Главные вкладки

    План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
    классный час (2 класс) по теме

    Виноградова Татьяна Викторовна

     

    План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент  образования города Москвы

    ГБОУ города Москвы
    ГИМНАЗИЯ № 1274 имени В.В.Маяковского

    План-конспект урока
    по литературному чтению во 2 классе»Б»
    по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского»
    с применением кейс-технологий

    Урок проведен 19 ноября 2011 года
    для учителей кафедры начальных классов
    и для родителей учащихся 2 класса «Б»

    Учитель начальных классов
    Виноградова Т.В.

    Урок литературного чтения во 2 классе «Б» по теме: «Литературная гостиная,
    посвященная творчеству К.И. Чуковского»

    Обобщение изученного материала.

    Задачи урока:

    1. В сфере личностных УУД:
    1. Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу с помощью применения кейс-технологий;
    2. развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
    3. эстетического вкуса на основе литературных произведений К.И.Чуковского;
    1. В сфере регулятивных УУД:
    1. формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    2. умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
    3. умение оценивать правильность выполнения действий;
    1. В сфере познавательных УУД:
    1. поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
    2. постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения;
    3. развитие речевых навыков при устных высказываниях;
    1. В сфере коммуникативных УУД:
    1. умение плодотворно сотрудничать в своей команде в поиске и сборе нужной информации;
    2. формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
    3. воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей;



    Роли исполняют:

    Ведущий – Виноградова Т.В.

    Взрослые – Дмитраченко Т.Л, Жданов Д.А.

     Не восхищался “Телефоном”
    И в “Тараканище” не вник.
    Как вырос он таким учёным,
    Не зная самых главных книг?

    Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

    Ученик: Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья  в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме.

    Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои  книги .

    (несколько сценок, играют дети)

     Юля Зайцева и Соня Карманова

    - Ой, дедуля, киска чихнула!

          - Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?

          - А кто мне скажет спасибо?

     Катя Кириченко

    Бабушка Ани Кокуш сказала ей с горьким упреком:

          - Ты недотёпа.

          Аня со слезами:

          - Нет, дотёпа, дотёпа!

     Никита Калинин

     - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...

          - А я тогда не выйду на улицу.

          - Почему?

          - А чтоб меня морозы не ударили.

     

     

    ВЕДУЩИЙ: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

    « Всегда, - писал он, -  Где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, -я чтоб не тратить попусту время сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

    А сейчас ребята вам надо потрудиться. Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать.

    (картинки с ответами на доску)

    На доске висят картинки-отгадки: цыпленок, сосулька, иголка с ниткой, зеркало, коньки, расческа.

    III конкурс (читает взрослый)

     Работа в командах.

    ЧУДЕСНЫЙ ДОМ:

    Был белый дом, чудесный дом,.

    И что-то застучало в нем.

    И он разбился и от туда

    Живое выбежало чудо-

    Такое теплое, такое

    Пушистое и золотое.

    (яйцо и цыпленок)

     

    Растёт она вниз головою,

    Не летом растёт, а зимою.

    Но солнце её припечёт —

    Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

    Я одноухая старуха,

    Я прыгаю по полотну

    И нитку длинную из уха,

    Как паутинку, я тяну. (Иголка и нитка)

    Мудрец в нём видел мудреца,
    Глупец — глупца,
    Баран — барана,
    Овцу в нём видела овца,
    И обезьяну — обезьяна,
    Но вот подвели к нему Федю Баратова,
    И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)

    ЧУДЕСНЫЕ КОНИ:

    Два коня у меня, два коня,

    По воде они возят меня.

    А вода тверда,

    Словно каменная! (коньки и лед)

     

    ЗУБАСТАЯ ЗАГАДКА:

    Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

    И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей! (расческа)

     

    Ученик : Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так: заболел его маленький сынишка, Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его отец стал рассказывать сказку:

    «Жил да был крокодил, он по улицам ходил.»

    Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

    IV конкурс. «Кто есть кто».  (капитаны)

    - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? ( таблички)

    Айболит -(доктор)
    Бармалей
     - (разбойник)
    Федора
     - (бабушка)
    Каракула
     - (акула)
    Мойдодыр
     - (умывальник)
    Тотошка,
     Кокошка - (крокодильчики)
    Цокотуха
     - (муха)
    Барабек
     - (обжора)
    Рыжий,
     усатый великан - (таракан)

     

    Ученик : А вот второй случай: Вот как об этом вспоминает К. И. «Однажды работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

    Надо, надо умываться

    По утрам и вечерам

    А нечистым трубочистам

    Стыд и срам

    Стыд и срам!

