Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Высокое имя - солдат"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Данная разработка посвящена Дню Великой Победы. По страницам, в данной разраотке, дети узнают о героическом подвиге своего народа на фронтах, в тылу врага в застенках концлагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_vysokoe_imya_-_soldat.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературному чтению

Учителя начальных классов МБОУ Светловской

Средней школы Березовского района

Минеевой Людмилы Анатольевны, 2015 год.

Высокое имя-солдат!

« В наше жестокое время недостаточно любить мир, надо уметь его защищать» Василий Быков

Учитель:

 Все дальше уводит нас время от той незабываемой, светлой и великой даты  9 Мая 1945 года.

Чтец

 Вот уж поднялось без окопных смертей

Поколение послевоенных детей.

Их война не хлестала свинцовым бичом

По семнадцати весен у них за плечом.

И от белой березки до желтой луны,

И от теплой волны до полярной волны,

И от этой волны до любой стороны

Все дороги открыты. Все дороги видны

Выбирай. И твори. И шагай за порог

Пусть горнист не играет военных дорог.

(звучит песня Песня « С чего начинается Родина»

Музыка В.Боснера сл. М.Матусова).

Учитель:

 70 лет мы живем без войны. Это значит, что те, кто родился в победном 45-ом-уже совершенно взрослые люди, у которых есть свои дети, внуки. И просто трудно сейчас представить, какое это счастье родиться, вырасти и вырастить своих детей под мирным небом. Мирная жизнь нынешнему поколению кажется самой обычной и естественной. Можно спокойно учиться и работать, заниматься любимым делом в кружках, посещать спортивные секции, отправляться в походы… Да мало ли замечательных дел на земле!

А что же произошло 70 лет назад?

Ученик

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шли по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

Учитель

22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут фашистские войска вероломно вторглись на территорию СССР.

Ученик

Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял без околичностей: « Нам не достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица Земли эту страну и уничтожить ее народ». Самые плодородные земли и месторождения полезных ископаемых заранее были поделены между захватчиками. В первую очередь подлежали уничтожению самые крупные города Москва, Ленинград, Сталинград, как « следы варварской цивилизации» . Вопрос: как быть с нашим народом, тоже был решен с арийской беспощадностью. Было определено: сколько людей, где и как уничтожить, скольким сохранить жизнь, превратив в рабов  Рейха.

Чтец

В 1941 году Россия не была готова к войне. Время для нападения было выбрано « удачно «. Заранее снами был заключен мир на 10 лет. Поезда с нашей пшеницей мирно следовали в Германию. Армия находилась в состоянии реорганизации. Высший командный состав ослаблен репрессиями, вызванными системой доносов. Правительство, и прежде всего И. В. Сталин, не желали верить в возможность коварного нападения немцев. Из-за опасений спровоцировать сильного врага к ответным действиям, армия и флот России даже не приводились в боевую готовность, несмотря на неоднократные предупреждения разведки.

Учитель

Мы, сегодняшнее поколение, перелистываем страницы истории нашей Родины.

1-я страница

« Тем, кто первыми приняли удар врага на себя…» Посвящается

Беспримерный подвиг защитников Брестской крепости стал символом и стойкости, нашей гордостью и болью.

Героическая оборона Цитадели над Буром золотыми буквами вписана в летопись Великой Отечественной войны.

О начале войны бойцы небольшого гарнизона узнали не из сообщений радио или газет. В то время, когда диктор Ю. Левитан объявлял экстренное сообщение, о вероломном нападении Германии на Советский Союз, наши бойцы уже несколько часов вели бой с врагами.

На рассвете 22 июня их подняли артиллерийская канонада, взрывы бомб и пулеметные очереди.

В планах фашистов, действовавших на Брестском направлении, значилось: атаковать крепость и занять ее с ходу к 12 часам дня. Однако самонадеянные вояки жестоко просчитались. Крепость явилась одним из первых бастионов, который дал им почувствовать, что значит сражаться « по русскому способу». Горстка советских солдат и офицеров, вместе с женами и детьми, отрезанная от своих войск, больше месяца оказывала яростное сопротивление врагу, нанося ему большой урон.

Вторая страница

« Пусть враг помнит: русские не сдаются, а придется – умирают героями» ( из записки рядового бойца А. Соболева )

В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена панфиловцев… 28 солдат из дивизии генерал – майора И. В. Панфилова, которыми командовал политрук В. Г. Ключков залегли у станции Дубосеково ( восточнее Волоколамска ).

