Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Суспицына Татьяна Михайловна

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению

    в 3 классе по теме: «Литературная гостиная»

     

    Сергей Есенин «Пороша»

    Суспицына Татьяна Михайловна

    МБОУ Сосновская СОШ №1

    Учитель начальных классов

    29 лет педагогического стажа

    Высшая категория

    УМК «Гармония»

    Автор О.В.Кубасова

    учебник литературного чтения

     3 класс часть вторая

    2014г.

    Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством великого русского поэта Сергея Есенина, показывать и учить видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

     Задачи:

    1. Формировать умение использовать обобщённый способ работы над акцентным вычитыванием лирических текстов (умения определять настроение рассказчика, доказывать свою точку зрения текстом, умение выражать своё отношение о прочитанном, умения выделять выразительные средства языка); действия контроля и оценки учащихся.
    2. Развивать умения учащихся критически мыслить.
    3. Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

    Планируемые результаты

    Личностные:

    Формирование основ гражданской идентичности, формирование ценностных

    ориентиров, эмоционально-нравственной отзывчивости

    Регулятивные:

    Целеполагание, контроль, включая волевую саморегуляцию, коррекция, оценка.

    Познавательные:

    Работа с информацией, анализ содержания произведения

    Коммуникативные:

    Учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, умение слушать и слышать, построение речевых высказываний

    Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

    Ход урока.

    I.Организационный момент

                  Прозвенел звонок для нас!
                   Вы зашли спокойно в класс,
                   Встали все у парт красиво,
                   Поздоровались учтиво.
    -Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

    - Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

    - Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

    - Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит ещё одна встреча с великим поэтом,  удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку творчества Сергея Есенина.

    II.  Погружение в урок. Актуализация опорных знаний.

    -А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная  музыка русского композитора  Петра  Ильича Чайковского.

    -  Что такое гостиная?

    Учащиеся. Это комната, где принимают гостей.

    - Правильно. А почему она называется «литературной»?

    Учащиеся. Предположения учеников.

    - Встречать гостей в литературных  гостиных  было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и  музицировали.

    -Вот и мы с вами попадем в такую гостиную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

    -Давайте определим,  о чем мы  сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.

                                                             вьюжная

                                             

                    морозная                                  снежная

            

                                                                         суровая                                                нарядная        

                                                   студеная

    - Сегодня на уроке нас  ждёт встреча с таким мастером слова - великим русским  поэтом - Сергей Александрович Есенин.

    -Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?

    -Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.

    Учитель: Как вы думаете, за  что же Сергей Есенин любил зиму? Обсудите с товарищем?

    Дети: -Зимой  много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за  падающими снежинками…

    А ещё у Есенина уже третье стихотворение о зиме, которое мы изучаем, значит он очень любил зиму! А длинными  зимними  вечерами  под завывание метели можно и сказку послушать, и песню спеть, и стихи почитать.

    III. Послушайте стихотворение С. Есенина  «Пороша»

    -Поделитесь своими мыслями чувствами о стихотворении. Какие картины вы увидели?

    Учащиеся. -Я представила зимний лес, на деревьях сидят и каркают вороны, по зимней дороге потихоньку идет лошадка, на лошадке всадник, слышен звон копыт; я представил высокую сосну, а на макушке у нее снег; лес красивый, сказочный…

    IV .Словарная разминка. 

    -Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте непонятные для вас слова или выражения.

    -Объясни значение слов пороша, клюка, шаль. Найди их в словаре.

    -Какие еще слова вам непонятны?

    V.Физкультминутка.

    Не боимся мы пороши .

    Ловим снег-хлопок в ладоши.

    Руки в стороны,по швам.

    Снега хватит вам и нам.

    По пороше побежали

    И снежинкой полетали.

    Дыхательная гимнастика.

     -Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

    VI. Работа над текстом произведения.

    -Стихотворение называется «Пороша». Что же  такое пороша?

    Пороша-это слой только что выпавшего снега.

    -Герой стихотворения наблюдает жизнь природы. Что он видит вокруг?