    Так родился на свет «МОЙДОДЫР».

     

     (1 большой заполненный кроссворд и 3 маленьких незаполненных кроссворда)

     

    V конкурс. «Конкурс знатоков» (кроссворд).

     Работа в командах.

    - Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

    По горизонтали: (читает взрослый ответы)

     1.  Имя акулы в сказках Чуковского.

    И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет, и хохочет,
    Будто кто её щекочет. (Айболит)

     2.  Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

    Вот и стал Таракан победителем,

    И лесов и полей повелителем.

    Покорилися звери усатому.

    (Чтоб ему провалиться, проклятому!)

    А он между ними похаживает,

    Золоченое брюхо поглаживает:

    "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

    Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

           3.     Имя мухи – именинницы.

    Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.

                4.  Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

    Вдруг навстречу мой хороший,
    Мой любимый Крокодил.
    Он с Тотошей и Кокошей
    По аллее проходил

     5.  Умывальников начальник и мочалок командир.

    Я - Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир!

     6.  Кто вернул краденое солнце?

    Не стерпел Медведь,
    Заревел Медведь,
    И на злого врага налетел Медведь.

    Уж он мял его и ломал его:
    "Подавай сюда наше солнышко!"

    Испугался Крокодил,
    Завопил, заголосил, а из пасти
    Из зубастой солнце вывалилось,
    В небо выкатилось!
    Побежало по кустам,
    По берёзовым листам.

     7.  Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

    И встал Айболит, побежал Айболит.
    По полям, но лесам, по лугам он бежит.
    И одно только слово твердит Айболит:
    "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

     8.  Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

    Наш бегемот провалился в болото...
    - Провалился в болото?
    - Да!
    И ни туда, ни сюда!
    О, если вы не придете -
    Он утонет, утонет в болоте,
    Умрет, пропадет
    Бегемот!!! (телефон)

    По вертикали:

    Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

     

    Ученик :Чуковский вспоминает «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

    О, если я утону,

    Если пойду я ко дну...

         Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

     

    V I конкурс.« Расшифруйте имена сказочных героев». ( таблички)

     Работа в командах.

    - Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

    БРМЛЙ

    ЦКТХ                 ББГН

    МЙДДР

    ФДР

    ЙБЛТ

    ТРКНЩ

    КРКДЛ

    КРКЛ

    (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил, Бибигон,)

    Ученик:  Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  “Федорино горе”.

    VII  конкурс. «Корзинка с потерянными вещами». (с завязанными глазами)

    (помогает взрослый)

    В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

    Телефон (У меня зазвонил телефон)

    Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

    Мыло (Вот и мыло подскочило)

    Блюдце (А за ними блюдца)

    Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

    Термометр (И ставит им градусник)

    Сито (Скачет сито по полям)

    Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

    Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

    Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

    Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

    Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

     

    ВЕДУЩИЙ: Часто мы ощущаем в его произведениях присутствия самого автора: «У меня зазвонил телефон»(голос Чуковского) или «Я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живет крохотный лилипут, мальчик -с -пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки — мы очень любим его»(голос Чуковского)

    VIII  тур «Героический поступок» ( таблички)

    - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

    Айболит

    Победил Брундуляка

    Воробей

    Зажгли море.

    Крокодил

    Проглотил солнце.

    Комар

    Помыла свою посуду.

    Федора

    Вернул солнце в небо.

    Медведь

    Потушила море.

    Бабочка

    Спас Муху – Цокотуху.

    Лисички

    Съел таракана.

    Бибигон

    Вылечил зверей.

     

    ВЕДУЩИЙ: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове,  с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он перевел с английского «Сказки» Р. Киплинга, «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккельбери Финна», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Маленький оборвыш», «Принц и нищий».

    Ученик: Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:

    Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

    Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

    Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

    Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

    И, усталого, старого, тешит меня

    Бесконечная их беготня и возня.

    Да к чему бы и жить нам на этой планете,

    В круговороте кровавых столетий,

    Когда б не они, не вот эти

    Глазастые, звонкие дети...

    ВЕДУЩИЙ: Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемые, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

    Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

    Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

    Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

    Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

    Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

    Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

    Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

    Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

    В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....