Главные вкладки

    Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Устное народное творчество"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Вадавая Елена Николаевна

    Урок литературного чтения в технологии РКМЧП

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_lit._cht._v_tehnologii_rkmchp.docx41.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Петушки Владимирской области

     «Урок в технологии РКМЧП»

    Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Устное народное творчество»

    учитель начальных  классов

     Вадавая Елена Николаевна

    2016 год

     Предметная область: литературное чтение.

    УМК: «Школа России».

    Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений.

    Тема: Урок обобщения и закрепления знаний по теме «Устное народное

                  творчество».

    Цель: обобщить знания учащихся по выученным жанрам УНТ, учить

                 работать в группе, развивать творческие способности, фантазию,

                 наблюдательность, прививать интерес к чтению.

            Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие  эстетических чувств на основе знакомства с жанрами УНТ,  формирование ответственности человека за общий результат деятельности в группе, коллективе.

        Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  формирование основ оптимистического восприятия мира, самостоятельность в  учитывании  выделенных  учителем ориентиров  для выполнения учебной задачи, осуществление  анализа с выделением существенных и несущественных признаков,использование речи для регуляции своего действия.

           Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: научиться, используя основные признаки видов УНТ,  выделять их из других жанров, попробовать проявить свои знания и творческие способности.

         Форма проведения: урок-путешествие.

         Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, авторский медиапродукт (слайдовая презентация), задания для детей, магнитная доска.

    Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

    п/п

    Этапы

    урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    Вызов

      Учитель подводит детей к теме урока. Приходит на урок со шкатулкой с заданиями.

    Откроем скоро сундучок волшебный,

    В нем для вас задания, наверное.

    В творчество народное нырнем,

    Обобщения урок начнем.

    - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

         - Да, мы получили задания от Василисы Премудрой. Она нам в помощь прислала волшебный клубочек, который поведет нас по стране УНТ. Все задания мы, ребята, должны выполнить, иначе клубочек не вернется назад в сказку. Поможем ему. (Слайды 2,3) Постановка проблемного вопроса.

    Докажем, что УНТ было и есть достоинством и умом народа.

    Словарная работа.  Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

    - Какие человеческие  качества вы знаете? (Слайд 4)

    Дети формулируют тему, цель, задачи с помощью учителя, настраиваются  на работу.

    Р: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    Л: формирование осознания своей этнической принадлежности и развитие чувства толерантности к окружающим

    К: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание

    П: формирование основ оптимистического восприятия мира

    2.

    Осмысление

    Роль учителя – навигатор.

    1. Речевая разминка (Слайд 5)

    Речевая разминка у нас впереди,

    Скороговорку произнеси!

    - Что такое скороговорки? Для чего они нужны?

    - Какой звук здесь повторяется?

      От топота копыт пыль по полю летит.

    К-с «Кто лучше произнесет скороговорку?»

    2.Первое задание простое –

    Ваши знания оно утроит.

    Назовите быстро, без обиды,

    Творчества народного все виды.

    (Слайд 6)

    Прием кластер (гроздь).

    (Приложение 1) Работа на магнитной доске

    3.Второе задание уж посложнее,

    Ану угадайте жанры скорее! (Слайд 7)

    Работа в парах – детям дается текст, они определяют вид УНТ, рассказывают о его особенностях. (Приложение 2)

    4. Третье задание, ох, непростое,

    Немножко сложнее, чем было второе,

    Составьте из данных запутанных фраз

    Песню для маленьких деточек враз!

    Нашей Гале так дает,

    Ходит сон по горе,

    Всем детишкам продает,

    Носит дрему в рукаве. (Слайд 8)

    - Что вы представляете, когда слышите колыбельную песню?

    Прием «синквейн» (Слайд 9).

    (Приложение 3).

    - Для кого народ составляет колыбельные песни?

    - Какие маленькие детки?

    - Что они делают?

    - Составьте предложение со словом «дети».

    - Подберите синоним к слову «дети». Что такое синоним?

    5. Отгадать загадки

    Нужно вам теперь,

    В дивный мир смекалки

    Открываем дверь! (Слайд 10)

    - Чем отличается загадка от других видов УНТ?

    Василиса Премудрая загадала загадки из сказок.

    - Что на свете всех быстрее? (Мысль)

    - Что на свете всех милее? (Сон)

    - Что на свете всех жирнее? (Земля)

    6. Физкультминутка (Слайды 11,12)

    Дети выполняют движения в сопровождении русской народной песни «Во поле березка стояла».

