Тематическое планирование по литературе 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Одинаева Наталья Николаевна

Тематическое планирование по литературе 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_literatura.doc293 КБ
Microsoft Office document icon literatura.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол. часов

Тип  урока

Элементы

Содержания.

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля.

Оснащение.

Дата проведения.

1.

 Вн. чт. Книги прочитанные летом.  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
(из летописи)

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий

2.

Вн. чт. Былинный сказ «Илья Муромец и Калина-царь».  «И вспомнил Олег коня своего»
( из летописи)

1

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

 Учить правильно читать и понимать исторические произведения.

Фронтальный опрос.

Пословицы.
Дополнительный материал
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

3.

Былина - жанр устного народного творчества.
«Ильины три поездочки»

1

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг

Текущий

Картина
В.М. Васнецова «Богатыри!

4.

Вн. чт. Творчество А. С. Пушкина.  Развитие сюжета в былине «Ильины три поездочки»

1

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь мотивировать  поведение героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Текущий

Картина
В.М. Васнецова «Богатыри!

5

Вн. чт. Творцы книг.  Победа добра над злом в былине «Ильины три поездочки»

1

Комбинированный

Умение различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Установление взаимосвязи смысловых частей текста.

Уметь составить пересказ от имени одного из героев, обогащение устной речи.

Фронтальный опрос

Картина
В.М. Васнецова «Богатыри!

6.

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

1

Комбинированный

Образные языковые средства Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать произведение «Житие Сергия  Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Текущий

Картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

7

Вн. чт. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. Характеристика главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского» -

1

Понимание содержания литературного произведения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявление мотивов поведения.

Фронтальный опрос

Иллюстрация иконы «Сергий Радонежский»

8

Вн. чт. Творчество В. В. Медведев.  Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития»

1

Различение жанров

Произведений, накопление образных обобщений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль

Обобщение

Иллюстрации учебника, картины,
игра «Своя игра»

9

Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-

Горбунок»  (отрывок)

1

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический.

Выразительное

чтение

Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок», портрет П.Ершова.

10

Вн. чт. В. В. Медведева «Баранкин будь человеком» . Развитие сюжета в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок»

1

Комбинированный

Герой произведения,

иллюстрация и ее роль

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество

П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Тематиче-

ский.

Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок»

11

Вн. чт. В. В. Медведева рассказы для детей. Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк- Горбунок»

1

Поступки героев, их характеристика. Беглое, выразительное чтение.

Оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

Фронтальный опрос

Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок», презентация

12

Реальные и фантастические события в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок»

1

Мотивы поведения героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

Тематиче-

ский.

Иллюстрации к сказке П.П. Ершова «Конёк - Горбунок»

13

 Вн. чт.Русские классики о осени.  А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1

Декламация произведений.

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Чтение

наизусть

Слайд-шоу «Времена года»
Портрет А.С. Пушкина.

14.

Вн. чт. Русские народные сказки о волшебстве. Волшебные сказки:  народные и литературные. А. С. Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Герои произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Уметь анализировать

поведение героев

Выразительное

чтение.

Презентация к сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

15

Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.  А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Чтение  наизусть.

Картинный план.

Презентация к сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

16.

Вн. чт. Бытовые русские народные сказки. Характеристика героев сказки. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Знать сказки  А. С. Пушкина.

Уметь различать сказки народные и   литературные

Тематиче-

ский

Презентация к сказке А.С. Пушкина

17

Вн. чт. Творчество Лии Гераскиной. Народная мораль и нравственность в сказке.  А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

1

Умение различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Установление взаимосвязи смысловых частей текста.

Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого.

Выразительное  чтение.

Презентация к сказке А.С. Пушкина

18

М. Ю. Лермонтов.

 «Дары Терека»

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Знать название и

основное содержание

изученного произведения, творчество  М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

Вырази-

тельное

чтение

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет М.Ю. Лермонтова.

19

Вн. чт. Лия Гераскина детям. Хорошие и плохие поступки людей в произведении М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

1

Чтение по ролям. Понимание основного содержания произведения.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Выраз

чтение
по

ролям.

Иллюстрации к сказке.

20

Вн. чт.А. Яшин «Мамина сказка».  Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке
М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

Комбинированный

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного

(прочитанного) произведения.

