Доклад на тему «Методика коллективных творческих и групповых дел как средство формирования взаимодействия школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Демократические преобразования в обществе, мобильность и динамичность окружающей действительности, конкурентоспособность и другие современные явления на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умение взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными, инициативными, самостоятельными, ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка развиваются такие черты, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы технологий – технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова (коммунарская методика, как ее еще называют). Несмотря на то, что эта методика была разработана и внедрена более полувека назад, ее принципы и содержание актуальны и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Основная цель методики: воспитать общественно-активную, творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение современного демократического общества.

КТД является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа КТД.

Основная цель воспитательного группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Работа учителя трудна и многогранна, но игровая методика делает ее интересной и увлекательной как для учителя, так и для ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx59.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема:

«Методика коллективных творческих и групповых дел как средство формирования взаимодействия школьников»

Доклад подготовила:

Ульяненкова Марина Анатольевна

Должность:

учитель начальных классов

Место работы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2» города Смоленска (МБОУ «СШ №2»)

30 ноября 2020 года

г. Смоленск, Смоленская область,

Российская Федерация


Оглавление

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия младших школьников        7

1.1 Традиции коллективистского воспитания школьников        7

1.2 Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе (И.П. Иванов)        8

1.3. Концепция воспитательной технологии Н.Е. Щурковой        11

1.4 Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников        13

Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся        15

2.1 Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников        15

2.2.Задачи, условия, принципы КТД        17

2.3. Основные виды КТД.        20

2.4. Стадии КТД. Приемы организации КТД.        28

Глава 3. Методика группового дела по Н.Е.Щурковой.        32

3.1. Групповое дело в работе педагога        32

3.2. Формы групповой деятельности.        33

Заключение.        38

Список литературы.        39

Введение

Демократические преобразования в обществе, мобильность и динамичность окружающей действительности, конкурентоспособность и другие современные явления на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умение взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными, инициативными, самостоятельными, ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому что именно в этот период становления личности ребенка развиваются такие черты, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы технологий – технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова (коммунарская методика, как ее еще называют). Несмотря на то, что эта методика была разработана и внедрена более полувека назад, ее принципы и содержание актуальны и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы методики КТД (коллективных творческих дел):

  • идея соучастия детей в воспитательном процессе;
  • коллективно-деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
  • комплексный подход к воспитанию;
  • идея включения детей в улучшение окружающего мира;
  • личностный подход, одобрение социального роста детей.

Основная цель методики: воспитать общественно-активную, творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение современного демократического общества. 

КТД является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа КТД.

        В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова.

По мнению Т.А. Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Помимо методики коллективных творческих дел хорошо зарекомендовала себя технология организации группового воспитательного дела по методике Н.Е. Щурковой. По мнению автора методики, прежде чем приступить непосредственно к созданию группового дела, педагог должен осознать общий философский смысл, идею, положенную в его основу.

Основная цель воспитательного группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Работа учителя трудна и многогранна, но игровая методика делает ее интересной и увлекательной как для учителя, так и для ученика. Методика организации и проведения групповых дел по Н.Е. Щурковой сегодня обширно практикуется в школах и воспитательных центрах.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе,  определю её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность; методика групповых дел.

Цель - обосновать роль коллективных творческих и групповых дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2.  Описать опыт по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих и групповых  дел.

 


Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия младших школьников

1.1 Традиции коллективистского воспитания школьников

Многие педагоги-практики прошлого и современности  пришли к выводу, что воспитание – особая сфера, которая не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определение воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности.

Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны в советской педагогике А.С. Макаренко и Н.К. Крупской. Необходимость коллективистского воспитания они связывали с реализацией целевых установок общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умение работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.

А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллективной деятельности и взаимоотношений. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива».

Дело А.С.Макаренко продолжили многие ученые, такие как В.А. Сухомлинский, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик и др.

Так, В.А.Сухомлинский считал, что коллектив способствует нравственному и духовному развитию индивида. По его мнению, развитие полноценного коллектива невозможно без духовного воспитания отдельно взятого ребенка, его личности, духовно-нравственных ориентиров. Только совместным коллективным трудом можно искоренить в ребенке такие качества, как эгоизм, равнодушие, помочь ему найти свою гражданскую позицию и включиться в планомерную работу коллектива.

