План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
классный час (2 класс) по теме

Виноградова Татьяна Викторовна

 

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент  образования города Москвы

ГБОУ города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1274 имени В.В.Маяковского

План-конспект урока
по литературному чтению во 2 классе»Б»
по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского»
с применением кейс-технологий

Урок проведен 19 ноября 2011 года
для учителей кафедры начальных классов
и для родителей учащихся 2 класса «Б»

Учитель начальных классов
Виноградова Т.В.

Урок литературного чтения во 2 классе «Б» по теме: «Литературная гостиная,
посвященная творчеству К.И. Чуковского»

Обобщение изученного материала.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:
  1. Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу с помощью применения кейс-технологий;
  2. развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  3. эстетического вкуса на основе литературных произведений К.И.Чуковского;
  1. В сфере регулятивных УУД:
  1. формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  2. умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
  3. умение оценивать правильность выполнения действий;
  1. В сфере познавательных УУД:
  1. поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
  2. постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения;
  3. развитие речевых навыков при устных высказываниях;
  1. В сфере коммуникативных УУД:
  1. умение плодотворно сотрудничать в своей команде в поиске и сборе нужной информации;
  2. формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
  3. воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей;



Роли исполняют:

Ведущий – Виноградова Т.В.

Взрослые – Дмитраченко Т.Л, Жданов Д.А.

 Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Ученик: Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья  в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои  книги .

(несколько сценок, играют дети)

 Юля Зайцева и Соня Карманова

- Ой, дедуля, киска чихнула!

      - Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?

      - А кто мне скажет спасибо?

 Катя Кириченко

Бабушка Ани Кокуш сказала ей с горьким упреком:

      - Ты недотёпа.

      Аня со слезами:

      - Нет, дотёпа, дотёпа!

 Никита Калинин

 - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...

      - А я тогда не выйду на улицу.

      - Почему?

      - А чтоб меня морозы не ударили.

 

 

ВЕДУЩИЙ: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

« Всегда, - писал он, -  Где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, -я чтоб не тратить попусту время сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

А сейчас ребята вам надо потрудиться. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

(картинки с ответами на доску)

На доске висят картинки-отгадки: цыпленок, сосулька, иголка с ниткой, зеркало, коньки, расческа.

III конкурс (читает взрослый)

 Работа в командах.

ЧУДЕСНЫЙ ДОМ:

Был белый дом, чудесный дом,.

И что-то застучало в нем.

И он разбился и от туда

Живое выбежало чудо-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(яйцо и цыпленок)

 

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Иголка и нитка)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)

ЧУДЕСНЫЕ КОНИ:

Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! (коньки и лед)

 

ЗУБАСТАЯ ЗАГАДКА:

Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей! (расческа)

 

Ученик : Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так: заболел его маленький сынишка, Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его отец стал рассказывать сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил.»

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

IV конкурс. «Кто есть кто».  (капитаны)

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? ( таблички)

Айболит -(доктор)
Бармалей
 - (разбойник)
Федора
 - (бабушка)
Каракула
 - (акула)
Мойдодыр
 - (умывальник)
Тотошка,
 Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха
 - (муха)
Барабек
 - (обжора)
Рыжий,
 усатый великан - (таракан)

 

Ученик : А вот второй случай: Вот как об этом вспоминает К. И. «Однажды работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР».

 

 (1 большой заполненный кроссворд и 3 маленьких незаполненных кроссворда)

 

V конкурс. «Конкурс знатоков» (кроссворд).

 Работа в командах.

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали: (читает взрослый ответы)

 1.  Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

 2.  Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

       3.     Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

            4.  Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

 5.  Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

 6.  Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

 7.  Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

 8.  Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

 

Ученик :Чуковский вспоминает «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну...

     Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

 

V I конкурс.« Расшифруйте имена сказочных героев». ( таблички)

 Работа в командах.

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ                 ББГН

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Бибигон,)

Ученик:  Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.

VII  конкурс. «Корзинка с потерянными вещами». (с завязанными глазами)

(помогает взрослый)

В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

 

ВЕДУЩИЙ: Часто мы ощущаем в его произведениях присутствия самого автора: «У меня зазвонил телефон»(голос Чуковского) или «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик -с -пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки — мы очень любим его»(голос Чуковского)

VIII  тур «Героический поступок» ( таблички)

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Победил Брундуляка

Воробей

Зажгли море.

Крокодил

Проглотил солнце.

Комар

Помыла свою посуду.

Федора

Вернул солнце в небо.

Медведь

Потушила море.

Бабочка

Спас Муху – Цокотуху.

Лисички

Съел таракана.

Бибигон

Вылечил зверей.

 

ВЕДУЩИЙ: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове,  с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Сказки» Р. Киплинга, «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккельбери Финна», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Маленький оборвыш», «Принц и нищий».

Ученик: Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,

В круговороте кровавых столетий,

Когда б не они, не вот эти

Глазастые, звонкие дети...

ВЕДУЩИЙ: Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемые, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...

План конспект к уроку по предмету "Человек". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Наливание жидкости в кружку».

Цель: закрепить знания детей о видах чайной посуды; обогащение сенсорного опыта ребенка. Наливание жидкости в кружку. Наливая сок, воду и др. из коробки, бутылки, чайника и т.п. ребенок ставит кр...