Театрализованный урок по литературному чтению 2 класс Обобщение по теме «Устное народное творчество» «ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гайнанова Екатерина Ивановна

Театрализованный урок литературное чтение + музыка для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_derevenskie_posidelki_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованный урок по литературному чтению

2 класс

Обобщение по теме

«Устное народное творчество»

«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

Цель:

-обобщить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;

-обогащение словарного запаса учеников;

-развитие речи;

-культурное наследие;

-как умеете дружить и помогать друг другу в деятельности.

Оборудование:

Звуковая дорожка к песне «На горе-то калина»

Корзинки с картофелем

Карточки «Национальное блюдо. Блины»

Сказка «Золотое яичко» ( игрушка- курица и яичко)

появляются ведущие : хозяин с хозяйкой (в русских народных костюмах)

хозяйка: Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин : Веселья вам, да радости!

Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин : У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус кому-сказку, кому- правду, кому-песенку.

Входят гости (одеты в русские народные костюмы). Гости кланяются и рассаживаются.

Хозяин: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело хватило место, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые НЕБЫЛИЦЫ

  1. Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-А можно ли зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один воротник остался.

2. -Сынок, сходи за водицей на речку!

-Ой, брюхо болит.

-Сынок, иди есть кашу!

-Что же раз мать велит, надо идти.

  1. Труд кормит, а лень портит.

-Не пень, а лежит целый день.

Не жнёт и не косит.

-А обедать просит.

-Тит, иди молотить!

-Ой, живот болит.

-Тит, иди кашу есть.

-А где моя большая ложка?

-Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Хозяйка: а теперь гости дорогие пора и песенку петь!

Исполнение русской народной песни

«На горе-то калина!» (в движении)

  1. На горе-то калина,

на горе-то малина.

Ну, что ж кому дело-калина.

Ну, кому какое дело малина.

  1. Там девушки гуляли,

там красные гуляли.

Ну, что ж кому дело гуляли.

Ну, кому какое дело гуляли.

  1. Калинушку ломали,

Малинушку ломали.

Ну, что ж кому дело ломали.

Ну, кому какое дело ломали.

  1. Во пучочки вязали,

во пучочки вязали.

Ну что ж кому дело вязали.

Ну, кому какое дело вязали.

  1. На дорожку брасали,

на дорожку брасали.

Ну что ж кому дело брасали

Ну, кому какое дело брасали.

Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие!

Хозяин: А теперь гости дорогие пора и сказочку послушать.

О.Высотская

«Золотое яичко»

Баба: Эй, старик! Проснись скорей!

Дед: Ты чего шумишь старуха?

Баба: Да смотри , что я нашла? Наша курочка яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело? Что ты, баба ,обалдела!

Баба: Да яйцо-то не простое, а гляди-ка золотое!

Дед: Золотое! В самом деле. Мы с тобой разбогатели.

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса! Ты в сундук запри его.

Баба: Что? В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко и продам.

Как дадут мне много денег,

Накидают мне рублей.

Вот обновок накуплю , да краёв сундук набью..

Дед: Что ты мелешь небылицы, ишь сыскалась молодица! Наряжаться в разный хлам. Нет! Уж если мы богаты. Я построю вместо хаты трёх этажные палаты и скамейки по углам.

Баба: Ой, яичко покатилось, покатилось и разбилось.

Дед : Ну, чего ж мы затужили, от чудес одна беда. Будем жить как прежде жили и работать как всегда.

Баба: Да, дед, ведь не всё-то дорого ,что красного золота,

а то, что доброго мастерства!

Учитель: С давних пор на Руси люди любили загадывать и отгадывать загадки. Вот и я вам приготовила несколько. Но обращаю ваше внимание загадки по теме « Деревенская изба. Посуда и утварь.»

  1. Дедушка старый весь белый;

Лето придёт - на него и не глядят,

зима настанет - обнимают. (печь)

  1. Стоит бычище проклёваны бочища. (изба)

  1. Маленький, пузатенький-

весь дом стережёт . (замок)

  1. Стоит толстяк, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит . (самовар)

  1. На стене висит, болтается,

всяк за него хватается. ( полотенце)

  1. Ни свет, ни заря

пошёл, согнувшись со двора. ( коромысло)

Учитель: На Руси народ очень любил народные гуляния. Весёлые скоморохи веселили народ на главной площади, а помогали им в этом медведи. Вот такой мишка и к нам заглянул.

