Главные вкладки

    КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    методическая разработка по теме

    Ларионова Ольга Владимировна

    Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   современном обществе, заставляют нас размышлять о  будущем  России,  о  ее  молодежи. 

    Поэтому я вижу свою цель в формировании нравственных качеств личности учащихся и создаю условия  для осуществления этого средствами своего кружка – «Кукольный театр».

    Моя задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом.

    Одним из путей достижения цели  и одним из средств решения  поставленных задач является кукольный театр, театр, который развивает, формирует и воспитывает ученика как личность.

    Данный опыт работы  может быть рекомендован к использованию классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями детских дошкольных учреждений, воспитателями групп продленного дня, учителями коррекционных классов,  психологами, логопедами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon kukolnyy_teatr.zip1.91 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

    школа №10»

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА   НА ТЕМУ:

    «Кукольный театр как универсальное средство формирования нравственных качеств младших школьников»

    УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЛАРИОНОВОЙ ОЛЬГИ

    ВЛАДИМИРОВНЫ

    2012 – 2013 уч.г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    № п/п

    содержание

    страницы

    1.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА          

    1 – 3

    2.

    ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ОПЫТА

    4 – 5

    3.

    УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

    6 – 8

    4.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

    8 – 12

    5.

    НОВИЗНА ОПЫТА

    12

    6.

    ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

    12 – 17

    7.

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

    18 – 19

    8.

    АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    20

    9.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    21 – 22

    10

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    23 -

     

    Есть много родов образования  и развития.

    И каждое из них важно само по себе,  но все

    их выше должно стать образование нравственное.  

    Одно образование делает нас человеком учёным,

    другое  – светским, третье – административным,

    военным, политическим. Но  нравственное,  

    делает нас просто человеком.

                                      В.Г.  Белинский                

         

    КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

     КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ

     КАЧЕСТВ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

    Нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.  Социальный заказ государства на воспитание человека, формирования новых жизненных установок личности определен и нашел отражение в  важнейших документах – материалах Госсовета РФ по вопросу модернизации образования,   где сказано, « …развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди…»[1] и  Законе РФ "Об образовании".

    Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   современном обществе, заставляют нас размышлять о  будущем  России,  о  ее  молодежи.  Национальная   доктрина   образования   одной   из   ключевых    задач  провозглашает воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности.

    Президент России Владимир Путин на совещании по нравственному и патриотическому воспитанию в Краснодаре в 2012 году сказал: «…это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну".

    «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму»[2].

    В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно  осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».   Так же в Стандарте описан «портрет выпускника начальной школы»:

    1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    4. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    5. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    6. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.[3]

             Поэтому  актуальность проблемы формирования нравственных качеств  младших школьников связана, по крайней мере, с  четырьмя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко  образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но  и  прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и  развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на  него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники)  ежедневно обрушиваются на неокрепший  интеллект  и  чувства  ребенка,  на  еще  только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не  гарантирует  высокого  уровня нравственной  воспитанности,  ибо  воспитанность -  это  качество   личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим  людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

     К.  Д.  Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет  главную  задачу  воспитания» [4].

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями  важно  и  потому,  что они  не  только  информируют  младшего   школьника   о   нормах   поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о  последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Учитывая выше сказанное, я вижу противоречия, сложившиеся

    -  между потребностью общества в высокоорганизованной, духовно развитой личности  и отсутствием системы нравственного воспитания  учащихся; 

    -  между социальным заказом общества по воспитанию у детей нравственных качеств, эстетических чувств,  к культуре своего народа и низким уровнем проявления этих качеств у детей и взрослых к данной проблеме;

    -  между неоспоримым чувством уважения к старшему поколению и широким           распространением в общественном сознании эгоизма, цинизма, агрессивности.

    Поэтому я вижу свою цель в формировании нравственных качеств личности учащихся и создаю условия  для осуществления этого средствами своего кружка – «Кукольный театр».

