В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы. Их используют лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала. Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но и стимулируется размышление учащихся, сопоставление фактов и т.д. В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя, анализ текста художественной литературы.

Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Эффективным приемом духовно-нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им духовно-нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.

1.      Выявление в классе проблемы духовно-нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая с произведением.

2.      Прослушивание литературного произведения. Произведение читают артисты театра, что придает произведению дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Затем детям задаются вопросы для понимания содержания произведения.

3.      Предлагается разделиться на группы для проигрывания литературного произведения. Класс делится на артистов и зрителей. Детям можно предложить подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев произведения, как бы он вели себя в аналогичной жизненной ситуации. Постепенно подводим учеников к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как они сами действуют.

4.      Обсуждение характеров героев. Важно показать, то при проигрывании произведения необходимо подтверждать характер героев, как словами, так и действиями. Результат такой работы - школьники сами начинают искать соответствие между словами и действиями, сами пробуют характеризовать героев произведения и свои.

5.      Зрители выбирают лучшую команду, которая наиболее удачно показывала характер героев литературного произведения.

6.      Для закрепления полученных знаний о характерах героев ученикам можно предложить нарисовать понравившийся персонаж.

В процессе проигрывания различных духовно-нравственных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам [ 11].

Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания на уроках внеклассного чтения имеет свои специфические особенности. Они заключаются в подборе методов, средств и форм нравственного воспитания. Все это необходимо учитывать учителю при организации уроков внеклассного чтения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания

Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.В стан...

"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".

quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....