Театрализованная постановка по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Литовкина Наталья Васильевна

Драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Сущность данного приёма заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного самим ребёнком через использование мимики, жестов, интонации, позы, т.е. через использование всевозможных средств выразительности, через актёрскую игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_postanovka.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

        Дети и взрослые входят в зал по билетам. Звенят 3 звонка. Звучит вступление к сказке "Золотой петушок", занавес закрыт. После крика петушка, с равных сторон встречаются 2 скомороха.

1 скоморох: Здорово, Тарас!

2 скоморох: Здорово, Федот! (смотрят вокруг)

Вместе: А кругом честной народ! (с поклоном) Здравствуйте, люди добрые!

1 скоморох: Я - скоморох Тарас, песни петь горазд!

2 скоморох: А я – скоморох Федот, сказку сказать готов!

Вместе: А хотите ли вы сказку послушать?

1 скоморох: Уж по свету я похаживал, много знавал, много видал! И вам сейчас поведаю! (открывается занавес)

Девицы играют в жмурки. Выходит Бабариха.

Бабариха: Ах, негодницы! Работа стоит, а они в жмурки играют! (берет ведра с коромыслом, уходит)

I картина «Три девицы»

(Девицы усаживаются на лавочку, прядут и поют!)

Песня «Прялица» М.Парцхаладзе (сольное пение)

1 девица: Кабы я была царица, то на весь крещенный мир.

                 Приготовила б я пир !

2 Девица: Кабы я была царица, то не весь бы мир одна

                 Наткала я полотна.

3 девица: Кабы я была царица, я б для батюшки царя

                 Родила богатыря. (девицы ухмыляются, шепчутся, хихикают)

(Входит Царь)

Царь: Здравствуй, красная девица, будь царица,

          И роди богатыря мне к исходу сентября.

          Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы.

          Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой:

          Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

(Царь берет под руку невесту. сестры с гордом видом сопровождают их!)

Под музыку Царь проходят по всему залу и уходят.

1 скоморох: Царь ушел в поход, а царица родила сына.

2 скоморох: А ткачиха с поварихой сообщили царю, что она родила не

                     мышонка, не лягушку, а неведому зверушку.

1 скоморох: Посадили царицу с сыном в бочку и бросили в океан.

II картина «Море»

Звучит шум моря, свет гаснет, освещает звезды на небе. По морю (из ткани) плывет бочка, 4-6 девочек – волны. На дальнем плане стоит ширма с теневым театром, идет изображение корабля, плывущего по морю. Из за ширмы появляется бочка. Бочка останавливается у края ширмы, слышен голос Гвидона.

Гвидон: Ты, волна моя. волна! Ты морские камни точишь,

               Подымаешь корабли- не губи ты нашу душу,

               Выплесни ты нас на сушу.

1 скоморох:: И послушалась волна: тут же на берег она

                      Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

2 скоморох: Сын на ножки поднялся, в дно головкой уперся,

                      Поднатужился немножко, вышеб дно и вышел вон.

На фоне шума моря, выходят Гвидон с матерью.

Гвидон: Море синее кругом (удивляется) 

              Дуб зеленый над холмом.

              Добрый ужин был бы нам, однако, нужен.(подходит к дубу, делает лук)

Мать: Ты пойди на край долины у моря искать дичины.

(Мать машет Гвидону, расстил. платок, садится, дремлет. Гвидон идет. Звучит тревожная музыка.)

Сцена битвы Лебедя и Коршуна. 

(под конец Гвидон пускает стрелу в коршуна, он улетает.)

Лебедь: Ты, Царевич, мой спаситель, мой, могучий избавитель,

               Не тужи, что за меня есть не будешь ты 3 дня,

               Что стрела пропала в море. Это горе все - не горе.

               Отплачу тебе добром, сослужу тебе потом:

               Ты не лебедь ведь избавил: девицу в живых оставил,

               Ты не коршуна убил, чародея подстрелил.

               В век тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду,

               А теперь ты воротись, не горюй, и спать ложись.

(Лебедь улетает, а Гвидон идет к матери и ложиться спать)

Свет гаснет.

Танец "Звездочки и месяц"

 (музыка пробуждения – открывается вид города)

III  картина "Царство Гвидона"

Мать: Посмотри, город большой, стены с частыми зубцами,

           И за белыми стенами блещут маковки церквей.

Гвидон: То ли будет? Вижу я: Лебедь тешится моя.

(берет мать за руки) Разворачиваются к зрителям.

Звучит веселая р.н. музыка

1 скоморох: Мать и сын идут ко граду! (сообщают зрителям)

2 скоморох: (призывно) Оглушительный трезвон поднимай со всех сторон!

Танец Скоморохов/дети/

 (после танца Гвидон выходят с матерью в центр зала, взрослые Скоморохи заводят детей в 2 круга)

Хоровод "Славься, Гвидон"

Возгласы из толпы: -Княжей шапкой , и главой,

                                   Возглашаем над собой ! (надевают шапку)

                                  -Под церковный  перезвон нарекаем -князь Гвидон (дают посох) ,

звучит «Колокольный перезвон.»

1 круг – уходит под музыку. Скоморох уводит детей.

2 круг – «Слава, слава, князю Гвидону

                Слава, Слава!» - уходят с поклоном (расширяя круг, садясь на места)

(Купцы уходят за ширму, Гвидон с матерью садятся на трон)

1 скоморох: (Под шум моря) Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет (Свет Притушить, высветить корабль в теневом театре)

                   Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.

2 скоморох: Видят город златоглавый, пристань с крепкою заставой.

                     Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

Под колокольней звон выходят купцы, им навстречу идет Гвидон.

Гвидон: Чем вы гости, торг ведете, и куда теперь плывете?

1 купец: Мы объехали весь свет.

2 купец: Торговали соболями, чернобурыми лисами.

3купец: А теперь нам вышел срок, едем прямо на восток.

4 купец: Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана.

Гвидон: Добрый путь вам господа(кланяется) По морю по океану

               К славному царю Салтану,

              от меня ему поклон.

Купцы уходят за ширму, садятся в корабль.

Звучит муз Лебедь(Гвидон грустит)

Танец Лебеди.

Лебедь /Гвидону/ Здравствуй, князь ты мои прекрасный!

            Что ты тих, .как день ненастны?

             Опечалился чему?

Гвидон: Грусть-тоска мня съедает, видеть я б хотел отца.

Лебедь: Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем?

              Будь же, князь ты, комаром.

(под  муз. Лебедь плещет водой, князь прикрывается  плащем, кружится, уходят с Лебедью)

1 скоморох: Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился,

                     Полетел и запищал.

2Скоморох: Судно на море догнал, потихоньку опустился

                     На корабль и в щель забился.

(Скоморохи присели у колонны)

IV картина «Царство Салтана»

Танец Волн /по морю плывет корабль/

Под веселую музыку входит Салтан в сопровождении Бабарихи,

 поварихи, ткачихи, садится на трон

входят купцы, подходят к Солтану.

Салтан: Ой вы, гости, господа, долго ль ездили, куда?

              Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?

1 купец: Мы объехали весь свет, за морем житье не худо,

               В свете вот какое чудо:

2 купец: В море остров был крутой, не привольный, не жилой,

              А теперь стоит на нем новый город со дворцом.

З купец: С златоглавыми церквами, с теремами и садами.

4 купец: А сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон.

Салтан: Коль жив я буду, чудный остров навещу,

              У Гвидона погощу.

Скоморохи /шепчутся/ А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой

                                       Не хотят его пустить чудный остров навестить.

Повариха:/ухмыляясь/ Город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка:

                                      Ель в лесу, под елью белка.

                                      Белка песенки поет и орешки все грызет.

                                     А орешки не простые, все скорлупки золотые,

                                     Ядра-чистый изумруд, вот что чудом -то зовут!

Ткачиха: Что тут дивного? Ну вот! Белка камушки грызет.

                В свете есть иное диво:

                Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой.

                Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге

                И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря,

Бобариха: Кто нас этим удивит? Люди из моря выходят

                 И себе дозором бродят.

                Вот идет молва правдиво: за морем царевна есть.

                Что не можно глаз отвесть: днем свет Божий затмевает.

                Ночью землю освещает, месяц под косой горит,

                А во лбу звезда горит.

               А сама-то величава, выплывает будто пава,

               А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

               Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво,

1 Скоморох: Чуду царь Салтан дивится, а комар-то злится, злится-

/комар на руке у поварихи/

2Скоморох: И впился комар как раз поварихе прямо в глаз

Все хором: Караул! Лови, лови, да дави его, дави!

Повариха: Распроклятая ты, мошка, мы тебя! /общая суета/

Скоморохи закрывают занавес.

Антракт./выставка дет. рисунков по сказке/

Действие II /Картина I «Три чуда»

/Занавес закрыт/ Звучит муз. вступление. из сказки "Золотой петушок"

I Скоморох: За морем житье не худо, у Гвидона вот-так чудо!

                     Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

                     Белка там живет ручная, да затейница какая!

                     Белка песенки поет, да орешки все грызет,

                    А орешки не простые, все скорлупки золотые,

2 скоморох: Ядра – чистый изумруд, слуги белку стерегут.

                     Есть еще другое диво, море вздуется бурливо

                     Океан подымет вой, хлынет на берег пустой,

                     Расплеснется в шумном беге и очутятся на бреге,

                     В чешуе, как жар горя, 33 богатыря.

Открывают занавес, в стороне стоит домик белки со слугами, белкой, царевна-девица и Царевна-Лебедь за ширмой, Салтан с тетками. Звучит музыка Лебеди. Гвидон грустит, появляется лебедь

Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

               что ты тих, как день ненастный. Опечалился чему?

Гвидон: Грусть-тоска меня съедает: люди женятся, гляжу,

              Не женат лишь я хожу. Говорят, царевна есть.

              Что не можно глаз отвесть, месяц под косой блестит,

              А во лбу звезда горит.

Лебедь: Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта-я!

/улетает за ширму, выходит Царевна-девица/ 

Гвидон встречает ее. Звучит колокольный звон

Выходят богатыри, выстраиваются в полукруг.

Черномор/смотрит в подзорную .трубу/

                 -Из лазоревой дали показались корабли.

Богатырь: По равнинам океана едет флот царя Салтана /плыв. корабль/

Колок. звон. Гвидон встречает Салтана.

Салтан: /удивл/ Все красавцы молодые, великаны удалые!

                           Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.

Черном: А теперь пора нам в море, тяжек воздух нам земли.

Богатыри уходят

Гвидон подводит Салтана к Белочке.

Салтан: Белка песенку поет, золотой орех грызет,

              Изумрудец вынимает и в мешочек опускает.

Музыка «Во саду ли, в огороде»

Танец Белочки с орешком

Салтан: /смотрит на царевну/: Что ж, княгиня-диво;

              Под косой луна блестит, а во лбу звезда горит,

              А сам а-то величава, выступает будто пава

Танец царевны

в конце подводит свекровь к Салтану

Салтан: Что я вижу, что такое? /обнимает жену/

1 Скоморох: А ткачиха, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой,

                       Разбежались по углам, их нашли на силу там.

2 скаморох: Тут во всем они признались, повинились, разрыдались.

                     Царь от радости такой отпустил всех трех домой.

Общая пляска с поклонами.

Скоморохи закрывают занавес, выглядывают из-за него, один:

I Скоморох: Я там был, мед, пиво пил, и усы лишь обмочил.

2 Скоморох: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

Постановка по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Данный материал может быть использован при проведении внеклассного мероприятия в начальной школе, посвященного творчеству (сказкам) А.С. Пушкина...

Поэтический марафон "Читаем сказку Пушкина А.С. "О царе Салтане".

Ученицы 4-го класса приняли участие в поэтическом марафоне "Читаем сказку Пушкина А.С. "О царе Салтане" ....

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...