    Моя задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом.

    Одним из путей достижения цели  и одним из средств решения  поставленных задач является кукольный театр, театр, который развивает, формирует и воспитывает ученика как личность.  

         Ведь роль театрального искусства  неоспорима в воспитании детей. Театр – «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра», - писал когда-то Н. В. Гоголь.

    А одна из задач театра в том и заключается, по словам К.И. Чуковского: “…чтобы пробудить в восприимчивых детских душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которых человек не человек”. В общем – театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен вам, а значит, был счастлив.

    1. УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА

    Средняя общеобразовательная школа №10 была основана в 1936 году. Учреждена управлением образования администрации г. Мурома,  является муниципальным бюджетным  общеобразовательным учреждением.

    Школа находится в микрорайоне, удаленном от центра города, жители которого в основном работники ЗАО «Муром».  Не секрет, что  в нашем микрорайоне много неблагополучных семей.

     Потенциальные возможности тесного взаимодействия с центрами культуры (музыкальные школы,  клуб ЗАО «Муром») способны лишь частично обеспечить удовлетворение интеллектуальных, эстетических, нравственных потребностей  школьников. Это приводит к недостаточному культурно-образовательному уровню внешней среды.          

      По результатам диагностики в 1 классе  было выявлено, что у детей меньше всего развиты чувства отзывчивости, забота о своей школе, гордость за страну, соблюдение культуры поведения.   Мною была использована  диагностика воспитанности  по методике  Н.П. Капустина.  А так же ориентировочная диагностическая программа воспитанности учащихся для совершенствования процесса воспитания в начальном звене  под редакцией Шиловой М.И. и Малиновской[5]

    В результате выяснилось,  что из  27 учащихся   хороший уровень воспитанности  у   4 человек, средний уровень воспитанности у  20 человек и 3 человека имели низкий уровень воспитанности.

           Стоит ли удивляться,  что с каждым годом падает нравственный уровень нашего общества, мы  становимся все  более  нищими   духом.  Я соглашусь со многими  педагогами и психологами, что  нравственности нужно учить.      Ну а театр всегда был могучим средством идейного и эстетического воздействия на человека, а на ребенка  в первую очередь.
          Воспитание чувств - умение сочувствовать, сострадать, сопереживать - все это задачи театра, который как бы организует эмоциональный опыт человека, развивает чувство себя в мире и мира в себе. Гражданское и нравственное воспитание, воспитание героя, патриота, воспитание честного человека целиком основывается на воспитании чувств. Все это - через средства театра, средства образного общения.

           Кукольный театр – это искусство синтетическое, но воздействует на детей целым комплексом художественных средств:

    1. художественное слово
    2. и наглядный образ – кукла
    3. декоративное оформление,
    4. музыка – песня, музыкальное сопровождении.

    Отработав не один год с ребятами в классном театре кукол, я написала программу кружка  «Кукольный театр»,  составила план работы и разработала календарно - тематическое планирование занятий классного театра кукол.

    1. ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ОПЫТА

                   В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее  поколение  можно обвинять в  бездуховности,  безверии,  агрессивности.  Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку на лицо нравственное неблагополучие в общественной и школьной среде,  дегуманизация проявлений молодёжи.

         Как никогда раньше, судьба человечества и самой Земли зависит от воли человека, от его выбора,  следовательно, от его нравственности.

    Педагогическая целесообразность работы заключается в передаче накопленного духовного опыта, ценностей народной культуры театрально-игровыми методами.

    Основными идеями, которые легли в основу моей  работы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

                Воспитательная  работа построена на следующих принципах:

    1.  ориентация  на общечеловеческие ценности  (человек, добро, семья, культура, отечество, знания, труд, мир)  как на основу здорового образа жизни;
    2.   субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка   как   субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни);
    3.      принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

             Помогает мне в этой работе – занятия ребят моего класса в кружке «Кукольный театр». Кукольный театр является одним из средств формирования нравственных качеств младших школьников.