Вырази-

тельное

чтение.

Иллюстрации к сказке.

21

Характеристика героев и отношение к ним в произведении  М. Лермонтова «Ашик-Кериб

1

. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.
Анализ поступков героев.

Уметь мотивировать  поведение героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.

Фронталь
ный.

Иллюстрации к сказке.

22.

 Вн. чт. Л. Н. Толстой «Рассказы для детей». Л. Н. Толстого «Детство»

1

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Тематиче-

ский.

Портрет   презентация о творчестве Л.Н.Толстого.

23.

Вн. чт. М. М. Зощенко. «Самое главное». Л. Толстой «Как мужик убрал  камень».

1

Тема, главная мысль,

события, последовательность

Уметь высказывать

оценочные суждения

о прочитанном произведении.

Выраз

чтение.

Басня Л. Толстого «Два товарища»

24

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

1

Понимание основного

содержания услышанного.
Умение характеризовать героев произведения.

Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать

жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.

Пересказ
от

лица героев.

Портрет
А.П. Чехова.

25.

Вн. чт. М. М. Зощенко. «Калоши и мороженое».  Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова

«Мальчики».

1

Комби-

ниро-

ванный

Тема, главная мысль,

события, последовательность. Понимание основного

содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений  целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематиче-

ский.

Иллюстрации к рассказу.

26

Вн. чт.  И. Тургенев «Перепелка».  Обобщение по разделу. КВН «Чудесный мир классики»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение

незнакомого текста

с соблюдением норм

литературного произношения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно,  выразительно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль произведения.

Диагности
ка

навыка

чтения.

Кроссворд, презентация.

27.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко…»

1

Различение жанров

произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы  с музыкой и живописью

Настроение лирического героя.

Уметь читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины.

Вырази-

тельное

чтение.

презентация к стихотворению.
Портрет Ф. И. Тютчева.

28.

Вн. чт. Н. И. Сладков «Рассказы о животных». А. Фет.  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

Образные языковые

средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Н. Некрасова, И.Никитина, И.Бунина. Уметь выразительно

читать, участвовать в обсуждении текста. Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукоподражанием..

Вырази-

тельное

чтение

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет А.Фета.

29.

Вн. чт.В. Бианки «Лесная газета».  Е. А. Баратынский  «Весна, весна!

Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

1

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать лирические произведения о весне. Развитие умения воссоздавать художественные образы.

Вырази-

тельное

чтение

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет Е.А.Баратынского.

30

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Комби-

ниро-

ва

Осознанность и выразительность чтения.

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. Развитие творческих способностей.

Тематиче

ский

Портрет А.Н. Плещеева.

31

Вн. чт.В. Ю. Драгунский для детей. Рассказы. И. С. Никитин  «В синем

небе плывут над

полями...»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Знать произведения

о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах.

Чтение

наизусть

Иллюстрации к стихотворению.
Портрет И.С. Никитина.

32

Вн. чт. В. Ю. Драгунский о детях. Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

Образные языковые

средства.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства.

Чтение

наизусть

Портрет Н.А. Некрасова

33

И. А. Бунин «Листопад»

1

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Выразительное чтение

Иллюстрации к стихотворению на тему «Осень»
Портрет И.А Бунина.

34

Вн. чт. М. Пришвин «Этажи леса». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Осознанность и выразительность чтения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь:  читать выразительно осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; определять тему и главную мысль текста

Тематиче-

ский

Выставка рисунков.

35

 Вн. чт. Творчество Ю. И. Коваль.  Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комби-

ниро-

ванный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать названия, основное содержание изученных произведении.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
В.Ф.Одоевского.

36

Особенности поведения, внешнего

облика, речи

героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь делить текст

на смысловые части,

составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя.

Творческий

пересказ

37

Вн. чт. Ю. И. Коваль для детей. Отражение  реальной жизни в сказке   В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Пересказ

Портрет В.М.Гаршина

38

Вн. чт. Творчество В. Г. Сутеевой. Роль описания в раскрытии  характеров главных героев в сказке  В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

Формирование эмоционально - оценочных суждений.

Уметь чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям.

Творческий

Пересказ.

Рисование сюжетов из сказки.

39

Главная мысль произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1

Анализ поступков и характеров героев, навык правильного выразительного чтения.

