К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Метельникова Ольга Николаевна

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

         Вот с таким настроением мы начинаем наш урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок ( учитель: Метельникова О. Н., 3 «Б» класс)

5.02.2014 год.

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)

Цель урока:

создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работу с художественным текстом.

Задачи урока:

образовательные: продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.

развивающие:  развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать  нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

-воспринимать на слух текст в исполнении учителя;

-осмысленно правильно читать;

-отвечать на вопросы;

-соотносить пословицу с темой урока;

-давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализаровать, сравнивать характеристика героев и их поступка.

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать свою точку зрения на события;

-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрация вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, аудиозапись музыки С. Прокофьева к балету «Золушка», карточка для работы в парах и в группах, учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технология:   использование  элементов технологии критического мышления и элементы Дальтон технологии.

Приемы: «Веришь ли ты…?», «Чтение суммирование в парах»,  «Мозговой штурм», «Синквейт»

Ход урока

  1. Орг.момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

         Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

  1. Речевая разминка

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Как заметит подводу с поклажей, 
И – под крыши бросается к ней! 
И дрожит он над зёрнышком бедным, 
И летит к чердаку своему. 
А гляди, не становится вредным 
Оттого, что так трудно ему… 

Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?

- Да,  зимой воробьям приходится особенно «туго». Они питаются тем, чем придется.

- Прочитайте загадку, отгадайте ее. 
Окраской - сероватая, 
Повадкой – вороватая, 
Крикунья хрипловатая – 
Известная персона. 


Это….( ворона) 

-С вопросительной интонацией.

-с восклицательной интонацией.
-с ускорением .
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне? 

3. Сообщение целей урока:

- Почему мы читаем о воробье и вороне?

- Да, действительно, сегодня на уроке  мы продолжим работу над произведение    К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей». 

Эпиграф: - ««На добрый привет  - благодарный ответ». ».

           -  Как понимаете?

            Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той   обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока  составить характеристики  героев произведения – воробья, Маши и вороны.

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)

1ряд. – с.12-16

2ряд. – 16-19

3 ряд. – 19-23.

  1. Работа по теме урока.
  •         Чтение «Буксир» (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели «поймать» темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)  

      - Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

  • «Бросок - засечка» (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове «бросок» дети начинают читать про себя. При слове «засечка» - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове «бросок» ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько  раз.)

     - Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

    - А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

- Кто из героев предстает перед нами первым?

- С кем жила Маша?

  1. Физминутка (проводят сами дети)
  2. Работа  по содержанию   текста.

Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его  и вписать в ваши листочки  пропущенные слова и словосочетания в  предложения. (Работа в парах)

        В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо,  (что казалось, все спит кругом) ________________________________: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и всё  сильнее белел от снега. Не спали только    ( Мама, отопление и зима.) _______________________________ .   Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою тёплую песню, а зима  всё ( сыпала и сыпала с неба тихий снег) _______________________________.  Он летел мимо фонарей и ложился на землю.

        И было непонятно, как с такого ( чёрного неба ) ________________   может слетать такой  (белый снег) __________________________.  И ещё было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине (красные большие)  __________________  цветы. Но непонятнее всего была (седая) ___________  ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая на Машу.

Проверка.

Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей, и ворона)

Давайте попробуем  охарактеризовать каждого из этих  героев.

Характеристика Маше, подтверждая каждое качество выборочным чтением:  Маша – добрая, любознательная, впечатлительная.

(работа в группах)

  1. Составление характеристика главного героя

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».

 Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона…». Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».

2. – Переходим к птицам. Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? (короткий пересказ некоторых эпизодов текста)

– Сначала дадим характеристику  вороне: какая она? Что про нее говорят?

– Что вызывает она у Маши?

(Ворона вызывает у Маши большой интерес. Она кажется девочке непонятной,  загадочной. Маша, вместе с Петровной, часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной, когда никого нет в комнате. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна, «… непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу». Затем Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку». Этот эксперимент заканчивается большой неприятностью: похищен мамин стеклянный букетик, подарок отца.)

– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он  ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).

– А какие отношения у Маши с воробьем?

(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

–  Расскажите, что случилось с Пашкой, и как он оказался у Маши дома?

3. Что известно нам о ее семье: о маме, папе и няне Петровне?

Учащиеся еще раз внимательно просматривают текст и отвечают на вопросы:

 Кем был Машин отец?

Машин отец был моряком, что потом  «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».

– Что можем сказать про ее маму?

Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

4. – Что является главным чудом в рассказе?

        ( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни.  _

– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)

         

   5. Беседа с сопровождением выборочного текста.

- Что предпринял Пашка, узнав о воровстве вороны? Найдите в тексте описание нападения воробьев на жилище вороны? (выборочное чтение) с.20

6. Свободные высказывания.

- Подумайте, что изменилось бы, если из произведения вдруг исчез этот эпизод. Поделитесь своими мыслями.

Чтобы так отчаянно сражаться, необходимо обладать определёнными чертами характера.

  • Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать в ваши листочки  пропущенные слова и словосочетания в  предложения. (Работа по рядам)

1 ряд ( с.16-17)

       На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза,  (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

                 2 ряд    (с. 17-18.)

       Пашку подобрал (милиционер). «Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода).  Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень).  Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

                 3 ряд  (с. 18-19. и 22-23)

        Пашка каждый день прилетал к Машиному окну и соображал, (чем  бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал  ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде «букетик мамы» Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)

_ Я предлагаю вам сочинить синквейн.

Воробей, ворона, Маша.   ( По рядам) 

Творческая работа. Составление синквейна .
(Воробей. 
Взъерошенный, голодный. 
Прилетел, подрался, помог.
отблагодарил  девочку за её заботу. 
Молодец!) 

VII. Рефлексия. Итог.

- Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения и работы над ним?

- Зачем написано это произведение? Чему оно нас научило? (Доброте. Милиционер подобрал воробья. Маша выходила его, спасла. Воробей отблагодарил Машу. Забота о птицах).

- На стр.23 мама сказала такие слова : «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут».

Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки? Выскажите своё мнение. 

– Давайте еще раз вспомним: какая мечта была Машиной мамы?

Мама мечтала танцевать Золушку.

–Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – Вальс «Полночь» из балета «Золушка».

 – О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?

VIII. Домашнее задание

 Краткий пересказ этой сказки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс УМК " Школа России"по теме К.Г. Паустовский " Растрепанный воробей"

Урок содержит мультимедийную презентацию. Был разработан и дан на конкурсе " Учитель года" и заслужил высокую оценку жюри....

Самостоятельная работа по литературному чтению.3 класс.К.Паустовский "Растрепанный воробей".

Данная работа позволяет проверить учителю знание и понимание содержания текста....

К.Г.Паустовский Растрепанный воробей 3 класс

Предметные: познакомятся с произведением К.Г.Паустовского; научатся осознанног читать текст художественного произведения "про себя"; делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать,...

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 1.

Первый урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 2.

Второй урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...