          Поэтому  целью моей педагогической деятельности считаю формирование нравственных качеств личности младшего школьника и создаю условия  для осуществления этого средствами своего кружка – «Кукольный театр».

     Такая постановка цели воспитания предусматривает реализацию  следующих конкретных задач:

    1. вооружение школьников знаниями о морали, раскрытие сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм, формирование положительного к  ним отношения;
    2. систематическое обогащение опытом нравственного поведения школьников: организация деятельности, способствующей накоплению опыта нравственного поведения;
    3. формирование коммуникативных умений личности и внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании;
    4. привитие потребности в здоровом образе жизни.
    5. воспитание гуманистического мировоззрения, общечеловеческих норм морали, нравственности, культуры поведения;

    Реализация идеи возможна, если  

    классный руководитель:

    1. выявил причины низкого уровня воспитанности учащихся;
    2. изучил научно-методическую литературу по данному вопросу;
    3. разработал программу  воспитательной системы класса, позволяющую непрерывно  формировать нравственный опыт;
    4. осуществляет регулярную диагностику и коррекцию работы;

    ученик:

    1. вовлекается в проблемные ситуации;
    2. участвует в коллективных формах работы;
    3. проявляет себя в ролевых игровых ситуациях (пробует выступить в театрализованном  кукольном представлении)
    4. сопереживает героям;

     «Воспитывать, вероятно, может всё! – читаем у В. В. Серикова.

    (Профессор   кафедры педагогики и психологии Волгоградской государственной академии  физической культуры) - Нужен лишь педагог, который бы оживил воспитательный потенциал данного предмета»[6]

     Кукольный театр станет уникальным средством воспитания и  займет определенное место в учебно-воспитательной работе при условии:

    1. наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
    2. разнообразия кукол и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок;
    3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
    4. серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

         Все  это может способствовать формированию положительного нравственного опыта учащихся.

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

    Мною были изучены материалы Госсовета РФ по вопросу модернизации образования на период до 2010 года.   В Концепции модернизации образования уточняется, что « …развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,  готовы к межкультурному взаимодействию,  обладают чувством ответственности за судьбу страны,  за её социально-экономическое процветание».

           Здесь же  говорится, что школа должна стать «…важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений формирования новых жизненных установок личности…»[7].

         Перефразируя известное изречение из Библии, могу с полной уверенностью утверждать: чтобы победить народ, нужно отнять у него нравственность. Не случайно выдающиеся педагоги придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения.

     Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: И.Ф. Гербарта, Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и другие.

           Корифей современной педагогической  теории  Я.А.Каменский основополагающим в воспитании подрастающего поколения считал формирование его нравственности.

     В ряду известных педагогов советского времени педагогическое наследие   В.А. Сухомлинского занимает особое место.  

             Сухомлинский В.А. считал, что  «незыблемая  основа  нравственного  убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда  добро  и  зло,  честь  и бесчестье, справедливость  и  несправедливость  доступны  пониманию  ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,  что он видит, делает, наблюдает».  

    Василий Андреевич  утверждал: «Никто   не   учит   маленького  человека: «Будь равнодушным людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего  ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности  нравственного воспитания.  Если  человека  учат  добру -  учат  умело,  умно,   настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат  злу (очень редко, но бывает  и  так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу  -  все  равно  будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

               Читая педагогические размышления  В.А. Сухомлинского,  я обнаружила их актуальность для нравственного воспитания современного школьника.

           Действительно, весь опыт человечества свидетельствует о том, что можно    

    быть очень образованным человеком и быть столь же безнравственным.  