На них шло 50 немецких танков. Наши не дрогнули. Отступили враги. На месте сгорело 18 машин.

11 саперов, 11 мужчин, около Москвы, у деревни Строково весь день удерживали батальон пехоты и 20 танков.

Под Москвой первый воздушный таран совершил герой Советского Союза Виктор Галалихин.

Подвиг Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру дзота, не забудет русский народ.

Был приказ: « Не пропускать врага к Москве! Стоять насмерть!»

Приказ был выполнен.  Враг, наблюдавший за Москвой из биноклей, планировавший стать за короткий срок хозяином Москвы, сердцем нашей Родины, был отброшен от нее. Не сбылась их « черная мечта». Заносчивые генералы получили урок под Москвой. 9 января 1942 года солдаты под командованием Георгия Константиновича Жукова перешли в наступление. Они пошли фронтом шириной в 2 тысячи км. Миф о неполноценности русских потерпел крах!

Но какой «ценой» приходилось завоевывать эту победу! Только за один год войны более 400 тысяч солдат и офицеров погибли.

Чтец

И долг свой исполнили… Послушайте, все ли вы вспомните? Так ли вы вспомните? Ведь если сегодняшний день вам увидеть охота, поймите, что значит четыре взорвавшихся года. Четыре зимы и четыре задымленных лета .Где жмых – вместо хлеба.

3 страница

 « Тыл. От уральцев и сибиряков – фронту!»

Отечественная промышленность эвакуировалась за Урал и там быстро разворачивала выпуск боеприпасов, самолетов, пушек и танков.

За короткий срок трудящиеся Урала создали добровольческий танковый корпус на свои сверхурочно заработанные деньги. Все в корпусе: от танка и пушки до иголки и пуговицы – было создано уральцами. Люди работали по 16 – 18 часов в сутки, иногда по неделе не выходили из цехов. Рядом с опытными мастерами трудились женщины и подростки, заменившие ушедших на фронт мужей и отцов. А в селах и деревнях, не покладая рук, трудились женщины и старики, подростки. Фронту нужен хлеб!

« Все для фронта! Все для победы!»

Чтец

М. Исаковский « Русской женщине»

Да разве об этом расскажешь-

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою осталась

Один на один.

Один на один со слезами

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все без конца и без счета

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе  волей – неволей

А надо повсюду поспеть,

Одна ты и в поле и дома

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще – недобрая весть,

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась – какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

Учитель

Уральцы, Сибиряки! На них равнялись другие. Из человеческой души выплескивались самые глубинные силы, человек оказывался способным на такие дела и поступки, о каких он даже не мог и думать в мирное время. Это были простые, обыкновенные люди, какие могут встретиться в любом дворе, на любой улице, в любом доме. И мечты их были мирными и добрыми. Совсем юными рядовыми пали смертью храбрых будущие врачи, летчики, архитекторы, артисты, изобретатели…

Сколько прекрасных сердец и светлых умов унесла война. И все это ради того, чтобы не стало на земле фашистской  нечисти! Чтобы мирно спали  дети, чтобы сбывались мечты!

Звучит песня « Соловьи»

Четвертая страница

 Ленинград – северная столица России. Блокада Ленинграда.

Блокада – окружение города с целью прекращения всяких связей с внешним миром.

Чтец

В числе городов – героев называют – Ленинград. Вспомним о нем. В  сентябре 1941 года немецкие войска вышли к окраинам северной столицы. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Враг был уверен: теперь голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло. Передерутся из – за куска хлеба, из – за охапки дров, бросят работать и сдадутся… И русский город будет уничтожен. Но враг просчитался…

« Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет».

Эти слова поэтессы Анны Ахматовой тогда прозвучали как клятва всех защитников страны.

За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин. А ведь город голодал.

Чтец

Казалось, что коней земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где – то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду.

« Ну, так и есть – мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч Ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О. Бергольц

(ВСЕ пробуют хлеб по 125 граммов )

Стихи 30 летней Ольги Федоровны Бергольц зазвучали нервом блокадного города, который так и не достался врагам.

Пятая страница  

 Партизанская война

( звучит музыка « Огонек» )

Учитель

А у немцев в тылу горела земля под ногами – там шла партизанская война. Да, нам было что защищать. Мы не собирались сдаваться. Партизанские отряды не давали спокойно спать фашистам. Они появлялись всегда там, где их не ждали. Они взрывали мосты, эшелоны с немцами, с боевой техникой, которую перебрасывали для уничтожения русских городов, сел, деревень, народа. Они отравляли и сжигали склады с продуктами, освобождали пленных… И сколько всего можно рассказать о их подвигах! Фашисты были в страхе от одного только слова « ПАРТИЗАН».

