"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".
статья по чтению

Ляликова Татьяна Сергеевна

"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_mezhpredmetnye_svyazi.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната №8 Ляликова Т. С.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника.

Учитель начальных классов

Ляликова Т. С.

Содержание

Введение

Теоретическое обоснование использования межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника.

1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания

1.2 Особенности нравственного развития младших школьников

1. 3 Сущность и функции межпредметных связей

1. 4 Роль межпредметных связей на уроках литературного чтения в формировании нравственных качеств.

Выводы

Введение

      Одним из самых важных направлений в современной школе является духовно-нравственное воспитание младших школьников, т. к. проблема нравственности на современном этапе развития общества является очень серьёзной и актуальной. Общество хочет видеть современного человека образованным и глубоко нравственным. Недаром в законе РФ «Об образовании» указывается, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

       Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

       Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

       Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

        Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. (с. 23 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

        Воспитать подрастающее поколение необходимо так, чтобы научить любить свою землю, жить в мире и согласии с окружающими, быть терпимыми, толерантными, добрыми, патриотами.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.  Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Поэтому, в настоящее время перед начальной школой стоят проблемы не только «науконаучения», но и развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребенка, оказании ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения.  Начинать освоение этого пути следует с младшего школьного возраста.

Одним из основных источником нравственного опыта детей является, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературному чтению. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. Но как усилить воспитательное воздействие литературного произведения на младшего школьника? Решение этой проблемы мы видим во включении всех органов чувств ребенка, для этого на уроке необходимо использовать межпредметные связи с другими предметами, например, ИЗО, музыкой, окружающим миром.  Но следует помнить, что духовно-нравственное воспитание средствами межпредметных включений – это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

           Все выше сказанное подтверждает актуальность темы работы:

«Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника».

Объект исследования: возможность использования межпредметных связей как средства формирования нравственных качеств.

Предмет исследования: особенности нравственного развития младших школьников.

Цель работы: выявить методические условия использования межпредметных связей на уроках литературного чтения, которые будут способствовать более успешному формированию нравственных качеств.

Исходя из цели работы, была выдвинута гипотеза исследования: более успешное формирование нравственных качеств будет возможно при соблюдении следующих методических условий:

1. Включаемые в урок литературного чтения репродукции картин, музыкальные произведения не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Необходим сопоставительный анализ, направленный на выявление эмоционального настроя, чувств, которые передает данное произведение искусства;

2. Межпредметные связи должны органично сочетаться со структурой урока, не нарушая её логику;

3. Установленные межпредметные связи не должны иметь только информационную направленность, они должны воздействовать на чувства ребенка, иметь воспитательное значение;

4. Использование творческой деятельности детей для выражения своих чувств, отношения.

Для реализации данной цели поставили следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, связанную с темой работы;  

2. Изучить особенности нравственного развития младших школьников;

3. Раскрыть сущность и функции межпредметных связей в обучении;

4. Исследовать уровень сформированности  нравственных понятий, уровень нравственной самооценки, уровень нравственного поведения и отношения к жизненным ценностям;

5. Разработать систему уроков литературного чтения с использованием межпредметных связей, которая будет способствовать формированию нравственных качеств младших школьников;

         Методы исследования:

1. Теоретические: анализ  литературы  по теме исследования;

2. Эмпирические:

- анкетирование, тестирование младших школьников;

- статистическая обработка материалов;

- разработка методической системы уроков литературного чтения с использованием межпредметных связей для формирования нравственных качеств.

Этапы исследования:

I. Изучение научной литературы по теме исследования.

II. Разработка и проведение констатирующего эксперимента.

III. Разработка методической системы уроков литературного чтения с использование межпредметных связей для формирования нравственных качеств.

     Итогом работы является проект, направленный на самовыражение детей в творческой деятельности, на выражение своего мировоззрения, а также на сплочение коллектива, путем формирования таких качеств как умение договариваться, слушать мнение друг друга, помогать друг другу, чувствовать ответственность за общее дело.

       Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная система работы может быть использована учителями начальной школы как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности с младшими школьниками.

Теоретическое обоснование использования межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника.

1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания.

           В основе нравственного воспитания лежит этика. Этика – слово, пришедшее в русскую речь в начале XIX века. К середине столетия оно стало настолько распространенным, что даже Владимир Иванович Даль (1801 – 1872), противник заимствованной лексики, включил слова «этика» и «этический» в четвертый том «Толкового словаря живого великорусского языка». У слова «этика» в русском языке два значения. Во-первых, пишет Даль, этика – это «наука о нравственности; учение о нравственности высшей, духовной…». Во-вторых, этика – «наука о законах и нормах человеческого поведения». В переводе с греческого языка, где и возникло это слово, этика значит «нравственность».

            Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданный в Санкт-Петербурге в конце XIX в., отмечает: этика – «философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека…». (Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров , В. Н. Руднев. – М. : КНОРУС, 2010. – 200 с.; с. 10 – 11).

             Таким образом, основными понятиями этического знания являются этика, мораль, нравственность и духовность. (Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров , В. Н. Руднев. – М. : КНОРУС, 2010. – 200 с.; с. 15)

              В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение нравственности:

«внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 – издание: 1995; с. 414)

              Нравственное воспитание – это «процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, осуществляемых в ходе повседневных нравственных отношений: формирования нравственного сознания, развития способностей нравственного мышления и ответственного выбора. (Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков. – М., 2004; с. 45-46)

              Задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственных понятий;

2. Формирование нравственных суждений и чувств;

3. Формирование нравственных убеждений;

4. Формирование навыков и привычек поведения.

           В основе нравственного воспитания лежит нравственная культура личности. Это совокупность знаний, чувств, отношений и поведения, воплощающихся в нравственный идеал, этические ценности, нормы, моральную мотивацию и этические оценки. Нравственным считается тот человек, для которого нормы морали выступают как собственные убеждения и привычные формы поведения.

           Таким образом, можно сделать вывод, что понятия морали, нравственности и духовности взаимосвязаны и представляют основу, вневременной фундамент культуры. Они помогают человеку осознать себя творцом добра и ощутить в себе нравственную радость. Ибо, как справедливо утверждал великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), «когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. (Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров , В. Н. Руднев. – М.: КНОРУС, 2010. – 200 с.; с. 21)

1.2 Особенности нравственного развития младших школьников

        К проблеме нравственного воспитания обращались многие педагоги и философы. Известный педагог-практик второй половины XIX века, инициатор создания земских школ в России Николай Александрович Корф (1834 – 1883) был убежден в том, что «школа, которая не воспитывает, которая не внушает ребёнку религиозного чувства и, вместе с тем, правил нравственности; а только обучает – не школа: это вертеп будущих разбойников». ( Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. – М., 1886; с. 12)

             Стержневая  мысль педагогической концепции Н. И. Пирогова, великого русского хирурга и философа, такова: «Дайте выработаться и развиваться внутреннему человеку!» ( Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М., 1985; с. 30) Педагогические вопросы, которые Н. И. Пирогов называет «вопросами жизни», замыкаются на вопросах нравственного формирования российского юношества. А проблемы эти лежат в личности человека, в его духовном «самосостоянии». (Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров , В. Н. Руднев. – М. : КНОРУС, 2010. – 200 с.; с. 156)

            Преобладание духовного начала над материальным – исходная позиция Л. Н. Толстого в воспитании и образования молодежи. (Толстой Л. Н. О сознании духовного начала // Слово, 1990 №9. С. 2)

             Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) в своём родовом имении Татево Смоленской губернии создает и применяет на практике педагогическую концепцию нравственного воспитания.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. В. Архангельского (Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.), Н.И.Болдырева (Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (Вопросы теории)– М.: Педагогика, 1979.)  А.С.Макаренко (Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV.), И.Ф. Харламова (Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000), И. С. Марьенко (Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985.) и др., в которых  выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

          К. Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особо подчеркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы для развития индивидуальности. (Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - №7. – с. 21 – 29)

         Духовно-нравственное становление человека – процесс длительный и сложный. Духовное развитие начинается с внутриутробного существования младенца и продолжается всю жизнь. Каждый год, каждый этап духовного становления ребёнка связан с новыми запечатлениями отношений к социальным ценностям, которые и являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие может остановится и деградировать. Задача воспитателя – помочь ребёнку в этом нелегком процессе духовного становления.

           Ответственным периодом в воспитании душевных свойств человека является младенческий, дошкольный и младший школьный возраст. ( Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний / сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.; с. 49)

          Младший школьный возраст занимает особое место в периоде детства.

