Урок литературного чтения в 3 классе по теме "А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Гончарова Наталья Владимировна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения 45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Матреногезовская общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

( в рамках районного семинара

учителей начальных классов)

                            Подготовила:

Гончарова Наталья Владимировна

                                                                      учитель начальных классов

                                                           МОУ Матреногезовская СОШ

2014 – 2015 учебный год

Тип урока:  Урок актуализации новых знаний  

Цель: формирование компетентности читателя посредством  знакомства с новым произведением  А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»

Задачи:

Обучающие:  организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием  произведения А.А.Фета, обеспечить развитие  умения самостоятельно работать с произведением,  понимать содержание,  анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в  поисковом чтении, учить читать  «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения лирического стихотворения; учить анализировать лирическое произведение, находить средства  художественной            выразительности,

Развивающие: способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей; способствовать развитию воображения; памяти, логического мышления, речи обучающихся, развивать навыки групповой, парной  и самостоятельной работы,  

Воспитывающие:  воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда,  добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Формирование УУД:

Регулятивные: умение выявлять проблему; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах, в группах: совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей и анализ, как вычленение частей целого, использовать научные методы познания, сравнивать, делать выводы.

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах, в  группах

Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа  с книгой

Используемые методы и приёмы : словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические,  акцентное вычитывание лирического текста

Оборудование для учителя: учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть  Л.А.Ефросининой, , проектор, презентация,

Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть  Л.А.Ефросининой, карандаши, п/тетради №1, карточки с произведениями (стихи русских поэтов),

Ход урока

Содержание

Деятельность учащихся (УУД)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У:Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Д:-Мы  готовы, всё в порядке.   Начинается урок!

Очень хорошо. Поприветствуйте гостей! Садитесь!

Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам, как всегда, 4 ступеньки

        План урока, который я хочу вам предложить, вы видите на листах самооценки, надеюсь,  у вас тоже будут свои  предложения, которые мы сможем реализовать  на уроке.

 - самоопределение (Л);

-  внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

2. Проверка д/задания

Итак,  начнём нашу работу с первой ступеньки.

                                         Какова наша цель на данном этапе?

1.Выбери вопрос

  • С каким разделом мы начали работать? В чем отличительная особенность стихов?

Самоанализ и самооценка

-  внутренняя позиция школьника (Л);

учебно-познавательный интерес (Л);

(Стихотворение -небольшое художественное произведение, написанное в стихотворной форме, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)

  • С какими произведениями мы уже познакомились?
  • Как называются эти произведения?
  •  Кто автор этих произведений?

2.Парная работа:

-Что вам было задано на дом?

Что вы можете сказать об авторе?

 Я предлагаю вам поработать в паре – проверить подготовку домашнего задания

Работа в паре (какова цель данного этапа? Проверить правильность и выразительность чтения, учиться слушать друг друга)

Оцените работу своих одноклассников – (оценочные высказывания детей )

Достигли ли мы поставленной цели?

Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном  действии

Вот мы переходим на вторую ступеньку.

Групповая работа

Учитель организует повторение правил работы в группах:

-слушать внимательно, не перебивая;

-уважать собеседника;

-стремиться  к единому мнению;

-добиваться успеха;

Ребята,  я хочу предложить вам несколько произведений. Познакомьтесь с ними самостоятельно и  найдите среди них лишнее. Подготовьтесь объяснить,  почему это произведение лишнее.

(Карточки со стихотворениями об осени, лишнее стихотворение  - о зиме)

Ребята, попытайтесь определить тему нашего урока

«Стихи  о зиме»  

-Что объединяет произведения об осени? Знакомы ли они вам? А произведение о зиме?

Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе.

- анализ (П)

- построение логической цепи рассуждений (П);

 - учет разных мнений, разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

умение обосновывать свою точку зрения(Л)

Проверка читательского опыта

Ребята, в качестве эпиграфа нашего урока, я взяла слова  В.Д.Берестова.

«Без удивленья холодно уму.

