урок литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Смирнова Ирина Евгеньевна

Урок литературного чтения разработан с использованием технологий сотрудничества, активно-продуктивного чтения, ИКТ. Сквозная идея урока - воспитание нравственности через чтение литературных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Программа

«Школа 2100»

технология

Продуктивное чтение

Приемы технологий

активно-продуктивного чтения;

развития критического мышления

оборудование

Оснащение: мультимедийный проектор,

экран, компьютер, презентация в

Ресурсы

  • основные
  • дополнительные

Бунее Р.Н.,Бунеева Е.В.Литературное чтение. 2-й класс(«Маленькая дверьв большой мир»). – М.: Баласс;,2013.

Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.,Яковлева М.А.Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2014.

Формы работы

Фронтальная

Групповая

парная

цель

формирование культурного читателя, проявляющего нравственные эстетические чувства и творческую активность

задачи

  • формировать читательские умения учащихся, необходимые для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие полноценное восприятие и понимание произведений;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;
  • акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.

УУД

Совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им

Основные понятия

 художественный текст, жанр, гуманность,

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка, изобразительное искусство

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация, активизация субъективного опыта учащихся

1) (до начала урока дается инд. Индивидуальное задание энтомологу (на планшете) (расскажите, как из гусеницы появляется бабочка, используйте слова-опоры и фотографии на слайде) и назначается литературовед выбираю из детей, садятся за 1 парту (карточки энтомолог, литературовед, надевают шляпы ученых)

- На уроке мы отправимся в таинственный мир. Здесь нужно так слушать, чтобы услышать, так смотреть, чтобы увидеть… Слушайте и смотрите. (Видео: сначала звуки насекомых, потом видим их).

-В чей мир мы попали? (насекомых).

Чтобы ничего не нарушить в этом чудесном мире, давайте включим фантазию и уменьшимся до размеров обычной пчелы. Настроимся на дружную работу! (СЛАЙД пчела)

Психологический тренинг:

ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!

КАК ТЫ ТУТ?

ГДЕ ТЫ БЫЛ?

Я СКУЧАЛ!

ТЫ ПРИШЕЛ!

ХОРОШО!

2) Активизация субъективного опыта учащихся.

- Посмотрите, кто это ползет по листку подорожника? (гусеница на слайде).

- Что почувствовали, увидев это насекомое? (составление кластера на СЛАЙД: гусеница – неприятная, противная…)

- Ассоциации гусеница-…

3)  с нами вместе путешествует ученый-энтомолог (изучает насекомых). Ему слово.

5) Доклад ученого-энтомолога

Словарная работа: кокон.

 (в коллекции).

6)

- Посмотрите, что я нашла на поляне?

Прием отсроченная отгадка (достаю зеркало).

-Почему оно здесь оказалось? (предположения). Узнаем в дальнейшем.

Планшет с заданием энтомолога

Повторяют слова и движения

Рассматривают

Обсуждение

II.  Работа до чтения

1)  Антиципация

- Как вы думаете, почему нам встретилась гусеница?

2) Кто расскажет про гусеницу?

«Игра метод исключений»

- Посмотрите вокруг. Что видите? (фамилии писателей)

- Это писатель не зарубежный. Кого исключаем? (А.Милн)

- Он не писал сказы (П.Бажов).

- Кто же автор? (Слайд В.Берестов)

- Что о нем знаете? Какой он человек судя по фотографии?

3)

- Откройте учебник с. 128. Познакомьтесь с произведением. К каким выводам пришли?

  • Определение темы,

В. Берестов «Честное гусеничное»

  • постановка задач урока:

Мы читали это произведение? Поставьте задачи урока, используя необходимые опоры.

Познакомимся с произведением.

Будем вести диалог с автором.

Продолжим учиться работать в группе. (опоры на доске)

- Что еще узнали до чтения текста?

  • Работа с заглавием.

- Какое слово хочется добавить в название? (честное гусеничное слово). Чем необычно название?

Найди слово:

Для насекомых:

Листок подорожника - кроватка

Капля росы - …зеркало

  • Жанр.
  • Герои.