    - Под какую песню мы с вами танцевали?

    - Что прививают нам песни? (Любовь к прекрасному, воспитывают патриотические чувства…)

    Волшебный клубочек ведет нас дальше!

    7. Сказки народные

    Вспомним сейчас,

    Фраз сказочных много

     Собрали для вас! (Слайд 13)

    - Вспомним признаки сказок.

    - Какие сказки мы с вами прочитали, сейчас вспомним.

    Викторина по прочитанным сказкам. (Приложение 4)

    Прием «Уголки». Класс делится на две группы. Одна записывает положительных героев сказок, другая – отрицательных. Дети рассказывают, почему отнесли того или другого героя в группу. Коротко характеризуют.

    8. Ой, запутались слова,

    Отгадать вам их пора! (Слайд 14)

     Детям нужно отгадать названия народных сказок.

    «Боклоко» -«Колобок»

    «Кареп»-«Репка»

    «Чкорснегуа»- «Снегурочка»

    «Чкавикару»-«Рукавичка».

    Прием «Логическая цепочка». (Слайд 15)

    Передадим в виде цепочки последовательность сказки «Колобок» (Приложение 5).

    Домой вам было задание – проинсценировать русскую народную сказку «Колобок». Сейчас посмотрим вашу презентацию инсценировки сказки.

     (Приложение 6) (Слайды 16-22)

    - Молодцы! Чему учит нас эта сказка?

    9. Раз, два, три, четыре, пять-

    Будем снова продолжать!

    Вот пословицы рассыпались-

    Нужно будет их собрать! 

    (Слайд 23)

    -Что называется пословицей?

    - Какие тематические группы пословиц вы можете назвать?

    Детям предлагается из частей собрать пословицы.

     (Приложение 7).

    - Чему они нас учат. Охарактеризуйте две составленные пословицы.

    -Молодцы! Все работали отлично, помогли мы волшебному клубочку.

    Обобщим, почему УНТ было и есть достоинством и умом народа.

    Проводят речевую разминку (хором, индивидуально), работают над дикцией.

    На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с информацией,

    опора на опыт учащихся. Дети систематизируют в игровой форме знания о жанрах УНТ, их особенностях.

    Определяют в парах вид данного текста, его роль в жизни человека.

    Систематизируют знания про  особенности колыбельных песен, учатся работать со стихотворными текстами, пытаются самостоятельно анализировать текст.

    Развивают эстетические чувства,  образное представление, мышление, память.

    Отгадывают загадки в виде вопросов. Развивают смекалку, мышление, умение осознанно анализировать полученную информацию.

    Здоровьесберегающая технология. С удовольствием дети вспоминают особенности народных песен,  учатся высказывать свои мысли.

    Дети вспоминают и используют прочитанный материал по теме, выбирают нужный.

    Учатся аргументировать свою позицию (прием «Уголок»).

    В  форме соревнования (кто же первый отгадает) отгадывают слова, учатся работать с данным материалом.

    Устанавливают причинно-следственные связи.

    Дети показывают свои творческие и артистические способности, передают характерные признаки животных.

    Работают с содержанием малых жанров УНТ, учатся их анализировать, подводить итог, выявлять суть.

    Дети высказывают свои суждения.

    Примерные ответы:

    - Песни развивают эстетический вкус.

    - Сказки учат добру.

    - В пословицах мудрость народа.

    - Потешки, пестушки рзвлекают, потешают детей.

    -УНТ сопрвождает нас всю жизнь, начиная с детства.

    - Нужны ум и творчество, чтобы что-то сочинить…

    П: осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков

    П:самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи

    П: распознавание особенностей построения фольклорных форм

    Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    К: формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

    Р: умение действовать по образцу и заданному правилу

    К: эмоционально -позитивное отношение к  процессу обучения

    Л: развитие  эстетических чувств на основе знакомства с жанрами УНТ

    П: распознавание особенностей построения фольклорных форм

    К: формулировать собственное мнение и позицию

    К: ориентация на партнёра по общению

    Л: формирование ответственности человека за общий результат деятельности в группе, коллективе.

    К: соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом

    П: строить речевое высказывание в устной форме

    Р: понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

    3.

