Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Морозова Светлана Васильевна

В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа  № 35» г. Тамбова

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Формирование коммуникативных умений

на  уроках литературного чтения»

(педсовет)

                                                     Морозова С.В.,  

                                                                           учитель начальных классов

2015 год

Коммуникативные умения – способы выполнения каких – либо речевых действий, от которых зависит готовность человека  к общению.
         Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой  передаётся информация  и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке  особое внимание я уделяю формированию коммуникативных умений.

Основные формы учебной коммуникации

Выступление с готовой  речью

Рассказ

Пересказ

Ответы  на вопросы

Дискуссия

Беседа в парах, группах

Беседа учителя и ученика

Ролевая игра

Существенное значение для формирования коммуникативных умений, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных умений на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Я стараюсь строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые. Для формирования коммуникативных умений я выбрала организацию учебно-воспитательного процесса на основе деятельностного подхода.  Цель моих уроков  на основе деятельностного подхода к обучению: формирование способности к самоучению, саморазвитию, воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.

Основным критерием сформированности коммуникативных умений можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

•        желание вступать в контакт с окружающими;

•        знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

•        умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

•        умение решать конфликтные ситуации;

•        умение работать в группе.

Используя данные упражнения в системе,  я формирую у учащихся коммуникативные умения. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие  все дети класса. Мои ученики с желанием работают в группах. К концу 3 класса дети формулируют  свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся  выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.

В заключение дам рекомендации, которыми руководствуюсь при формировании коммуникативных  компетенций на уроках литературного чтения: 

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос при затруднениях задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого некоторое время вначале вы будете причислять дополнительный балл.

4. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу («Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?» и т.д.), переспрашивать, уточнять.

5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

6. Постарайтесь  создавать  на уроке  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе.

7. Используйте на уроках  коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельностный подход, работу в парах, группах.

8. Организовывая групповую работу или в работу парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

9. Проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

Использование в процессе работы практических рекомендаций способствует формированию  коммуникативных умений у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....

« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

         Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Представлен материал из обобщения опыта работы по данной теме, в котром содержатся цели и задачи, методы, способы, приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе....