конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Программа " Школа 2100"

Цель: Формирование правильной читательской деятельности.

Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие особенностей  композиции, языка, характеристику образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Прочитай названия сказок А.С.Пушкина, подчеркни в них общее слово. Сравни с названиями фольклорных сказок. Сделай вывод.

Сказки А.С.Пушкина

Фольклорные сказки

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

«Поп и работник»


«Три царства»

«По щучьему велению»

«Царь-девица»


«Петушок и бобовое зёрнышко»

 

  Прочитай названия сказок А.С.Пушкина, подчеркни в них общее слово. Сравни с названиями фольклорных сказок. Сделай вывод.

Сказки А.С.Пушкина

Фольклорные сказки

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

«Поп и работник»


«Три царства»

«По щучьему велению»

«Царь-девица»


«Петушок и бобовое зёрнышко»

1 Автор первой литературной сказки для детей.

2 Герой сказки о подземных жителях.

3  Автор первого в России журнала для девочек - «Звёздочка» и «Огонёк».

4 Автор первой литературной автобиографической повести.

5 Имя первого детского писателя-поэта.

6 Нравоучительный рассказ в стихотворной форме, героями которого являются животные.

 

1

2

3

4

5

6

1 Автор первой литературной сказки для детей.

2 Герой сказки о подземных жителях.

3  Автор первого в России журнала для девочек - «Звёздочка» и «Огонёк».

4 Автор первой литературной автобиографической повести.

5 Имя первого детского писателя-поэта.

6 Нравоучительный рассказ в стихотворной форме, героями которого являются животные.

 

1

2

3

4

5

6

                                 Урок литературы в 4 классе.

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Цель: Формирование правильной читательской деятельности.

Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;

              учить подробному анализу сказки через раскрытие особенностей                                  композиции, языка, характеристику образов.

                             Ход урока.

1 Оргмомент .

2 Сегодняшний урок мы начнём с разгадывания кроссворда. Работать будете парами. Нужно отгадать ключевое слово(1) по вертикали.

1 Автор первой литературной сказки для детей.

2 Герой сказки о подземных жителях.

3  Автор первого в России журнала для девочек - «Звёздочка» и «Огонёк».

4 Автор первой литературной автобиографической повести.

5 Имя первого детского писателя-поэта.

6 Нравоучительный рассказ в стихотворной форме, героями которого являются животные.

 

о

г

о

р

е

л

ь

с

к

и

й

у

р

и

ц

а

ш

и

м

о

в

а

к

с

а

к

о

в

а

в

в

а

т

и

й

а

с

н

я

Какое слово у вас получилось?- Пушкин. (портрет)

Что вам известно об этом писателе?                                                          (ответы детей, два-три ученика подводят итог заранее подготовленными сообщениями о Пушкине)

 Дома вы вспоминали известные сказки Пушкина, предлагаю отгадать названия сказок и заодно проверить себя, хорошо ли вы их знаете.

  1. Прослушиваются отрывки из «Сказки о мёртвой царевне..», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. Видеофрагмент «Сказки о попе и работнике его Балде»

3   Инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане..»

Молодцы, вспомнили все сказки (плакат из серии к урокам литературы)

Работаем с карточками в парах.

  • Сравните название сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.
  • Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая, что это вымысел? (наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка)
  • Иногда названия и сюжеты сказок похожи. Как говорил сам Пушкин, он писал стихотворные сказки на народные сюжеты.

3   Сегодня мы начнём работу над «Сказкой о царе Салтане..»

Откроем учебник и прочитаем полное название этой сказки.

  • Что необычного в названии сказки? (герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к ним автора)
  • Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
  • Сейчас вы прочитаете начало сказки, перед чтением обратите внимание на слова: светлица, сени, честные гости, аршин, чудесить, вопит.

4    1) Чтение сказки учащимися до слов «Мать и сын теперь на воле»

  • Какая это сказка, по-вашему? (волшебная)
  • На что обратили внимание при первом чтении? (рисуется сюжет, смена событий, язык прочтения лёгкий и понятный)
  • Какой эпизод особенно взволновал? (угроза жизни царицы и её сына)

2) На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чём они?  1 ч.- выбор невесты

                            2 ч.- обман царя

                            3 ч.- чудесное спасение

  • Есть ли зачин в этой сказке?
  • О чём говорит отсутствие зачина? (и герои, и события существуют не где-то далеко, в тридесятом царстве, а здесь, рядом с нами, на русской земле)
  • Что ещё необычного в начале сказки? (три девицы-сестрицы прядут и ведут своеобразный торг, с торгов начинаются и другие сказки Пушкина - приведите примеры - Балда с попом, старуха с рыбкой)

  Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало ещё больше приближает читателя к его героям.

  • В чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении ? Докажите. (Подслушивает, один на улице, без свиты, жену выбирает тут же и женится в тот же вечер)

  3)   Выборочное чтение второй части

  • Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям? Докажите. (Он разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь-отец, но бывает гневным и несправедливым)

Каждый вывод учащиеся подтверждают цитатами из текста.

Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на каждого из нас.

 4)  Выборочное чтение третьей части.

Вернёмся к другим героям сказки

  • Кто и по чьей воле отправился в путешествие? Как случилось, что царь прочитал о рождении ребёнка не то письмо? Докажите.
  • Вспомните, как народные сказки рассказывают о путешествии героя?
  • Прочитайте (самостоятельно), как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как эти строчки надо читать?
  • Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Учащиеся находят подтверждение реальности или сказочности этих событий)
  • Какое волшебство происходит в бочке? Докажите.
  • Как же спасаются герои сказки?

5  Беседа по тексту.

  • Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно? (Доброе, с улыбкой)
  • Настроение этой сказки задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и сына?
  • Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они воплощают олицетворение типичного зла, добра? Почему?

6  Домашнее задание.

    1) Нарисовать кадры-иллюстрации к каждой части текста по вариантам.

    2) Самостоятельное чтение следующей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...

Конспект урока по литературному чтению по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Царе Салтане"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе "Школа 2100". Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.«Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1Формировать умение   анализировать и сравнивать выр...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...