Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие по чтению (3 класс) по теме:
    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"

    Вострикова Ирина Викторовна

    Представлена  подробная  технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе

    по теме:  «Великие русские писатели»

    «Л.Н. Толстой  «Акула»»

    Урок подготовил: учитель начальных классов

    ГБС (К) ОУ №131

    г. Санкт - Петербурга

    Вострикова И.В.

    2015

    Тема урока: «Л.Н. Толстой  «Акула»

    Цели  урока:   Формировать представление о рассказе как литературном жанре.

                               Научить  использовать приобретённые знания  на практике.

    Основное содержание темы:

                              Актуализация известных литературных жанров.

                               Актуализировать умение определять литературный жанр произведения по его названию и обосновывать своё мнение.

                               Закрепление  понятия «рассказ».

                              Закрепить алгоритм работы с содержанием рассказа.

                              Рассказ Л.Н. Толстого «Акула».

    Термины и понятия:

                                 Жанр, сказка, басня, былина, рассказ, статья.

    Задачи урока:   Продолжить ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. Толстого.

                                 Обучать выразительному чтению и выражению собственного отношения к событиям, героям, их поступкам.

                                 Учить работать с «информационным полем»;

                                 Учить планировать свою деятельность;

                                 Развивать монологическую речь учащихся, память, внимание;

                                 Воспитывать любовь к  труду, школе, людям.

    Планируемые результаты:

    Универсальные учебные действия

                     Предметные:  Указывать критерии для определения жанров произведений. Представлять произведения. Рассказывать правила поведения в путешествиях, на уроке.

    Познавательные:  Раскрывать значение выражений «жанры произведений», «названия произведений»; определять произведение  и   обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания  на практике.

                     Регулятивные:  Формировать  социальную роль ученика. Формировать положительное  отношение к учению.

                    Учить ставить  учебную задачу, соотносить полученный результат с поставленной задачей.

                    Коммуникативные:  Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

                    Развивать умение слушать и    вступать в диалог.

                   Личностные результаты:  Проявлять интерес к изучению темы.  Проявление желания читать рассказы.  

                   Проявлять позитивное отношение к   процессу создания советов по правилам поведения. Осознавать собственную успешность

                   при изучении    учебной темы.

    Методы: словесный,  игровой, наглядный,   метод взаимодействия и самоконтроля.

    Формы организации:  коллективная, индивидуальная.

    Технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающее обучение, ТРИИК, мнемотехника.

    Оборудование:   Интерактивная доска. Презентация к уроку.  Учебник «Литературное чтение» ч. 1. Таблицы, карточки с учебными и диагностическими заданиями.

                                                                                                           

                                                                                                                     Карта урока

    Этапы урока

    Время

    Содержание

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

            УУД (метапредметные результаты)

    1.Организационный момент.

    Настройка.

    1мин.

    -  Здравствуйте!  Мы  рады  гостям. Вас приветствуют ученики и учитель 3«А» класса.

    Ежедневно по утрам

    Заниматься надо нам.

    Мы с доски не сводим глаз,

    А учитель учит нас.

    Надо очень постараться,

    Чтоб не спорить и не драться.

    И тогда  весь год

    Хорошо пройдёт.

    Мотивация на урок.  

    Мотивация на урок.  

    Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.  

    РУУД  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

    2. Сообщение темы и задач урока. Согласование темы с детьми.

    1мин.

    Слайд  1.

    - Сейчас  у нас урок литературного чтения.

    Мы  изучаем  творчество русских писателей.

    Слайд  2.

    - Назовите писателей, чьи портреты вы видите на доске.

    - Какой заголовок мы подберём для слайда?

      -  Сегодня мы продолжим изучение творчества     Л. Н.  Толстого и познакомимся с рассказом «Акула».

      - Все свои достижения оцениваем в таблице  в 1 балл.

     - Согласны?

    Проявлять интерес к изучению темы.

    Предлагает ситуацию,  задания.

    Учит ставить учебную задачу

    Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

    3 Актуализация знаний.

    а) Работа с коллажем «Жизнь и творчество  Л. Н. Толстого».

     Просмотр слайдов.

    б) Проверка домашнего задания.  Краткий пересказ текста «Детство Л. Н. Толстого»

     6мин.

    3мин.

    Слайд 3.

    1. Л. Н Толстой – великий русский писатель. Родился в 1828 году, умер в 1910 году, прожил  82 года.   Л.Н. Толстой был человеком знатным и богатым.

    Слайд 4.

    1. Л. Н Толстой был универсальным    писателем, он умел писать для детей и для взрослых.

    Самое известное произведение для взрослых – роман «Война и мир». За свою творческую жизнь писатель создал 90 томов.

    Слайд 5.

    1. Л. Н Толстой  очень рано остался сиротой.  Отец и мать писателя умерли.

      Слайд 6.

    1. Когда Толстому было 16 лет, он уехал в Казань и поступил в университет. Он изучал математику, медицину, историю, русский язык, иностранные языки, сельское хозяйство и другие предметы. Но университет  Л.Н. Толстой не закончил.

