Конспект+презентация рассказ Л. Кассиля "У классной доски".
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Зинченко Екатерина Ивановна

Расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.Актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля "У классной доски"; · рассмотреть участие детей и женщин в ходе войны; · показать влияние музыкальных произведений времён ВОВ на силу духа и мужество русских людей; Развивающие: · развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; · развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом; Воспитательные: · способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.36 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

ЕДИНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ВОЕННАЯ КНИГА"

Цель: расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация; рассказ Л. Кассиля "У классной доски"; выставка книг о детях-героях ВОВ

Задачи.

 Образовательные: · актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; · познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля "У классной доски"; · рассмотреть участие детей и женщин в ходе войны; · показать влияние музыкальных произведений времён ВОВ на силу духа и мужество русских людей; Развивающие: · развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность; · развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом; Воспитательные: · способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.

Ход урока

 I. Организационный момент.

 Играют дети всей земли в войну,

 Но разве о войне мечтают дети?

 Пусть только смех взрывает тишину

 На радостной безоблачной планете!

 Над вьюгами и стужами седыми

 Вновь торжествует юная весна

 И как огонь с водой

 Несовместимы,

 Несовместимы дети и война!

 Как было много тех героев,

 Чьи неизвестны имена.

 Навеки их взяла с собою,

 В свой край, неведомый, война.

 II. Сообщение темы урока

 Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие, в историческую эпоху. Послушайте внимательно.

 Звучит песня "Священная война"

  Учитель: Кто уже догадался, в каком времени мы только что побывали? (В России времён Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 г.г.)

 Какие чувства вы испытали при прослушивании?

 Учитель: Правильно. Это начало Великой Отечественной войны. Песня "Священная война" была написана 24 июня 1941 года. Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий путь. Посмотрите слайд - шоу о ВОв и снова послушайте. Щелчком по звуковому значку запускается слайд-шоу.

 Учитель: Какие чувства вы испытали при просмотре? Как вы думаете, какие исторические события будут описываться в произведении, с которым нам предстоит познакомиться сегодня? Кто может сформулировать цель урока? (Будем говорить о ВОвойне.)

 III. Актуализация знаний. Стадия "вызов"

 1. Приём ТРКМ "Кластер"

  Учитель: Итак, ВОв. Как вы думаете, кто сражался за победу в Великой Отечественной войне?

 Учитель обобщает ответы детей и по щелчку появляются объекты кластера

 Учитель: Каким образом, где?

 2. Приём ТРКМ "Прогнозирование"

  Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Кассиля "У классной доски". (Один из учеников готовит дома рассказ об авторе, на уроке выступает перед классом) Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз. Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу. Учитель: Почему именно так называется произведение? Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

 Учитель: Посмотрите на иллюстрации (ученики в классе, на фронте, плакат "Ты вернул нам жизнь", партизаны) и скажите, полагаясь на название рассказа, какая из них, по вашему мнению, наиболее соответствует идее рассказа. Объясните, почему вы так думаете. (Правильный ответ – 4, т.к. идея рассказа заключается в том, что не только взрослые, но и дети боролись с фашистами)

 Учитель: А чтобы проверить правильность или ошибочность ваших ответов необходимо познакомиться с текстом. Поэтому предлагаю вам прочитать рассказ "У классной доски" .

 IV. Работа по теме урока.

 Стадия "осмысление"

 1. Приём ТРКМ "Чтение с остановками" (Рассказ повествует об учительнице Ксении Карташовой и ее учениках, которые помогали партизанам во время Великой Отечественной войны.)

 Учитель: Читать мы будем текст по частям. Чтение текста по цепочке (по одному предложению) до второго абзаца.

Учитель: Итак, мы познакомились с первой частью рассказа. Кого описывает автор? (Учительницу Ксению Андреевну Карташову) Как дети относились к учительнице? А взрослые? Почему? Нарисуйте устно портрет учительницы.

