Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
статья

Гаврилина Ольга Владимировна

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 22»

Мастер-класс

«Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников».

Гаврилина Ольга Владимировна, учитель начальных классов.

        Что является условием для успешного развития ребенка? Как возникает учебная самостоятельность школьников? Как организовать начальное обучение, обеспечивающее развитие умения учиться? Как организовать дифференцированное обучение? Эти вопросы встали передо мной на первом этапе изучения проблемы.

        Научить ребенка учиться – это значит сформировать у него учебную деятельность. Л.С. Выготский говорил, что только через других, через общение с другими людьми, мы становимся самими собой. Можно сказать, что только после того, как ребенок сможет учить других, он сможет научить себя. А чтобы учить другого, с ним нужно общаться по поводу совместных действий и учебного материала. Эти  возможности реализуются через групповые формы работы: парную, групповую, индивидуальную.

Цель которой является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи: активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; развитие умений успешного общения; совершенствование межличностных отношений в классе.

Преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни; действенное общение; умение слушать; умение стать на точку зрения другого; умение разрешать конфликты; умение работать сообща для достижения общей цели. И как следствие, улучшается академическая успеваемость; воспитывается самоуважение; укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; появляется возможность избежать негативных сторон соревнований; учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи. Групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Эффективность ее во многом зависит от усилий и мастерства педагога. Групповой работе сначала надо научить детей, а для этого требуется много времени и усилий, особых умений. При не обдуманном комплектовании групп могут возникать конфликты, некоторые ученики,  оставаясь пассивными, пользуются результатами других ребят. Дополнительные сложности создают ученики желающие работать в одиночестве. Поэтому в первом классе  проводится диагностика «Уровень общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Оценка самоконтроля в общении» (тест М. Спайдера), «Степень развития умения слушать»,  на предмет уровня общительности.

        Техника организации групповой формы обучения складывается из нескольких моментов.

Первый из них – организация групп. Разделение класса на группы - важный момент в организации работы. Способов существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. Выделяют следующие варианты комплектования групп:

- По желанию.

- Формальным (случайным образом) способом. По воле случая дети, которые не взаимодействуют между собой, либо конфликтуют, могут попасть в одну группу, что способствует выработке навыка приспособления к различным партнерам и условиям деятельности. Этот метод хорош для формирования у детей навыка сотрудничества. Задача педагога проследить и не дать разгореться межличностным конфликтам.

- По определенному признаку: по цвету глаз, по первой букве имени, по времени года рождения, по выбору карточек определенного цвета и т.п.

- По выбору «лидера», которого назначает учитель. «Лидер» формирует группу. Практика доказывает, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата, однако на начальном этапе группового обучения отбор может быть по принципу личных симпатий, дружбы.

- По выбору педагога, для решения определенных педагогических задач.

        Количество участников группы зависит от возраста и решаемых задач. Оптимальное для младших школьников – 4 или 5 человек. Объединять детей в группы нужно с учетом их личных склонностей. Замечено, что слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Если ребенок не хочет работать в группе, принуждать нельзя. Для срабатывания групп нужно 3-5 занятий.

        Второй момент организации – принятие обучающимися правил групповой деятельности. Правила должны выполняться всеми участниками.

        Третий – назначение каждому ученику своей роли.

        Четвертый – распределение заданий.

        Пятый – выделение типов и форм группового обучения.

        Шестой – оценивание. При оценки работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие качества.

        Групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в 1 – 2 классах, не более 20 – 30 минут в 3 – 4 классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, дети должны обмениваться мнениями; нельзя наказывать лишением права участвовать в совместной деятельности.

        В обучении с первых уроков организую знакомство  детей с работой в парах и малых группах. Такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому акцентирую внимание на формах взаимодействия, ввожу речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т.д., по-настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух – трех ошибок. Разбираю не содержательные ошибки, а ход взаимодействия.