- Куда попали? Кого встретим? Где же гусеница на рисунке? (по названию и иллюстрации)

  • Прогнозирование содержания:

- Предположите, о чем будет текст.

Предположения

Определение темы

Постановка задач урока

Антиципация текста

III. Первичное восприятие текста

1)

- Читаем текст, ведем диалог с автором.

(учитель, хорошо читающие дети)

1 абзац

2 абзац (…полоски.

- Представили? Вам кажется красивой?

3 абзац (Но однажды ей повезло.

- Какой вопрос к автору появился? Что могло случиться однажды? Как ответите? По лугу ходила девочка и собирала цветы. Подтверждение. Девочка заметит ее красоту.

Что могла сказать девочка?

4 абзац (Проверка предположения)

5 абзац (Рома читает)

6 абзац (Вероника)

7 абзац (Аня Иванова)

8 – 10 абзац (Лосев Саша)

11 абзац (Проснулась она оттого, что у нее ужасно чесалась спина. - - Догадались, что происходит с гусеницей?

Падала не вниз, а вверх.

- Почему…?

Дочитайте текст до конца, не забывайте вести диалог с автором.

2) Чем хотите поделиться? Предположения оправдались? Какие вопросы автору задавали? Нашли ли ответы?

Жанр произведения? 

IV.  Перечитывание текста

1) Выборочное чтение и беседа по содержанию:

а)

- Давайте притаимся за ромашкой и понаблюдаем за гусеницей.

- Прочитайте выглядела гусеница была в начале?

Театрализация (маски, зеркало)

- Произнесите слова гусеницы, глядя в каплю росы (зеркало). Какие качества гусеницы открываются? (слайд схема гусеница самоуверенная,)

- Что сказала девочка? (прочитай)

Какие качества отсутствуют у девочки? (слайд деликатность)

-Литературовед найдите значение этого слова (вежливость в обращении с другими), уважение, доброта).

- Что бы почувствовали, если бы вам так сказали?

- А гусеница что почувствовала и сделала?

«Театрализация» прочитай клятву от имени гусеницы. Каким голосом будешь читать?

Какой она предстает перед нами?

(, рассерженная).

- Гусеница, а знает закон жизни людей. Какой? (слайд дал слово- держи). Мудрый жук запишет их в книгу мудрости.

- Замоталась… (игра слов) Прочитайте это предложение, какое значение слова здесь? (устала и замоталась ниткой)

- О ЧЕМ ПОДУМАЛА ГУСЕНИЦА, КОГДА 2 РАЗ ВСТРЕТИЛА ДЕВОЧКУ? Какое Качество проявилось? (самокритичность)

- Почему девочка восхищалась гусеницей в конце сказки? Прочитайте, какой гусеница стала? (слайд бабочка) + инсценировка-пантомима. Может она стала такой? (слайд)

Работа в паре.

- Прочитайте друг другу выразительно последние слова бабочки.

- Прочитаем вслух, глядя в зеркало-каплю. Все в природе –чудо.

Физминутка «гуляем по лугу»

(превращение). Мы – гномы.

V. Работа с текстом после чтения.

1) Концептуальная беседа

- Что несет пчела? (слайд кубик Блума)

Прием «Кубик Блума».

Назови… (автора, произведение)

Почему … (гусеница не сдержала слово?)

Объясни… (какое открытие сделали для себя?)

- Кроме превращения гусеницы в бабочку, что узнали о жизни людей? (Слайд Мудрый «Жук-носорог» записывает в книгу жизни: слово надо держать, все на земле – это тоже чудо, нужно быть деликатным ко всем)

Вывод: природа способна творить чудеса, надо быть внимательным. Берестов не просто напоминает нам об этом, но и хочет донести простые, но мудрые мысли: будьте гуманны ко всем, кто живет на нашей планете. Чтение литературы учит нас быть настоящими людьми.

2) Творческая работа в группах.

- Кузнечик приглашает нас в театр. Поможем ему показать театр-экспромт.

Однажды на лугу случилась совершенно другая история. Помогите ее рассказать.

-Работаем в группах. Форма работы (на доске опора по 6 человек). Займите свои места.

Напомните правила работы. (учащиеся называют)

Кто организатор? Достаньте бейдж с именем.

Порядок работы (проговорите друг другу, используя опоры).

Прочитайте задания, распределите роли, выполните работу.

- У вас 5 минут, обращайте внимание на песочные часы.

-Проверим. Группы представляют свою работу, вы слушаете, смотрите и думаете, оцениваете работу (аплодисментами и словами).

Кубик «Предложи…»

1.Открой файл с муз. произведениями, прослушай, выбери то, что подходит к спектаклю.

событие

Чувство девочки

музыка

девочка увидела красивую бабочку

Кубик «Поделись…»

2.Проинсценируй отрывок, где девочка встречается с бабочкой. (с. 130)

 Кубик «Придумай…»

3.Придумай продолжение сказки: диалог 2 героев положительного лягушонка и отрицательного паука о красоте бабочки (помни, в сказках русских добро побеждает зло)

Кубик «Поделись…»

4. Выполни из подручных средств цветок и подари его отрицательному герою-пауку, который не умеет видеть красоту (обратись к нему со словами)

5.Индивидуально (

VI. Рефлексия.

- Помните в начале урока мы встретили гусеницу. И подумали (чтение слов с слайда), о чем вы сейчас подумаете, увидев ее?

- Гусеница увидела свою красоту в капле росы, а и мы можем увидеть красоту в зеркале? Игра «У тебя красивые…» (дети называют чем красив человек.) Это внешняя красота. Какую красоту глазами не увидеть? (внутреннюю) Помните слова Маленького принца Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце.

Заметили ли вы внутр. красоту тех, кто рядом с вами? (Я начинаю…дети продолжают.)

Как многому научила нас сказка.

- Обращение к автору(интервью)

-Что бы вы хотели спросить у В. Берестова?

Рефлексия 2 ладони.

Ничтожных в мире нет существ,

Коль труд познанья сладок.

Везде и всюду – волшебство

И тайный скрыт порядок.

От еле видной тли до звёзд

Исполнен мир загадок.

    К. Фриш (перевод В.Левик)

«Капелька дождя»

        



Предварительный просмотр:

Кубик «Предложи…»

Группа №1

Открой файл с муз. произведениями, прослушай, выбери то, что подходит к спектаклю.

событие

чувство девочки

музыка

девочка увидела красивую бабочку

Файл №

Кубик «Поделись…»

Группа №2.

Проинсценируй отрывок, где девочка встречается с бабочкой. (с. 130). Не забудь про законы театра (диалог ведем глядя на зрителя, не забываем про мимику и жесты).

 Кубик «Придумай…»

Группа № 3.

Придумай продолжение сказки: диалог 2 героев положительного лягушонка и отрицательного паука о красоте бабочки (помни, в русских сказках добро побеждает зло).

Кубик «Поделись…»

Группа № 4.

Выполни из подручных средств цветок и подари его отрицательному герою-пауку, который не умеет видеть красоту(обратись к нему с добрыми, убедительными словами).



Предварительный просмотр:

  1. Изучи информацию о превращении гусеницы в бабочку.
  2. Подготовься кратко и ясно рассказать об этом ребятам (расставь правильно рисунки и слова-опоры на интерактивной доске).

Информация ученого-энтомолога (изучает насекомых)

Жизнь бабочки состоит из нескольких циклов. Гусеница, далее кокон и, наконец, из кокона появляется бабочка. В определённый момент гусеница чувствует, что пришло время измениться. Тогда она сплетает вокруг себя маленький кокон. Куколка может спать несколько недель или месяцев, спереди образуется шесть ног, а сзади -  четыре сложенных крыла. Когда превращение закончено, бабочка разрушает кокон и выползает наружу. Она сидит несколько часов, не летая, и просто разрушает свои крылышки, ожидая, пока они высохнут и окрепнут. Она взмахивает ими, пока не убедится, что готова лететь, после чего совершает свой первый полёт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...