Урок по произведению М. Горького «Случай с Евсейкой». Часть 1
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корюков Юрий Георгиевич

Первый урок из двух, посвященных изучению произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 70_gorkiy_sluchay_s_evseykoy._plan_uroka.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

70 М. Горький «Случай с Евсейкой»

Конспект урока

Урок 70. М. Горький «Случай с Евсейкой»

Автор разработки Корюков Ю.Г., консультант по компьютерным технологиям в школе

uraspb@hotmail.ru, vk.com/uraspb 

Первый урок из двух, посвященных изучению произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Здесь выложены презентация и конспект урока. Примеры детских рисунков по теме урока и история создания произведения можно скачать по http://www.twirpx.com/file/1851840/. Данное произведение и другие для внеклассного чтения можно скачать по ссылке http://www.twirpx.com/file/1621272/. В интернете имеется аудио-вариант данного произведения (ссылку подскажет Google). Рекомендую всей семьей посмотреть документальный фильм «Подводный космос» (ссылку подскажет Google).

Полный комплект материалов по данному и другим урокам «Литературное чтение за 3 четверть 3-го класса» могу предоставить на компакт-дисках (два DVD-диска) или выложить на диск одного из «облачных» сервисов в интернет.

Имеются компьютерные материалы по всем предметам, всем классам.

Цели: ознакомить, учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания. Приобщать к творчеству отечественных писателей.

Задачи:

- ознакомление с биографией М. Горького,

- начать изучение произведения М. Горького «Случай с Евсейкой.»

- развитие скорости чтения,

- развитие умения работать с текстом,

- расширять словарный запас учащихся.

- поддерживать интерес к учебному предмету используя современные технические средства (ИКТ).

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

I. Организационный момент

 Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.
— Какое произведение вы читали дома?
 (Слайд 1)
— Какого жанра это произведение? (Рассказ)
 Кто написал это произведение? (Слайд 2). Каков его девиз?

Девиз: в мир пришел, чтобы не соглашаться

II. Речевая разминка (Слайд 3)

Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.

— Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

 Как называется первый раздел второй части учебника? («Были-небылицы».)

 Как вы думаете, что за произведения могут быть помещены в этом разделе?

 Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию к нему, подумайте, о чем он. (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

 Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить. (Слайд 5). Максим Горький – литературное имя писателя.

— Как называется литературное имя? (Псевдоним, Слайд 6)

ПСЕВДОНИМ -  (от псевдо... и греч. ónyma — имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.

— Его настоящее имя – Алексей Пешков.

Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним. (Слайды 7-10). Учитель читает сам или просит хорошо читающего ученика прочитать слайды 8-10.

Горький любил детей и часто переписывался с ними. В одном из своих последних писем детям он написал такие слова: (Слайд 11)

Какие его книги вы читали? (Слайд 12)

Также учитель показывает всем детям книги, принесенные учениками.

— Знаете ли вы, как были придуманы истории для детей Максимом Горьким? Послушайте об этом (далее читает учитель). (Слайд 13)

Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году в итальянском городе Мессине произошло землетрясение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась переписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

V. Физкультминутка (Слайд 14)

Часть 1: Дети приставили ладони к краю глаз и поворачивают голову

Часть 2: Наклоны

VI. Чтение произведения и словарная работа

Чтение произведения

 С чего начинается произведение? (Слайд 15) читает учитель

Следующий абзац (морские обитатели) учитель читает медленно, листая слайды (Слайды 16-23). (рыбешки пропущены) Заканчивает «Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:»

Далее читают поочередно 8 учеников (Слайды 24-37)

Дети выразительно зачитывают отрывки. Использовать чтение по цепочке.

5-ый ученик читает слайд 28 обычно и далее слайды 29-34 медленно, давая возможность учителю менять слайды.

Слайды 35-37 читаются учениками в обычном ритме

Слайд 38 читает учитель

VII. Рефлексия

—  Понравился ли вам рассказ?

—  Какие чувства вы испытывали при его чтении? Изобразите в своей тетради смайлик, выражающий ваши чувства.

VIII. Подведение итогов урока

—  Что мы узнали о детстве М. Горького.

—  О ком прочитали рассказ?

IX. Домашнее задание. (Слайд 39)

Прочитать текст, подготовить выразительное чтение.

Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.


Материал для учителя. Как Горький стал детским писателем

Это дополнительный материал и его можно дать ученику, желающему заработать пятерку для того, чтобы на следующем уроке он рассказал классу о том, как Горький стал детским писателем.

История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно: с землетрясения. Оно случилось 15 декабря 1908 года на юге Италии. Началось землетрясение ранним утром, в шестом часу. Все еще крепко спали. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. От подземных толчков Мессине и прежде доставалось, но сейчас город пострадал особенно сильно.

Тысячи людей погибли. А раненых нельзя было и сосчитать.

Мессина — порт. Все суда, находившиеся поблизости, подплыли к берегу. Встали на якорь и русские корабли — «Богатырь», «Слава», «Адмирал Макаров». Матросы стали спасать жителей города.

Наутро в Мессину приехал Горький. Он жил в ту пору неподалеку, на острове Капри. Работал там и лечился.

«А что я могу сделать для пострадавших? - думал писатель. - Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше».

В руках Горького было могучее оружие - слово. Его книги разошлись по свету. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Они знали: автор любит людей и желает им добра.

И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв. В Мессину стали посылать деньги и вещи. Многие пожертвования приходили в адрес Горького.

Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баи-лова (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги... писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов».

Откуда же эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами! Поставили спектакль, а билеты распродали. Детьми руководила Алиса Ивановна Радченко, талантливый педагог. Впоследствии она работала вместе с Надеждой Константиновной Крупской. В конверте была фотография двенадцати участников представления.

Горький ответил:

«Дорогие дети!

Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, - будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям! Это - правда, не забывайте ее, и она даст вам неизмеримое счастье. ...Будьте здоровы, любите друг друга и — побольше делайте шалостей, — когда будете старичками и старушками — станете с веселым смехом вспоминать о шалостях.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны во все дни жизни вашей!..»

Тогда дети из «Школы шалунов» — Боря, Витя, Гюнт, Дима, Федя, Джефри, Женя, Ирена, Лена, Лиза, Мема, Мери, Нора, Павел и Эльза -прислали Горькому по письму.

В письме шестилетнего Феди говорилось: «У нас в школе есть 3 главных шалуна: Джефри, Боря и Федя. Притом я большой линтяй» (здесь и далее использованы материалы, хранящиеся в Архиве М. Горького).

Джефри написал еще короче: «Я упал в бассейн. Ура!» - и проиллюстрировал свое сообщение рисунком.

А Боря написал: «Дядя Алеша! Я тебя люблю, есть ли у тебя лошадь, корова и бык? Напиши нам рассказ про воробьишку. И еще напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу. Я тебя целую... Я бы хотел тебя увидеть».

Горький и на этот раз не оставил без ответа письма своих маленьких друзей. Но самое главное, что Горький выполнил просьбу одного из трех главных шалунов: написал и про воробьишку, и про юного рыболова!

Литература.

  1. Литературное чтение. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. ФГОС.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.
  3. Материалы интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М. Горького «Случай с Евсейкой». Часть 2.

Второй урок из двух, посвященных изучению произведения М.Горького «Случай с Евсейкой» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Презентация "Морские обитатели из произведения М. Горького "Случай с Евсейкой"

Презентация "Морские обитатели из произведения М. Горького "Случай с Евсейкой"...

Словарная работа на уроке литературного чтения М.Горький "Случай с Евсейкой"

Использовано методическое пособие С.В.Кутявиной "Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Школа России"...

Самостоятельная работа по произведению М. Горького "Случай с Евсейкой"

Самостоятельная работа состоит из 10 заданий по тексту....

Технологическая карта-обобщающий урок по произведениям М.Горького «Случай с Евсейкой» А.И. Куприна «Слон» К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями М.Горького «Случай с Евсейкой», В.И.Куприна «Слон», К.Г. Паустовского «Растрепанный...

Литературное чтение 3 класс . Вопросы к произведению М. Горького "Случай с Евсейкой"

Вопросы к учащимся по изученному произведению М. Горького "Случай с Евсейкой"...