Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Особенности языка лит. сказки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературное чтение

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 22.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки»

Цели урока: знакомиться с особенностями языка литературной сказки; совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к русской классической литературе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять отличительные особенности литературной сказки; совершенствовать навыки чтения; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

игра.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы будете отгадывать какая это сказка.

- Готовы? Тогда приступим!

Жил старик со своею старухой
- У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.
("Сказка о рыбаке и рыбке")

- Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой 
Будет верный сторож твой".
("Сказка о золотом петушке")

- Жил - был поп, 
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару 
Посмотреть кой - какого товару,
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
("Сказка о попе и о работнике его Балде")

- К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?"
("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

- Ребята, вы большие молодцы! Отгадали все сказки. А кто мне может сказать кто автор всех этих сказок? (Александр Сергеевич Пушкин)

Слушать учителя.

Вспоминать сказки.

Принимать участие в игре.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Строить речевые высказывания.

Отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с устаревшими словами.

15 мин.

     -  - Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот

язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко. Поэт всегда восторгался богатством и выразительностью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

- Мы продолжаем изучение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

- Ребята, сейчас я раздам вам листочки, и вы выпишите устаревшие слова, которые, употребляются в сказке.

- Объясните, с какой целью А.С. Пушкин включил так много устаревших слов в сказку?

- А. С. Пушкин написал много замечательных произведений, различных жанров. В каждом произведении он точно использует слово для описания событий, поступков героев, их характеров.

- Для языка Пушкина характерны точность, образность, яркость.

- Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете?

- Темп (медленный, средний, быстрый).

- Громкость (громким, обычным, тихим голосом).

- Тон речи (какие чувства мы хотим передать).

- Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная).

- Логическое ударение (подчеркнем то слово, которое нужно выделить голосом).

- Ребята, а чем отличается народная и фольклорная сказки от литературной?

- В отличие от народной сказки или фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

- В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. Персонажи литературной сказки - это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.

- Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями.
- Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир.
- Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы.

Слушать учителя.

Выписывать устаревшие слова.

Объяснять свою точку зрения.

Строить речевые высказывания.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Вспоминать средства выразительности речи.

Отвечать на вопросы учителя.

Объяснять свою точку зрения.

Воспринимать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли, слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: викторина.

15 мин.

- Ребята, надеюсь, что вы так же хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину.  За правильные ответ вы получите жетоны.

- Вы готовы? Тогда давайте начнём!

- Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? (Для взрослых и детей)

- Кто помог юному Александру полюбить народные сказки? (Няня Арина Родионовна)

- Сколько сказок он написал? (7, популярных 5)

- Перечислите сказки, старайтесь давать точное название (Сказка о попе и его работнике Балде; Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди; Сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о мертвой царевне и семи богатырях; Сказка о золотом петушке; Сказка о медведихе; Сказка о Бове-королевиче.)

- Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.

Свет мой зеркальце, скажи, Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

(Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях)

- Почему царь Салтан взял в жены третью девицу? (Обещала родить богатыря) 

- Кем назначил царь остальных двух девушек? (Ткачиха и повариха)
- Сколько раз ходил старик к синему морю просить рыбку выполнить старухины желания? (5 раз)

- Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать царицей, стать владычицей морскою).

- Какой необычный предмет был у новой жены царя из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Говорящее зеркало)

- Что сделала с волшебным зеркальцем злая царица, когда узнала, что девушка ожила и стала еще красивее? (Разбила)

- Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»? (Дадон)

- Как царь погиб? (Его клюнул золотой петушок)

- В каком году и где была написана Сказка о царе Салтане? (Летом 1831 года в Царском селе.)

- Назовите исполнителя песни "Во саду ли в огороде?" (Белочка).

- Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? (Дьяк.)

- Где состоялась первая встреча попа с Балдой? (На базаре).

- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты поп за дешевизной).

- В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:

Что за диво? 
Все так чисто и красиво. 
Кто-то терем прибирал 
И хозяев поджидал. (
Сказка о мертвой царевне.)

- Кто обращается за помощью к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч, 
Ты гоняешь стаи туч, 
Ты волнуешь сине море, 
Всюду веешь на просторе: (
Королевич Елисей).

- Кто был верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок.)

- Посчитайте своё количество жетонов. У кого 1? 2? 3? И т.д.

Слушать учителя.

Участвовать в викторине.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Воспринимать речь учителя.

Принимать участие в беседе.

Участвовать в викторине.

Слушать учителя.

Подсчитывать количество жетонов.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Давайте вспомним тему урока?

- Чем отличается народная сказка от литературной?

- Что литературная сказка помогает узнать о авторе?

- Какую мы ставили цель урока? Мы добились цели?

- Что нового вы узнали на уроке?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Продолжить чтение сказки.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…(отрывок). Русская народная сказка « Пузырь, Соломинка и Лапоть

Цели: создать условия для знакомства учащихся с отрывком из сказки А.С.Пушкина и русской народной сказкой, способствовать формированию читательских умений, развитию навыков чтения, речи, умения сравни...

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...