    Слайд 7.

    1. В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ. Участвует в Крымской войне,   в Севастопольском сражении.  Сражается героически, командует батареей.

    Слайд 8.

    1. После войны Толстой уезжает в Ясную Поляну. Строит школу для крестьянских детей, сам преподаёт им историю, пишет и издаёт книги «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения».

    Слайд 9

    1. 7 ноября 1910 года Л. Н. Толстой уходит на  железнодорожный вокзал и умирает в 6 часов 5 минут  на станции Астапово.

    Слайд 10

    Ученики кратко пересказывают текст.

    Выполнение  заданий. Рассказывание.

    Самооценка.

    Развитие интереса к изучению темы.

    Рассказывание.

    Самооценка.

    Рассказывание.

    Самооценка.

    Рассказывание.

    Самооценка.

    Рассказывание.

    Самооценка.

    Рассказывание.

    Самооценка.

    Рассказывание.

    Самооценка.

    Пересказ текста.

    Предлагает ситуацию,  задания.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    в) Актуализация известных литературных жанров.

    Работа с таблицей.

    6мин.

      - Послушайте отрывки из произведений Л. Н. Толстого. Узнайте произведения. Назовите.

    1.

    « Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику.

    Дверь была отворена…»

    2.

    «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.  Отец пришёл и спросил:

    - Кто разбил?

    Мальчик затрясся от страха и сказал:

    - Я.

    Отец сказал:

     - Спасибо, что правду сказал.»

    3.

    «Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

    Никого - то Святогор не нахаживал,

    С кем бы силой богатырскою помериться;

    А сам чует в себе силу он  великую»

    4.

    «Были брат и сестра – Вася и Катя;  и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети  искали  её везде, но не могли найти.»

    5.

    «Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.»

    - Назовите известные вам литературные жанры.

    Заполните таблицу, соотнесите жанр произведения с названием и укажите стрелочкой.

    Название  произведения

    Жанр  произведения

    «Три медведя»

    Рассказ

    «Правда  всего  дороже»

    Сказка

    «Отчего бывает ветер»

    Былина

    «Котёнок»

    Басня  

    «Святогор – богатырь»

    Научно-познавательная                 статья

    Развитие интереса к изучению темы.

    Зачитывание отрывков из произведений писателя.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Развитие интереса к изучению темы.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Заполнение таблиц.

    Развитие интереса к изучению темы.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    РУУД:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    РУУД:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    РУУД:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    РУУД:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Работать с содержанием текста. Выделять особенности произведений и оформлять их в таблице.

    Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

    Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

    4. Физкультминутка.

    Называние произведений Л. Н. Толстого.

    3мин.

    Мы пойдём в библиотеку

    Почитаем про зверей.

    Про собачку,  про зайчишку

    И про льва – царя зверей.

    Про слона,  про обезьяну

     И, конечно, про мышей…

    Угадаем все названья,

    Кто начнёт? Давай скорей…

     (Учащиеся называют  известные  произведения  Л.Н. Толстого о животных).

    Дети отдыхают, настраиваются на предстоящую работу, называют произведения Л. Н. Толстого.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Принимает ответы.

    Контроль выполнения.

    РУУД:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

    5. Новый материал. Ознакомление с рассказом «Акула».

    7мин.

     - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением  Л. Н. Толстого.

    Аня и Ваня – брат и сестра. Они учатся в одном классе, часто спорят, но не ссорятся. Сегодня они читали произведение Л. Н. Толстого «Акула». Аня считает, что это рассказ о животном, а Ваня , что это рассказ о детях. Кто из них прав? Поможем ребятам разрешить их спор?

     (Учитель читает рассказ до слов :  « … Акула плыла прямо на мальчиков»)

      - Как вы думаете, что будет дальше?

    Чтение отрывков учащимися.

     - Какие чувства вы испытали, когда  слушали произведение?

     - Какие слова в тексте были непонятны?

     - Объясните значение слов «якорь», «фитиль», «ропот».

    Развитие интереса к изучению темы.

    Чтение отрывков из рассказа.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Ответы на вопросы.

    Чтение отрывка из рассказа.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

     Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Развитие умения слушать и вступать в диалог.

    Развивать умение учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.

    Развитие умения слушать и вступать в диалог.

    6. Работа с текстом. Выборочное чтение.

    Ответы на вопросы.

    7.Диагностика качества освоения темы.      Исследование текста рассказа.

    Оформление результата в контрольном листе.

    8.Домашнее задание

    7мин.

    3мин.

    1мин.

    Чтение текста учащимися.  Ответы на вопросы.

    - Как мальчики оказались в открытом море?

     - Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

    - Что  значит «Не выдавай!  Понатужься!»

     - Когда отца охватил страх?  Как автор описывает его состояние?

     - Почему, когда все старались спасти мальчиков старый  артиллерист стоял и не предпринимал ничего?

     - Когда он стал действовать?

