Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
учебно-методический материал на тему

Нестеренко Нина Викторовна

Выступление на городском конкурсе "Учитель года."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                        они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

                        развить собственные идеи».

И.Г.Песталоцци

Немного предисловия

Тибет.МонастырьСера.Обычный буддийский монастырь.  Какие-то строения непонятного предназначения — и вдруг попадаешь на центральную "площадь", то есть внутренний дворик, откуда слышатся крики, споры, смех и хлопки.Весь двор заполнен монахами, стоящими и сидящими парами или большими группами и… кричащими друг на друга!

Монахи как будто ругаются. Потом вдруг смеются. Мало того, один из пары сидит, а второй стоит над ним и постоянно кричит  на сидящего. Сидящий может даже ничего не отвечать, а  уставиться в пространство, что-то изредка бормоча себе под нос. И постоянные хлопки в ладоши —Чем активнее спор, тем сильнее хлопки. И вот так человек сто, все кричат, хлопают, смеются, ссорятся… Они спорят,выражают свои мысли вслух,взаимодействуют в группах.

Неожиданно всё смолкает, монахи садятся в круг и читают молитву. Затем, весело болтая, расходятся по своим делам.

Каждый день, споря об учении, о словах Будды, они приходят к новому пониманию существования вещей в этом мире и самого мира.

Понять и осознать этот мир можно только через личное понимание.

Эта информация натолкнула меня на мысль: а что, если принципы такого обучения использовать в своей работе?

Как развить в детях умение спорить, обсуждать и приходить к  конкретным решениям?

Актуальность темы:

Развитие  основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая  взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

–меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной  учебного диалога.

Организация групповой работы в начальной школе.

Организую групповую работупостепенно.

Обучение групповой форме начинается с первых дней пребывания ребенка в школе.  Применяю эту практику со 2 сентября, взяв за основу методику  Г.А.Цукермана «Введение в школьную жизнь».

 Распределяемся по группам(по желанию),придумываем название и эмблему своей группе, учим основные правила и понятия поведения в школе.

Знаки «хор»-говорим и обсуждаем,

знак «Я»-говорю один,

знаки« + -» -как знаки одобрения или несогласия.

Знак «Мы»-работаем в паре.

В течении недели  группам предлагаются разные задания ,ребята учатся их обсуждать, контактировать друг с другом ,определяют ход решения, выбирают выступающего ,учатся обосновывать своё мнение.

Это очень важный этап  моей работы-он существенно сглаживает страх пребывания первых дней ребёнка в школе,сдруживает ребят.Да и родители, у которых страх ,как выясняется, не меньше-включаются в процесс,ведь каждый день они должны выслушать ребёнка и записать впечатления с его слов.

  К концу недели подводятся итоги  организации учебного процесса и из собранных сочинений и впечатлений составляется коллективный альбом «Хроники 1Б».

Это очень ценный материал,который помогает и мне самой проанализировать свои недостатки,

При работе в группе я объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы.  Мои комментарии  помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

  В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщение о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.

Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты ставлю так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, несидел спиной к доске, мог легкодотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы.

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачносформированы группы. Я занимаюсь подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые я ставлю в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые остаются без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, я ставлю  перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами.

В своей работе часто использую такие способы обучения в группе, как «мозговой штурм», кооперативный тип взаимодействия, конвейерный тип взаимодействия и способ по различным трудностям и проблемам, которые необходимо устранить.

«Мозговой штурм» - каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».

Кооперативный тип взаимодействия - может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

Конвейерный тип взаимодействия - между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

   В 1-2 классе делю детей на пары или тройки.  Помещаю  в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

·  чтец - читает вслух;

·  писарь - записывает что-то от лица группы;

·  спикер - у доски рассказывает, что решила группа;

Когда работа завершена, необходимо организовать обсуждение результата работы групп.

А теперь предлагаю вашему вниманию фрагмент урока технологии в 1 классе.

Для тогочтобы работа в группах на уроках была плодотворной,  в первую очередь, необходимо научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника.

 Кроме этого необходимо выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • говорить спокойно и ясно;
  • говорить только по делу;
  • не говорить  всем сразу;
  • реагировать жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  • обращаться друг к другу по имени. ("Саша, ты не сказал, что…")

Основные противопоказания при  проведении групповой работы:

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
  2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам, отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе.
  3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешить ему отсесть и работать самостоятельно.
  4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины, во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.

             А теперь, я проведу небольшой мастер- класс.

   И в заключении хочу сказать:

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.

Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Инновационный проект по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Из опыта раьоты по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...