            Константин Дмитриевич Ушинский, являясь блестящим знатоком истории, понимающим глубины человеческой психологии, утверждал, что если материально богатеет общество, но не растет его нравственность, то такое общество неизбежно погибает.  Великий русский педагог К.Д.Ушинский еще в середине прошлого века писал: «…мы  смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания…»[8]

            Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  На  каждом  этапе  обучения  ребенка  доминирует  своя   сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.  Бабанский,  такой стороной будет нравственное воспитание:  дети  овладевают  простыми  нормами нравственности,  научатся  следовать  им  в  различных  ситуациях.   Учебный процесс тесно связан с  нравственным  воспитанием.  В  условиях  современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме  и  усложнилось  по своей  внутренней  структуре,  в  нравственном  воспитании  возрастает  роль учебного процесса.  Содержательная  сторона  моральных  понятий  обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.  Сами нравственные  знания  имеют  не  меньшее  значение   для   общего   развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

    Я рассмотрела уровни нравственности по Лоуренцу Кольбергу. Оказывается,  дети до 10 лет относятся к преднравственному уровню.

     Преднравственный уровень  включает 2 стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, он склонен судить о поступках по важности их последствий, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказание может повлечь за собой этот поступок.

    На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).

    Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”. При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки.

    Опираясь на психологические особенности детей данного возраста, я для работы выбрала типы занятий как занятия в кукольном театре.

    В основы моего опыта положены, в первую очередь, апробированная  программа: Колбовской Сусанны Григорьевны   «Региональная программа по этике»[9]. В частности использованы рекомендации об организации работы по нравственному  воспитанию в школе -    определение общей стратегии  работы по нравственному воспитанию школьников:          составление годового и перспективного плана воспитательно-образовательной работы    по нравственному воспитанию школьников.

    С первых шагов вхождения ребенка в мир знаний необходимо раскрыть  перед ним сущность нравственности, ее содержание, самоценность, формы ее проявления в мыслях, чувствах, словах, поступках, делах, поведении.

    Никитина А.Б в своей работе говорит, что школьный кукольный театр ориентирован на нужды и возможности школы. Такой коллектив собирается для осуществления конкретной работы. Основная задача кукольного театра,  по мнению Никитиной А.Б. «…сделать интереснее, содержательнее, уютнее и веселее школьную жизнь». [10]    Она рекомендует использовать следующие методы в построении занятий:

    1.  метод «плотных нагрузок» - построить занятие  без пауз;
    2.  метод «ступенчатого повышения нагрузок»;
    3.  метод «взаимообучения» - направлен на воспитание чувства партнерства и ответственности.

    Театр формирует осознанное волевое поведение.

    Чурилова Э.Г.[11]  рассказывает о том, что кукольный театр является универсальным средством в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Все качества ребенка можно сформировать средством кукольного театра. В одной  из глав  своей книги  Чурилова Э.Г.  особое место  отводит культуре поведения, куда вошли темы:

    1. театр начинается с вешалки;
    2. зрительская культура.

    1. НОВИЗНА ОПЫТА

    Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме формирования  нравственных качеств младших школьников. Основу этого подхода составляет  использование средств кукольного театра.

     Мною разработана программа работы кружка «Кукольный театр», что так же является новизной данного опыта.

    Так же новым является  опыт внедрения методов куклотерапии,  сказкотерапии и арт-терапии в воспитательный процесс.

    1. ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

    Свою технологию  я определяю по следующим параметрам:

    1. по философской основе:  гуманистическая
    2. по ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера
    3. по характеру содержания: воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная
    4. по организационным формам: групповая с элементами индивидуальной и дифференцированной
    5. по подходу к ребенку:  личностно – ориентированный, системно-деятельностный
    6. по преобладающему методу:  метод игры,  элементы творчества, проблемности
    7. по направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений

    В  своей работе я использую современные педагогические технологии:

    1. Игровые технологии
    2.  Исследовательские технологии (ребята проводят исследовательскую работу на темы: «Где и когда появился театр», «Первый театр на Руси», «Виды театрального искусства», «какие виды кукол существуют в мире» «Виды кукол» )
    3. Технологий, позволяющие сохранить здоровье детей:

    1) Здоровьесберегающие.