Важной проблемой в условиях развития коллектива Т. Е. Конникова считала проблему нравственного развития школьников. По её мнению, коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка. Чтобы решить эту проблему, необходимо включать каждого учащегося в общие коллективные процессы для преодоления общих трудностей и переживания совместных достижений.

Гуманизация образования в 80-90-е годы потребовала разработки новых подходов к воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики. Создаётся новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются  положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений.

1.2 Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе (И.П. Иванов)

Питательная среда для пробуждения творческой природы воспитания – это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Считая коллектив творческим содружеством поколений, И.П. Иванов в 60-е годы 20 века разработал методику коллективного творческого воспитания, сутью которой является общая забота об улучшении окружающей жизни, а в основе ее – коллективные целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы.

Эта методика получила название коммунарской: коллективы-коммуны, где она была реализована, ставили своей целью воспитание коллективистов. Несмотря на то, что в современных условиях изменилось представление о человеческом идеале, методика И.П. Иванова остаётся востребованной, поскольку содержит механизм обучения взрослых и детей сотрудничеству через организацию коллективной деятельности, индивидуальное коллективное творчество.

Многие проблемы современного образования связаны с устоявшимся представлением педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий. Гуманистическая педагогика перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью, и через свою личность влиять на своих учеников.

«Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным», – писал Л.С. Выготский.

С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом «воздействия» педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутреннее эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как «Я - концепция» (самосознания). Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия.

Ведущее положение в «педагогике сотрудничества» - необходимость творчества для всех - для учеников и учителей. Это становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию пробуждают заложенные в каждом ученике творческие способности.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 году - Коммуну имени А.С. Макаренко (КИМ) – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. Несколько позднее была создана Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ), названная так по имени ленинградского района, где она базировалась.

Иванов отнес суровые 30-е годы к пройденной необходимости, и поэтому счел возможным ввести гуманистические коррективы в строгую макаренковскую систему политико-педагогического перевоспитания. При этом он использовал теорию Макаренко, где постоянно эксплуатировалась идея «социалистического» гуманизма при котором главным преимуществом над гуманизмом буржуазным становится уничтожение частной собственности, влекущее за собой полное «освобождение» человека, избавление его от моральных пороков, и дающее возможность для всестороннего и гармонического развития личности.

Теория И.П. Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но, по сути, направлена на воспитание и развитие личности в групповых отношениях.

1.3. Концепция воспитательной технологии Н.Е. Щурковой

Доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова разработала собственную воспитательную методику, главной целью которой является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека. В основу методики положены такие критерии, как Доброта, Истина, Красота.

Воспитанник является субъектом собственной жизни и творит её «здесь и теперь» в каждый момент своего пребывания на земле, постигая как ценность жизни, ценность человека, так и ценность своей индивидуальности. Педагог как организатор деятельности воспитанника вводит его в мир современной культуры, помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, достойную человека.

Воспитательный процесс – это всегда целенаправленное движение. Субъектом данного организуемого процесса является педагог, владеющий целью.

Педагогическая ценность группового дела определяется критерием перевода действий детей в поступок каждого участника группы: для каждого ли из детей участие в групповом деле стало его личным поступком. В любом групповом деле каждый ребенок в поле внимания всех. Его индивидуальность – ценность для каждого.

Воспитательное мероприятие планируется, организуется и проводится как очень тонкое психолого-педагогическое влияние, в котором педагог должен занять «скрытую педагогическую позицию». Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен вопросами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием и участвует в совместной деятельности как один из участников.

Организация группового дела считается одной из самых эффективных форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает дело коллектива, состоящего из детей и действующего под руководством педагога. Всестороннее развитие личности с успехом осуществляется только в коллективе и через коллектив, что считается одной из главнейших закономерностей воспитания. Предписанная задача может быть достигнута лишь при условии, что ребенок будет воспитываться в здоровом в общественном и духовном отношениях коллективе. Вследствие этого в ход педагогической работы нужно формировать здоровый и сплоченный коллектив и умело использовать его для многопланового становления личности.