Уметь сопоставлять особенности художественных образов, эмоционально- эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном)

Вырази-

тельное

чтение.

Ответы на

вопросы.

Выставка письменных работ учащихся.

40

Вн. чт.  В.Г. Сутеева «Волшебный магазин».  Отражение  реальной жизни в сказке П. П. Бажова  «Серебряное копытце».

1

Комби-

ниро-

ванный

Участие в диалоге при

обсуждении произведения.

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведении.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
П.П.Бажова, презентация

41

Вн. чт. В. Г. Сутеева детям. Особенности речи героев сказа  П. П. Бажова

«Серебряное  копытце»

1

Комби-

ниро-

ванный

Оценка иллюстрации

к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения.

Чтение по

ролям

Выставка рисунков.

42

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков

«Аленький  цветочек»

1

Комби-

ниро-

ванный

Народная сказка, литературная. Работа с иллюстрацией.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные.

Вырази-

тельное

чтение.

Портрет
С.Т. Аксакова

43

Вн. чт. Творчество  Доро Алонсо Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький  цветочек»

1

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь анализировать характер, мотивы  поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

Чтение по

Ролям.

Иллюстрации художников к сказке.

44

Вн. чт. Доро Алонсо «Опасное приключение».  Борьба добра и зла, торжество

справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Комби-

ниро-

ванный

Участие в диалоге при

обсуждении произведения.

Уметь делить текст произведения на части, составлять план,

пересказывать произведение, работать  с иллюстрациями.

Пересказ

Презентация сказки.

45.

Обобщение по разделу:

«Литературные сказки»

1

Комби-

ниро-

ванный

Выражение личного

отношения к прочитанному

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронталь-

ный опрос.

Выставка на тему «Литературные сказки»

46.

Вн. чт. Доро Алонсо детям.  Характеристика главных героев в сказке Е.Л.Шварца

«Сказка о потерянном времени»

1

Комби-

ниро-

ванный

Литературная сказка.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Текущий

Портрет
Е.Л.Шварца

47.

Вн. чт.Творчество Б. Житкова. Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

1

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

Инсценирование отрывка.

48

В. Ю. Драгунский

«Главные реки».

1

Комби-

ниро-

ванный

Рассказ. Осознанность

и выразительность

чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Чтение по

ролям

Портрет
В.Ю.Драгунского, презентация

49.

Вн. чт. Творчество К.М. Станюковича. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Комби-

нированный

Создание небольших

письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведе-нию. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства.

Чтение по

ролям

Выставка произведений В.Ю.Драгунского.

50

Вн. чт. К.М. Станюкович "Максимка". Авторское отношение к герою в рассказе  В. В. Галявкина «Никакой я горчицы  не ел»

1

Комби-

нированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды,

выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения.

Вырази-

тельное

чтение.

Портрет
В.В.Галявкина

51

Обобщение по

разделу «Делу

время - потехе

час»

1

Комби-

ниро-

ванный

Умение составлять

простейшие задания

для викторины.

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

Тест

(10 мин)

Кроссворды.

52

Вн. чт.  К.М. Станюкович детям. Б. С. Житков  «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.

1

Комби-

ниро-

ванный

Понимание содержания литературного

произведения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
Б.С.Житкова

53

Вн. чт.Творчество Н.Н. Носова.  Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

1

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных

произведений, отвечать на вопросы

Пересказ

54

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев.

1

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
К.Г.Паустовского

55

Вн. чт. Н.Н. Носов для детей. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

Комби-

ниро-

ванный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Творческий

пересказ

Презентация «Жизнь и творчество Паустовского»

56

Вн. чт. М. М. Зощенко «Елка».

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Выразительное чтение

Портрет
М.М.Зощенко

57

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический

Викторина, ребусы, кроссворды.

58

Вн. чт. Творчество  Т. Янссон.  В. Я. Брюсов «Опять сон»,

1

Комбинированный

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

Выразит

Портрет
В.Я.Брюсова

59

Вн. чт. Т. Янссон "В волшебной долине Муми-троллей". В. Я. Брюсов «Детская»

1

Комбинированный

Жизнь и творчество В.Я. Брюсова. Правильное, выразительное чтение стихов.

Уметь читать стихотворные произведения, развитие поэтического слуха.