    2) Технологии обучения здоровью. Этот тип технологий помогает младшему школьнику узнать себя, получить знания о здоровом образе жизни. (Знакомятся, когда разрабатывается сценарий спектакля о здоровом образе жизни, работа опасными инструментами)

    4. Личностно–ориентированные технологий, которые нацелены на развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту механизмов развития.

    Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на  маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра я применяю и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Использование кукольного театра оказывает  мне большую помощь в повседневной работе школы по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию младших школьников.  

    Младшие школьники очень любят театр. Но нельзя рассматривать кукольный театр только  как  развлечение. Очень важно его  воспитательное значение. В младшем школьном возрасте  у ребенка  формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия, что мы и делаем на своих спектаклях. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это осуществляется мной через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает мне воспитывать, но и обучать  с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид

    Воспитываются и развиваются не только дети, посещающие кружок, но и дети, которые приходят на спектакли, так как в пьесах и сценках раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи. Показывается трудолюбие.  

    Если вы будете рассказывать младшим школьникам, как беречь природу, то  толк от этого, наверное, будет небольшой. А после спектакля нашего театра  «Однажды в лесу» ученики  бережно относиться к природе точно будут. С этим спектаклем мы участвовали во Всероссийском форуме «Зеленая планета». Как сохранить здоровье? И в этом помогут наши спектакли  «Советы здоровья» и «Как медведь трубку нашел». Спектакль «Рождественская елка» знакомит ребят с  одним из Главных  православных праздников – Рождеством Христовым,  а спектакли «Пасхальный колобок»  и «Всегда с нами»  знакомят с праздником Великой  Пасхи.  

    Большой воспитательный эффект имеют  спектакли «Волшебное слово» по мотивам одноименной басни  С.Михалкова,  спектакль «Под грибом» по мотивам сказки  В. Сутеева,  «Заюшкина избушка» по мотивам русской народной сказки, «Кот и петушок» по мотивам русской народной сказки, которые учат добру, взаимовыручке и доброте. А вот в спектаклях «Легкий хлеб» по мотивам русской народной сказки и «Колосок» по мотивам украинской народной сказки высмеиваются ленивцы.

           В этом году мы с ребятами пытаемся  писать спектакли по мотивам  православных притч.  Автор притч Монах Варнава (Евгений Санин)[12].

    Мы пока поставили только спектакль по притче «Что дороже правда или ложь» 

     Детям кажется, что они учатся быть только  артистами, они учатся разыгрывать небольшие  сценки, а потом и спектакли. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.  Моя задача — не только научить их быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

    Чтобы полностью осуществить воспитание правильного отношения детей к людям, природе, умение бережно обращаться с живыми существами, система работы  по духовно-нравственному  воспитанию детей сочетается с одновременным взаимодействием с семьей в этом направлении.

    Наши родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. И, кстати, воспитываются сами. Многие взрослые, посмотрев наши спектакли и пьесы,  видят свои ошибки в воспитании детей. Специально для родителей в этом году мы с ребятами  подготовили спектакли «Мы вместе» и «Истинная ценность. Зачем иногда дети просят деньги...»

    В начале учебного года провожу беседу с родителями по теме "Искусство – прекрасный воспитатель" и знакомлю с планом воспитательной работы, в который включаю занятия по кружку. Обращаю внимание, что искусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, не теряющегося в потоке современной жизни.  

    Кукольный театр станет уникальным средством воспитания и  займет определенное место в учебно-воспитательной работе при условии:

    1. наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
    2. разнообразия кукол и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок;
    3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
    4. серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.  