В процессе групповой деятельности педагог также ставит задачи перед учащимися, но делает это аккуратно, ненавязчиво. Основу группового дела составляет совместная работа всех членов коллектива – старших и младших, педагогов и воспитанников. Воспитательная задача любого группового дела – это формирование стойких положительных отношений человека к себе и к окружающим.

Н.Е.Щуркова предлагает систему творческих заданий через разные формы воспитательной работы, направленной на становление «личности, способной быть стратегом личной жизни, обладающей духовной культурой». В целях духовного роста детей автор предлагает разработки всевозможных форм групповой деятельности в системе внеклассных воспитательных мероприятий, приобретающих характер духовной работы. Под воспитательным мероприятием профессор понимает групповое коллективное дело, направляемое воспитателем в целях решения задач по становлению личности.


1.4 Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников

С началом обучения ребенка в школе наступает новый этап его социализации. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

  • качественно новый уровень развития самодисциплины и самоконтроля;
  • содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);
  • анализ (мыслительная операция на двух уровнях: сравнение и выделение общего и частного, поиск сходств и различий);
  • внутренний план действий – планирование;
  • ориентация на сверстника и группу в целом.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста  всё большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского коллектива.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

Именно в младшем школьном возрасте формируются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость; формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.

Всё перечисленное обращает внимание педагога на необходимость создания условий для проявления детьми собственной активности. В этом может помочь такая организация деятельности обучающихся, особенно внеурочная, которая позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.


Глава 2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся

2.1 Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников

Работа может быть коллективной и творческой только если она конструируется, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, то есть когда воспитанники могут с полным основанием сказать: «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П.Иванов).

Главной методической единицей является коллективное творческое дело. Дело (а не мероприятие) – это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно – коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно – творческое, потому что планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант. «Всё творчески, иначе зачем?» (И.П.Иванов).

Отличительные черты воспитательной стороны КТД: воспитательные задачи в процессе КТД ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим КТД принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

2.2.Задачи, условия, принципы КТД

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:

1. Организовать разнообразную,  эмоциональную, творческую,  личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.

2. Создать условия для самореализации, самоутверждения каждого воспитанника в коллективе.

3. Создать благоприятный эмоциональный климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистичное мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.

Условия, необходимые для успешного решения педагогических задач:

  1. Общая забота.

Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой обстановке у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни - людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

  1. Единство уважения и товарищеской требовательности.

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности;  вера в творческие силы, возможности ребенка как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем - общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

  1. Единство мыслей и действий, воли и чувств.

Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

  1. Единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив - старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

  1. Творчество, а не шаблон.

Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма.

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе.

 Принципы коллективного взаимодействия.

1.Принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок - личность).

2.Принцип природосообразности:  учет психофизиологических и возрастных особенности ребенка.

3·Принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равное положение.

4·Принцип культуросообразности:  основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях.

5·Принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении.

6·Принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности.

7·Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

2.3. Основные виды КТД.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план.

Трудовые дела.

В трудовых КТД воспитанники и педагоги осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

  • Атака трудовая – операция, целью которой является быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива. Такие трудовые дела совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Например, расчистить территорию от снега, украсить общественные здания, посыпать песком обледенелые дорожки и т.д.
  • Трудовой десант – операция, проводимая силами ребят и их старщих друзей или воспитателей: помощь другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. Например, помощь лесничеству в борьбе с лесными пожарами, помощь в создании сада/парка, помощь в подготовке и проведении массового праздника. Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на  помощь людям в любое время, заботиться о них бескорыстно и самоотверженно, развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом.
  • Рейд – операция-поход, проводимая силами добровольцев. Длится обычно несколько дней, например, во время каникул. Трудовой рейд – это операция комплексного характера, так как имеет своей целью разностороннюю заботу о людях и включает в себя трудовые дела других видов: сюрпризы, десанты, атаки. Примеры дел: сбор материала об участниках ВОВ, об истории своего района/города, пополнение выставки школьного или краеведческого музея; выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам; участие в благоустройстве города, в оформлении школы, создание выставок, поделок; проведение экскурсий; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки.
  • Фабрика – это ролевая игра, участники которой (учащиеся разного возраста) создают разнообразные изделия на пользу своему коллективу, близким и далёким людям. Возможные виды изделий: наглядные пособия для первоклассников; сувениры-игрушки из природных материалов; новогодние украшения и елочные игрушки; кормушки-домики для птиц; оформления для праздников.