Значимость его трудно переоценить, так как именно в это время закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения. В этот период происходит формирование таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребенка задумываться и осознавать свое «Я». Новый уровень самосознания принято называть «внутренней позицией», которая предоставляет осознание отношения к себе, событиям, делам, ее можно выразить словами и поступками, она определяет собой начало индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Это проявляется в том, что в сознании младшего школьника выделяется система ценностей, которым он следует. Задача педагога, родителей — не просто дать набор ценностей, а помочь их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.  Путь освоения ценностей — это путь через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Эту мысль точно выразил В. Э. Франкл: «Ценностям нельзя научить, их нужно пережить». (Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. – 2008. - №7. – с. 13 – 18) 

        В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые в конечном счёте и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Однако знания  и понимание нравственных норм ещё не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками. Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а следовательно, формируется опыт нравственного поведения. Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Моральные и нравственные чувства – это переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. (Леонова Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения.// Начальная школа. – 2010. - №5. – с. 22)

       Таким образом, младший школьный возраст — это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», т. е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. – 2004 - №3, с. 13

         На основании всего выше изложенного, мы делаем вывод, что духовно-нравственное становление человека происходит через переживания, эмоциональный опыт, значит использование межпредметных связей литературного чтения с музыкой, ИЗО и окружающим миром в формировании нравственных качеств обоснованно и актуально. А начинать работу над духовным миром человека необходимо с рождения, уделяя особое внимание периоду младшего школьного возраста, когда происходит формирование психологических новообразований.

1.3 Сущность и функции межпредметных связей.

       В педагогической литературе имеется несколько определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

       Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

        Функции межпредметных связей делятся на:

  • Образовательные - нацелены на формирование целостной системы знаний ученика.
  • Воспитательные - повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции.
  • Развивающие - влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся (В.Н. Максимова, Н.А. Чурилин). [8; 65 Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1987. — 140 с.]

       Многообразие функций межпредметных связей в процессе обучения показывает, что сущность данного понятия не может быть определена однозначно. Явление межпредметных связей многомерно. Они не ограничиваются рамками содержания, методов, форм организации обучения. Межпредметные связи проникают в учебно-познавательную деятельность учащихся и обучающую деятельность учителей. Они обращены к личности ученика, формируют диалектическое мышление, научное мировоззрение, убеждения, способствуя всестороннему развитию способностей и потребностей школьника. Как уже отмечалось, существуют различные трактовки понятия межпредметных связей. Так исследователи нередко трактуют данное понятие в нескольких значениях: и дидактическое условие, и часть принципа систематичности, и средство, и система и др. Широко распространено понимание межпредметных связей как дидактического условия, которое обеспечивает не только систему знаний учащихся, но и развитие их познавательных способностей, активности, интересов, умственной деятельности (Н.А. Сорокин, В.Н. Федорова и др.).

[12, 43 Межпредметные связи в учебно - познавательной деятельности

учащихся/ Под ред. Н.А. Сорокина. - Тула, 1983.]

1.4 Роль межпредметных связей на уроках литературного чтения в формировании нравственных качеств.

           Литература - явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Теперь младшие школьники не только учатся читать, но и знакомятся с произведениями фольклора, детских писателей и писателей-классиков, которые вводят детей в мир литературы – мир духовности, нравственности и социально-эстетического опыта, постепенно, в соответствии с возрастными и психологическими возможностями учащихся закладывают у младших школьников важнейшие духовные ориентиры и понятия (Родина, семья, человек, правда, достоинство, уважение всего живого на земле).

            Курс литературного чтения открывает младшему школьнику дверь в мир литературы, помогает познавать этот мир, черпать из него нравственные и этические законы общения и познания окружающего мира. Программа и учебно-методический комплект (учебник, учебная хрестоматия для дополнительного чтения, детские книги по изучаемому разделу, рабочие тетради) создают условия для реализации основных требований нового стандарта по литературному чтению, приобщая младших школьников к литературе как источнику национальной культуры, нравственных и духовных ценностей. (Л. А. Ефросинина Литературное чтение в свете современных требований. // Начальная школа. – 2010 - №11. – с. 73 – 74.)

           Общепризнанна огромная роль литературы и чтения в формировании личности младшего школьника. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития.

           Литература всегда занимала центральное место в воспитании и развитии духовной, нравственной, гармоничной, целостной личности, формировала гуманистическое мировоззрение и гражданское сознание.  (О. А. Москвичева Улыбка, рожденная искусством слова // Начальная школа. – 2009 г. - № 6. – с. 20)

            Анализ содержания книг для чтения показывает, какие нравственные категории должны усвоить дети: честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, доброта, справедливость, отношение к природе, защита Родины, смелость, выносливость, благородство. Работая с текстами, учитель уделяет особое внимание ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. (Н. А. Леонова Младший школьник: опыт нравственного поведения. // начальная школа. – 2010. - № 5. – с. 24).