Оно его живит и утепляет,

Пусть удивишься ты тому,

 Что ничего тебя не удивляет»

Как вы понимаете эти строки?

– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)

Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, удивляло ли  вас что-либо в первые зимние дни?

Ребята, прочитайте название произведения, с которым мы будем работать. Исходя их названия, что бы вам хотелось узнать?

 3. Выявление места   и причины затруднения.

В чём испытали затруднение?

 Как нам разрешить наши сомнения?

 Как  мы можем убедиться в правильности наших рассуждений?

учебно-познавательный интерес (Л); формулирование проблемы (П);

учет разных мнений(К)

4. Построение  проекта выхода из затруднения

  -Что может быть источником информации, для решения нашей проблемы? (опыт, учебник, друзья, учитель)

Рассмотрите страницы 128-129.- Как вы думаете, о ком пойдет речь, в произведении, которое будем читать сегодня?

Тема нашего урока  «Стихи А.А.Фета. А.Фет !мама! Глянь-ка из окошка...»

-Зная тему урока,  поставьте его цель. Что бы достичь поставленной цели, что нам нужно сделать в первую очередь? (прочитать произведение, понять, о чём нам хотел рассказать)

- планирование учебного сотрудничества (К);

-в сотрудничестве с учителем

ставить новые учебные задачи (П)

5. Реализация построенного проекта.

И так, ребята, вы готовы переходить на следующую ступеньку?

                                    Какова цель нашей работы на данном этапе?

Начинаем нашу работу на 3-ей ступеньке нашего урока.

Подготовительная работа

-Кому знакома фамилия автора?

  -Что знаете о творчестве А. Фета?

Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

- познавательная инициатива (Р);

- поиск необходимой информации (П);

 - установление причинно-следственных связей,

 - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

Знакомство детей с некоторыми сведениями из биографии поэта

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.

На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.

Первичное знакомство с произведением:

Послушайте произведение, постарайтесь и вы услышать музыку стихов А.Фета и определить, кто является героем произведения  и что же его удивило. 

Работа по восприятию произведения

- Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его

слушали?

– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка) – Что он увидел из окошка? Что его удивило?

Ответы детей)

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ –

щедрый, не скупой) 

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

(чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к стихотворению Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе. Достигли ли мы поставленной цели?

действия в новом учебном материале(П)

 согласование общего решения (К);

Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(какова цель данного этапа?) Проанализировать особенности стихотворения А.А.Фета

Строфа 1.

- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.

- Вы сказали, что чувства поэта совпадают с нашими, но Фет-мальчик был очень внимательным ребенком, поучимся и мы с вами быть такими же.

- построение речевых высказываний (П);

- выведение следствий (П)

- Прочитаем первые шесть строк

- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?

- Как преобразилась земля? Похоже это на картину, которую мы рассматривали?

- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?

ЛГ выражает удивление, неожиданную радость от того, что наконец-то наступила зима: «Грязи нет»,»"Посветлело, побелело - / Видно, есть мороз».

Обращаясь к матери, ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Строфа 2.

- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?

- О чем он просит маму в этих строках? (“Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна.)

- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?

-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?

Удивление сменяется восхищением, ЛГ любуется красотой зимы: «Не колючий, светло-синий / По ветвям развешен иней». Он зовет маму полюбоваться инеем: «Погляди хоть ты!» (и даже восклицательный знак). Сравнивает иней с ватой, которой кто-то «тороватый» (великодушный, щедрый) «все убрал кусты» (т.е. украсил). И все это радует: «свежей», «белой», «пухлой»...

Строфа 3.

- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)

- Как он произносит последние три строчки?

- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения? Смотрите внимательно. (Ответы детей.)

Веселое нетерпение рассказчика, стремление выйти в этот зимний мир, надежда, что «уж теперь не будет спору», «Правда, мама, не откажешь? / А сама, наверно, скажешь: / «Ну скорей гулять!» Главное – «За салазки, да и в гору».

ЛГ предвосхищает веселый бег с салазками, катание с горки. Видимо, еще вчера, когда было грязно, мама его не пускала, был спор.

