Почему нельзя обижать животных (по произведению М.М. Пришвина «Ребята и утята»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кривелева Людмила Геннадьевна

Урок литературного чтения во 2 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyata_i_utyata.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе

Автор: Кривелева Людмила Геннадьевна

Тема. Почему нельзя обижать животных (по произведению М.М. Пришвина «Ребята и утята»)

Цель: через работу с произведением на уроке способствовать правильному пониманию и осознанию воспитательного значения текста.

Задачи: воспитательная: продолжить воспитание любви к животным, интереса к чтению; развивающая: продолжить развитие устной речи, произвольной памяти, мышления; образовательная: продолжить формирование навыков чтения, обучать работе с текстом, анализу прочитанного произведения.

Оборудование: тексты для чтения, картинка с изображением утки чирка-свистунка, рисунки утят, слова для пирамидки трудных слов, портрет М.М. Пришвина, компьютер, диск с записью голоса чирка-свистунка

Ход урока.

1. Организационный момент

- Вы готовы все к уроку?

- У нас было много сроку, мы готовы все к уроку!

- Настроение каково?

- Во!

2. Введение в тему

- Сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся еще с одним произведением Михаила Михайловича Пришвина. Давайте прочтем его название. (Читают название на доске «Ребята и утята»)

- Похожи эти слова? Чем? Что они обозначают? (детенышей)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (предположения детей)

- Посмотрите на иллюстрацию, может она поможет догадаться? (показ иллюстрации и новые предположения детей)

- А сейчас я открою два слова на доске (открываю слова нельзя, обижать)

нельзя

обижать

- Кто кого может обидеть? (открываю слово животных)

нельзя

обижать

животных?

- Это произведение поможет нам сегодня разобраться и ответить на вопрос – почему нельзя обижать животных (открываю слово почему)

Почему

нельзя

обижать

животных?

- Наша цель, ребята, правильно понять, зачем автор написал для нас это произведение, и сделать выводы. Для этого мы должны: внимательно слушать, хорошо работать на уроке, не отвлекаться.

3. Работа над темой урока

а) Выразительное чтение произведения учителем.

б) Беседа по восприятию.

- Понравилось вам произведение? Захотелось ли перечитать его, чтобы глубже понять смысл?

в) Подготовка к чтению.

- Прежде чем приступить к чтению, почитаем пирамидку трудных слов, которые встретятся нам в тексте. Для чего, ребята? (чтобы не «запинаться об них» при чтении)

  • чтение пирамидки трудных слов - сверху вниз, снизу вверх, с разной скоростью, интонацией.

спала

версты

зашвыряли

запыленные

перелётывала

в величайшем

путешествовать

чирок-свистунок

  • рассказ об уточке

- Уточка чирок-свистунок одна из маленьких уточек в мире, её вес 400-500 граммов. (открыть картинку). Голосок у неё похож на свист. Её утята с первых дней жизни уже умеют хорошо бегать и отлично плавать.

Прослушивание голоса уточки чирка - свистунка

г) Чтение произведения учащимися, сопровождаемое словарной работой и частичным анализом.

- Мы будем читать с остановками, поэтому вооружитесь карандашами, чтобы делать пометки

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. (Что значит, ребята, решилась наконец-то?)

Весной это озеро далеко разливалось, и место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. (Что узнали из этого предложения? Что означает выражение «версты за три»?

Верста – старая русская мера длины чуть больше километра. Три версты – три километра. Автор хотел показать, что расстояние от гнезда до озера было большим.)

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. (Что узнали из этого предложения?).

И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперёд. (Давайте попробуем изобразить как шли утята с матерью)

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. (Что значит зашвыряли?)

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. (Что такое волнение? Волнение – сильная тревога, душевное беспокойство. А что автор хотел показать, употребив слово величайшее? Правильно хотел усилить значение этого слова, показать, что волнение матери было очень сильным. Какие еще чувства мамы спрятались за этими словами?) 

Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл. (Давайте закроем глаза и на одно мгновение представим себе, что могло произойти с утятами и их матерью, если бы не подошел автор?)

- Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

- Пустим. ( Почему автор строго спросил ребят? ему не понравилось увиденное. Почему струсили ребята?

- Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито.- Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

- А вон сидит! – хором ответили ребята. И указали мне на холмик, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. (Почему автору пришлось приказывать? А чему они обрадовались? они были растеряны и не знали, что делать.

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем и поищем утят в классе. Каждый должен найти одного  утенка и встать к доске. А теперь прикрепим утят около мамы. Дети около уточки прикрепляют найденных утят.

 

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По своему она им что-то быстро сказала и побежала к полю. За ней побежали утята – пять штук. (Давайте проследим, как вела себя мама. Все это время она сильно волновалась, а когда ей вернули утят она, как и любая другая мать бросилась спасать своих детенышей. Обратите внимание, ребята, до происшествия, когда утята только шли к озеру, где шла мать? позади, чтобы видеть надвигающуюся опасность. А сейчас почему она встала вперед? чтобы быстрее убежать)

Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

- Счастливый путь, утята!

Ребята надо мной засмеялись. (Я думаю ребята засмеялись от того, что не поняли почему автор пожелал им счастливого пути, а вы поняли, ребята? чтобы они благополучно добрались до озера)

- Что вы смеётесь, глупыши? – сказал я. – Думаете так легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания!». (Зачем автор попросил снять шапки? Перед кем снимают шапки? кого уважают.)

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

- До свидания, утята! (Зачем мальчики использовали шапки в начале произведения? чтобы ловить утят. А в конце? чтобы выразив уважение попрощаться)

д) Физкультминутка

Вы мои ребятки, серые утятки

Спиночки пригните, головки наклоните

И чуточку поспите.

…………………….

Ну, утята, хватит спать

Урок пора нам продолжать!

е) Анализ произведения

- Каким можно назвать поступок детей?

- Что можете сказать о ребятах? Какие они? (невоспитанные, плохие, жестокие, неразумные, глупые, несмышленые)

- Легко ли обидеть животного? Любого? Попробуйте тигра или медведя обидеть. Обидеть легче маленького и беззащитного.

- Давайте попробуем разобраться, а почему так получается, почему человек обижает животных? (плохо воспитывали, не понимает, что делает больно, думает только о себе, ради забавы, нет чувства сострадания)

- А почему ребята обижали утят?

- Как вы думаете, они поняли, что поступили неправильно? Могут ли они исправиться или у них уже все потеряно?

- А какова роль автора в этом произведении? (он спас утят, убедил мальчиков, что они не правы)

- Чему научил рассказ?

- Так почему же нельзя обижать животных? (это жестоко, бесчеловечно, неразумно…)

4. Вывод. Обобщение. Еще, ребята, рассказ учит тому, что если вдруг вы увидите жестокое обращение с животными и если это будет в ваших силах, не проходите мимо, возможно от вас зависит дальнейшая судьба животных. И если вы с детства будете любить и защищать животных, вы вырастите добрыми и порядочными людьми.

5. Итог урока.

- Сейчас мы рассмотрели, чему научил нас рассказ.

- А какие новые знания вам открыл наш урок? Что нового вы узнали? О чем пишет Михаил Михайлович Пришвин?

6. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Мне очень понравилось, как вы работали, молодцы!

7. Окончание урока.

- Вам понравился урок? Настроение каково?

-Во!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока: Образовательная: познакомить  уч-ся с новым произведением М.Пришвина.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять п...

Урок чтения. М.М.Пришвин "Ребята и утята"

На этом уроке проводится очень интересная  творческая работа  в парах....

Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...

М.Пришвин "Ребята и утята"

Может использоваться перед изучением произведения "Ребята  утята"....

Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята"....

Знакомство с произведением М.М. Пришвина "Ребята и утята"

Данный урок знакомит обучающихся с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята",воспитывает любовь ко всему живому,стремление оберегать природу и его обитателей....

Тест по литературному чтению по произведению М.М. Пришвина "Ребята и утята" 2 класс

Тест можно использовать на уроке для проверки усвоения содержания прочитанного произведения....