Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Керимова Татьяна Николаевна

Урок составлен в соответствие с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnoe_chtenie.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – литературное чтение

УМК – «Школа России», 4 класс

Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце».

Цели урока: отработка навыков правильного, выразительного чтения; анализ внутренних и внешних характеристик главных героев произведения; выражение в словесной форме иллюстративного материала.

Формируемые УУД:

Личностные  - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к близким.

Регулятивные – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные – осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения.

Коммуникативные – высказывать  и обосновывать свою точку зрения, принимать иную точку зрения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Также как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы ее слова:

Мама, дом, семья, отец,

Небо, солнышко, скворец-

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства.

Будем мы родную речь

Изучать, любить, беречь.

Дети проверяют готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

-Кто такой Павел Петрович Бажов? Что удалось о нем узнать?

-Дома вы читали одно из произведений П.П.Бажова «Серебряное копытце». С какими трудностями вы столкнулись? Какие слова были вам не совсем понятны?

Сирота – ребенок, ставшийся без родителей

Приказчик – управляющий

Барская рукодельня – ручной труд

Пособник – помощник

Взъедается – ругает

Попрекает – обвиняет

Подаренка – подброшенная

Охота (поглядеть) – хочется

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи

Похлебка – вроде супа из картофеля и крупы

Балаган – домик в лесу, охотничий домик

Статочное (дело) – хорошее

Лукаво – хитро

Из ума выжил – сошел с ума

Ворочайся – возвращайся

Покосный лужок – широкий пологий овраг, покрытый травой

Потешил – насмешил

Несподручно – неудобно

Угрузнешь – провалишься

Хризолиты – полудрагоценные камни

- К какому жанру относится данное произведение? Почему говорят, что «Серебряное копытце» - это сказ, а не сказка?

- Получается, что «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются вымысел и реальность.

Одному из учеников было задано подготовить сообщение о П.П.Бажове.

Учащимся было задано выписать слова, которые вызвали затруднения при чтении. Учащиеся называют непонятные слова и объясняют их значение (при помощи учителя и толкового словаря)

Учащиеся отвечают, что такое сказка и дают предположение, что такое сказ.

Работа по содержанию произведения

- Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказ? Интерактивная игра «Восстанови правильный порядок»

Учащиеся переставляют иллюстрации в соответствие с текстом произведения

Физкультминутка

Гимнастика для глаз: учитель на интерактивной доске стилусом пишет «Павел Бажов» письменными буквами.

Учащиеся глазами «пишут» «Павел Бажов»

Декламация по образцу

- Кроме того, что вам на дом было задано прочитать сказку, я попросила вас, если есть такая возможность, посмотреть мультфильм «Серебряное копытце».

-Что интересного при просмотре вы заметили?

- Обратите внимание на «окание» рассказчика и главных героев. Это настоящий уральский говор.

- Посмотрите отрывок мультфильма. (2 мин.35 сек. – 4 мин. 30сек.)

- А теперь давайте попробуем читать сказ «по-уральски», соотносить иллюстрации тексту.

Учащиеся сообщают, что говор героев не такой, как мы привыкли сейчас слышать.

Учащиеся смотрят отрывок мультфильма

Учащиеся находят отрывки в тексте, соответствующие иллюстрациям.

Составление и анализ характеристик главных героев.

-Кто главные герои сказа? Какие они? Составим сравнительную таблицу.

Даренка

Кокованя

Семейное положение

Сирота

Одинокий

Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой

Старик большой, да бородатый

Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту

Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту

Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, сказки слушать любила

Охотится, летом пески промывает, золото добывает, зимой по лесам бегает, сказки рассказывает

- Найдите сходства и различия между Даренкой и Кокованей.

-Почему им хорошо было вместе?

-Почему именно Коковане и Даренке удалось увидеть Серебряное копытце?

Учащиеся работают в парах. Обсуждают и заполняют сравнительную таблицу (материал для таблицы берут из текста)

Работа с пословицами и поговорками

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл и определите, какие из них подходят к сказу, а какие нет. Почему?

  1. Без худа добра не бывает.
  2. Доброе дело без награды не останется.
  3. Черствое сердце не знает благодарности.
  4. Мир не без добрых людей.
  5. Каких только чудес на свете не бывает.

Учащиеся читают и объясняют смысл пословиц. Анализируют их, соотносят с произведением

Итог урока

-Что бы вы хотели взять для себя от персонажей сказа? Какие выводы для себя вы сделали после прочтения сказа?

Учащиеся отвечают, делают выводы:

  1. Человек должен любить природу.
  2. Важно быть скромным.
  3. Трудолюбие, доброта, бескорыстие всегда будут вознаграждены.

Рефлексия

- Чтобы понять, как прошел наш урок, я предлагаю составить синквейн.

Имя существительное

Имя прилагательное        Имя прилагательное

Глагол               Глагол              Глагол

Фраза, соответствующая теме синквейна

Вывод

Учащиеся составляют синквейн по уроку.

Домашнее задание

Составить синквейн про главных героев. Подготовиться читать отрывки по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Технологическая карта урока разработана в рамках ФГОС.Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; разви...

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...