К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Вот с таким настроением мы начинаем наш урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок ( учитель: Метельникова О. Н., 3 «Б» класс)
5.02.2014 год.
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)
Цель урока:
создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работу с художественным текстом.
Задачи урока:
образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие: развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-воспринимать на слух текст в исполнении учителя;
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-соотносить пословицу с темой урока;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализаровать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», карточка для работы в парах и в группах, учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технология: использование элементов технологии критического мышления и элементы Дальтон технологии.
Приемы: «Веришь ли ты…?», «Чтение суммирование в парах», «Мозговой штурм», «Синквейт»
Ход урока
- Орг.момент.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
- Речевая разминка
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
И – под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?
- Да, зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется.
- Прочитайте загадку, отгадайте ее.
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это….( ворона)
-С вопросительной интонацией.
-с восклицательной интонацией.
-с ускорением .
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?
3. Сообщение целей урока:
- Почему мы читаем о воробье и вороне?
- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведение К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей».
Эпиграф: - ««На добрый привет - благодарный ответ». ».
- Как понимаете?
Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока составить характеристики героев произведения – воробья, Маши и вороны.
- Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)
1ряд. – с.12-16
2ряд. – 16-19
3 ряд. – 19-23.
- Работа по теме урока.
- Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.
- «Бросок - засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)
- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?
- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?
- Кто из героев предстает перед нами первым?
- С кем жила Маша?
- Физминутка (проводят сами дети)
- Работа по содержанию текста.
Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)
В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, (что казалось, все спит кругом) ________________________________: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё сильнее белел от снега. Не спали только ( Мама, отопление и зима.) _______________________________ . Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима всё ( сыпала и сыпала с неба тихий снег) _______________________________. Он летел мимо фонарей и ложился на землю.
И было непонятно, как с такого ( чёрного неба ) ________________ может слетать такой (белый снег) __________________________. И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине (красные большие) __________________ цветы. Но непонятнее всего была (седая) ___________ ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая на Машу.
Проверка.
Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей, и ворона)
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.
Характеристика Маше, подтверждая каждое качество выборочным чтением: Маша – добрая, любознательная, впечатлительная.
(работа в группах)
- Составление характеристика главного героя
Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.
Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».
2. – Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)
– Сначала дадим характеристику вороне: какая она? Что про нее говорят?
– Что вызывает она у Маши?
(Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.)
– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).
– А какие отношения у Маши с воробьем?
(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)
– Расскажите, что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома?
3. Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне?
Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы:
– Кем был Машин отец?
Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».
– Что можем сказать про ее маму?
Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».
Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.
4. – Что является главным чудом в рассказе?
( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. _
– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?
(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)
5. Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (выборочное чтение) с.20
6. Свободные высказывания.
- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.
Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.
- Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.
Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)
1 ряд ( с.16-17)
На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).
2 ряд (с. 17-18.)
Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).
3 ряд (с. 18-19. и 22-23)
Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).
Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)
_ Я предлагаю вам сочинить синквейн.
Воробей, ворона, Маша. ( По рядам)
Творческая работа. Составление синквейна .
(Воробей.
Взъерошенный, голодный.
Прилетел, подрался, помог.
отблагодарил девочку за её заботу.
Молодец!)
VII. Рефлексия. Итог.
- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?
- Зачем написано это произведение? Чему оно нас научило? (Доброте. Милиционер подобрал воробья. Маша выходила его, спасла. Воробей отблагодарил Машу. Забота о птицах).
- На стр.23 мама сказала такие слова : «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».
Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение.
– Давайте еще раз вспомним: какая мечта была Машиной мамы?
Мама мечтала танцевать Золушку.
–Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – Вальс «Полночь» из балета «Золушка».
– О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?
VIII. Домашнее задание
Краткий пересказ этой сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-39591-1387470043.jpg)
Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"
Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....
Самостоятельная работа по литературному чтению.3 класс.К.Паустовский "Растрепанный воробей".
Данная работа позволяет проверить учителю знание и понимание содержания текста....
К.Г.Паустовский Растрепанный воробей 3 класс
Предметные: познакомятся с произведением К.Г.Паустовского; научатся осознанног читать текст художественного произведения "про себя"; делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать,...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-540007-1634735157.jpg)
Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 1.
Первый урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/20/picture-540007-1634735157.jpg)
Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 2.
Второй урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...