60

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы.

Портрет
С.А. Есенина

61.

Вн. чт. Творчество Е.И. Ильина.  М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»,

1

Комбинированный

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

Выра

Портрет
М.И. Цветаевой.

62

Вн. чт. Е.И. Ильина "Четвертая высота". М. И. Цветаева «Наши царства»

1

Комби- нированный

. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

63

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Чтение наизусть

Выставка по теме «Поэтическая тетрадь»

64

Вн. чт. Е.И. Ильина о войне.  Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Звать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Портрет
Д.Н.Мамина – Сибирика.

65

Вн. чт. Рассказы о животных. Роль рассуждений и диалогов в рассказе  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творчес
кий пересказ.

66

Характеристики и портреты животных в рассказе  А. И. Куприн

«Барбос и Жулька».

1

Комби-

ниро-

ванный

Понимание содержания литературного произведения.

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
А.И. Куприна

67

Вн. чт.КВН В. В. Бианки «Лесная газета». Тема  самопожертвования в рассказе А. И. Куприна

«Барбос и Жулька»

1

Комби-

ниро-

ванный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Творческий

пересказ

68

Вн. чт. Творчество В.П. Катаева. Характеристика главных героев рассказа
 М. М. Пришвина «Выскочка»

1

Комби-

ниро-

ванный

Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
М.М. Пришвина

69

Поведение и повадки героев рассказа М. М. Пришвин «Выскочка»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль,

события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.

Творческий

пересказ

70

Вн. чт. В.П. Катаев "Сын полка". Е. И. Чарушин «Кабан».

1

Комби-

ниро-

ванный

Рассказ о своих впечатле-ниях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитан-ного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий

пересказ

Портрет
Е.И.Чарушина

71

Вн. чт. В.П. Катаева о детях.  Тема природы в рассказе  В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комби-

ниро-

ванный

Понимание содержания литературного произведения.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
В.П.Астафьева

72

Развитие сюжета в произведении  В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комби-

ниро-

ванный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.

Фронталь-

ный опрос

Презентация.

73

Вн. чт. «Они защищали Родину». Познавательный характер произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль,

события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

74

Вн. чт. Творчество Рене Госсини. Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

Комби-

ниро-

ванный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Тематиче-

ский.

Тест «Природа и мы»

75.

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

1

Комбинированный

Связь произведений

литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства.

Чтение

наизусть

Портрет
Б.Л.Пастернака слайд-шоу «Осень»

76.

Вн. чт. Рене Госсини «Маленький Ник и его друзья».  С. А. Клыч-ков  «Весна в лесу»

1

Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
С.А. Клычкова

77

Вн. чт. Весна в стихах русских поэтов. Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

Декламация произведений,
понимание основного содержания услышанного.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

Чтение

наизусть

Портрет
Д.Б.Кедрина

78

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

Выраз

чтение

Портрет
Н.М.Рубцова

79.

Вн. чт.  Н. Сладков рассказы о животных. Средства художественной выразительности в стихотворении С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
С.А.Есенина

80

Вн. чт. Творчество Геннадия Снегирёва.  Иносказательный смысл произведения

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Понимание основного

содержания услышанного.

Вырази-

тельное

чтение

81.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комби-

ниро-

ванный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Тематиче-

ский.

Тест (8 мин)

Презентация «Поэтическая тетрадь»

82.

Вн. чт. Творчество С. Алексеева. И. С. Никитин

«Русь»

1

комбинированный

Передача при помощи

интонации своего отношения к персонажам и событиям

Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Вырази-

тельное

чтение

Портрет
И.С.Никитина

83

Вн. чт. С. Алексеева о жизни на Руси. С. Д. Дрожжин

«Родине»

1

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений

Чтение

наизусть

Портрет
С. Д. Дрожжина

84

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства

Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать  с иллюстрациями; отвечать на вопросы.

Выраз

чтение

Портрет
А, В.Жигулина

85

Вн. чт.  Творчество  Шанкара. Б. А. Слуцкий  «Лошади в океане»

1

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

Выразительное чтение

Портрет
Б.А.Слуцкого,

презентация

86

Вн. чт. Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу». Обобщение по разделу «Родина»

1

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

Диагности
ка

навыка

чтения

Презентация.

87

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.