     - Почему все замерли  от страха?

     -  Как вёл себя артиллерист после выстрела?

     - Что можно сказать об этом человеке? Какой он?

     - Что хотел сказать автор нам этим произведением?

     Кто же из ребят был прав? Докажите.

    Обратите внимание на иллюстрации к рассказу

    1. цветной рисунок

     - Какой момент изображён?

    1. Гравюра

    - Какой момент изображён?

     - Что такое гравюра?

    ( Гравюра – изображение картины или рисунка, полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром.)

     

    Чтобы проанализировать произведение нужно:

    1. Назвать жанр и произведение.
    2. Назвать автора.
    3. Определить героев.
    4. Определить тему.
    5. Определить чему учит  произведение.
    6. Назвать  умение  над которым надо работать героям, чтобы не попадать в подобные ситуации.
    7. Определить, чему учит рассказ.

    Контрольный лист

    1. Я прочитал(а)   (басню, рассказ, сказку)     «___________ ».

    2. Автор произведения   (А. С. Пушкин, И. А. Крылов,        Л.Н. Толстой).

    3. Главные герои:  (три девочки, два мальчика, учитель, артиллерист).

    4. Тема  произведения: (о животных, о детях).        

    5.   Данное произведение учит    (соблюдать правила безопасности,  думать о  последствиях своих поступков).

    6.  Мальчикам, чтобы не попадать в такие ситуации,  надо работать над умением  (подчиняться правилам, не  нарушать правила, слушаться родителей).

    7. Автор хотел показать (переживания отца,  опасности, подстерегающие детей).

    Краткий пересказ текста по плану, предъявленному в учебнике с. 156

    Работа с «информационным полем».

     Ответы на вопросы.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Работа с «информационным полем».

     Ответы на вопросы.

    Запись задания в дневник.

    Контроль выполнения.

    Контроль выполнения.

    Контроль записи.

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

    РУУД:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

    Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

    Работать с содержанием текста.

    Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

    9. Итог урока. Рефлексия.

    1мин.

    - Подведите итоги в итоговой таблице.

     Коллаж

    Таблица

    Д/з

    Физ. мин.

    Чтение

    Выбор. чт.

    Алгоритм

    Бонус

    Итог

     - Посчитайте количество баллов.

    Подводим итог:

    6-8  баллов соответствуют  «5»

    4-5 баллов соответствуют  «4»

     3 балла соответствуют      «3

    -  Какое настроение у вас сейчас?

    – За что ты можешь себя похвалить?

    Подводят итог.

    Осознание  собственной успешности при изучении учебной темы.

    Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

    Контроль выполнения.

    РУУД  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

    Контроль в форме сличения  результата.

    КУУД:

    Контролировать действия.

    10. Организационный момент.

    1мин.

         - Наведите порядок на рабочем месте.  Выходим из класса.  До свидания.

    Контроль выполнения.

    РУУД  Формирование социальной роли ученика.

    КУУД:

    Контролировать действия.

    Контрольный лист

    1.Таблица

    Название  произведения

    Жанр  произведения

    «Три медведя»

    Рассказ

    «Правда  всего  дороже»

    Сказка

    «Отчего бывает ветер»

    Былина

    «Котёнок»

    Басня  

    «Святогор – богатырь»

    Научно-познавательная                 статья

    2.  Алгоритм

    1. Я прочитал(а)   (басню, рассказ, сказку)     «_____________ ».

    2. Автор произведения   (А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л.Н. Толстой).

    3. Главные герои:  (три девочки, два мальчика, учитель, артиллерист).

    4.Форма изложения произведения    (стихотворная, прозаическая).

    5.   Данное произведение учит    (соблюдать правила безопасности,  думать о  последствиях своих поступков).

    6.  Мальчикам, чтобы не попадать в такие ситуации,  надо работать над

    умением  (подчиняться правилам, не  нарушать правила, слушаться родителей).

    7. Автор хотел показать (переживания отца,  опасности, подстерегающие детей).

    3. Итоговая таблица

    1

    Коллаж

    2

     Таблица

    3

     Проверка Д/з

    4

    Физ. мин.

    5

     Чтение

    6

    Выборочн. чтение

    7

    Алгоритм

    8

    Бонус

    9

    Итог


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"

    Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....

    Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Отчего звери друг от друга отличаются" по учебнику Свиридовой В.Ю.

    Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Отчего звери друг от друга отличаются" разработана к учебнику по учебнику литературного чтения  Свиридовой В.Ю. Презентцию могут испол...

    Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"

    Представлена презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"(программа "Школа России"...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Буква Э э, звук [э]"

    Предмет: Русский языкТема: «Буква Э э, звук [э]»Класс: 1УМК: «Перспектива»Тип урока: Урок открытия нового знанияВид урока: Урок смешанного типаЦели урока:1....

    Технологические карты к урокам литературного чтения в 3 классе по ФГОС "Школа России"

    Технологические карты к урокам литературного чтения в 3 классе по ФГОС "Школа России"...