Главные вкладки

    Урок Кубановедения в 3 классе по теме: "Устное народное творчество"
    план-конспект урока (3 класс) по теме

    Прохода Наталья Валерьевна

    Урок по теме: "Устное народное творчество" знакомит учащихся с жанрами фольклора на Кубани. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon unt.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок Кубановедения в 3 классе.

    Тема: Устное народное творчество.

    Цель: -  познакомить учащихся с устным народным творчеством Кубани,

               -  разобрать его жанры,

               - прививать интерес к художественному слову, красоте поэтических

                 образов, сравнений,

               - развивать познавательный интерес к истории своего народа,

               - развивать связную речь, словарный запас, воображение, память,

               - воспитывать интерес к произведениям народного искусства,  

               -  воспитывать любовь к родному краю, языку, традициям.

    Оборудование: презентация по теме, разрезные карточки с пословицами и поговорками, карточки с загадками.

    Ход урока.

    1. Организация начала урока.

    2. Сообщение темы и цели урока.

                    Кубань! Кубань!

                    Степная дочь России!

                    Краса полей в цвету хлебов густых!

                    В мою судьбу светло и негасимо

                    Идёшь в венке колосьев золотых.

                    Цвети, Кубань!

                    От края и до края!

                    С далёких лет ты в сердце у меня!

                    Казачья песня, слава трудовая,

                    Кубань! Кубань!

                    Бескрайняя моя!

          Богат наш край устным поэтическим творчеством. А что мы понимаем под словами устное народное творчество?

         Устным оно называлось потому, что в далёкие времена ещё не существовало письменности, и передавали знания из уст в уста, а народным, потому что автором всех произведений был народ.

           На Кубани представлены практически все основные виды и жанры не просто русского, а славянского фольклора.

           Фольклор передаётся из поколения в поколение устным путём.

    А сейчас мы проследим за тем, как фольклор сопровождал человека в течение  всей жизни с момента рождения.

         Первыми фольклорными песнями в жизни человека были колыбельные. Они помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу – пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали.

         Вспомните колыбельные.

         Баю, баюшки, баю,

         Не ложися на краю,

         Придёт серенький волчок,

         Тебя схватит за бочок.

    Ребёнок начинал делать свои первые шаги и на помощь пришли потешки, которые помогали ему развиваться, веселили его.

        Петя – петя петушок,

        Золотой гребешок,

       Что ж ты рано встаёшь,

       Детям спать не даёшь?

    Ребёнок учился играть.  Через игру происходило освоение будущих жизненных ситуаций, воинских и бытовых.

    Игры были: ролевые, соревнования, с предметами, разыгрывание песенных сюжетов и др.

    3. Физминутка.

     А сейчас мы с вами поиграем в игру «Селезень утицу прогонял» (тип «Ручеёк»)

    Ни одна игра не проходила без песен.

         На Кубани сохранились песни, в которых от начала и до конца воспроизводится процесс посева, выращивания, обработки  и  использования льна. ( «Как мы сеяли лён»)

        Занимаясь вышивкой, прядением песня была лучшим помощником.

       В свободное от работы время и в праздники девушки водили хороводы

     и пели песни.

                                  Песни:

    1. Исторические                                                          
    2. Жизненного круга
    3. Бытовые и военно-бытовые
    4. Романсы
    5. Страдания
    6. Частушки
    7. Календарные (колядки)
    8. «Прошли бои великие»

     «Як пиду в садочок»

    «Распрягайтэ, хлопци, коный»

    «А мы гуляли у саду»

    «Провожала маты сына у солдаты» и др.

    Любили загадывать загадки

    1. Иван да Стефан

         Видят друг друга.

         А не сойдутся.  (пол и потолок)

    1. Всем руку подаёт,

         А себя не называет. (дверь и ручка)

    1. Белый огонь

         Палит ладонь,

         Дыма не знает,

         Нас согревает. (лампа)

    1. Щедрая царица

         Кормит станицы. (пшеница)

    1. За лисом, за пролисом

         Красно платье высыть. (солнце)

    1. Стоит хлевец, полон белых овец. (зубы)

    1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звёзды и месяц)

    В фольклоре кубанских казаков важное место занимают пословицы и поговорки, представляющие собой краткие и простые изречения, вошедшие в речевой оборот

    1. Труд и хлеб – всему голова.
    2. Хто любэ трудиться, тому без дила нэ лэжиться.
    3. Веселись, та й играй, да дило знай.
    4. Около людей великая беда заживает.
    5. Богато будэш знать, рано состарэся.
    6. Биз воды – ни туды и ни сюды.
    7. Биз труда нэма плода.
    8.   Вик жэвы, вик учись.

    4. Закрепление нового материала.

    - А сейчас я предлагаю вспомнить вам жанры устного народного творчества. (ребята перечисляют их)

    - Ребята, давайте прочитаем предложенные жанры УНТ и определим их классификацию.

    1. Пословицы
    2. Поговорки
    3. Загадки      
    4. Песни    
    5. Колыбельные          
    6. Потешки          
    7. Заклички
    8. Сказы и т.д.
    1. Два сапога -  пара. (поговорка)
    2. На горе – горушке

    Стоит старушка,

    Руками машет,

    Хлеба просит,

    Даёшь ей хлеба, назад отдаёт. (мельница)

    (загадка)

    1. Катилась торба

    С высокого горба,

    А в этой торбе

    Хлеб, да водица

    Кому достанется,

    Тому водиться. (считалка)

    1. Дождик, дождик, припусти,

    Дай гороху подрасти,

    Дождь, дождь, дождь,

    Поливай, как хочешь,

    На дедову пшеницу,

    На наш ячмень,

    Поливай весь день. (закличка)

    - Помогите собрать пословицы и поговорки.

    Бережёного и                                     Бог бережёт.

    Без труда не вынешь и                    рыбку из пруда.

    Бъётся, как                                          рыба об лёд.

    В одно ухо влетело,                         а в другое вылетело.

    В гостях хорошо,                               а дома лучше.

    В чужом глазу соринку видишь,   а в своём и бревна не замечаешь.

    Готовь сани летом,                           а телегу – зимой.

    5. Итог урока.

    - Вот и подошло наше путешествие по жанрам устного народного творчества к концу.

    - Что интересного для вас было на уроке?  

    6. Домашнее задание.

    Подготовить пословицы, поговорки, загадки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"

    Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....

    Урок по литературному чтению в 1 классе на тему :"Устное народное творчество".

    Материал к уроку литературного чтения для 1 класса по теме "Устное народное творчество. Малые формы"....

    Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Устное народное творчество"

    Данная презентация подходит к уроку литературного чтени в 3 классе на тему: "Устное народное творчество" по программе Начальная школа 21 века...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

    Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Устное народное творчество

    Предлагаю вашему вниманию урок по литературному чтению для 2 класса ( программа Начальная школа 21 века)...

    Урок литературного чтения 2 класс по теме "Устное народное творчество"

    Урок  - обощение по теме "Устное народное творчество" во 2 классе по программе "Школа России"....

    Итоговое занятие (урок) по литературному чтению по теме «Устное народное творчество»

    Данная методическая разработка может быть проведена как соревнование между классами начальной школы или внутри конкретного класса. В роли ведущих на станции могут выступать учителя, родители или учащи...