- Чьими глазами мы  наблюдали  картину зимнего утра?

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы подметить такие изменения в природе? Нам с вами этому стоит учиться?

Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе. Достигли ли мы поставленной цели?

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

какова цель данного этапа?

1.Тест   по произведениям А. А. Фета    3 класс

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка….»

1. Укажи значение слова «тороватый»

а) хозяйственный   б) скупой   в) щедрый   г) изобретательный

 2. Что увидел герой стихотворения из окна?

а) первый снег  б) оттепель  в) что стихла метель   г) листопад

 3. Какую народную примету он упоминает:

а) собака выла на луну- к морозу  б) кошка умывала нос – к снегопаду   в) вороны низко садятся на ветви – к оттепели

 4. С чем поэт сравнивает иней?

а) с серебром  б) с хвоей  в) с ватой   г) с мехом

 5. Что хочет герой стихотворения?

а) кататься на коньках  б) кататься на лыжах  в) кататься на санках  г) сгребать опавшие листья

6. Какие чувства передает поэт в этом стихотворении?

а) радость, удивление перед красотой зимней природы

б) задумчивость, ощущение таинственности зимней природы

в) печаль об ушедшем лете

2.Работа в тетради.

Выберите задание,  с которым вы можете справиться т. стр. 55

Проверка работы

Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе. Достигли ли мы поставленной цели?

Принимать и сохранять учебную задачу(П)

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале(П)

- управление поведением партнера (К)

 

8   Включение в систему знаний и повторение

Работа в паре: какова цель данного этапа?

Упражнение в выразительном чтении

С каким настроением вы будете читать стихотворение? (Каждый обосновывает свой выбор)

 Какой выберете темп чтения?  Почему?

При выразительном чтении, не стоит забывать о знаках препинания.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему?

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)

Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе. Достигли ли мы поставленной цели?

Принимать и сохранять учебную задачу(П)

Самоконтроль и самооценка

9.Итог урока. Информация по д/з

Вот мы и оказались с вами на последней ступеньке нашего урока.

Обобщение 

С каким произведением мы познакомились сегодня?

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Чему научило вас  стихотворение А.Фета? Нужно ли уметь  удивляться, тому что нас окружает?

Составление  синквейна

(работа в группе у доски) (какова цель данного этапа?)

1.Сущестиветельное (что?)

2.Прилагательные (какая?)

3.Глагола (что делает?)

4.Предложение (пословица, поговорка)

Работа с «Листом самооценки» - оцените свою работу на данном этапе. Достигли ли мы поставленной цели?

  Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Стихотворение, которое мы с вами прочитали сегодня, А.Фет написал в очень зрелом возрасте. Удивительно, что он смог пронести чувства ребёнка через всю свою жизнь.

Какую работу к этому произведению вам хотелось бы выполнить дома?

(Д\з адание по выбору учащихся)

Принимать и сохранять учебную задачу(П)

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале(П)

-  внутренняя позиция школьника (Л);

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 Какую цель ставили на урок? Удалось ли достичь цели и выполнить намеченный план? Похвалите себя. Что у вас удалось?  Чему еще нужно учиться?  В заключении нашего урока я хочу прочитать вам стихотворение Вадима Шефнера

                  Миг.

Не привыкайте к чудесам,

- Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

 Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

 Прикладывайтесь к родникам,

- Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье

Анализ (П)

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка бинарного урока литературного чтения и «Основ православной культуры» на тему: А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

  Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему А.А.Фет  «Мама! Глянь-ка из окошка» является третьим в изучении творчества ...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: А.П. Платонов «Ещё мама».2 часть Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осоз...

Конспект урока по литературному чтению "Мама! Глянь-ка из окошка". А.А.Фет

Данный материал представлен в виде конспекта урока по литературному чтению. Работая учитель начальных классов, руковожу практикой студентов факультета ПиМНО(педагогика и методика начального образовани...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама",(УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "А.П. Платонов "Ещё мама", (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А.П. Платонова «Еще мама»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения.Планируем...