 Учитель: Прежде чем мы продолжим чтение, предположите, что будет дальше? Обоснуйте своё мнение. СЛАЙД 14 Чтение текста по цепочке (по абзацам) до второго абзаца Учитель: Подтвердилось ли ваше предположение? Какие слова в тексте вам непонятны? Где происходит действие, когда? Какие ещё герои появились? Где находилась школа? Велись ли в школе занятия? Для чего во дворе школы была вырыта траншея? Зачем ребята собрались у школы? Найдите в тексте и прочитайте тот момент, который вас особенно взволновал. (Выслушивается чтение 2-3 учеников) Предположите, что скажет фашист детям. Как будут развиваться события дальше? V. Физкультминутка Чтение текста по ролям до второго абзаца

 Учитель: Подтвердилось ли ваше предположение? Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

 Учитель: Почему именно к детям обратились немцы? Как вела себя Ксения Андреевна? А ребята? Какой момент вам показался самым напряжённым, прочитайте. (Выслушивается чтение 2-3 учеников) Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова? (Он собрался рассказать фашистам, где прячутся партизаны) Можете ли вы охарактеризовать мальчика?

 Учитель: А вот как представил себе эти события режиссёр Лев Кулешов, который в 1942 году снял фильм по мотивам рассказа Льва Кассиля "Юные партизаны". Просмотр отрывка из кинофильма "Юные партизаны" Воспроизведение фильма по щелчку

 Учитель: Какие чувства вы испытали после просмотра? Совпали ли ваши представления с представлением этой сцены режиссёром? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ? Чтение текста по цепочке до конца

 Учитель: Подтвердились ли ваши опасения? Какие эмоции вызвал рассказ? Какие черты характера присущи главным героям рассказа? Как мирное население помогало красноармейцам? Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?

 Учитель: Представьте, что вы находитесь на месте Кости Рожкова, который благополучно добрался до «своих». Расскажите командиру о случившемся. Что и как вы будете говорить? Предположите, как будут развиваться события дальше?

 Учитель: Партизанские отряды создавались и на оккупированной территории Липецкой области нашими земляками. К примеру, уже осенью 1941 года на территории Тербунского района стали действовать повстанцы. Также было и под Ельцом, ведь из Ельца шли дороги в пяти направлениях, там же располагался железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение на дальних подступах к Москве. Только на железнодорожной линии "Ефремово – Верховье" партизаны уничтожили 12 мостов и 8 входных стрелок, две артиллерийские батареи и 3 пулеметных расчета, убили свыше 300 немецко-фашистских солдат и офицеров. В бою у деревни Екатериновки Елецкого района партизанским отрядом было уничтожено до 50 вражеских солдат. В Ельце за неполную неделю оккупации, патриоты забрасывали по ночам гранаты в дома, в которых располагались оккупанты, устраивали вооруженные налеты на немецкие караулы. В ходе боев партизаны проникли в город, разведали силы врага и сообщили добытые сведения советскому командованию. Ими была захвачена исправная немецкая пушка, станковый пулемет, 55 винтовок, 291 граната, 2 автомашины со снарядами.

 VI. Физкультминутка VII. Закрепление знаний.

 Стадия "рефлексия"

 Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали в начале урока? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании? Посмотрите ещё раз на репродукции (ученики в классе, на фронте, плакат «Ты вернул нам жизнь», партизаны). Изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему? 1. Приём ТРКМ "Кластер"

 Учитель: Вернёмся к кластеру. Кто же ещё сражался за победу в ВОв? (Женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины?

 Учитель: Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой». Как вы думаете, помогали людям во время ВОв песни? Чем? Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?

 Учитель: Да, они погибли ради нашей с вами светлой жизни. Так давайте будем хранить память обо всех, кто погиб во время ВОв, помогать тем, кто ещё жив.

 Приём ТРКМ "Синквейн"

 Учитель: Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с рассказом Л. Кассиля "У классной доски" и убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетрадь по чтению.

  Герои Мужественные, бесстрашные. Молчат, терпят, не сдаются. Их имена живут в памяти. Трусы.

 VIII. Итог урока.

 Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Учитель: Ребята, предлагаю вам продолжить тему Великой Отечественной войны и принять участие в творческом проекте "Без памяти нет человека, без памяти нет гражданина, без памяти нет народа". (Описание проекта см. в приложении). На выставке представлены книги, которые могут помочь вам в работе.

 X. Домашнее задание. Учитель: Написать мини - сочинение – рассуждение на тему "Можно ли поступки героев рассказа "У классной доски" назвать подвигом?»"

 Приложение Описание проекта 1. Дети собирают информацию о героях Великой Отечественной войны – земляках. Работа организуется учителем (индивидуально или в группах). 2. На основе собранной информации готовится презентация (индивидуальная или групповая) и выступления. 3. На уроке изобразительного искусства учащиеся работают над созданием образа защитника Родины – воина. 4. Защита проекта – экспозиция, выступления учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 4 класс УМК « Школа России »

Слайд 2

22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.

Слайд 3

Л . Кассиль «У классной доски»

Слайд 4

1 3 4 2

Слайд 7

1 3 4 2

Слайд 8

Интернет- ресурсы http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/8/123572130039db.jpg - Лев Кассиль http://filmiki.arjlover.net/filmiki/junye.partizany.avi - фильм Юные партизаны (по рассказу Льва Кассиля "У классной доски". http://i001.radikal.ru/0805/f5/2cd794e745c1.jpg - 1 http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0276559745.jpg - 2 http://voronezhbattle.narod.ru/materials/fotoalbum/Images/1941_13.jpg - 3 http://www.backinussr.ru/uploads/image/vojna/1220935326_may_57.jpg - 5 http://img-fotki.yandex.ru/get/23/avaphysics.d7/0_a9e5_7bc8a3c0_XL - 7 http://img-fotki.yandex.ru/get/14/ya-morales.a/0_f029_82068e90_XL - 8 http://nasledie.dubna.ru/pictures/771_11.jpg - 9 http://www.stihi.ru/pics/2004/06/28-1210.jpg - 11 http://image.newsru.com/pict/id/large/1181575_1245597724.gif - 12 http://waffen.ucoz.ru/_nw/13/89814.png - 13 http://i057.radikal.ru/0911/f4/9dae1fb381f9.jpg - 14 http://newjackus.ucoz.ru/_ph/12/2/846432283.jpg - 16 http://allday.ru/uploads/posts/2008-12/thumbs/1229786158_m.samsonov.-sestrica.jpg - 17 http://rushist.narod.ru/files/photo/vov/7.jpg - 18 http://filmmusic.ru/images/site/dates/9_may_2008/fotochronika/9_may.gif - 19 http://www.victory.mvk.ru/images/galleries/img_originals/27155091-75.jpg - 20 http://z1.foto.rambler.ru/public/igorrr-64/1/171/1-webbig.jpg - 23 http://copypast.ru/uploads/posts/1235161772_50544135.jpg - 26 http://alternathistory.org.ua/files/010709_Partizani.jpg - 29 п http://maznya.ucoz.ru/_pu/0/s49426.jpg - у доски http://www.usinfo.ru/c2.files/belorusskie%20partizany.jpg – 31 п http://www.mr7.ru/netcat_files/825/620/h_5626ef04bdc1f703a446c69f785acd86 - 32 п http://img-fotki.yandex.ru/get/27/more7007.8/0_1888b_11263165_XL - 33 п http://www.borodulincollection.com/war/vojna-2/Provozhala.jpg - 34 п


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

Оформление классной доски на 1 сентября

Оформления классной доски на 1 сентября...

Урок литературного чтения Л.А.Кассиль "У классной доски". 4 класс УМК "Гармония"

Замечательное произведение Л.А. Кассиля «У классной доски" воспитывает нравственные качества: чувство гордости за свою Родину, любовь к Родине, чувство патриотизма, мужество, отвагу, стойкость, честно...

Конспект + Презентация к уроку литературного чтения "рассказ В.В.Бианки "Мышонок Пик"" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку литературного чтения "Рассказ В.В.Бианки "Мышонок Пик""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Для оформления классной доски (числа, названия месяцев и классная работа)

Надписи для оформления доски. Теперь доска чистая, без разводов мела. Ребята сами могут менять надписи без моего участия. Рекомендую заламинировать и приклеить кусочки магнитной ленты....