    Работа с учебником и рабочей тетрадью.

    -Прочитай первое четверостишие.

    -Какие звуки слышны в тишине?

    -Крики ворон, стук дятла.

    -Найди в стихотворении ответ на вопрос, прочитай.

    -Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения?

    -Спокойный, неторопливый, задумчивый.

    Работа с тетрадью (с.36, №1).

    В отрывке  стихотворения расставь паузы. Подчеркни слова, которые выделишь при чтении.

    Учитель:

    -Прочитайте четверостишие еще раз.

    При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки,  как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом.

    Уч-ся:

    -Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился.

    -Всадник очарован лесом, поражен видом сосны.

    Учитель:

    -Прочитай второе четверостишие.

    -Чем отличается слово  «дремлет» от слова «спит»? (работа в парах)

    Уч-ся:

    -Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»?

    -Дремать - некрепко спать, быть в полусне.

    Учитель:

    Представьте, что вы «вступили» в мир невидимки, заколдовавшего лес, расскажите о его снах. Какой сказочный сон, по-вашему, видит лес?

    Уч-ся:

    -Лес не крепко спит.

    -Если подует ветер, он зашумит, ветками будет размахивать.

    -Значит, он проснется.

    Учитель:

    -Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора?

    -Поэт видит сосну, которая стоит на опушке леса.

    Уч-ся:

    Поэту жалко сосну.

    Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно  («подвязалася  косынкой»).

    Она одинока и стара(«оперлася на клюку»).

    Учитель:

    -Да, поэту симпатична сосна-старушка, т.к. она предстает в образе одинокой деревенской женщины. Среди таких женщин прошло детство поэта.

    -Что вы представляли, читая это четверостишие?

    Уч-ся:

    Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса.

    Учитель:

    -При повторном чтении текста вам надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.

    -Дочитаем стихотворение.

    -Какие представления возникли у вас при чтении?

    Уч-ся:

    -Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой.       Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль.

    Учитель:

    -Как надо читать эти строки?

    Уч-ся:

    -Более быстрым темпом, бодро, весело.

    -Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит?  

    Уч-ся:

    -Все вокруг, и поля ,и луга покрыты снегом.

    -Зимняя дорога, которая убегает вдаль, напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

    -Почему дорога кажется поэту лентой?

    Уч-ся:

    -Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту.

    VII. Выразительное чтение. Корректировка и контроль.

    -Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать то, что хотел сказать автор и то, что почувствовали мы?

    Выразительное чтение.  Работа в группах. Самоконтроль.

    VIII. Рефлексия.

    -Кому понравилось стихотворение?

    Поднимите руку

    -Что на вас произвело большее впечатление?

    - Какие задания показались наиболее интересными?

    -Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

    Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят  стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.

    Поэт Николай Браун посвятил Есенину  своё стихотворение.

    В этом имени – слово «есень».

    Осень, ясень, осенний цвет.

    Что-то есть в нём от русских песен –

    Поднебесье, тихие веси,

    Синь берёзы

    И синь – рассвет.

    Что-то есть в нём и от весенней

    Грусти, юности, чистоты…

    Только скажут –

    «Сергей Есенин»,

    Всей России встают черты…

    IX. Домашнее задание.

    -Какое домашнее задание вы можете выполнить дома?

    На следующем уроке проведём конкурс чтецов стихов Сергея Есенина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект урока математики в 3 классе на тему "Контрольная работа по теме "Деление с остатком""

    Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Контрольная работа по теме «Деление с остатком»Цели урока: проверить усвоение приема деления с остатком и его проверку, умение решать задачи, находить долю числа...

    План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

    Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

    Конспект урока математики в 1 классе по теме "Закрепление пройденного материала по теме"Числа от 1 до 5. Состав числа 5".

    Тип урока: закрепление пройденного  материала.Формируемые УУД Педагогические цели: проверить знание состава чисел, навык прямого и обратного счета (от 1 до 5, от 5 до 1); учить составля...

    Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...