Сценка

«Медведь»

-Миша, а Миша поздоровайся со всеми.

-Миша, а Миша, как красные девицы на гуляния собираются?

-Миша, а Миша , как красные девицы в зеркальце глядятся?

-Миша, а Миша как ребята в школу идут?

-Миша, а Миша как они со школы возвращаются?

-как ребята говорят ,что в школе двойку получили?

-Миша, а Миша ,как родители к этому отнеслись?

Устал наш артист. Пора и ему отдохнуть. Похлопаём за его старания.

Учитель: с самого раннего утра кипела работа в домах. Нужно было избу прибрать, каши наварить, блинов напечь, в огороде поработать. Вот и мы сейчас с вами поработаем.

Игра

«Посади и убери картофель»

Разложить картофель по ряду, следующий собирает ( в работа в парах)

Учитель: Но и не скучал народ во время работы. Всюду были слышны песни. Сколько сочинил частушек, наверное, их и не сосчитать.

Исполнение частушек

  1. А у нас во дворе квакали лягушки,

а я с печки босиком думала подружки.

  1. По деревне я шла и Ванюшу видела,

под кустом сидел и плакал, курица обидела.

  1. Я плясала в три ноги, потеряла сапоги

оглянулась я назад сапоги мои лежат.

  1. Сидит ёжик на берёзке белая рубашка

на головке сапожок, на ноге рубашка.

  1. На горе стоит телега слёзы капают с дуги

под горой стоит корова надевает сапоги.

  1. Балалаечка гудок своё дело знает

она в Ваниных руках хорошо играет.

  1. Если б не было воды, не было б и кружки

если б не было девчат, кто бы пел частушки?

  1. На базаре я была, видела Мирона

у Мирона на носу плакала ворона.

9. Пошла курица в аптеку и сказала кукареку

дайте мыло и духи, чтоб любили петухи.

  1. Мы частушки вам пропели хорошо ли ,плохо ли

а теперь мы вас попросим, чтоб вы все похлопали.

Учитель: Издавна повелось в народе приглашать в дом гостей. Как старались хозяйки. Национальным блюдом у нас на Урале считаются блины. Давайте и мы с вами попробуем определить что нужно для того , чтобы испечь блины.

Игра

«Испеки блины»

( Карточки. Необходимо выбрать подходящее. Подчеркни данное слово )

  1. Вода, лимонад, молоко
  2. мука, гречневая крупа, рис
  3. яйцо сырое, яйцо варёное
  4. соль, сахар
  5. масло

Учитель: Целый день хозяйка крутилась как белка в колесе по хозяйству. Но и вечером она убаюкивала своих деток славной колыбельной песней.

Исполнение колыбельной песни

1песня

Баю-баю зыбаю отец ушёл за рыбою,

Мать ушла пелёнки мыть,

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя Машенька кормить.

2 песня

Баю-баюшки-баю.

Живёт мужичок на краю

Он не беден, не богат ,полна горница ребят.

Полна горница ребят.

3 песня

Люли, люли , люленьки.

Прилетели гуленьки.

Стали Ваню утешать,

стал Ванюша засыпать.

Хозяйка: всё, что вы увидели и услышали сегодня -это небылицы, сказки, песни, игры всё это наше с вами богатство.

Хозяин: Это всё дошло до нас со старины глубокой. Мы с вами должны не забывать, а только преумножать наше культурное достояние.

Гость:

Хорошо мы посидели,

Поиграли и попели.

Хозяйка: Очень рады мы гостям, приходит снова к нам.

Хозяин: До свиданья, всем спасибо!

Что пришли на праздник вы!

Вам желаем счастья, мира, и смеяться от души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Урок Кубановедения в 3 классе по теме: "Устное народное творчество"

Урок по теме: "Устное народное творчество" знакомит учащихся с жанрами фольклора на Кубани....

Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"

Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

2 класс литературное чтение ,тест по теме " Устное народное творчество"

Используется в качестве проверки знаний учащихся после изучения раздела " Устное народное творчество"...