        Второго сентября провожу занятие по теме: «Парная форма работы». Ставлю цели: ввести правило «Мы готовы»; обучать работе в паре; развивать речь, внимание, согласованность действий.

Оборудование: мяч, для детей на листах нарисованы круги диаметром 10см, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Беседа о работе в парах. Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Как вы понимаете? На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Пара – это два человека, сидящие за одной партой. При совместном выполнении задания вы поворачиваетесь лицом друг к другу, смотрите в глаза, обращаетесь по имени, задаете вопросы и отвечаете вежливо, например: «Таня, ты не возражаешь…», «Ты согласна со мной…», «Почему ты так думаешь», и т. д. (Учитель демонстрирует в паре с подготовленным учеником).

  1. Актуализация знаний.

Рисование мячиков. Введение знака «Мы готовы!». Ученики дорисовывают необходимые линии, превращая  круги в мячики. Обмениваются работами друг с другом, сравнивают с образцом; закончив работу, демонстрируют жест «Мы готовы!».

  1. Физминутка.

Игра «Зеркало». Каждая пара поворачивается лицом друг к другу. Один из партнеров показывает любое движение, а другой – повторяет. По сигналу учителя меняются ролями.

  1. Открытие нового знания.

Раскрашивание мячиков так, чтобы они были совершенно одинаковыми. Вначале дети обсуждают, договариваются о выполнении, при этом стараются говорить тихо и вежливо. Жест «Мы готовы!».

  1. Первичное закрепление.

Игра «Я знаю пять названий…». Учитель вместе с одним из учеников показывает игру, бросают друг другу мяч, произнося слова: «Я! Знаю! Пять! Имен! Девочек! Катя! Раз! и т. д.». ученики в парах вместо бросков закрывают ладонью рисунок мяча.

  1. Рефлексия, оценка обучающимися своих действий и учителя.  

        Фрагмент урока литературного чтения в УМК «Перспективная начальная школа». Тема «Доброе слово». Текст. Предложение и слово.

На доске модели слова и предложения.

        - Мы сегодня будем сотрудничать, чтобы у всех получилось хорошо. (Приглашаю к доске Катю, чтобы дать образец работы в паре).-  Нам надо определить, какой у нас урок: повторения уже изученного или открытия нового знания, тогда мы определим цели урока. - Ты, Катя, уже посмотрела в «Азбуке» страницу для сегодняшнего урока? Я посмотрела и подумала, что все модели, которые есть на этой странице, мы вчера выучили. Вот эти модели на доске – мы знаем, как они называются и используются. – Ты как думаешь? Ты согласна? Ты мне веришь или проверишь по учебнику? Покажи классу, как ты проверила. Учитель помогает ученице рассмотреть соответствующие модели на странице (страница на слайде), а также найти модели, которые не известны. Неизвестные модели до сегодняшнего дня вынимаются из конверта (Модель текста с заглавием и обозначением слова, слова – предмета). – А теперь, Катя, ты по-прежнему согласна с моим мнением? (Ученица приходит к другому мнению:  урок – открытия нового знания) Учитель и ученица показывают жест «Мы готовы!». Вывод: сначала у каждого было свое мнение, мы обсудили, убедили друг друга, теперь у нас общее мнение.

Далее ребята рассматривают рисунок, высказывают в парах свои версии, о чем может рассказать текст. Кто пришел к единому мнению, демонстрируют жест «Мы готовы!».

Учитель постоянно акцентирует внимание детей на совместное выполнение, обсуждение.

        В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. На это требуются от учителя терпение и кропотливая работа.

        Моя исследовательская и практическая работа изменила отношение к подготовке отдельного урока. С использованием группового обучения деятельность обучающихся приобрела неоспоримые плюсы: психологический комфорт в общении, создание творческого характера мышления в работе, возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к окружающим, возможность открыто помогать друг другу, сплочение коллектива, учитель – партнер, координатор, анализ ошибок и осознания границ своего незнания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...

Статья "Работа в парах как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"

Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационн...