Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 3.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Корюков Юрий Георгиевич

Третий урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 74._paustovskiy._rastrepannyy_vorobey._plan_uroka.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

74. К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Конспект урока

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 3.

Автор разработки Корюков Ю.Г., консультант по компьютерным технологиям в школе

uraspb@hotmail.ru, vk.com/uraspb 

Третий урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС

Здесь выложен конспект урока (4с.). Презентацию (16 слайдов) + фрагмент мультфильма «Растрепанный воробей» (5 минут и 15 секунд) и «Веселая зарядка» (3 мин.,42 сек.) можно скачать по ссылке http://www.twirpx.com/file/1855556/ 

Первую часть (урок 72) можно скачать по ссылке http://www.twirpx.com/file/1852254/. Вторую часть (урок 73) по ссылке http://www.twirpx.com/file/1854028/ 

Полный комплект материалов по данному и другим урокам «Литературное чтение за 3 четверть 3-го класса» могу предоставить на компакт-дисках (два DVD-диска) или выложить на один из «облачных» сервисов в интернет.

Имеются компьютерные материалы по всем предметам, всем классам.

Цели:

  • Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
  • Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
  • Ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»;
  • Учить понимать поступки и состояние героев;
  • Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
  • Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
  • Учить эмоциональному восприятию текста.
  • совершенствовать умение давать характеристику персонажа.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
  • Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.

Оборудование:учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

I. Организационный момент

Смотрим фрагмент мультфильма «Растрепанный воробей» - вспоминаем содержание прошлого урока. (Запустить со слайда 1 или файл "Part 2.avi"). Длительность

Содержание мультфильма не совпадает с рассказом Паустовского. Например, стеклянный цветок в рассказе папа подарил маме, и в мультфильме Золушку в Большом театре танцевала не мама, а Маша.

— Здравствуйте!

Были-были-небылицы

Продолжаем изучать.

Будем четко ход событий

В произведениях отмечать.

II. Речевая разминка (Слайд 2)

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей).

—  Прочитайте загадку хором, отгадайте ее.

—  Прочитайте по слогам (еще: скороговоркой, выразительно).

—  Что из этой загадки вы можете узнать о воробьях?(Мы можем узнать, чем они питаются: жучками и червячками. В теплые края не улетают — не перелетные птицы. Обитают там, где найдут себе местечко, например под крышей.)

Три вороны спозаранку подрались из-за баранки.

• Чтение про себя

• Чтение  хором

• Чтение по рядам

III. Проверка домашнего задания

— Что делали дома?(читали сказку)

— Понравилась ли вам сказка?

— Чем именно?

— Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным?

— Кто герои сказки?

Мама

Маша

Папа

Ворона

Милиционер

Петровна

Пашка

— Какие чувства они у вас вызвали?

доброта

забота

нежность

любовь

грусть

отзывчивость

счастье

ответственность

стремление помочь

— Что значит благодарность?(Желание ответить добром на добро).

— Молодцы!

III. Работа по теме урока

1.Чтение третьей части текста

—  Давайте вспомним, чем закончилась вторая часть.(Вторая часть закончилась тем, что Пашка подружился с Машей.)

Ученик 1 – читает от слов «Должно быть, ворона воровала не только у Маши...» (стр. 19, 1-ый абзац) (Слайд 3). До слов «Утром прилетел Пашка» стр. 20. От слов «Тогда Пашка начал ловко утаскивать из ларька…» переключить на (Слайд 4).

Ученик 2 – читает дальше до слов «В это время все струны на скрипках и виолончелях» стр. 21. От слов «Сразу воробьи не решились» переключить на (Слайд 5). От слов «Тогда воробьи наконец собрались с духом» переключить на (Слайд 6).

Ученик 3 – переключить на (Слайд 7). Читает дальше до слов «И вот, когда кончился спектакль» стр. 22. От слов «Мама, убегая из него, потеряла на лестнице хрустальную туфельку» переключить на (Слайд 8).

Ученик 3 – переключить на (Слайд 9). Читает дальше до конца произведения. От слов «Он закружился над сценой» переключить на (Слайд 10). От слов «Зал зашумел и стих» переключить на (Слайд 11). От слов «А почему ты плачешь?» переключить на (Слайд 12).