Познавательные дела

Роль познавательных КТД – формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам образования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у детей целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, любознательности, пытливости ума, творческого воображения.

  • Вечер веселых задач – несколько познавательных игр, переходящих одна в другую. Это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу.
  • Вечер-путешествие – познавательное обозрение, участники которого делятся своими знаниями и впечатлениями о той или иной стороне окружающей жизни. Отличительной чертой такого вечера является прием ролевой игры в путешествие, коллективное открытие мира в живой, увлекательной форме, развитие любознательности, пытливости ума, находчивости и творческого воображения. Варианты тем вечеров-путешествий: «Наш город», «По родной стране», «Вокруг света», «Удивительное рядом».
  • Город весёлых мастеров – ролевая игра, которая удовлетворяет и развивает интерес школьников к деятельности людей различных профессий. Город весёлых мастеров – это сотрудничество множества «учреждений», работающих и передающих свое искусство всем жителям и гостям города. Возможные профессии и учреждения: рабочие, изобретатели, конструкторы – особое конструкторское бюро, Академия наук; учителя, педагоги – детский сад, школа, университет; медики, биологи – институт продления жизни, поликлиника, биостанция; метеорологи – институт управления погодой; кулинары – фабрика-кухня; художники, скульпторы – дворец прекрасного.
  • Защита фантастических проектов – дело-обозрение, во время которого каждая группа демонстрирует подготовленный ею проект, который воплощает представление авторов об одной из сторон жизни в будущем. Примеры тем фантастических проектов: «Дом будущего», «Школа будущего», «Город будущего», «Транспорт будущего», «Медицина будущего», «Освоение Антарктиды», «Искусство будущего».
  • Пресс-бой – дело-обозрение, хорошее средство расширения политического кругозора, обмена общественными знаниями, воспитания интереса к политической жизни, к материалам прессы.
  • Пресс-конференция – познавательное творческое дело, организуемое в форме ролевой игры-беседы членов определенной делегации с представителями прессы. Воспитательное значение пресс-конференции – обмен знаниями, развитие любознательности, творческой фантазии, находчивости, помощь в выработке правильного отношения к историческим и текущим событиям.
  • Собрание-диспут – познавательное творческое дело, целью которого является поставить перед участниками жизненно важный, сложный, действительно спорный вопрос, выявить и сопоставить разные мнения, увлечь всех поиском правильного решения.
  • Устный журнал (альманах) – познавательное дело, которое представляет собой серию коротких выступлений (страничек) на различные темы окружающей жизни. Альманах дает возможность каждому члену коллектива делиться с товарищами своими знаниями, впечатлениями, интересами; способствует решению задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Возможные темы и жанры страничек журнала: «Что? Где? Когда?», «Новости», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Наш край», «Удивительное рядом», «Внимание, интересная книжка!».
  • Турнир знатоков – познавательное дело-обозрение, состязание между несколькими коллективами. Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным. Возможные профили состязаний: конкурс знатоков науки (например, математики или физики, химии или биологии), состязание знатоков родного края/города, конкурс знатоков искусства (музыки или живописи, поэзии или театра).

Художественные дела.