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Урока итог мы сейчас подведем,

    Волшебный клубочек

    В сказку вернем!

    Что обощили,

    Давайте-ка вспомним,

    Багаж наших знаний

    Успешно пополним! (Слайд 24)

    Обзор литературы (Слайд 25)

    Прием «Микрофон».(Слайд 26)

    - В чем же краса видов УНТ?                    -Почему они сопровождают нас всю жизнь?

    - Чем вам понравился урок?

    - Продолжите: после урока мне захотелось…

    Нарисуйте смайлик в тетрадях, который выражает ваше отношение к материалу урока.

    (Выставление оценок)

    Написание творческих работ (Приложение 8 – примеры детских творческих работ)

    Устанавливают причинно-следственные связи между блоками информации.

    Отвечают  на проблемный вопрос, принимают к сведению предложенную литературу

    Выражают свое отношение к материалу урока, форме проведения.

    Дети принимают к сведению домашнее задание.

    К: расширение  читательского кругозора

    Р: развитие монологической речи

    Л:грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме

     

    Прогнозируемый результат:

    1. дети обобщат и систематизируют знания по выученным жанрам УНТ;
    2. научатся, используя основные признаки видов УНТ,  выделять их из других жанров, попробуют проявить свои знания и творческие способности;
    3. будут продолжать учиться работать в парах, группах, индивидуально;
    4. продолжат развивать наблюдательность, смекалку, внимание, умение анализировать, делать вывод,  самостоятельность в  учитывании  выделенных  учителем ориентиров  для выполнения учебной задачи, использование речи для высказывания собственного мнения;
    5. продолжат формировать ответственность за общий результат деятельности в группе, коллективе.

       Приложение 2

    Определить жанр произведения:

    1. Рано утром, вечерком,

    Поздно на рассвете

    Баба ехала пешком

    В ситцевой карете.

    А за нею во всю прыть,

    Тихими шагами

    Волк старался переплыть

    Миску с пирогами. (Небылица).

    1. Под горой у сосновой опушки

        Жили-были четыре старушки.

        Жили-были четыре старушки,

        Все четыре-большие болтушки. (Скороговорка)

    1. Баю, баю, баю-бай,

    Глазки, детка, закрывай,

    В снах прекрасных улетай

    В дивный и волшебный край. (Колыбельная)

    1. Ехал грека через реку.

    Видит грека: в реке рак.

    Сунул грека руку в реку,

    Рак за руку греку цап! (Скороговорка)

    1. На пригорке у Егорки

    Есть конек-горбунок.

    Кто коня запряжет,

    Нам подарки привезет!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Отправляйся запрягать! (Считалка)

    1. Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая:

    Ножками топ, топ!

    Глазками хлоп, хлоп!

    Кто кашки не ест,

    Кто молока не пьет,

    Того забодает, забодает. (Потешка)

    1. Скок-скок-поскок!

    Молодой дроздок

    По водичку пошел,

    Молодичку нашел.

    Молодиченька,

    Невеличенька:

    Сама с вершок,

    Голова с горшок.

    Шу-вы! Полетели,

    На головушку и сели. (Прибаутка)

    1. Спи, усни,

    Бай, бай, бай!

    Угомон тебя возьми.

    Спи, посыпай,

    Боронить поспевай.

    Мы те шапочку купим,

    Кафтан сошьем,

    Кафтан сошьем,

    Боронить пошлем

    В чистые поля,

    В зеленые луга. (Колыбельная)

    1. Уродилась я на славу,

    Голова бела, кудрява.

    Кто любит щи-

    Меня в них ищи. (Капуста – загадка)

    1.  Белые бараны били в барабаны.

    Проворонила ворона вороненка. (Скороговорки)

    1.  Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

    Землю красит солнце, а человека – труд. (Пословицы)

                                                                                                      Приложение 3

    Прием «Синквейн»

    дети

    маленькие, любопытные

    слушают, познают, играют

    Дети радуются ясному солнышку.