IV. Физкультминутка. (Слайд 13).

Запускам файл "Веселая ЗАРЯДКА.mpg.mp4" (03:42)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Вспомним содержание прочитанного

 Кого должна была танцевать Машина мама? ( Прочитайте об этом, стр. 13, 1-ый абзац)

 Прочитайте о душевном состоянии мамы в последние дни перед спектаклем. (Тот же абзац: «За два дня до спектакля…» и до конца абзаца

 Почему же Машин папа не мог успокоить маму, помочь ей справиться с душевным волнением? (Папа был далеко, на Камчатке).

 Почему же стеклянный букетик (брошь) был так дорог маме, прочитайте. (стр.14 со слов «- Ты маленькая, ничего еще не понимаешь»)

—  Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик?(Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого не видела, поэтому влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.)

—  Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик?(Нет, об этом она даже думать не могла.)

—  Какова была реакция домашних на это происшествие?(Петровна заохала и заругалась. А мама так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.)

—  Как повел себя Пашка?(Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался. Когда мама пошла на репетицию, Пашка полетел за ней. А потом он собрал всех воробьев, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларек.)

2.  Проверим себя, внимательно ли мы читали. Выполните тест. (Слайд 14).

1. Как звали нянюшку Маши?

а) Ивановна;

б) Степановна;

в) Петровна.

2. Мама Маши в театре:

а) пела;

б) играла;

в) танцевала.

3. Мама готовилась танцевать:

а) Снегурочку;

б) Золушку;

в) Красную Шапочку.

4. Маленький букет цветов был сделан из:

а) хрусталя;

б) тонкого стекла;

в) толстого стекла.

5. Папа должен был вернуться:

а) весной;

б) летом;

в) осенью.

6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:

а) когда Петровна уйдет;

б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;

в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.

7. Ворона жила:

а) в ящике;

б) в сарае;

в) в ларьке.

8. Растрепанного воробья звали:

а) Пашка;

б) Васька;

в) Тишка.

9. Воробья подобрал(а):

а) милиционер;

б) прохожий;

в) Маша.

10. Пашка утаскивал из ларька ворованные вещи, чтобы:

а) отблагодарить Машу;

б) отомстить вороне;

в) восстановить справедливость.

11. Маша открыла форточку, чтобы:

а) проветрить комнату;

б) выпустить воробья;

в) посмотреть, как ворона протискивается в форточку.

12. Растрепанный воробей ворвался в зрительный зал, когда:

а) Золушка потеряла туфельку;

б) Золушка танцевала с принцем;

в) спектакль кончился.

2.Составление рассказа учащимися

—  Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы.(Дети составляют рассказ, обращая внимание на передачу чувств героев.)

3. Выборочное чтение

— Прочитайте диалог мамы и дочери в конце текста. (стр. 23. Ученики читают в лицах.)

— Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать? Докажите свой ответ примерами.(Ответы учеников. Например, из документальной хроники мы знаем, что в день победы 9 мая 1945 года многие плакали от радости, что война закончилась)

— Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?

 Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий. Подумайте, так ли все было? Что все же могло быть в реальном мире? Сказка ли это или что - то иное? Давайте вспомним то такое рассказ, а что такое сказка?

(Рассказ - повествовательное произведение небольшого размера, отражает реальные события.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.)

Так что это – рассказ или сказка? По форме это рассказ т.к. здесь нет волшебников и фантастики, а события происходят в реальном мире. Но события явно не реальны. Это произведение можно отнести к небылицам, но для простоты мы будем называть его сказкой.

— Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?(Ворона на самом деле могла забираться в дом и воровать вещи. А вот воробей не мог принести стеклянный букетик в театр. И еще написано «Утром прилетел Пашка. Он сел отдохнуть на баснописца Крылова, услышал рассказ об украденном букете, нахохлился и задумался» - а разве воробей может понять человеческую речь?.)

— Назовите главных героев. Как автор относится к ним: с любовью; с нежностью; с осуждением; с юмором; с пониманием; с состраданием?

VI. Рефлексия (Слайд 15).

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?

VIII. Домашнее задание

— Найти книги и прочитать другие рассказы К. Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 1.

Первый урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 2.

Второй урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Тест по литературному чтению. По произведению К. Паустовского Растрепанный воробей

Тест по литературному чтению. Программа "Школа России"По произведению К. Паустовского Растрепанный воробейЦель: проверка осознанности прочтения...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей” (3-й урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....