Художественные КТД самых разнообразных вариантов позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы людей, укрепляют тягу к духовной культуре, к искусству, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души, обогащают внутренний мир ребенка. Создавая и воплощая замысел художественных КТД, участники применяют (закрепляют, расширяют, углубляют) знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы, искусства, а также во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

  • Концерт-«молния» – игра, участники которой готовят за короткое время (не более 30 минут) импровизированные выступления по общей программе. Программа концерта-«молнии» составляется также экспромтом. В программу включаются несколько обязательных для каждой команды жанров: хоровое пение, танец, декламация, сценка, оригинальный жанр. Программа может  быть усложнена следующим образом – объединить все обязательные номера единой темой или сюжетом.
  • Кукольный театр – игра, которая заключается в подготовке и показе спектаклей для своего коллектива и окружающих людей.
  • Литературно-художественные конкурсы – коллективные дела, развивающие творческие способности каждого участника. Примерные виды конкурсов: на лучшую сказку, на лучший коллективный рисунок, на лучшее письмо далеким друзьям, на лучшую подпись под фотоснимком.
  • Турнир знатоков поэзии. Цель турнира – пробудить, удовлетворить и развить интерес к поэзии разных эпох, жанров, стилей; расширить литературный и жизненный кругозор; содействовать формированию эстетического вкуса, воспитанию нравственных чувств, развитию творческих способностей.
  • Эстафета-«ромашка» – игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задачи на импровизацию и по очереди их выполняют. Эстафета-«ромашка» – это непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора.  Эта игра – отличное средство сплочения классного коллектива, преодоления разобщенности старших и младших, объединения ребят и воспитателей на школьных вечерах.

Спортивные дела.

Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

  • Бой неуловимых – ролевая игра на местности, развивающая наблюдательность, сообразительность, ловкость, выдержку. Главное в этой игре – тактика. Чем она продуманнее, тем полнее и глубже раскроются смысл и цель игры.
  • Веселая спартакиада – несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры. Спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения.
  • Спартакиада народных игр. Участвуют классные коллективы, а также сводные коллективы (сверстников или разновозрастные). Примерные типы спартакиад: спартакиада русских народных игр (лапта, городки, бег на ходулях и т.д.), спартакиада игр братских народов, спартакиада народных игр какого-либо континента.
  • «Следопыты» – игра на местности с использованием туристских дорожных знаков, компасов, азбуки Морзе, творческих заданий поискового характера. Участники игры учатся ориентироваться по компасу, определять маршрут по дорожным знакам, расшифровывать задания, расширяют знания о природе. Игра воспитывает наблюдательность, умение действовать оперативно и сообща, развивает интерес к природе, творческие и организаторские способности.

Общественно-политические дела.

  • «День знаний». День знаний в честь начала учебного года – это увертюра школьной жизни, и оттого, как этот праздник организовать, зависит очень многое. Нужно сделать этот день праздником радости, подаренной старшими младшим, школе.
  • Новогодний праздник. В процессе коллективного творчества, руководимого педагогом, создается интересный для каждого общий замысел, проект праздника. Возможные формы проведения праздника: встреча Нового года в машине времени, новогодний калейдоскоп, праздничный десант в лесу.
  • День защитника Отечества. Возможные КТД: вечер инсценированной военной песни, школьный парад, пресс-конференция с выпускниками школы – курсантами морских, сухопутных и летных училищ, военный огонек, смотр строевой и физической подготовки старшеклассников, «Зарница».
  • Международный женский день. Возможные КТД: игра-путешествие по профессиям мам и бабушек, устный журнал в подарок мамам и бабушкам, путешествие в мир замечательных женщин. Очень важно, чтобы забота о женщинах, проявленная детьми во время праздника, стала повседневной.
  • День Победы. КТД в честь Дня Победы: операция «Рядом с нами», операция «Знамя Победы», «Письма Победы», «Вечера военной песни и поэзии», смотр рисунков «А мы с тобой войны не знали»

Организаторские дела.