    малыши

                                                                                                   Приложение  4

                           Викторина по сказкам

    1. «Как аукнулось, так и откликнулось!»  («Лиса и журавль»)
    2. «А солдат ест да посмеивается» («Каша из топора»)
    3. «Жили-были петушок и курочка» («Петушок и бобовое зернышко»)
    4. «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой». («У страха глаза велики»)
    5. «-Доченька, говорила мать,- мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей- мы купим тебе платочек» («Гуси- лебеди»)
    6. «Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется». («Каша из топора»)
    7. «Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего» («Лиса и тетерев»)
    8. «Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает: «Петя, не торопись, Петя, не торопись.» («Петушок и бобовое зернышко»)

                                                                                                   Приложение 5

                           Логическая цепочка

              (Русская народная сказка «Колобок»)

    Старик и старуха – Колобок-Заяц-Волк-Медведь-Лиса

                                                                                                   

    Приложение 6

    Колобок

    Русская народная сказка

    Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
    — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
    Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке.
    Катится колобок, а навстречу ему заяц:
    — Колобок, колобок, я тебя съем!
    — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
    И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
    Катится колобок, а навстречу ему волк:
    — Колобок, колобок, я тебя съем!
    — Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
    И покатился колобок дальше!
    Катится колобок, а навстречу ему медведь:
    — Колобок, колобок, я тебя съем!
    — Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.
    Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
    — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
    Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
    — Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
    Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
    А лиса его — ам! И съела!

                                                                                                     Приложение 7

    Конкурс «Соберем пословицу»

    Любишь кататься-                                  а врозь  скучно.

    Делу время,                                             один раз отрежь.

    Вместе тесно,                                          потехе час.

    Семь раз отмерь,                                    люби и саночки возить.

                                                                                       

       

     Приложение 8

    Творческие работы учеников 2-б класса

    Принцесса и

                   фея

    Сказка

                                             

                                                Жила-была принцесса Анастасия.                                                          Она находилась в замке совсем одна. Ей было очень грустно, хотелось иметь друзей.

        Однажды к ней пришла добрая фея.

    - Какое у тебя горе? – спросила она.

    - У меня нет друзей, - ответила Анаста-

    сия.

    - Почему?

    - Меня заколдовала злая ведьма.

    - Я помогу тебе, но ты должна быть доброй, внимательной, отзывчивой. 

            Девочка обрадовалась. Фея сняла злые чары, и у принцессы появились друзья. Она стала очень веселой, приветливой.

    Шевелкина Ксения 2-б класс

                  Про пчелку

    Сказка

         Жила-была пчелка. Она любила собирать нектар.

       Однажды утром, когда  пчелка вылетела из улея,  шмели напали на ее жилище, съели весь нектар и разрушили домик.

        Пчелка полетела куда глаза глядят. Ей встретились на пути другие пчелки-труженицы. Они пожалели ее и взяли к себе в улей жить.

        Пчелка зажила в новой пчелиной семье лучше прежнего!

    Гришина Анастасия 2-б класс

    Небылица

         Жили-были две цихлиды,

        И пошли они гулять

        Да грибочки собирать.

       А грибочков нет –

        Дайте нам котлет!

                                Мусатова Оля 2-б класс

    Потешка

    Маленький котенок

    Неуклюжий, как утенок.

    Шел, шел, в лес попал,

    Заблудился  и упал.

    Но нашла котенка

    Кошечка в потемках.

    Коприхина Диана 2-б класс

           Загадки

                              Урожай мы собираем,

                              Птиц на юг мы провожаем.

                                Когда?

                                                       (Осенью)

     Солнцем согретая,

    Травою одетая. Что это?

                                        (Весна)

                                                                Мы купаемся, играем,

                                                                 И на солнце загораем.

                                                                 Когда? (Летом)

    Холодно, морозно,

    Зябко нам и скользко.

    Когда?  (Зимой)

      Сочинила ученица 2-б класса Суворова Елизавета


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 3 классе по теме :"Таблица умножения и деления.Обобщение и закрепление знаний"

    Урок с презентацией  был подготовлен для участия в конкурсе "Учитель года-2011".Для работы в группах , парах и индивидуальной работы карточки подготовила в виде сот оранжевого цвета.В конце урока...

    Конспект урока по математике в 3 классепо теме "Уравнение. Обобщение и закрепление знаний"

    Урок  учитывает требования ФГОС 2 поколения: самоконтроль учащихся (самопроверка, взаимопрвера), работа в группах, самостоятельная постановка цели и задачи урока самими учащимися. Прилагается пре...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Обобщение и закрепление знаний о глаголе".

    Обобщение и закрепление знаний о глаголе. Школа России. Урок с использованием интерактивной доски....

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол"

    Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.Вид урока: Практическая работа, беседа.Цель урока: Сове...