    «Воспитывать, вероятно, может всё! – читаем у В. В. Серикова. (Профессор кафедры педагогики и психологии Волгоградской государственной академии физической культуры) - Нужен лишь педагог, который бы оживил воспитательный потенциал данного предмета»[13]

    Так же я использую методы куклотерапии, арт-терапии, сказкатерапии. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия использую куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.  Куклы больше занимают детей разного возраста, чем игрушки. Больший интерес вызывают куклы, которые как бы продолжают тело кукловода (например, куклы перчаточного типа).

     Куклотерапия  может проводиться в различных формах: индивидуальной, групповой.

    Детям кажется, что они учатся быть только  артистами, они учатся разыгрывать небольшие  сценки, а потом и спектакли. Но моя задача — не только научить их быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные симптомы. Например,  заикание.  Потому что ребенок начинает чувствовать себя комфортно, обретает внутренний покой, равновесие, и все эти неприятные явления проходят как бы сами собой.

            В детстве каждый из нас читал сказки – добрые, наивные и непременно с хорошим концом.  Сказкотерапия  предлагает самим стать автором написания любой сказки. Дети придумывают  героя, сюжет, развязку.  Иногда она получается в виде мыльной оперы,  а иногда – комической мелодрамы с элементами триллера. Но в целом получается своя  сказка с собственным смыслом,  в которой идёт чёткое отражение своих  эмоций и переживаний.  На внеклассном мероприятии на тему:  «Чистота – залог здоровья» ребята показывают спектакль «Советы здоровья» , который призывает ребят к соблюдению правил  личной гигиены.   Так  сказка на новый лад «Колобок» учит ребят бережному отношению к природе, учит сочувствовать и сопереживать  зверятам,  которые плача «уходят»  со сцены в «Красную книгу» под музыку О. Газманова «Никогда».

    Изначально под арт-терапией понималось выражение своих чувств и состояний через  живопись, графику, скульптуру, дизайн. Сегодня сюда же стали относить и другие виды искусств, в частности, я использую -  изготовление кукол.

    …А вот  о другом

    Я кричать не хочу.

    И тихо скажу вам на ушко:

    Когда я болею

    И очень грущу,

    Мне мама приносит… Петрушку.

    Я крепко его прижимаю к щеке,

    Он  смотрит, вовсю улыбаясь,

    Звенят бубенцы на его колпачке,

    Я слушаю

    И… поправляюсь!          Е.Г.Караганова[14]

    Метод - воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. А такие ситуации мы с ребятами разыгрываем  с помощью нашего кукольного театра.

     Для этого использую средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и прочее.

    1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

    Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.  

    Одним из показателей результативности работы по данному направлению могут служить результаты  диагностики воспитанности учащихся 4 класса. Другим показателем результативности можно считать  выступление ребят нашего кружка в таких мероприятиях,  как:

    1. КТД;
    2. внеклассные  мероприятия;
    3. классные часы;
    4. уроки.

     Ребята нашего кружка участвовали в окружных  проблемных семинарах

    1. воспитателей на тему: «Взаимодействие воспитателя и классного руководителя в работе по формированию нравственных качеств личности младшего школьника»
    2. учителей начальных классов на тему: «Становление младших школьников как субъекта учебной и не учебной деятельности через реализацию методики  развивающего обучения  Л.В.Занкова»
    3. заместителей директоров по внеклассной работе  на тему: «Управленческая деятельность заместителей директоров  в  воспитательной работе по развитию ученического управления, детского общественного движения как условия формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения»

    Участвовали в окружном фестивале искусств школьников «Дорогу осилит  идущий» в 2008году,   на окружном  конкурсе театральных и фольклорных коллективов «Природа. Культура. Экология», где стали лауреатами,   на конкурсе театральных и фольклорных коллективов «Природа. Культура. Экология» Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2011», посвященного 50-летию первого полёта человека в космос.   Также на конкурсе «Учитель года – 2008» (в открытом уроке и на презентации классного руководителя), в 2011 году на окружном конкурсе «Сердце отдаю детям» (на презентации педагога).  

