Конспект урока по литературному чтению "Мама! Глянь-ка из окошка". А.А.Фет
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Надежда Васильевна Лазукина

Данный материал представлен в виде конспекта урока по литературному чтению. Работая учитель начальных классов, руковожу практикой студентов факультета ПиМНО(педагогика и методика начального образования). Вижу, какие трудности  испытывают студенты при изучении "Поэтических тетрадей" в учебнике "Родная речь". в лирических стихотворениях авторские чувства не всегда выражаются напрямую. сложным этапом работы над поэтическим текстом является анализ. он сложен не только для ребёнка 7-9лет, но и для учителя.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»,

 Класс:  3 класс  Предмет:  Литературное чтение

Тип урока:  Урок актуализации новых знаний  

Цель   урока:       знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»

Задачи: усовершенствование знания о творчестве А. Фета;

создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;

познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;

добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;

способствовать развитию эмоций и чувства детей.

УУДличностные: осознание значимости творчества Фета; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания.

Коммуникативные: умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Проверка д.з.Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Листья».

-на прошлом уроке мы говорили, что листья-это герои стихотворения. Они принимают решение, как это делают люди.

-Какое именно решение? (решили улететь).

-почему они решают улететь?  

4. Постановка целей урока.

Откройте учебник на с.64 Произведение какого автора будем читать?(А.Фета)

Читали ли вы его стихи раньше?(во 2 классе Ласточки пропали…)

Сформулируйте тему урока, цель. (Стихотворение Фета «Мама!Глянь из окошка!»-тема)

Цель-познакомиться с творчеством Фета, познакомиться с новым стихотворением.

Учитель:ДА, мы познакомимся с творчеством Ф.Фета, будем совершенствовать навык чтения, будем анализировать поэтический текст, познакомимся с вами с новым жанром стихотворения просьбы.

-Сегодня мы познакомимся с другим поэтом 19века, имя которого золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы этого века (на экране помещен портрет и сделана запись имени поэта). Фет, так же, как и Тютчев, писал стихи о природе, поэтому  мы продолжим  наблюдения за тем, как и с помощью каких средств поэты создают картины природы.

Подготовка к восприятию текста.

-мы говорили о весне и осени, причём о поздней  осени, когда уже дуют «буйные ветры», срывающие последние листочки с деревьев.

-а что бывает потом? (открываю на экране репродукцию картины А.Пластова «Первый снег»)

-что вы видите?

-как падают снежинки?

-что происходит с землей?домами?деревьями?

-что можно сказать о чувствах детей?

-вспомните свои ощущения, когда вы видели  первый снег после мокрой, грязной осени?

Первичное чтение стихотворения.

Выясним значения некоторых слов:

-Тороватый- щедрый, великодушный

Салазки-санки для катания с гор.

-сели удобно. Попытайтесь во время моего чтения представить себе всё то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды.

-Какое настроение и чувства переданы в стихотворении? (чувства восторга, радости)

-Какие чувства испытываете вы, когда видите первый снег?(радости, хочется его потрогать…)

-отличаются ли чувства и желания поэта, мальчика 19века, от ваших при виде первого снега?

-о чём это говорит? (меняются времена, мода, но есть вечное, что останется навсегда: чувства, которые испытывает человек, при повторяющихся событиях, причём независимо от возраста)

5.чтение детьми.

Прочитайте стих жужжащим способом хором.

Анализ произведения.

-мы сказали, что чувства поэта совпадают с нашими, но Фет-мальчик был очень внимательным ребёнком, поучимся и мы с вами быть такими же.

-прочитайте первые шесть строк.

-как мальчик догадался, что во дворе мороз: он же не выходил на улицу?(грязи нет, двор белый) 

-как преобразилась земля?

-похоже это на ту картину, что мы рассматривали?

- о какой народной примете пишет поэт в этих строках?( кошка прячет нос перед похолоданием и мальчик это заметил)

-прочитайте 2 куплет

-какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?

-как вы думаете, почему?

-о чём он просит маму в этих строках?(«погляди хоть ты!. Не надо идти на улицу, только из окна полюбуйся)

 -как вы думаете, какие чувства переполняют ребёнка?(он рад, речь его сбивчива)

-прочитайте  3 куплет.

-меняется ли настроение сына в последних строчках стих?о чём он мечтает?(видно, до сих пор мать не пускала его гулять по грязи)

-как вы думаете, пустит ли мама гулять мальчика?

Физминутка

Дети выполняют движения по тексту.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Руки дружно разведите
И на пояс опустите.
Шаг на месте - раз, два, три!
Плечи шире разверни.
Проведем одну игру.
Все присядем, скажем: «У!»
Быстро встанем, скажем: «А!»
Нам пора уж за дела.

Подготовка к выразительному чтению.

-что значит прочитать выразительно?( выделять паузы  и ставить  логическое ударение, передавать чувства и настроение автора)

-в первым строках стихотворения чувство радости перемешивается с чем?(удивления от неожиданности)

-как мы будем читать следующие шесть строк?(с восторгом)

-читая последние строки, о чём будете помнить?

-Прочитайте восклицательные предложения .

С какой интонацией их будем читать?

-Прочитайте вопросительные предложения? Как их будем читать?

-С какой интонацией ребенок говорит с мамой?(быстро, он хочет побыстрее рассказать, что он видит за окном…)

-Как вы понимаете выражение «Все убрал кусты»?(украсил снегом, придал нарядный вид)

 

-Как будем читать это стихотворение? Где будем делать паузы? (где есть знаки препинания)

-Всегда ли паузы совпадают с концом стихотворения? (Нет, если в конце строки нет знака препинания, то паузу не делаем.)

-А где нужно сделать паузу в середине строки? (Мама! Правда мама! -конец предложения)

-Где стоят запятые, там паузы короткие.

-давайте попробуем прочитать, помня, о чём только что говорили.

 

Рефлексия.

Дерево творчества. По окончании урока  дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды.

Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно.

Цветок – довольно неплохо.

Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

Жёлтый листик – «чахлый», пропащий урок.

Итог урока.

-С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Кто автор?

-Что такое рифма?

-Захотелось ли вам прочитать другие стихи Фета?

-Кто доволен своей работой на уроке?

Домашнее задание –Выучить стих наизусть, прочитать интересные факты из жизни Фета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...