  • Газета-«молния»  – особый тип газеты, содержит экстренное сообщение о важных событиях жизни коллектива. Участие в выпуске газеты-«молнии» развивает чувство ответственности за жизнь коллектива, учит сопоставлять и оценивать разные факты, выделять главное, действовать находчиво и оперативно в неожиданно возникающих сложных ситуациях.
  • «Живая газета». Представляет собой серию  коротких выступлений, авторы-исполнители которых сообщают о новостях жизни коллектива, дают оценку сделанному и раскрывают перспективы на будущее. Каждый номер «Живой газеты» носит боевой, мобилизующий, задорный характер.
  • Коллективное планирование – творческое организаторское дело, при котором каждый член коллектива участвует в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке плана таких дел.
  • Общий сбор – высший орган коллектива, обсуждающий и решающий важнейшие вопросы его жизни. Правильно организованный общий сбор – незаменимое средство взаимного воспитания и самовоспитания, в особенности развития чувства ответственности за общее дело, за свои личные действия и поступки.
  • Чередование творческих поручений (ЧТП) – один из приёмов коллективной организации жизни. Представляет собой серию нескольких постоянных дел, которые выполняются по очереди каждым первичным коллективом. Например, дежурные («вахтенные», «хозяева класса» и т.п.), санитары или «Айболиты», библиотекари или «Друзья книги», цветоводы или «Друзья природы», физорги, «затейники», «смекалистые» или «мудрейшие», «артисты», «журналисты», «тимуры».

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все - творчески, иначе - зачем!»

2.4. Стадии КТД. Приемы организации КТД.                                        

Организуя коллективную творческую деятельность, педагог (воспитатель) ставит задачи так, чтобы ребята сами «открывали» их, учились на собственном опыте. Необходимо сделать так, чтобы задача, поставленная педагогом, была привлекательна и понятна для детей, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. К формам коллективной творческой деятельности относятся КТД, различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.

Организация КТД включает шесть стадий (основных этапов):

  1. Предварительная работа.

На этом этапе необходимо определить место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, продумать способы реализации замысла, наметить действия, которые создадут у воспитанников соответствующий настрой.

  1. Коллективное планирование.

Планирование осуществляется на общем сборе коллектива («сбор-старт»). Во время коллективного планирования необходимо решить следующие задачи: выбрать направление деятельности, определить ее содержание, распределить обязанности между всеми участниками коллектива, установить сроки выполнения, решить, когда и как будут подводиться итоги. Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (Совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

  1. Коллективная подготовка дела.

Обычно это самая продолжительная стадия КТД. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, конкретизирует его, организует выполнение плана, поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. На данной стадии  роль педагога – не допустить открытого давления на детей, побуждать их к творческой, самостоятельной работе.

  1. Проведение КТД.

Стадия осуществления плана КТД. Кроме того, этап проведения КТД – это еще и подведение итогов подготовки к нему: школьники демонстрируют накопленный ими в процессе подготовки и планирования опыт. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыты сотрудничества и сотворчества. Задача педагога – сделать так, чтобы дети учились на собственных ошибках, радовались удачам.

  1. Коллективное подведение итогов.

На данном этапе участники КТД обсуждают положительные и отрицательные моменты подготовки и проведения дела, удачные находки и просчеты, которые выявились в процессе работы. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и педагоги. Главная задача коллективного подведения итогов, чтобы все участники КТД размышляли о приобретенном опыте, учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

  1. Последействие.

Данная стадия  заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщенный коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо не нарушать последовательность стадий КТД, опираться на опыт предшествующих дел. КТД является таковым только в том случае, если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога должно проявляться в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации, а не в активной управленческой деятельности.

Для решения поставленных задач на разных этапах КТД существуют приемы, которые учитывают специфику коллективной творческой деятельности.

  • Прием создания микрогрупп применяется на разных этапах КТД для решения конкретной творческой задачи или выполнения задания.
  • Отбор идей – когда из множества вариантов нужно выбрать наилучшие.
  • Защита идей. Каждая микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения поставленной задачи: аргументирует ее ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.
  • «Мозговой штурм». Обмениваясь индивидуальными мнениями, воспитанники ищут наилучшие пути решения задачи. При «мозговом штурме» важно создать «банк идей» (пакет возможных решений какой-либо проблемы).
  • Дискуссия. Выступления авторов, защищающих свои идеи, могут вызвать у других членов коллектива возражения, вопросы, замечания. В таком случае возникает дискуссия, в ходе которой вырабатывается окончательное решение, выбирается лучшая идея.

Глава 3. Методика группового дела по Н.Е.Щурковой.