Выразитель

Портрет
Е.С.Велтистова

88

Вн. чт. Творчество Ю. Сотника.  Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Выразительное  чтение

Портрет
Кира Булычёва

89

Вн. чт. Ю. Сотник «Райкины пленники».  Обобщающий урок по теме «Страна фантазия»

1

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Презентация.

90

Фантастические события, персонажи в произведении  Д. Свифта

«Путешествие Гулливера»

1

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Портрет
Д.Свифта

91

Вн. чт. Ю. Сотник о детях.  Развитие сюжета в произведении  Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

Иллюстрации к произведению.

92

Вн. чт. Творчество Г. Х. Андерсена. Персонажи сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка»

1

Герои произведения -

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Творческий

пересказ

Портрет
Г.Х.Андерсена

презентация

93

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей

в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комби-

ниро-

ванный

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события,

героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

94

Вн. чт. Г. Х. Андерсен «Огниво».  Народная мораль в характере главных героев в сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события,

героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

95

Вн. чт. Братья Гримм «Метелица».  Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г. Х.  Андерсена «Русалочка»

1

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Обучение приёмам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приёмам рассуждения и повествования на заданную тему.

Вырази-

тельное

чтение

Презентация.

96

Герои произведения
М. Твена «Приключения

Тома Сойера»

1

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. тайного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию, отвечать на них

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения  героев, отвечать на вопросы

Пересказ

Портрет
М.Твена презентация

97.

Вн. чт. Творчество В. Губарева. Сравнение героев и их поступков М. Твен  «Приключения Тома Сойера»

1

Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Вырази-

тельное

чтение

98

Вн. чт. В. Губарев «Королевство кривых зеркал».  Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать  с иллюстрациями

Вырази-

тельное

чтение

Портрет С  Лагерлефа презентация

99

Познавательный характер произведения С. Лагерлефа «Святая ночь»

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного.

100

Вн. чт.Сказки В. Губарева детям. Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

Вырази-

тельное

чтение

101

Вн. чт.  Самые интересные книги - КВН. Характер и поступки героев в произведении  С. Лагерлефа «В Назарете»

1

Тема, главная мысль, события, последовательность Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного

содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Выставка книг

102

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Литературная игра.

1

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Фронталь-

ный опрос.

Презентация, книжная выставка.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора

По общему образованию

Синцова Т.В.

___________________________

«___» ______________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБПОУ ПК

Им. Н.Н. Годовикова

___________ (С.В. Михайлов)

«___» ______________ 2015 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Класс: 4 «Б»

Учитель: Одинаева Наталья Николаевна

Учебник: Литературное чтение. 4 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина. ФГОС по УМК «Школа

России».

Количество часов в неделю: 3 часа

Количество часов всего: 102 часа

Пояснительная записка

           Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

        Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

        Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

        Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

        Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

        Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.  

Стандарт начального общего образования по литературному чтению

 Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

                   - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

                  - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

                   - воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания ( в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.

      В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

                  - Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2012

                  - Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».

  - «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2011

  - Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. С. В. Кутявина – М. ВАКО, 2012.

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

        Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

        Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

        Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

        Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

        Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

         • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час в  две недели - на внеклассное чтение. Всего на изучение программного материала отводится  102часа.

Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

На конец 4 класса учащиеся должны:

   - владеть навыком самостоятельного,  беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

   - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного  и выражать её своими словами;

   - передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

    - составлять план к прочитанному;

   - вводить  в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

   - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

   - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным  действующим лицам произведения;

   - знать названия, темы и сюжеты 2 – 3  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей  - классиков;

   - знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

   - знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;

   - знать более 10 пословиц, 2 – 3  крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

   - уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

   - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по литературе. 2 класс УМК Гармония

тематическое планирование по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"  (пояснительная записка, требования к уроку)....

Тематическое планирование по литературе 1 класс

Тематическое планирование по литературе 1 класс УМК Школа России с учётом ФГОС....

тематическое планирование по литературе 3 класс

тематическое планирование по литературе 3 класс по программе "Школа XXI века"...

Тематическое планирование по литературе 3 класс

Тематическое планирование по литературе 3 класс...

календарно-тематическое планирование по литературе для 2 класса

календарно-тематическое планирование по литературе 2 класс по программе "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 1 класса.

В Рабочей программе представлены несколько разделов: планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование и обеспечение учебного процесса....