          В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства. Мы предлагаем рассмотреть как одно из таких средств использование межпредметных связей на уроках литературного чтения, так как одна из главных задач литературного чтения – учить чувствовать, чувствуя воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент произведения и каждый его образ. (А. А. Филимонова Трудности в организации и проведении уроков литературного чтения. // Начальная школа. – 2009 г. - № 6. – с. 60) А межпредметные связи в обучении создают условия показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному воздействию на становление личности ребенка и формированию эстетических и нравственных чувств и убеждений. 

          Проблемы нравственного и эстетического воспитания человека всегда взаимосвязаны.

          Нравственное и эстетическое воспитание тесно связаны, поскольку составляющие духовной жизни человека и общества – это наука, искусство, нравственность, воспитание, образование. К сожалению, в последнее время широко распространилась узко прагматическая, утилитарная точка зрения на эстетическое начало в жизни. Искусство, литература, воспринимаются многими как нечто «аморфное», «расплывчатое», устаревшее, лишнее (если не вредное) для нашего века интернета, сотовой связи и т. п. Но вот авторитетное мнение академика Д. С. Лихачёва: «Искусства учат жизненному опыту. Они не только позволяют прожить человеку несколько жизней, пережить различные жизненные ситуации, возвышают чувства, которые могли бы остаться обыденными, ничем и не примечательными: например, кончину друга, любовь и пр., но и заметить в обычном необычное. Заметить красоту простых явлений, в иных случаях представляющимися скучными и серыми. Они знакомят с «чужим» сознанием – другого человека, другого народа, другой страны, с красотой природы. Гуманитарные искусства воспитывают эстетически и этически. А кроме того, искусства развивают интуицию, которая очень важна во всех науках». (Лихачев Д. С. Книга беспокойств. – М., 1991; с. 482, 483)

         Ещё революционные  демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов отстаивали идею единства нравственного и эстетического в формировании человека. (Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. – М.: КНОРУС, 2010. – 200 с.; с. 166)

          «Эстетическое воспитание, - писал В. П. Острогорский, - есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в постоянном, деятельном стремлении к нему, иначе – в стремлении к нравственному идеалу, чем и способствует такое воспитание улучшению нравов». (Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. / сост. П. А. Лебедев. – М., 1990; с. 357)

         В советской педагогике наиболее последовательно идеи эстетического воспитания личности изложены в трудах Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970). «Красота – это зеркало, в котором ты видишь себя и в соответствии с этим относишься сам к себе», - писал он. Красота – «гимнастика души – она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения». Сухомлинский говорил о единстве нравственного и эстетического в образовании молодежи, ведь «красота – это плоть и кровь человечности». Всестороннее и гармоничное развитие личности осуществляется только в единстве воспитания моральной зрелости и неустанного «труда души» ученика и учителя. (Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического воспитания): Педагогическое наследие. – М. – 1990; с. 36)

          С давних пор эстетическое воспитание воспринималось как одно из направлений духовно-нравственного и интеллектуального формирования личности. (Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. – М.: КНОРУС, 2010. – 200 с.; с. 172)

             Таким образом, на основе взаимосвязи эстетического и духовно-нравственного воспитания, можно говорить о том, что привлечение на уроках литературного чтение предметов эстетического цикла  способствует формированию нравственных чувств, убеждений, качеств.  

       Наиболее гибкими к интегрированию являются предметы гуманитарного цикла. Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках:

- чтения и истории;

- чтения и природоведения;

- чтения, музыки и изобразительного искусства и т.д.         

       Наиболее часто чтение интегрируется с изобразительным искусством, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию деятельности, а художественное творчество дает возможность ребенку выразить свое отношение к литературному произведению в доступной для него форме.

           Расширяя общеэстетический кругозор школьников, яркий зрительный образ произведения изобразительного искусства вызывает у детей сильные эмоциональные реакции, будет их воображение, создает настроение.

            Не менее сильное эмоциональное воздействие на ребенка оказывают и музыкальные произведения.

        В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной.

            Воздействуя на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания произведений. В отличие от чтения, музыка не может передать конкретных представлений и понятий, зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека, что способствует лучшему пониманию литературного произведения. Ребята яснее представляют явления, процессы и понятия.

            Повышенная эмоциональность музыки, ее способность глубоко и взволнованно выразить жизнь души, ее сходство с интонациями человеческой речи роднят чтение и музыку как виды искусства и создают предпосылки интеграции этих двух предметов. Музыка на уроках литературного чтения помогает ученику проникнуться чувствами героя, поставить себя на его место, прочувствовать его состояние и настроение. (Рыжкова с. 359)

          Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления.

         Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать.