Н. И. Кузнецов – герой Советского Союза, легендарный разведчик в тылу врага, сотрудничал вместе с партизанами.

Война продолжалась. Матери, жены, старики и дети провожали на войну своих сыновей, мужей, отцов.

Ученик

Ю. Красильников « Мать»

Женщина бежала за составом

По холодным, мокрым, скользким шпалам,

Но не догнала его – устала,

Выдохлась, ослабла, зарыдала.

Гул колесный доносило эхо,

И оно умолкло вдалеке.

Наскоро простившись, муж уехал

В красном, как огонь, товарнике.

Небо содрогалось и стонало

В россыпи прожекторных лучей…

Женщина, бежавшая по шпалам,

Вскоре стала матерью моей.

Сколько их, героев безымянных,

С бранных не вернувшихся полей!

И болят, болят живые раны

Неутешных вдов и матерей.

Мама, мама, знаю как жила ты,

На твоем лице следы забот

Но повестка из военкомата

И меня в армейский строй зовет.

И к тому же самому вокзалу

Я с тобою рядышком иду,

Где солдата – мужа провожала

Ты в ненастном памятном году.

Чувствую, как вздрагивают плечи,

Вижу я, как ты напряжена.

И у глаз морщинки стали резче, И тревожит мысль6 « А вдруг война?»

Мы с тобой друг друга понимаем,

Ты благословляешь в путь меня,

Чтобы не могла краса земная

Гибнуть от гремучего огня.

Чтоб мужья не расставались с женами,

Не стучалась в отчий дом беда,

Чтоб по шпалам вслед за эшелонами

Женщинам не бегать никогда.

Шестая

Концлагеря

(звучит Бухенвальдский набат )

Просмотр слайдов,фильма,презентации.

Седьмая страница

 Победой кончилась война!

Следы преступлений фашизма в годы войны неисчислимы. 27 миллионов людей нашей страны погибли в те годы.

Ученик

(стихотворение Р. Рождественского)

Реквеум

Помните, какой ценой завоевано счастье…

Помните! Через века, через года-

Помните! О тех, кто уже не придет никогда-

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павшим будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди пока сердца стучатся, - Помните! Какою ценой завоевано счастье…

Помните! Через века, через года, - Помните! О тех, кто уже не придет никогда,- Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, каждой секундой, Каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучаться,- Помните! Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста помните, Песню свою отправлял в полет, - Помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли

 Помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, Люди земли, Мечту пронесите через года и жизнью наполните! Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю, - помните!

Учитель

Я предлагаю почтить память погибших минутой молчания

 МИНУТА МОЛЧАНИЯ!

В апреле 1945 год война пришла туда, откуда она началась - в логово фашистского зверя.  1 мая над рейхстагом в Берлине взвилось знамя Победы.

С.Михалков

Победой кончилась война,

Те годы позади.

 Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто - за подвиг трудовой

В своем родном краю.

Великая Отечественная война породила массовый героизм. С 1941 – 1945 года вручены воинам Советской Армии 5 миллионов 580 тысяч орденов, 7 миллионов медалей, 11318 человек стали Героями Советского Союза, 104 воина дважды и трижды героями Советского Союза. Подвиг Матросова повторили 263 солдата, подвиг Гастелло – 100 человек.

Восьмая страница           

        Мир – это главное слово на свете

Учитель я предоставляю вам право сделать рисунок символизирующий мир на Земле, счастье и покой всех людей.

Мир – это главное слово на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. «День рождения книги» Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .

Внеклассное  мероприятие  по литературному чтению «День рождения книги» по произведению Астрид Линдгрен  «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» .  ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

Внеклассное мероприятие по теме: «Памяти неизвестного солдата»

Внеклассное мероприятие по теме:  «Памяти неизвестного солдата»...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе – литературная игра «Звездный час».

Данное мероприятие проходит в рамках декады начальных классов и относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.  Детские сказки – это не просто выдуманные ист...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. "Литературный ринг"

Внеклассное мероприятие по литературному чтениюЛитературный ринг «Что за прелесть эти сказки». Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании изученных кни...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»

Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе литературная игра «Звездный час».

Цель: формировать умения применять знания, полученные на уроках литературного чтения.Задачи:                   Обра...