Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Приём звукописи.»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературное чтение

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 24.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи»

Цели урока: развитие умения находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля; знакомство с  приёмом звукописи.

Планируемые результаты:

  • Предметные: развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать; соотносить иллюстрации и художественный текст; определять слова, которые помогают услышать звуки моря, комара, шмеля, мухи; сознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Пусть девизом нашего урока сегодня будет следующее стихотворение.

Думать - коллективно! Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно! Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

работа со стихотворением на слайде; игра.

Словесный: ответы на вопросы, строят речевые высказывания.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

- Ребята, прочитайте стихотворение на слайде, сначала прочтите его медленно.

(Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.)

- Прочитайте  шепотом.

- Прочитайте выразительно.

- Ребята, кто узнал,  кто написал это стихотворение?                

- Вы ответили правильно, это стихотворение написал А.С.Пушкин.

- А сейчас, я предлагаю вам сыграть в игру, под названием «интервью» я буду ведущей передачи радиостанции, и я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине.

- Вы готовы? Тогда давайте начнём!

- В каком городе родился А.С. Пушкин? (В Москве.)

- К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (К старин. дворянскому роду.)

- Чем больше всего интересовались в этой семье? (Литературой и театром.)

- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (На французском языке.)

- Кто в семье занимался образованием детей? (Иностранцы - гувернёры.)

- Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.)

- Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Слушать учителя.

Читать стихотворение на слайде, медленно.

Читать шёпотом.

Читать выразительно.

Отвечать на вопросы учителя.

Принимать участие в игре.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать речь учителя.

Строить речевые высказывания.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа со слайдом, прослушивание отрывка из оперы.

15 мин.

         - А вы знали что в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения

А.С. Пушкина, замечательный русский композитор Николай-Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке?

- Давайте послушаем отрывок из оперы «Полёт шмеля».

- Какая это музыка? (гудящая, жужжащая)

- Какие чувства она у вас вызывает? (Чувство радости, ликования)

- Опера - это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих.

- Ребята, а кто мне может сказать что такое звукопись? (Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления.)

- А сейчас, посмотрите на слайд.

- Прочитайте отрывок стихотворенья.

(Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. А. Некрасов))

- Что в этом отрывке передают глухие согласные? Что напоминает свист ветра? (Глухие согласные передают шепот, шорох, шелест; А гласная «у»  – напоминает свист ветра.)

- Но не всегда звукопись явна, видна отчетливо. Поэтому мы должны быть внимательны, чутки к звукам, вслушиваться в звучание, и тогда нам откроется необычайное звуковое изящество речи, совершенно незаметное внешне, но совмещающее прелесть звучания с его целесообразностью.

Слушать учителя.

Слушать отрывок из оперы.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать речь учителя.

Вспоминать определение понятия звукопись.

Выполнять задание учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слушать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Гриша шёл - шёл - шёл,

Белый гриб нашёл. Раз - грибок,

Два - грибок, Три - грибок,

Положил их в кузовок.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

- В тексте «Сказка о царе Салтане» большое количество «звукописи»: 

- « Здравствуй, красная девица,- говорит он… И роди богатыря мне к исходу сентября»- звук «Р» передает одновременно и «грозность», серьезность намерений царя, и радость от предстоящего события.

- Ветер по морю гуляет и кораблик, подгоняет» - какие звуки вы слышите в этой строчке?  (звуки «перекатываются», как волны)

- А обращение «Вы ж, голубушки - сестрицы…» будто вторит предстоящему плачу старших сестер.

- Ребята, автор описывает плач сестёр? (Плач не описывается, но он угадывается)

- В эпизоде, когда царица с царевичем плывут в бочке: 

«царица вопит…»,

А дитя волну торопит: 

«Ты, волна моя, волна!» 

- Гласные звуки будто вторят плачу царицы, а согласные - вторят шуму волн.

- Найдите в тексте строчки в которых «слышно» жужжание шмеля.

- А теперь комара.

- Обилие глаголов в этом произведении передает динамику событий:

Коршун носится над ней;

…. Так и плещет,

Воду круг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил..

или

И крылами замахала, Воду с шумом расплескала

И обрызгала его… Тут он в точку уменьшился,

В комара оборотился, Полетел и запищал,

Судно на море догнал…

- Большое количество вопросительных предложений побуждает читателей предугадать ход событий, заставляет мыслить и быть непосредственным участником действия.

Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет?

Как бы здесь на двор окошко. Нам проделать?

Долго ль ездили? куда?

Слушать учителя.

Принимать участие в беседе.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Слушать учителя.

Выполнять задания учителя.

Искать в тексте нужные строчки.

Слушать учителя.

Принимать участие в беседе.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные -  четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Вспомните тему урока.

- Давайте вспомним, что такое звукопись?

- Для чего нужна звукопись?

- Приведите примеры звукописи в произведении «Сказка о царе Салтане»?

- Какую мы ставили перед собой цель? Мы добились цели?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Продолжить чтение сказки.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...