            Чтение и музыка дают широкие возможности для нравственного и эстетического воспитания, для духовного обогащения юного поколения. Важно, чтобы эти занятия раскрывали, развивали творческие способности учащихся младших классов. Смежные искусства могут усилить переживания ученика, вызвать определенные чувства. (Рыжкова с. 353)

            Одним из важных элементов нравственного воспитания является формирование любви и бережного отношения к природе. Поэтому кроме смежных искусств (музыки и ИЗО), мы рассматриваем и установление межпредметных связей с предметом «Окружающий мир».

            Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки, поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких и домашних животных, насекомых. Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образом, будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении природоведения мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя, прежде всего, на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать нравственно.

             На основе чтения и анализа прочитанного текста, а также включения других видов искусств учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Так обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, а включение межпредметных связей усиливает эмоциональное воздействие.

Таким образом, использование межпредметных связей на уроках литературного чтения может способствовать формированию нравственных качеств. Но следует помнить, что духовно-нравственное воспитание средствами межпредметных включений – это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Выводы

         Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

          Мы считаем, что использование межпредметных связей на уроках литературного чтения может стать одним из средств формирования нравственных качеств. Путь освоения ценностей — это путь через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца».        Музыка, изобразительное искусство, воздействуя на чувства создает благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания произведения. Использование на уроках литературного чтения музыки и изобразительного искусства расширяет общеэстетический кругозор, дает возможность возбудить у детей   сильные эмоциональные реакции, воображение, помогает создать настроение.  Взаимодействие литературных произведений со знаниями по окружающему миру формирует мировоззрение младших школьников, которое влияет на нравственное поведение. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разработке системы уроков по литературному чтению с использованием межпредметных связей, направленных на формирование нравственных качеств.

      На основе анализа педагогической и учебной литературы  мы  выделили следующие направления работы по формированию нравственных качеств младшего школьника:

1) разработка системы уроков литературного чтения с использованием межпредметных связей; 2) организация проектной деятельности по созданию сборника «Каждый понимает счастье по-своему. У каждого оно своё…», содержащего собственные рассказы, сказки, стихотворения детей на нравственные темы; 3) подготовка презентации проекта с инсценированием.

Библиографический список используемой литературы

1) Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. / сост. П. А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

2) Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979. – 317 с.

3) Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1979. – 224 с.

4) Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. – 2008. - №7. – с. 13 – 18

5) Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. – 2004 - №3, с. 13

6) Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.

7) Егоров П. А. Основы этики и эстетики: учебное пособие / П. А. Егоров , В. Н. Руднев. – М. : КНОРУС, 2010. – 200 с.

8) Ефросинина  Л. А.  Литературное чтение в свете современных требований. // Начальная школа. – 2010 - №11. – с. 73 – 74.

9) Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. – М., 1886. – 409 с.

10) Леонова Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения.// Начальная школа. – 2010. - №5. – с. 22

11) Лихачев Д. С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / Д. С. Лихачев. – М.: Новости, 1991. – 528 с.

12) Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т. М., 1957, т. IV, 374 с.

13) Максимова (Б) В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1987. — 140 с.

14) Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2007. - №7. – с. 21 – 29

15) Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985. – 368 с.

16) Межпредметные связи в учебно - познавательной деятельности учащихся / Под ред. Н.А. Сорокина. - Тула, 1983. – 105 с.

17) Москвичева О. А.  Улыбка, рожденная искусством слова // Начальная школа. – 2009 г. - № 6. – с. 20

18) Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры, 2-е изд., испр. и доп. М. Азъ 1995. - 907 с.

19) Панченко Т.В., Коньшина Т.В.  Межпредметная интеграция как условие эффективности уроков литературного чтения.// Начальная школа плюс до и после. - № 02, 2011, с. 32-35

20) Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. / АПН СССР – М.: Педагогика, 1985. – 493 с.

21) Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний / сост. Л. В. Бударникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.;

22) Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. Высш. учеб. Заведений/Т. В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

23) Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. Ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.

24) Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (этика коммунистического воспитания): Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.;

25) Толстой Л. Н. О сознании духовного начала // Слово, 1990 №9. С. 2)

26) Филимонова А. А. Трудности в организации и проведении уроков литературного чтения. // Начальная школа. – 2009 г. - № 6. – с. 60

27) Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.

28) Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   совр...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Тема: Использование метода сотворчества на уроках «Литературного чтения» как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Главным условием решения задач личностного развития и нравственного воспитания обучающихся на уроках «Литератур­ного чтения» является организация значимого для ученика полноценного чтения и самостояте...

Театрализация на уроках литературного чтения как средство развития творческих способностей младших школьников.

Статья "Театрализация на уроках литературного чтения" рассказывает как с помощью театрализации и драматургии на уроках развиваются творческие способности школьников....

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.В стан...