     Организуются небольшие концерты – спектакли  для младших школьников нашей школы.

    Я сотрудничаю с газетой «Педсовет». Внеклассное мероприятие «Чтобы в ваш дом не явилась беда»  уже было опубликовано в газете «Педагогическое творчество» №5, 2007 (с элементами театрализации).

    В 2008 году участвовала в окружном конкурсе «Педагог года» и  попыталась доказать, что кукольный театр – это одно из универсальных средств воспитания школьников младших классов. На этом конкурсе я получила звание лауреата 2 степени.

    В 2010 году участвовала в «Заочном Всероссийском  конкурсе «Мастерская учителя», где опять стала лауреатом.

     В 2011 году на окружном конкурсе «Педагог дополнительного образования» я представила программу  кружка кукольного театра «Волшебная страна» и заняла 2 место.

    В 2012 году опыт работы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами кукольного театра» был предложен мною на IX Ярмарку педагогических идей. На Ярмарке педагогических идей я стала призёром, заняв 5 призовое место. Представленный опыт отмечен грамотой Управления образования.

    С этой же работой я стала участником региональной научно-практической конференции «Воспитание духовности в процессе становления личности»,  моя работа вошла в сборник «Воспитание духовности в процессе становления личности» под редакцией Поповой И.Н. и Дебердеевой Т.Х. – Владимир, Собор, 2012.

    1. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    Данный опыт работы  может быть рекомендован к использованию классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями детских дошкольных учреждений, воспитателями групп продленного дня, учителями коррекционных классов,  психологами, логопедами.

    Думаю, что учителей коррекционных классов,  психологов, логопедов  заинтересует методы работы: куклотерапия, сказкотерапия, арт-терапия.  А так же их привлечет само  универсальное средство формирования нравственных качеств ребенка – средства кукольного театра.

    Работа по данной программе  не требует, каких – либо специальных знаний в области театра, театрального искусства.  Её реализация доступна любому психологу, педагогу начальных классов, воспитателю.

    Но данный опыт возможен,  где учитель демократичен и нацелен на конечный результат, где педагог всего себя посвящает развитию детей, формированию личности ребёнка.  

    Кукольный театр станет уникальным средством воспитания и  займет определенное место в учебно-воспитательной работе при условии:

    1. разнообразия кукол и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок;
    2. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
    3. серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.  

    Закончить я хочу словами известного актёра, режиссёра и драматурга театра кукол народного артиста РСФСР  Сперанского Евгения Вениаминовича: «… Взять бы всех родителей и мам, и пап за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших  детей эстетическое восприятие  мира, понимание  прекрасного,  сделать их добрыми, отзывчивыми,  смелыми и честными – настоящими людьми».

    1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1.      Ушинский К.Д. Собрание сочинений - Москва 1985, т.2.
    2.      Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - Москва 1980, т.2.
    3.      Штольц.   Рудольф. Р.  Как воспитывать нравственное поведение.  Москва.    

    Просвещение, 1986

    1.     Маленковой Л.И.  Человековедение -  Москва 2000.
    2.    О.А. Хаткевич, Минич О.А.  Поговорим о нравственности  Изд. ООО «Красико- Принт», 2004.
    3.    Опарина Н.А. Школьный театр. М.: Народное образование, 2002
    4. Сборник методических материалов по нравственному воспитанию.  Яросл., 1999
    5. Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения    

    школьников – Москва. Просвещение. 1982.

    1. Столетова В.Н. Диалоги  о воспитанности. – Москва, Педагогика, 1985.
    2. Никитина А.Б. Театр, где играют дети – Москва, Владос. 2001.
    3. Чурилова Э.Г.  Методика и организация театрализованной деятельности

    дошкольников и младших школьников – Москва, Владос, 2001.

