Главные вкладки

    Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
    учебно-методический материал на тему

    Нестеренко Нина Викторовна

    Выступление на городском конкурсе "Учитель года."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника

     «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                            они будут открывать это новое сами.

    Моя главная задача - помочь им раскрыться,

                            развить собственные идеи».

    И.Г.Песталоцци

    Немного предисловия

    Тибет.МонастырьСера.Обычный буддийский монастырь.  Какие-то строения непонятного предназначения — и вдруг попадаешь на центральную "площадь", то есть внутренний дворик, откуда слышатся крики, споры, смех и хлопки.Весь двор заполнен монахами, стоящими и сидящими парами или большими группами и… кричащими друг на друга!

    Монахи как будто ругаются. Потом вдруг смеются. Мало того, один из пары сидит, а второй стоит над ним и постоянно кричит  на сидящего. Сидящий может даже ничего не отвечать, а  уставиться в пространство, что-то изредка бормоча себе под нос. И постоянные хлопки в ладоши —Чем активнее спор, тем сильнее хлопки. И вот так человек сто, все кричат, хлопают, смеются, ссорятся… Они спорят,выражают свои мысли вслух,взаимодействуют в группах.

    Неожиданно всё смолкает, монахи садятся в круг и читают молитву. Затем, весело болтая, расходятся по своим делам.

    Каждый день, споря об учении, о словах Будды, они приходят к новому пониманию существования вещей в этом мире и самого мира.

    Понять и осознать этот мир можно только через личное понимание.

    Эта информация натолкнула меня на мысль: а что, если принципы такого обучения использовать в своей работе?

    Как развить в детях умение спорить, обсуждать и приходить к  конкретным решениям?

    Актуальность темы:

    Развитие  основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

    В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

    Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая  взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

    Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

    – возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

    – на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;

    – ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

    – возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

    –меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

    – учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

    Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной  учебного диалога.

    Организация групповой работы в начальной школе.

    Организую групповую работупостепенно.

    Обучение групповой форме начинается с первых дней пребывания ребенка в школе.  Применяю эту практику со 2 сентября, взяв за основу методику  Г.А.Цукермана «Введение в школьную жизнь».

     Распределяемся по группам(по желанию),придумываем название и эмблему своей группе, учим основные правила и понятия поведения в школе.

    Знаки «хор»-говорим и обсуждаем,

    знак «Я»-говорю один,

    знаки« + -» -как знаки одобрения или несогласия.

    Знак «Мы»-работаем в паре.

    В течении недели  группам предлагаются разные задания ,ребята учатся их обсуждать, контактировать друг с другом ,определяют ход решения, выбирают выступающего ,учатся обосновывать своё мнение.

    Это очень важный этап  моей работы-он существенно сглаживает страх пребывания первых дней ребёнка в школе,сдруживает ребят.Да и родители, у которых страх ,как выясняется, не меньше-включаются в процесс,ведь каждый день они должны выслушать ребёнка и записать впечатления с его слов.

      К концу недели подводятся итоги  организации учебного процесса и из собранных сочинений и впечатлений составляется коллективный альбом «Хроники 1Б».

    Это очень ценный материал,который помогает и мне самой проанализировать свои недостатки,

    При работе в группе я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы.  Мои комментарии  помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

      В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    - раздача дидактического материала;

    - планирование работы в группе;

    - индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

    - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

    - сообщение о результатах работы группы;

    - общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

    Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

    Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты ставлю так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, несидел спиной к доске, мог легкодотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы.

    Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачносформированы группы. Я занимаюсь подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников.

    Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые я ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые остаются без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, я ставлю  перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

    Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами.

    В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.

    «Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».

    Кооперативный тип взаимодействия - может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

    Конвейерный тип взаимодействия - между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

       В 1-2 классе делю детей на пары или тройки.  Помещаю  в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

    ·  чтец - читает вслух;

    ·  писарь - записывает что-то от лица группы;

    ·  спикер - у доски рассказывает, что решила группа;

    Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

    А теперь предлагаю вашему вниманию фрагмент урока технологии в 1 классе.

    Для тогочтобы работа в группах на уроках была плодотворной,  в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника.

     Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

    Например:

    • убедись, что в разговоре участвует каждый;
    • говорить спокойно и ясно;
    • говорить только по делу;
    • не говорить  всем сразу;
    • реагировать жестами и знаками;
    • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
    • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")

    Основные противопоказания при  проведении групповой работы:

    1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
    2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе.
    3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешить ему отсесть и работать самостоятельно.
    4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
    5. Нельзя требовать абсолютной тишины, во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

                 А теперь, я проведу небольшой мастер- класс.

       И в заключении хочу сказать:

    Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

    Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

    Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...

    Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

    Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....