 3.1. Групповое дело в работе педагога

Организация группового дела считается одной из самых эффективных форм работы учителя с учащимися. Групповая деятельность подразумевает, прежде всего, дело коллектива, состоящего из детей и действующего под руководством педагога. Всестороннее развитие личности можно с успехом осуществлять только в коллективе и через коллектив, что считается одной из главнейших закономерностей воспитания. Осмысливая значимость данной закономерности, следует иметь в виду два момента:

1) актуальной целью воспитания считается развитие личности в духе коллективизма, формирования у нее товарищеских качеств. Поставленная задача может быть достигнута лишь при условии, что ребенок  воспитывается в здоровом коллективе (в общественном и духовном отношении);

2) воспитание не может быть ограничено только индивидуальным воздействием педагога на каждого ученика. Оно непременно должно подкрепляться многоплановым воздействием коллектива, который не только обеспечивает свободу и безопасность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и художественно-эстетических взаимоотношений.

В следствие этого, в ходе педагогической работы нужно формировать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для многопланового становления личности каждого ребенка. Без такого коллектива сложно рассчитывать на высокие положительные результаты и эффективность воспитания.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм воспитательной работы характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности педагог также ставит задачи перед учащимися, но делает это аккуратно, ненавязчиво. Дети вроде бы сами определяют их и совместно со взрослыми и под их управлением создают что-то собственное, используя при этом ранее усвоенные знания и умения, а также приобретая новые. Основу группового дело составляет совместная работа всех членов коллектива – старших и младших, педагогов и воспитанников. Они вместе намечают, готовят, проводят и оценивают работу, применяя свои знания, умения и навыки на общую пользу. На любой стадии группового дела члены коллектива ведут поиск наилучших путей, методов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант. Воспитательная задача любого группового дела – это формирование стойких положительных отношений человека к себе и к окружающим.

Конечно, все содержание школьной жизни должно предоставлять ребенку возможности для духовного роста и развития. Но специально организованное групповое дело, в ходе которого проходят дискуссии, дебаты, выступления, диалоги выводят учеников на свободный выбор взглядов, мнений, оценок, идеалов. Это оказывается осуществимым только в том случае, когда педагог сам увлечен вопросами духовно-нравственной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием и участвует в совместной деятельности как один из участников.

Элементы духовной деятельности содержатся во всех видах и формах деятельности учащихся: и на уроке, и на перемене, и во время школьного завтрака в столовой, на прогулках, экскурсиях и т.д. Результатом духовной деятельности является мысль, переживание, идея, чувство.

3.2. Формы групповой деятельности.

Практика современной школы богата разнообразием ярких форм групповой деятельности. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает огромной силой влияния: оно создает сильнейшее эмоциональное поле, в котором ребенок приобретает опыт эмоциональных переживаний; концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего; в ходе групповой деятельности реальное взаимодействие ребенка с конкретным объектом окружающей действительности подкрепляется высокой степенью удовлетворенности в силу того, что для детей крайне важно общение, дружеские связи; в деятельности группы легко формируются умения взаимодействовать с людьми.

Все формы групповой деятельности объединяет нечто общее:

  • Они организуются при опоре на самые повседневные, обыденные предметы действительности как на воспитательное средство;
  • Организация и проведение групповых дел чрезвычайно просты и требуют минимальной подготовки, не нуждаются в максимуме физических и моральных сил. Но все они обеспечиваются профессиональными качествами педагога;
  • Методика их организации требует высокой психологической, эстетической, нравственной, гигиенической культуры.
  • Все многообразие групповых форм деятельности детей – это всегда духовное усилие школьника «здесь и сейчас».
  • Организуя групповое дело, педагог не может не учитывать индивидуальные (специфические) характеристики каждого ребенка в его восприятии мира.

Многие из предложенных форм групповых дел имеют игровую инструментовку или напрямую являются игрой. Это не случайно, поскольку потребность в игре никогда не исчезает у ребенка, представляет для него особую ценность как в плане общего развития, так и в плане подготовки к разным сферам жизни.

В гостях у муз.

Данную форму воспитательной работы рекомендуется использовать в первый школьный день. Это парад наук и искусств, яркий импровизированный спектакль, который даст детям хороший эмоциональный настрой, поможет маленькому ученику почувствовать школу родной, найти друзей, в том числе и среди старшеклассников, к которым можно обратиться за помощью. Активное деятельностное включение ребенка в школьную жизнь с первого дня пребывания могло бы значительно сократить адаптационный период, создать условия для мотивации обучения в школе.