    1. Караманенко Т.Н. и Караманенко Ю.Г.  Кукольный театр – дошкольникам и   младшим школьникам. Москва. Просвещение, 1982.
    2. Власова Н.В. Уроки речевой культуры в начальной школе. Юрьев-Польский
    3. Михайлова А. Ребенок в мире театра. Москва,  2004
    4. Караганова Е.Г. И громко,  и на ушко. Москва, 1974
    5. Т.Ю. Ронами  Воспитание нравственных качеств у детей средствами театрального искусства.  
    6. Ж. «Классный руководитель»  №5, 1999. П. Хадсон.  Концепция  нравственного  воспитания  детей  5-12  лет.
    7. Ж.. «Завуч начальной школы», №2, 2001
    8. Ж.. «Завуч начальной школы»  №3, 2005. Шилова М.И. и Малиновская  
    9. Ориентировочная диагностическая программа воспитанности учащихся для

    совершенствования процесса воспитания в начальном звене.  

    1. Ж. «Начальная школа» №4, 2002.  «Концепция модернизации Российского

    образования на период 2010 года»  с.5.

    1. Ж. «Начальная школа» №3, 2006, Иванова Т.Д.  Воспитание с помощью кукол.
    2. Ж.   «Начальная школа» №3, 2006.  РудаковаВ.П.  Кружок «Кукольный театр»
    3.   Ж. «Начальная школа» №7, 2007,  Нравственное воспитание: содержание и формы  с.21 – 29
    4.   Ж..  «Начальная школа» №9, 2007. КапустинаН.Г. и ФоминаН.А.  Представление младших школьников об основных этических категориях.
    5.    Ж. «Начальная школа» №1, 2007.  Музыкальное – театральное воспитание учащихся начальных  классов. Цилинко А.П. с.84 -87


    [1]   «Концепция  модернизации образования на период  до 2010 года»

    [2] В.В. Путина на совещании по нравственному и патриотическому воспитанию в Краснодаре

    [3] «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».Москва  Просвещение 2011

    [4] Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

    [5] Ж.  «Завуч начальной школы» №3, 2005

    [6] Сериков В. В. Общая педагогика. Волгоград. Перемена. 2004

    [7] «Концепция модернизации Российского образования на период 2010 года»  Ж. «Начальная школа» №4,    2002, с.5

    [8] Ушинский К.Д.Собрание сочинений – Москва. Просвещение, 1980, т.2

    [9] «Сборник методических материалов по нравственному воспитанию» Ярославль, 1999

    [10]  Никитина А.Б. Театр, где играют дети – Москва, Владос. 2001.

    [11]  Чурилова Э.Г.  Методика и организация театрализованной деятельности   дошкольников и младших  школьников – Москва, Владос, 2001.

    [12]  Евгений Санин (Монах Варнава) "Маленькие притчи для детей и взрослых"

    [13] Сериков В. В. Общая педагогика. Волгоград. Перемена. 2004

    [14] Караганова Е.Г. И громко,  и на ушко. Москва, 1974


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

    Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

    Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

    Изонить как средство формирования интереса школьника к декоративно-прикладному искусству

    Изонить как средство формирования интереса школьника  к декоративно-прикладному искусству. Инструменты.Для работы необходимо иметь следующие инструменты:  Карандаш...

    СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)

    Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математич...

    Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"

    Материал  представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...

    Графическое моделирование текстовых задач как одно из средств формирования универсальных учебных действий

    Важной особенностью содержания современного начального образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Особое место от...

    Смысловое чтение и работа с текстом учебника как одно из ведущих средств формирования УУД

    laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать»                                        ...


     

    Комментарии

    Гусарова Светлана Александровна

    Очень интересный материал. Вы столько труда и любви вложили. Возьму себе в копилку.

    Демидова Елена Владимировна

    С вниманием прочитала работу.Радует заинтересованность темой кукольного театра. Опыт раскрыт всесторонне и глубоко. Есть что "положить" в свою методическую копилку. Спасибо Вам.