Презентация мира.

Подобная форма групповой деятельности выступает фактором перевода предметного восприятия реальности в ценностное восприятие. Кроме того, она приобретает дополнительную функцию – быть формой диагностирования воспитанности учеников. Избирается любой предмет из окружающей действительности ребенка, задается вопрос о его роли в жизни человека, духовном предназначении, о личном отношении к данному предмету. Предметом презентации могут стать явления, события, факт, процесс.

Разброс мнений.

Это организованное поочередное высказывание участниками суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными по форме и содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует. Методическим ключом такого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение провоцирует мышление на нечаянное высказывание, которое рождается тут же в момент прочтения. При высоком уровне интеллекта школьников предметом дискуссии могут стать философские вопросы о жизни, о совести, счастье, времени, разуме и чувствах, духовном и материальном. Такая форма организации трудового дела очень удобна для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения.

Маскарад.

Маску надевают, чтобы обрести анонимность, присвоить себе чужое обличие; она освобождает от соображений престижа, условностей и обязанности соответствовать ожиданиям окружающих. Человек выбирает маску произвольно. Маска должна компенсировать то, чего личности, по её самооценке, не хватает и что ей (как ей кажется) нужно. Предлагаемая форма работы направлена на осмысление детьми социально-возрастных ролей человека, способствует формированию полоролевого поведения школьников путем усвоения социально-возрастных ролей человека определенного пола.

5 минут с искусством.


Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но эмоционально напряженных минут воспринимают одно или несколько произведений. Не производится ни анализа, ни оценок. Свободное общение и впечатление – без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении. Наилучшим методическим решением в данной ситуации является двойной художественный ряд (аудиовизуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения. В итоге дети получают сильные впечатления, а положительные эмоции вызывают интерес к искусству.

Приглашение к чаю.

В данной форме деятельности много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого пригласишь – о чем с ним хотел бы поговорить – что ему скажешь – что хотел бы услышать в ответ? В-третьих, момент преподнесения чашки – это знак симпатии, уважения, признания достоинств партнера. В-четвертых, чайная чашка пуста, а цель встречи – общение. В-пятых, музыкальное сопровождение, отражающее душевный настрой. Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы, следует найти мотивировку, нельзя никого обидеть своим выбором, нельзя грубо произнести приглашение. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, психологического раскрепощения детей.

Гостиная: поэтическая, музыкальная, театральная, спортивная…

Гостей принимают для общения и во имя общения. Каждый гость несет в себе свое прошлое, как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической – то, что определяет интерес к поэзии и так далее. Можно ввести театр-экспромт в содержание гостиной. Впрочем, творческая часть гостиной может быть составлена из простых концертных номеров. Гостиная – гибкая форма организованного общения.

Педагог, работающий с детьми, всегда создает новые формы групповой деятельности, часто не замечая и не осознавая, что он в постоянном творческом напряжении, преобразовывая формы работы с детьми то в деталях, то по сути. Заимствовать форму саму по себе без творческого переосмысления бессмысленно и даже вредно – негативные последствия непредсказуемы.  

Заключение.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что КТД и групповые дела являются важнейшими структурными компонентами процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Коллективные творческие и групповые дела должны быть способом всестороннего творческого сотрудничества. Область действия и содержания дел должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят в нашем обществе. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Данные воспитательные технологии позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

«Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?
Наша цель – счастье людей!
Мы победим – иначе быть не может!»

Список литературы.

1. И.П. Подласый. Педагогика. – М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996

2. Методика воспитательной работы. /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

3. И.П.Иванов. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989

4. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ М.: Просвещение 1990

5. Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995

6. Н.Е.Щуркова. Этика школьной жизни. – М.: Педагогическое общество России, 2000

7. Н.Е.Щуркова. Новое воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000

8. Н.Е.Щуркова. Собрание пёстрых дел. – Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1996

9. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М.: Академия, 2006        

10. Тишина Е. Воспитательная работа в школе. – Общение в коллективном деле, 2008